Великий шёлковый путь

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Шёлковый путь на земном шаре с современными границами с центром в Казахстане

Вели́кий шёлковый путь — маршрут караванной дороги, связывавшей Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. С 1877 года её называют «Великим шёлковым путем», термин введён немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном. Великий шёлковый путь — важнейший цивилизационный проект в истории человечества. В разные этапы его существования менялись содержание и значение, направления и масштабы осуществления контактов[1].

В первую очередь использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная — мимо озера Лобнор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части) вела в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря[2].

По проложенным путём шли не просто караваны с товарами, там происходит интенсивный обмен идеями, культурой, традициями и обычаями. Шёл обмен и религиозными верованиями (распространение ислама в эпоху Арабского халифата, буддизм, христианство на Востоке). Расцвет торговли явился причиной создания городского хозяйства и городов как центров ремесла и торговли.

В Список всемирного наследия ЮНЕСКО от Кыргызстана в 2014 году включён в качестве номинации «Шёлковый путь: сеть маршрутов Чанъань — Тянь-Шанского коридора» (Бурана, Ак-Бешим, Красная речка). В 2023 году к Списку объектов всемирного наследия Шёлкового пути присоединился также Зарафшан-Каракумский коридор, включённый Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном[3].

История пути

Название

Великий шёлковый путь протянулся от берегов Атлантического океана до берегов Тихого океана, пересёк весь Азиатский континент и соединил страны Средиземноморья с Дальним Востоком в древности и средневековье. Возникновение Великого шёлкового пути относится ко II веку до нашей эры. А термин «Великий шелковый путь» был введён в историческую науку в 1877 году немецким путешественником и географом Ф. фон Рихтгофеным. Он занимался исследованием темы процветающей торговли между Римской империей и Китаем периода с III века до нашей эры до III века нашей эры. Важным же этот маршрут являлся вплоть до XVIII века. Тогда сухопутную торговлю вытеснила морская[4].

Становление Шёлкового пути

В I веке Великий шёлковый путь соединял Дацинь и Серес

Предшественниками Великого шёлкового пути были Нефритовый и Лазуритовый пути. По археологическим данным, ещё в тысячелетии до нашей эры существовал «лазуритовый путь». Он начинался в горах Памира, проходил через Иран до Передней Азии и Египта. Полудрагоценный камень лазурит (ляпис — лазурь), добываемый в районе верхней Амударьи на Памире (в Бадахшане), высоко ценился ювелирами древневосточных государств, таких как Шумер (Двуречье) и Египет. При раскопках гробниц в них были обнаружены изделия из бадахшанского лазурита[5]. В середине I тыс. до нашей эры стал функционировать «Степной путь». По описаниям древнегреческого историка и географа Геродота, он следовал из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и далее на Алтай, в страну агриппиев, населявших район Верхнего Иртыша и озеро Зайсан (на востоке Казахастана). В распространении драгоценных шёлков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попал в Центральную Азию и Средиземноморье. С конца II тысячелетия до нашей эры появился «нефритовый путь», по которому велась торговля самоцветами из Центральной Азии в обмен на китайский шёлк.

Великий шёлковый путь представлял собой не единую транспортную магистраль, а переплетение большого количества маршрутов и дорог, действовал до XVII века. Со временем маршруты менялись, две основные трассы, связывающие Восток и Запад: Южная дорога и Северная дорога. Южная дорога шла от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию, а Северная дорога, которая начиналась на севере Китая, затем через Памир и Приаралье вела к Нижней Волге и Чёрному морю. Южную и Северную дороги соединяли между собой несколько промежуточных маршрутов. Со временем появлялось все больше путей, которые смещались то к Северной, то к Южной дороге[6].

Карта основных шёлковых путей в период с V века до н. э. по V век н. э.

Основатели пути

История Великого шёлкового пути берёт своё начало с момента завоевательных походов Александра Македонского. Первым путь из Европы в Центральную Азию открыл Македонский в IV веке до нашей эры. Весной 329 года до нашей эры Македонский разгромил армию последнего ахеменидского царя Дария и появился на границе Средней Азии. Несмотря на сильное сопротивление, Александр Македонский устанавливает здесь свое господство. В течение этого периода сохранялись связи между Средней Азией и культурами Индии, и восточного Средиземноморья. А настоящим основателем Шёлкового пути стал дипломат и путешественник из Китая Чжан Цянь, открывший для китайцев страны Средней Азии во II веке до нашей эры[7].

Известно, что китайский император By Ди в 138 году до нашей эры отправил своего сына посла Чжан Цзяня на поиски союзников в борьбе против хуннов, которые опустошали северные окраины Китая. Путешествуя, дипломат попал в плен к хуннам и лишь через десять лет сумел бежать и продолжить свое дело. Через высокие перевалы Центрального Тянь-Шаня вышел к Иссык-Кулю, пройдя вдоль берега реки Нарын он попадает в Ферганскую долину. Для него явилось неожиданностью то, что в долине располагалось множество городов, объединённых в одно государство. Он пытался договориться с правителем Ферганской долины, но тот соглашался только на установление торговых отношений, и Чжан Цзянь представил императору подробный доклад о своем пребывании в Средней Азии, указал удобные пути для торговли, которые впоследствии стали основой Великого шёлкового пути. Так в результате объединения пути, проложенного Македонским, и маршрута Цяня образовалась крупнейшая торговая магистраль, изменившая в дальнейшем жизнь многих народов. Итальянский путешественник и купец Марко Поло был первым, кто назвал этот путь «шёлковым», хотя он, с таким же успехом, мог бы называться «хлопковым, стеклянным и т. д.»[8].

После своего путешествия по маршруту Великого шёлкового пути создал труд «Книга о разнообразии мира». А «великим» маршрут стали называть потому, что он связал бескрайние просторы восточных регионов Азии с западными странами, оживив торговлю во многих городах, через которые проходили караваны[9].

Маршруты

Таш-Рабат, караван-сарай на Великом шёлковом пути в современной Киргизии

Караваны стали ходить по Шелковому пути в середине II века до нашей эры, когда Китай открыл свои границы для торговли. А уже в IV веке согдийцы основали свои торговые колонии вдоль торговых путей, ведущих в Китай. Они существовали вдоль всей восточной трассы Великого шёлкового пути, от Самарканда до Чаньаня в Китае. Одна из главных дорог, пересекающая Азию с востока на запад, начиналась в столице древнего Китая Чаньане и следовала до его северо-западных границ вдоль пустыни Гоби, через Таримский бассейн, далее по Восточному Туркестану. Переправившись через Тянь-Шань, часть караванов шла через Ферганскую долину и Ташкентский оазис в Самарканд — столицу Согдианы, Бухару, Хорезм, далее к берегам Каспия. Часть караванов из Самарканда держала путь в Бактрию и через долину Кашкадарьи выходила к Термезу, откуда, переправившись через Амударью, направлялась на Юг в Бактры и Индию. Другое ответвление дороги из Тарима огибало пустыню Такла-Макан с юга и через Хотан и Яркенд вело в Бактры (северный Афганистан) и Мерв, откуда через Персию, Сирию доходило до Средиземноморья, и часть товаров морем попадала в Рим и Грецию[2].

Смена маршрута Великого шёлкового пути меняла границы государств и геополитическую обстановку. Постоянные войны на Ближнем Востоке в VIII—X веках заставили купцов проложить новые маршруты через речные системы Восточно-Европейской равнины. Что стало ключевым фактором, повлиявшим на формирование государственности у хазар, волжских булгар и русов.

Путевые трудности

ККН, Верхний Кошистан.

Протяженность Великого шёлкового пути составляла 12 тысяч километров. Караваны и купцы преодолевали огромные трудности при переходе через Тянь-Шань и Памиро-Алай. Тщательно продумывалась движения каравана (маршрут), которая менялась под воздействием определённых обстоятельств. Не всегда маршрут формировался в направлении движения по наиболее благоприятной с точки зрения погодно-климатических и ландшафтных условий местности. Зачастую караван был вынужден идти по более сложной местности из-за угрозы набега кочевников, грабителей, создававших риски для груза и торговцев. Горные трассы, несмотря на сложность высокогорного рельефа, в отличие от степных путей были более безопасными для караванов — горные хребты служили надёжной защитой от разбойничьих нападений[1]. Вместе с товарами вдоль Шёлкового пути распространялись и болезни. От одного пункта к другому переносились инфекционные заболевания.

Торговые отношения

Вид на перевал Хунджераб. Символ пакистано-китайской дружбы на границе между двумя странами

Постепенно торговые отношения между Средней Азией и Китаем укрепляются. Каждый год императорский двор направлял по меньшей мере пять миссий на запад в сопровождении нескольких сот стражников. Они везли с собой шёлк и металлические изделия, которые обменивали на лошадей, кормовые культуры, нефрит, коралл, а также виноград и хлопок из Средней Азии. Хорезм, Согдиана (древняя историческая область в Центральной Азии) и Фергана стали преуспевающими торговыми центрами. Значительная потребность в уникальных шёлковых тканях была в Персии и в государствах к западу от неё.

В Европе считали, что шёлк растёт на деревьях и что только китайцы знают секрет этой культуры. И в Китае долгое время секрет производства шёлковых тканей держался в строжайшем секрете. В период правления Октавиана Августа (I в.до н. э.) Рим платил за китайский шёлк шерстяными товарами, специями и стеклянными изделиями. Шёлк, наряду с золотом, превратился в международную валюту. Им одаривали царей и послов, выплачивали жалование наемному войску и государственные долги[1].

В самом Китае, основном поставщике шёлка на мировой рынок, шёлк тоже часто выполнял функцию денег. Им оплачивали лекарства, литературные произведения, продовольственные и другие товары. Шёлком рассчитывались за трудовые повинности. Шёлком можно было откупиться за уголовные преступления. Например, за 20 кусков шёлка можно было избежать казни. В Согде шёлк также стал наиболее ценным эквивалентным товаром[10].

Передача технологий

Шелковый путь не ограничивался торговлей товарами и культурными идеями; он также сыграл решающую роль в распространении технологий. Список основных технологий, ставших предметом обмена между Востоком и Западом:

С Востока на Запад — технологии разведения тутового шелкопряда и шелкоткачества; технологии изготовления бумаги; технологии изготовления и применения пороха; технологии изготовления фарфора; культура выращивания и употребления чая; технология изготовления лаковых изделий; технологии добычи и использования природных красителей; технологии изготовления хлопчатобумажных тканей; технологии производства парфюмерных изделий; технологии обработки древесины, кож, металлов, ковроделие, гончарное дело и другие; приемы выращивания и использования породистых лошадей и другие.

С Запада на Восток: виноградарство и виноделие; овощеводство и садоводство; технологии варки стекла и изготовления стеклянных изделий; технологии изготовления шерстяных, хлопчатобумажных и льняных тканей; технологии изготовления гобеленов; технологии производства и обработки металлов; технологии изготовления колесных экипажей;технологии изготовления оружия и военного снаряжения и другие[1].

Расцвет пути

Наибольший расцвет данный торговый путь получил в эпоху существования Римской империи (на рубеже прошлого и нынешнего тысячелетий), во времена китайской империи Тан (когда китайцы поставили под свой контроль почти всю Среднюю Азию, до Самарканда и Бухары), во времена Монгольской империи (XIII в.) и в эпоху Тимуридов (XIV—XV веков). Огромные территории, находившиеся под контролем сильных властителей, формировали вполне определённые (в том числе и в результате подкупа) стабильные условия для перемещения товаров и развития торговли, что значительно снижало сопутствующие риски. На пути перемещения караванов развивались и населенные пункты. Великий шелковый путь стал мощным стимулом развития городской цивилизации. Вдоль торговых путей расцветали древние и возникали новые города, выраставшие из торговых факторий, караван-сараев (постоялые дворы), где путешественники могли отдохнуть и пополнить свои запасы. К таким городам можно отнести: Дербент, Бухара, Самарканд, Ургенч, Херсонес, Ольвия и многие другие[11].

Значение

Торговля приносила большую прибыль не только купцам, но и государствам через которые шли многочисленные караваны, платившие пошлины. Правители принимали меры для охраны купцов и взимали крупные штрафы, в случае нападения на караваны.

Благодаря Великому шёлковому пути культурные связи между странами развивались и взаимообогащались. Красивые и изящные вещи воспитывали эстетический вкус покупателей. В городе Тараз найдены серебряные вазы и кувшины, изготовленные знаменитыми мастерами Византии. В Отраре, Испиджабе, Талгаре была найдена красивая китайская фарфоровая посуда. Местные мастера научились изготавливать подобные изделия. Найденные в погребениях сакской знати зеркала свидетельствуют о наличии торговых связей Китая с сакскими племенами[12][13].

По Великому шёлковому пути распространились и религиозные идеи. В I веке до нашей эры из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан на территорию Казахстана проник буддизм. Основными миссионерами буддизма были согдийцы. Из Сирии проникло христианство несторианского толка. В VII—VIII веках оно широко распространилось в городах Южного Казахстана и Жетысу. Во владениях карлуков в IXX веках была создана метрополия. Манихейство (синтез зороастризма и христианства) возникло в III веке в Иране. Главную роль в его распространении на территории Казахстана играли согдийцы[14].

Великий шёлковый путь способствовал укреплению дипломатических отношений между странами Востока и Запада. Оживление использования Великого Шелкового пути на международном уровне началось в середине II века до нашей эры. Благодаря торговле через Великий шёлковый путь в 568 году были установлены дипломатические отношения между Тюркским каганатом и Византией. Установление дипломатические отношений способствовало развитию торговли. Великий шёлковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до XIV века. Развитие морского флота и Великие географические открытия в конце XV — начале XVI веков привели к тому, что Шёлковый путь, как величайший транспортный корридор в истории человечества, постепенно теряет свою актуальность и приходит в упадок. Однако развлетвлённая сеть караванных путей Центральной Азии, входивших когда-то в систему Великого шёлкового пути, продолжала занимать важное значение во внутрирегиональной торговле и в связях с соседними странами и в более позднее время[15].

Планы возрождения

Человечество благодаря Великому шёлковому пути вступило в новый этап своего развития. Это был путь диалога, без которого человечество не смогло бы защищать свои экономические и культурные интересы. Путь мира без войны — и это был один из главных приобретённых людьми опытов. Проект возрождения Шёлкового пути предусматривает создание новых возможностей для развития торговых и культурных отношений между Азией и Европой. В мае 1993 года в Брюсселе Европейской комиссией была организована встреча представителей государств Центральной Азии и Кавказа, а также Европейского союза[16].

В 1998 году международная организация ЮНЕСКО объявила о начале десятилетнего проекта, названного «Интегральное изучение Шёлкового пути — пути диалога». На Великом шёлковом пути по Северному транспортному сухопутному маршруту из стран Азии в страны Европы ведущее место занимают Россия и Казахстан. Эти страны находятся в выгодном геополитическом положении на транзитном пути товаров из Азии в Европу, сотрудничество развивается в рамках таких организаций, как ШОС и ЕврАзЭС.Китайцы концепцию проекта «Нового шёлкового пути» назвали — «один пояс — один путь». Новый шелковый путь состоит из множества инфраструктурных проектов, которые должны опоясать всю планету. Система транспортных коридоров должна соединить: Австралию и Индонезию, Центральную и Восточную Азию, Ближний Восток, Европу, Африку и через Латинскую Америку выйти к США. Среди этих проектов планируются железные дороги и шоссе, морские и воздушные пути, трубопроводы и другая инфраструктура. Планируется также строительство железнодорожных путей от трансконтинентальных линий в Индию, Таиланд, Пакистан, Непал, Афганистан, Малайзию, в другие регионы Юго-Восточной Азии и Закавказья. Маршрут включает тоннель под проливом Босфор, паромные переправы через Каспийское море (Азербайджан — Иран — Туркменистан — Казахстан)[17].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Бойко И.В. Евразийская цивилизация и логистика Великого шёлкового пути // Евразийская интеграция: экономика, право, политика : Международный научно-аналитический журнал. — 2021. — Т. 15, № 2. — С. 40—48. — ISSN 2073-2929.
  2. 2,0 2,1 Екатерина Докашева, 2020, стр.88.
  3. Коридоры наследия Шелкового пути в Центральной Азии. Юнеско. Дата обращения: 14 октября 2024.
  4. Великий шёлковый путь. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 15 июня 2024.
  5. Екатерина Докашева, 2020, стр.13.
  6. Екатерина Докашева, 2020, стр.14.
  7. Екатерина Докашева, 2020, стр.16.
  8. Кобзева О. Н., 2002, стр.6.
  9. Екатерина Докашева, 2020, стр.36.
  10. Кобзева О. Н., 2002, стр.41-42.
  11. Екатерина Докашева, 2020, стр.90.
  12. Великий шёлковый путь
  13. Никулин С. В. Великий шёлковый путь // Путешествие во времени : Сборник. — Вып. 2012.
  14. Садыков К. П. Великий шёлковый путь и его влияние на культурные и религиозные взаимопонимания восточных народов // Корееведение в Центральной Азии:наука и образование (выпуск 1) : Сборник. — 2015. — С. 80—87. — ISBN 978-601-270-217-0.
  15. Каримова Н. Э., Тулибаева Ж. М, 2020, стр.61.
  16. Екатерина Докашева, 2020, стр.149.
  17. Екатерина Докашева, 2020, стр.150.

Литература

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!