Великий шёлковый путь
Вели́кий шёлковый путь — маршрут караванной дороги, связывавшей Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. С 1877 года её называют «Великим шёлковым путем», термин введён немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном. Великий шёлковый путь — важнейший цивилизационный проект в истории человечества. В разные этапы его существования менялись содержание и значение, направления и масштабы осуществления контактов[1].
В первую очередь использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная — мимо озера Лобнор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части) вела в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря[2].
По проложенным путём шли не просто караваны с товарами, там происходит интенсивный обмен идеями, культурой, традициями и обычаями. Шёл обмен и религиозными верованиями (распространение ислама в эпоху Арабского халифата, буддизм, христианство на Востоке). Расцвет торговли явился причиной создания городского хозяйства и городов как центров ремесла и торговли.
В Список всемирного наследия ЮНЕСКО от Кыргызстана в 2014 году включён в качестве номинации «Шёлковый путь: сеть маршрутов Чанъань — Тянь-Шанского коридора» (Бурана, Ак-Бешим, Красная речка). В 2023 году к Списку объектов всемирного наследия Шёлкового пути присоединился также Зарафшан-Каракумский коридор, включённый Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном[3].
История пути
Название
Великий шёлковый путь протянулся от берегов Атлантического океана до берегов Тихого океана, пересёк весь Азиатский континент и соединил страны Средиземноморья с Дальним Востоком в древности и средневековье. Возникновение Великого шёлкового пути относится ко II веку до нашей эры. А термин «Великий шелковый путь» был введён в историческую науку в 1877 году немецким путешественником и географом Ф. фон Рихтгофеным. Он занимался исследованием темы процветающей торговли между Римской империей и Китаем периода с III века до нашей эры до III века нашей эры. Важным же этот маршрут являлся вплоть до XVIII века. Тогда сухопутную торговлю вытеснила морская[4].
Становление Шёлкового пути
Предшественниками Великого шёлкового пути были Нефритовый и Лазуритовый пути. По археологическим данным, ещё в тысячелетии до нашей эры существовал «лазуритовый путь». Он начинался в горах Памира, проходил через Иран до Передней Азии и Египта. Полудрагоценный камень лазурит (ляпис — лазурь), добываемый в районе верхней Амударьи на Памире (в Бадахшане), высоко ценился ювелирами древневосточных государств, таких как Шумер (Двуречье) и Египет. При раскопках гробниц в них были обнаружены изделия из бадахшанского лазурита[5]. В середине I тыс. до нашей эры стал функционировать «Степной путь». По описаниям древнегреческого историка и географа Геродота, он следовал из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и далее на Алтай, в страну агриппиев, населявших район Верхнего Иртыша и озеро Зайсан (на востоке Казахастана). В распространении драгоценных шёлков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попал в Центральную Азию и Средиземноморье. С конца II тысячелетия до нашей эры появился «нефритовый путь», по которому велась торговля самоцветами из Центральной Азии в обмен на китайский шёлк.
Великий шёлковый путь представлял собой не единую транспортную магистраль, а переплетение большого количества маршрутов и дорог, действовал до XVII века. Со временем маршруты менялись, две основные трассы, связывающие Восток и Запад: Южная дорога и Северная дорога. Южная дорога шла от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию, а Северная дорога, которая начиналась на севере Китая, затем через Памир и Приаралье вела к Нижней Волге и Чёрному морю. Южную и Северную дороги соединяли между собой несколько промежуточных маршрутов. Со временем появлялось все больше путей, которые смещались то к Северной, то к Южной дороге[6].
Основатели пути
История Великого шёлкового пути берёт своё начало с момента завоевательных походов Александра Македонского. Первым путь из Европы в Центральную Азию открыл Македонский в IV веке до нашей эры. Весной 329 года до нашей эры Македонский разгромил армию последнего ахеменидского царя Дария и появился на границе Средней Азии. Несмотря на сильное сопротивление, Александр Македонский устанавливает здесь свое господство. В течение этого периода сохранялись связи между Средней Азией и культурами Индии, и восточного Средиземноморья. А настоящим основателем Шёлкового пути стал дипломат и путешественник из Китая Чжан Цянь, открывший для китайцев страны Средней Азии во II веке до нашей эры[7].
Известно, что китайский император By Ди в 138 году до нашей эры отправил своего сына посла Чжан Цзяня на поиски союзников в борьбе против хуннов, которые опустошали северные окраины Китая. Путешествуя, дипломат попал в плен к хуннам и лишь через десять лет сумел бежать и продолжить свое дело. Через высокие перевалы Центрального Тянь-Шаня вышел к Иссык-Кулю, пройдя вдоль берега реки Нарын он попадает в Ферганскую долину. Для него явилось неожиданностью то, что в долине располагалось множество городов, объединённых в одно государство. Он пытался договориться с правителем Ферганской долины, но тот соглашался только на установление торговых отношений, и Чжан Цзянь представил императору подробный доклад о своем пребывании в Средней Азии, указал удобные пути для торговли, которые впоследствии стали основой Великого шёлкового пути. Так в результате объединения пути, проложенного Македонским, и маршрута Цяня образовалась крупнейшая торговая магистраль, изменившая в дальнейшем жизнь многих народов. Итальянский путешественник и купец Марко Поло был первым, кто назвал этот путь «шёлковым», хотя он, с таким же успехом, мог бы называться «хлопковым, стеклянным и т. д.»[8].
После своего путешествия по маршруту Великого шёлкового пути создал труд «Книга о разнообразии мира». А «великим» маршрут стали называть потому, что он связал бескрайние просторы восточных регионов Азии с западными странами, оживив торговлю во многих городах, через которые проходили караваны[9].
Маршруты
Караваны стали ходить по Шелковому пути в середине II века до нашей эры, когда Китай открыл свои границы для торговли. А уже в IV веке согдийцы основали свои торговые колонии вдоль торговых путей, ведущих в Китай. Они существовали вдоль всей восточной трассы Великого шёлкового пути, от Самарканда до Чаньаня в Китае. Одна из главных дорог, пересекающая Азию с востока на запад, начиналась в столице древнего Китая Чаньане и следовала до его северо-западных границ вдоль пустыни Гоби, через Таримский бассейн, далее по Восточному Туркестану. Переправившись через Тянь-Шань, часть караванов шла через Ферганскую долину и Ташкентский оазис в Самарканд — столицу Согдианы, Бухару, Хорезм, далее к берегам Каспия. Часть караванов из Самарканда держала путь в Бактрию и через долину Кашкадарьи выходила к Термезу, откуда, переправившись через Амударью, направлялась на Юг в Бактры и Индию. Другое ответвление дороги из Тарима огибало пустыню Такла-Макан с юга и через Хотан и Яркенд вело в Бактры (северный Афганистан) и Мерв, откуда через Персию, Сирию доходило до Средиземноморья, и часть товаров морем попадала в Рим и Грецию[2].
Смена маршрута Великого шёлкового пути меняла границы государств и геополитическую обстановку. Постоянные войны на Ближнем Востоке в VIII—X веках заставили купцов проложить новые маршруты через речные системы Восточно-Европейской равнины. Что стало ключевым фактором, повлиявшим на формирование государственности у хазар, волжских булгар и русов.
Путевые трудности
Протяженность Великого шёлкового пути составляла 12 тысяч километров. Караваны и купцы преодолевали огромные трудности при переходе через Тянь-Шань и Памиро-Алай. Тщательно продумывалась движения каравана (маршрут), которая менялась под воздействием определённых обстоятельств. Не всегда маршрут формировался в направлении движения по наиболее благоприятной с точки зрения погодно-климатических и ландшафтных условий местности. Зачастую караван был вынужден идти по более сложной местности из-за угрозы набега кочевников, грабителей, создававших риски для груза и торговцев. Горные трассы, несмотря на сложность высокогорного рельефа, в отличие от степных путей были более безопасными для караванов — горные хребты служили надёжной защитой от разбойничьих нападений[1]. Вместе с товарами вдоль Шёлкового пути распространялись и болезни. От одного пункта к другому переносились инфекционные заболевания.
Торговые отношения
Постепенно торговые отношения между Средней Азией и Китаем укрепляются. Каждый год императорский двор направлял по меньшей мере пять миссий на запад в сопровождении нескольких сот стражников. Они везли с собой шёлк и металлические изделия, которые обменивали на лошадей, кормовые культуры, нефрит, коралл, а также виноград и хлопок из Средней Азии. Хорезм, Согдиана (древняя историческая область в Центральной Азии) и Фергана стали преуспевающими торговыми центрами. Значительная потребность в уникальных шёлковых тканях была в Персии и в государствах к западу от неё.
В Европе считали, что шёлк растёт на деревьях и что только китайцы знают секрет этой культуры. И в Китае долгое время секрет производства шёлковых тканей держался в строжайшем секрете. В период правления Октавиана Августа (I в.до н. э.) Рим платил за китайский шёлк шерстяными товарами, специями и стеклянными изделиями. Шёлк, наряду с золотом, превратился в международную валюту. Им одаривали царей и послов, выплачивали жалование наемному войску и государственные долги[1].
В самом Китае, основном поставщике шёлка на мировой рынок, шёлк тоже часто выполнял функцию денег. Им оплачивали лекарства, литературные произведения, продовольственные и другие товары. Шёлком рассчитывались за трудовые повинности. Шёлком можно было откупиться за уголовные преступления. Например, за 20 кусков шёлка можно было избежать казни. В Согде шёлк также стал наиболее ценным эквивалентным товаром[10].
Передача технологий
Шелковый путь не ограничивался торговлей товарами и культурными идеями; он также сыграл решающую роль в распространении технологий. Список основных технологий, ставших предметом обмена между Востоком и Западом:
С Востока на Запад — технологии разведения тутового шелкопряда и шелкоткачества; технологии изготовления бумаги; технологии изготовления и применения пороха; технологии изготовления фарфора; культура выращивания и употребления чая; технология изготовления лаковых изделий; технологии добычи и использования природных красителей; технологии изготовления хлопчатобумажных тканей; технологии производства парфюмерных изделий; технологии обработки древесины, кож, металлов, ковроделие, гончарное дело и другие; приемы выращивания и использования породистых лошадей и другие.
С Запада на Восток: виноградарство и виноделие; овощеводство и садоводство; технологии варки стекла и изготовления стеклянных изделий; технологии изготовления шерстяных, хлопчатобумажных и льняных тканей; технологии изготовления гобеленов; технологии производства и обработки металлов; технологии изготовления колесных экипажей;технологии изготовления оружия и военного снаряжения и другие[1].
Расцвет пути
Наибольший расцвет данный торговый путь получил в эпоху существования Римской империи (на рубеже прошлого и нынешнего тысячелетий), во времена китайской империи Тан (когда китайцы поставили под свой контроль почти всю Среднюю Азию, до Самарканда и Бухары), во времена Монгольской империи (XIII в.) и в эпоху Тимуридов (XIV—XV веков). Огромные территории, находившиеся под контролем сильных властителей, формировали вполне определённые (в том числе и в результате подкупа) стабильные условия для перемещения товаров и развития торговли, что значительно снижало сопутствующие риски. На пути перемещения караванов развивались и населенные пункты. Великий шелковый путь стал мощным стимулом развития городской цивилизации. Вдоль торговых путей расцветали древние и возникали новые города, выраставшие из торговых факторий, караван-сараев (постоялые дворы), где путешественники могли отдохнуть и пополнить свои запасы. К таким городам можно отнести: Дербент, Бухара, Самарканд, Ургенч, Херсонес, Ольвия и многие другие[11].
Значение
Торговля приносила большую прибыль не только купцам, но и государствам через которые шли многочисленные караваны, платившие пошлины. Правители принимали меры для охраны купцов и взимали крупные штрафы, в случае нападения на караваны.
Благодаря Великому шёлковому пути культурные связи между странами развивались и взаимообогащались. Красивые и изящные вещи воспитывали эстетический вкус покупателей. В городе Тараз найдены серебряные вазы и кувшины, изготовленные знаменитыми мастерами Византии. В Отраре, Испиджабе, Талгаре была найдена красивая китайская фарфоровая посуда. Местные мастера научились изготавливать подобные изделия. Найденные в погребениях сакской знати зеркала свидетельствуют о наличии торговых связей Китая с сакскими племенами[12][13].
По Великому шёлковому пути распространились и религиозные идеи. В I веке до нашей эры из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан на территорию Казахстана проник буддизм. Основными миссионерами буддизма были согдийцы. Из Сирии проникло христианство несторианского толка. В VII—VIII веках оно широко распространилось в городах Южного Казахстана и Жетысу. Во владениях карлуков в IX—X веках была создана метрополия. Манихейство (синтез зороастризма и христианства) возникло в III веке в Иране. Главную роль в его распространении на территории Казахстана играли согдийцы[14].
Великий шёлковый путь способствовал укреплению дипломатических отношений между странами Востока и Запада. Оживление использования Великого Шелкового пути на международном уровне началось в середине II века до нашей эры. Благодаря торговле через Великий шёлковый путь в 568 году были установлены дипломатические отношения между Тюркским каганатом и Византией. Установление дипломатические отношений способствовало развитию торговли. Великий шёлковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до XIV века. Развитие морского флота и Великие географические открытия в конце XV — начале XVI веков привели к тому, что Шёлковый путь, как величайший транспортный корридор в истории человечества, постепенно теряет свою актуальность и приходит в упадок. Однако развлетвлённая сеть караванных путей Центральной Азии, входивших когда-то в систему Великого шёлкового пути, продолжала занимать важное значение во внутрирегиональной торговле и в связях с соседними странами и в более позднее время[15].
Планы возрождения
Человечество благодаря Великому шёлковому пути вступило в новый этап своего развития. Это был путь диалога, без которого человечество не смогло бы защищать свои экономические и культурные интересы. Путь мира без войны — и это был один из главных приобретённых людьми опытов. Проект возрождения Шёлкового пути предусматривает создание новых возможностей для развития торговых и культурных отношений между Азией и Европой. В мае 1993 года в Брюсселе Европейской комиссией была организована встреча представителей государств Центральной Азии и Кавказа, а также Европейского союза[16].
В 1998 году международная организация ЮНЕСКО объявила о начале десятилетнего проекта, названного «Интегральное изучение Шёлкового пути — пути диалога». На Великом шёлковом пути по Северному транспортному сухопутному маршруту из стран Азии в страны Европы ведущее место занимают Россия и Казахстан. Эти страны находятся в выгодном геополитическом положении на транзитном пути товаров из Азии в Европу, сотрудничество развивается в рамках таких организаций, как ШОС и ЕврАзЭС.Китайцы концепцию проекта «Нового шёлкового пути» назвали — «один пояс — один путь». Новый шелковый путь состоит из множества инфраструктурных проектов, которые должны опоясать всю планету. Система транспортных коридоров должна соединить: Австралию и Индонезию, Центральную и Восточную Азию, Ближний Восток, Европу, Африку и через Латинскую Америку выйти к США. Среди этих проектов планируются железные дороги и шоссе, морские и воздушные пути, трубопроводы и другая инфраструктура. Планируется также строительство железнодорожных путей от трансконтинентальных линий в Индию, Таиланд, Пакистан, Непал, Афганистан, Малайзию, в другие регионы Юго-Восточной Азии и Закавказья. Маршрут включает тоннель под проливом Босфор, паромные переправы через Каспийское море (Азербайджан — Иран — Туркменистан — Казахстан)[17].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Бойко И.В. Евразийская цивилизация и логистика Великого шёлкового пути // Евразийская интеграция: экономика, право, политика : Международный научно-аналитический журнал. — 2021. — Т. 15, № 2. — С. 40—48. — ISSN 2073-2929.
- ↑ 2,0 2,1 Екатерина Докашева, 2020, стр.88.
- ↑ Коридоры наследия Шелкового пути в Центральной Азии . Юнеско. Дата обращения: 14 октября 2024.
- ↑ Великий шёлковый путь . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 15 июня 2024.
- ↑ Екатерина Докашева, 2020, стр.13.
- ↑ Екатерина Докашева, 2020, стр.14.
- ↑ Екатерина Докашева, 2020, стр.16.
- ↑ Кобзева О. Н., 2002, стр.6.
- ↑ Екатерина Докашева, 2020, стр.36.
- ↑ Кобзева О. Н., 2002, стр.41-42.
- ↑ Екатерина Докашева, 2020, стр.90.
- ↑ Великий шёлковый путь
- ↑ Никулин С. В. Великий шёлковый путь // Путешествие во времени : Сборник. — Вып. 2012.
- ↑ Садыков К. П. Великий шёлковый путь и его влияние на культурные и религиозные взаимопонимания восточных народов // Корееведение в Центральной Азии:наука и образование (выпуск 1) : Сборник. — 2015. — С. 80—87. — ISBN 978-601-270-217-0.
- ↑ Каримова Н. Э., Тулибаева Ж. М, 2020, стр.61.
- ↑ Екатерина Докашева, 2020, стр.149.
- ↑ Екатерина Докашева, 2020, стр.150.
Литература
- Екатерина Докашева. Великий шёлковый путь (Полная история). — Москва: АСТ, 2020. — 320 с. — ISBN 978-5-17-1167226.
- Каримова Н. Э., Тулибаева Ж. М. Историческая география Великого Шелкового пути: сведения восточных письменных источников по Центральной Азии // Оазисы шелкового пути: исторические истоки интеграционных процессов в Евразии: материалы VI Международного Золотоордынского Форума «Pax Tatarica: генезис и наследие государственности Золотой Орды», круглого стола «„Via Tataricа“: Золотая Орда на Великом Шелковом пути» (Казань, 26—28 июня 2019 г.). — М.—Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; ИД «Исламская книга», 2020. — С. 49—63.
- Кобзева О. Н. Великий шёлковый путь (Учебно-методическое пособие). — Ташкент: Университет, 2002. — 92 с.
- Мамлева Л. А. Становление Великого шёлкового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия народов Евразии // Vita Antiqua. 1999. № 2. С. 53—61.
Ссылки
- Великий шёлковый путь
- Евразийская цивилизация и логистика Великого шёлкового пути
- Россия в конкурентном пространстве Великого шёлкового пути
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |