Гаскойн, Карл Карлович

Эта статья входит в число хороших статей
Материал из «Знание.Вики»
Карл Карлович Гаскойн
Charles Gascoigne
Gaskoin Karl by Saxon.jpg
Имя при рождении Charles Gascoigne
Дата рождения между 1737 и 1739
Место рождения Шотландия
Дата смерти 19 (31) июля 1806(1806-07-31)
Место смерти Колпино,
Царскосельский уезд,
Санкт-Петербургская губерния
Подданство Флаг Великобритании Великобритания
 Российская империя
Род деятельности инженер-металлург, механик-изобретатель, оружейник, предприниматель
Отец Вудрофф Гаскойн
Мать Гризель Элфинстоун
Супруг(а) Мария Гарбет и Анастасия Гатри
Дети Мария, Елизавета, Анна
Награды и премии
Орден Святого Владимира 4-й степени Орден Святого Владимира 3-й степени Орден Святой Анны 2-й степени Орден Святой Анны 1-й степени

Карл (Чарльз) Ка́рлович Гаско́йн (англ. Charles Gascoigne; род. между 1737 и 1739 годами, Шотландия, Королевство Великобритания — 19 июля (31 июля1806, Колпино, Царскосельский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя) — британский и российский инженер-металлург, механик-изобретатель, оружейник, предприниматель, действительный статский советник (1798).

По приглашению императрицы Екатерины II в 1786 году прибыл в Россию, где провёл последние 20 лет жизни.

Внёс большой вклад в развитие металлургии и военного дела в период промышленной революции в Англии, в России, непосредственно в Карелии и на Донбассе. Один из основателей города Луганска[1]. Создатель пушки карронады (гасконады), впервые применил в России паровую машину Уатта, использовал в металлургии каменный уголь, ор­га­ни­за­то­р Бан­ков­ско­го мо­нет­но­го дво­ра в Санкт-Петербурге[2].

Биография

Предками Гаскойна были две дворянские семьи, ведущие свой род из Средних веков, гугеноты, эмигрировавшие из Европы в Англию из Гасконии. Со стороны матери Гаскойн являлся внуком влиятельного шотландского лорда Эльфинстоуна из графства Фолкерк, со стороны отца — отпрыском английской семьи Гаскойнов из окрестностей Лидса[3][4].

Родился Чарлз Гаскойн между 1737 и 1739 годами в Шотландии[2]. Его называют сыном «поселившегося в Шотландии французского выходца». После подавления шотландского восстания 1745 года правитель­ство Англии приняло решение о конфискации земель повстанцев и о передаче их выходцам из Англии. В 1746 году капитан британской армии Вудрофф Гаскойн был отправлен «осваивать» горные районы Шотландии. О детстве Чарльза Гаскойна, о полученном им образовании ничего не известно[5].

Благодаря протекции своего деда-лорда Гаскойн смог начать свою деятельность в Ост-Индской компании, заняться торговлей сухими химическими продуктами, доставляемыми преимущественно из заокеанских колоний. Этот род занятий обеспечил ему знакомства в среде учёных-химиков и медиков, помог установить связи с доктором Рэбеком и его ближайшим сподвижником, будущим тестем Гаскойна Сэмюэлем Гэрбеттом[3].

В июле 1759 года в Бирмингеме Чарлз Гаскойн женился на Мэри Гарбетт, дочери известного металлурга. Поступил на службу в только что возникшую Карронскую литейную компанию в Стирлингшире, совладельцем которой был его тесть. Выдвигается как металлург, в 1776 году становится управляющим директором Кар­рон­ской железоделательной ком­па­нии[5].

С 1786 года по приглашению императрицы Екатерины II находится в Российской империи. Уча­ст­во­вал в ре­кон­ст­рук­ции Алек­сан­д­ров­ско­го пу­шеч­но­го за­во­да в Петрозаводске, ко­то­рый стал од­ним из луч­ших ме­тал­лур­гических пред­при­ятий в Ев­ро­пе, что позволило увеличить про­изводство пу­шек в несколько раз. Гаскойн способствовал распространению в России па­ро­вых ма­шин Джеймса Уат­та. Первая универсальная паровая машина установлена в 1805 году на Алек­сан­дров­ской ма­ну­фак­ту­ре.

Гаскойн ос­но­вал ли­тей­ные за­во­ды в Кронштадте (1789), Луганске (1795; ны­не Лу­ган­ский станкостроительный за­вод) и Санкт-Петербург­е (1801; впо­след­ст­вии Путиловский завод, ны­не ОАО «Кировский завод»). В ре­зуль­та­те это­го в конце XVIII — 1-й половине XIX веков русская армия и флот бы­ли полностью обес­пе­че­ны артиллерийскими ору­дия­ми и сна­ря­да­ми. В 17991801 годах Гаскойн был ор­га­ни­за­то­ром Бан­ков­ско­го мо­нет­но­го дво­ра в Санкт-Петербурге. Ру­ко­во­дил ре­кон­ст­рук­ци­ей Адмиралтейских Ижорских заводов в Колпине (1803). В 1805 году при­нял руководство Алек­сан­д­ров­ской ма­ну­фак­ту­рой близ Санкт-Пе­тер­бур­га, пер­во­го в стра­не механического бумагопрядильного и льнопрядильного пред­при­ятия[2].

Скончался Гаскойн в 1806 году в селе Колпино Санкт-Петербургской губернии. Похоронен в Петрозаводске на Немецком кладбище[6].

Семья

Гаскойн был женат дважды. Первая его супруга, дочь владельца скипидарного завода, родила ему трёх дочерей. Муж одной из них в 1806 году занял должность начальника Олонецких горных заводов. В 1797 году Карл Карлович женился во второй раз на 15-летней Анастасии Гатри, дочери шотландского врача, минералога и путешественника Мэтью Гатри[7].

Производственная деятельность

Гаскойн в Шотландии

Нумерация карронады (гасконады). Александровский завод (1799). Пушка захвачена в Крымской войне

В Карронской компании (1759) Гаскойн в течение первых 10 лет работы управлял судоходной компанией, принадлежащей его тестю Гэрбетту[3]. Благодаря Гаскойну в поселке Кэрроншор в скором времени появилось большое хозяйство, включающее разнообразные суда, судоверфи, мастерские, склады, магазины. Будучи молодым человеком, совершил переворот местного значения в период возникших трудностей на предприятии. Гаскойн составил документ «Беглый взгляд на положение дел в Карронской компании», благодаря реализации которого были решены назревшие в компании проблемы. «Беглый взгляд» стал одним из наиболее значительных документов английской промышленной революции, предусматривавший решение задач: необходимость сокращения затрат, контроль за качеством продукции. Современные британские историки считают, что опыт Гаскойна бесценен и Компания в отношении управления опережала на десятилетия другие предприятия своего времени[8].

Ещё в середине XVIII века артиллерия крупных европейских флотов в большинстве своем состояла из чугунных пушек — тяжёлых, длинных и дальнобойных. Их конструкция практически не отличалась от сухопутных орудий. При этом в открытом море возникали трудности со стрельбой на дальних дистанциях из-за сильной качки. Гаскойн хотел создать оружие, которое должно быть лишено таких недостатков. С 1761 года Карронская компания начала выпуск и продажу пушек, получивших название карронада. Но и это орудие не было идеальным: начальная скорость ядра была низкой, отчего его дальнобойность составляла всего 50 метров. Зато каронада весила гораздо меньше пушки, благодаря чему на корабле их можно было разместить в два раза больше. Первые образцы этого оружия поступили на рынок в 1769 году[7].

В феврале 1772 года был получен заказ на 1 тысячу орудий для русского флота. Тогда же первые 45 орудий были доставлены в Кронштадт (полностью заказ был выполнен в 1773 году). Однако в ходе испытаний к ним было много претензий, и Адмиралтейская коллегия отказалась от дальнейших заказов. В 1779 году под руководством Гаскойна на Карронском заводе было отлито орудие морской артиллерии, новая карронада. Она представляла собой тонкостенную крупнокалиберную пушку с укороченным стволом, имела сравнительно небольшие размер и вес. Её конструкция была очень удачной, а боевые качества высокими, поэтому пушки стал закупать английский военно-морской флот, Испания, Голландия, Дания и другие европейские страны[5].

В 1785 году заказ на карронады (гасконады) по­ступил и из России. Адмирал Самуил Карлович Грейг, шотландец на русской службе, состоявший с 1775 года командиром Кронштадтского порта, предложил Екатерине II наладить выпуск карронад в России и пригласить для этой цели Гаскойна. Екатерина поручила это самому Грейгу, после чего между ним и Гаскойном началась оживлённая переписка. Тем временем у себя на родине Гаскойн был объявлен банкротом, а его долю в Карронской компании захватили кредиторы. Он стал готовиться к отъезду, хотя его тесть Самюэль Гарбетт и другие фабриканты осудили это решение, опасаясь утечки передовых технологий. Тем не ме­нее премьер-министр Уильям Питт-младший дал согласие на отъезд[5].

Карронскую компанию считают флагманом английской промышленной революции, центром, из которого передовые технологии и изобретения распространялись по всей стране, а в дальнейшем и по всему миру. Чарльз Гаскойн в значительной мере создал это уникальное предприятие и руководил им в течение 17 лет[3].

Гаскойн в России

Памятник Карлу Гаскойну в Петрозаводске (2021)

К 1780-м годам Россия не могла оправиться от последствий войны с Османской империей 17681774 годов. Особенно печально выглядел флот. Императрица Екатерина II сокрушалась: «У нас в излишестве кораблей и людей, но нет ни флота, ни моряков», имея в виду выучку экипажей. Но главной проблемой было вооружение[9].

В 1772 году в целях обеспечения русской армии пушками и снарядами в ходе войны с Турцией Екатерина II издала указ о сооружении в Петрозаводске нового завода. Но из-за нехватки финансовых средств и квалифицированных кадров Александровский завод, построенный Аникитой Сергеевичем Ярцовым, так и не начал нормально функционировать[10]. К концу 1770-х годов из 100 пушек, поставляемых на флот и в армию, 90 не выдерживали испытаний. Не были исключением и Олонецкие заводы: из 1142 орудий «госприёмку» прошли лишь 417 стволов. Императрица потребовала обратиться за помощью к западным оружейникам. Её верный сподвижник адмирал Самуил Грейг нашел на своей исторической родине Шотландии блестящего инженера и изобретателя морских орудий — Чарльза Гаскойна[9].

Британцы высоко ценили своего лучшего пушкаря, тщательно оберегали секреты карронады. На запросы иностранных коллег со свойственным им юмором отвечали: «Конечно, с орудием можно будет познакомиться поближе, но только в бою. Однако не советуем, поскольку о ваших впечатлениях уже никто не узнает».

Екатерина II наставляла русских послов: «Не затрудняться размером жалования, лишь бы безошибочно лить пушки — нежели наши: как льют сто, а годятся много десять». Посол России в Лондоне граф Семён Воронцов потратил несколько лет на «обработку» инженера, и уговорил его на фантастический по тем временам контракт в 1500 фунтов стерлингов в год. Да ещё плюс половина заводской прибыли[9]. Русскими дипломатами была проведена настоящая операция спецслужб. Адмирал Самюэль Грейг вёл переговоры через русскую разведку. Как считает Михаил Данков, Гаскойн стал одним из первых для России высокооплачиваемых «промышленных шпионов»[11].

В конце мая 1786 года по приглашению императрицы Екатерины II Гаскойн прибыл на специально нанятом корабле в Кронштадт в сопровождении шотландца на русской службе Адама Васильевича Армстронга, 12 шотландских и английских литейщиков и других специалистов Карронского завода. Среди со­провождавших его лиц было «значительное число механиков, химиков, мастеров литейных, сверлильных, модельных, токарных, кузнечных и прочих»: помощник и переводчик Адам Армстронг, мастер по токарной обработке пушек Чарльз Берд, мастера различных производственных процессов Джордж Кларк, Дэниел Максуин, Джон Глен и Джеймс Уокер, мастера по изготовлению пушек Уильям Браун и Джеймс Рассел, мастер пушечных моделей Тимоти Ропер, многие другие. В России их называли «английскими художниками». Кроме того, Гаскойн привёз с собой различное оборудование, машины, запас каменного угля. Это показывает, что он серьёзно подготовился к отъезду в Россию и был готов к длительной работе[5].

Гаскойн в Карелии

Первая железная дорога в России, построенная Чарльзом Гаскойном (1788)
Чарльз Гаскойн (1790-е годы)

Условия производства в Шотландии во время промышленной революции были во многом сходны с условиями России. Завозить дорогую рабочую силу из Англии было не выгодно. Гаскойн умел работать с низкоквалифицированными шотландскими рабочими, имеющими смутное представление о трудовой дисциплине. Опыт формирования и воспитания местных кадров был им в дальнейшем с успехом применён в России, где контингент мало отличался от шотландского. Природные условия графства Фолкерк в значительной степени были схожи с природными условиями Карелии, поэтому переезд Гаскойна в Россию не стал для него шоком. Он оказался среди тех же ландшафтов и должен был заниматься хорошо знакомым делом: строить большой металлургический завод и организовывать его деятельность. Гаскойн уже в Англии хорошо овладел искусством отстаивания своих производственных интересов в верхних эшелонах власти. Он с лёгкостью вошёл в российскую политическую элиту, пользуясь своими связями в английской диаспоре и высоким происхождением[3].

2 сентября 1786 года прославленный британский металлург был назначен директором Александровского и Кончезерского заводов. Первый из них подвергся полной реконструкции: увеличилась его площадь, были установлены новые машины для сверления и обточки орудий, краны для подъёма тяжестей; в 1788 году построен «чугунный колесо­провод» первая в России железная дорога, по рельсам которой рабочие на ручных тележках перевозили пушки с места отливки до сверлильного цеха[12]. Уже в начале 1788 года в присутствии наместника Тимофея Ивановича Тутолмина и других «важных лиц» Гаскойн отлил в воз­душной печи первую пушку. Перестройка завода стоила очень дорого (в 17861793 годы было затрачено свыше 343,3 тыс. рублей) и завершилась только в 1796 году. В 1789 году истекал срок контракта Гаскойна в России. К этому времени он сдал 386 пу­шек[5]. В Шотландию металлург не вернулся.

Императрица Екатерина II высоко ценила Гайскойна и его вклад в развитие России. В 1789 году жалование Гаскойна составляло 2500 фунтов стерлингов, или 15 тысяч рублей в год (губернатор, для сравнения, получал жалование в три тысячи рублей в год); это выгодно отличалось от 700 фунтов стерлингов, которые получал его сменщик на Карронском заводе[13]. К окладу выплачивалось 50 % прибыли завода. Гаскойн разбогател, у него появились дома в Петербурге. Весной 1787 года на Нагорной линии в Петрозаводске были построены дома для мастеров-шотландцев. Все мастера перевезли свои семьи в Россию. Улица, на которой жили иностранцы — почти сорок человек — была переименована в «Английскую улицу»[14].

Полностью перестроенный в 1780-х годах Александровский пушечный завод стал благодаря Гаскойну наиболее передовым литейным и механическим заводом своего времени, производившим до середины XIX века практически все пушки для российской армии и флота. Высокая планка, заданная Гаскойном, позволила Петрозаводску оставаться центром распространения новых технологий, своеобразной «инженерной столицей России» вплоть до 1860-х годов. Благодаря Гаскойну именно из Петрозаводска начиналось развитие промышленности Санкт-Петербурга, промышленное освоение юга России[3].

Памятник (бюст) Гаскойну в Луганске (1995)

Гаскойн на Луганщине

Убедительные доводы вице-адмирала Николая Семёновича Мордвинова об оснащении русского флота чугунными карронадами системы Гаскойна подействовали на правительство Российской империи. Весной 1794 года директор Александровского пушечного завода Карл Гаскойн был командирован в Донбасс для ознакомления с месторождениями каменного угля, железной руды и выбора места для строительства завода. Проект строительства литейного завода, составленный Гаскойном, послужил основой представления доклада российской императрице генерал-губернатором Платоном Александровичем Зубовым. Екатерина II подписала 14 ноября 1795 года Указ «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при речке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля». Устройство завода возлагалось на генерал-губернатора Зубова.

Директором Луганского литейного завода назначили Карла Гаскойна. Ему разрешалось пригласить из Англии нескольких мастеров горного дела, пока не будут подготовлены местные специалисты. Александровскому заводу, находившемуся в Петрозаводске, указом предписывалось изготовить для Луганского завода необходимые машины и механизмы и отправить их зимним путем на наёмных подводах. В сентябре 1797 года вступила в строй первая воздушная печь, рассчитанная на отливку 100 пудов боеприпасов в неделю[15].

Заказы шли из Киевского крепостного района, южных крепостей страны. Произведённые на новом заводе в Луганске пушки и снаряды стали поступать на вооружение Черноморского флота, морских и береговых крепостей Азова, Керчи, Еникале, Кинбурна, Севастополя, Очакова, Киевского крепостного района.

Пушки и снаряды отливались на Луганском заводе из привозного чугуна и металлолома. Отставали работы по сооружению гидросистемы. Поэтому в апреле 1799 года было проведено испытание плавки железной руды на каменноугольном коксе в вагранке (малой доменной печи). Гаскойн писал президенту Берг-коллегии Михаилу Фёдоровичу Соймонову: «…к величайшему удовлетворению моему имею честь Вашему в. п-ву донести, что чугун вышел отменной доброты, так что я ныне совершенно уверен, что со временем на здешнем заводе можно будет отливать всякого рода чугунные вещи лучшей доброты».

В этом сообщении нашли отражение три важных факта из истории Луганщины и Донбасса в целом:

1) факт производства каменноугольного кокса на первом руднике Донбасса в Лисичьей балке;

2) применение его в производстве;

3) удачный опыт выплавки чугуна на минеральном топливе (коксе). Произошло это впервые не только на Луганщине, но и на всей территории Российской империи.

В 1804 году установили паровую машину для сверления пушек. Кроме доменного и литейного, на Луганском заводе работали кузнечный, слесарный, столярный, токарный цеха, производство по обработке камня[1].

В 1804 году Луганский завод приступает к изготовлению чугунных художественных отливок. В 1805 году Гаскойн принимает предложение генерал-губернатора Алексея Борисовича Куракина об отливке чугунной монументальной колонны и других деталей памятника, воздвигаемого в Полтаве в честь 100-летия победы над шведами. Изготовление художественных отливок на Луганском заводе, начатое Гаскойном, было впоследствии продолжено. В 18041806 годы Гаскойн не посещал Луганский завод. Занимался реконструкцией Ижорских заводов[16].

Кроме Гаскойна, на заводе было ещё 11 английских специалистов: Адам Смит, Томас Ропер, Яков Гогард, Джон Уокер, Роман Петерсон, Василий Норманн, другие. В период создания Луганского литейного завода успех деятельности предприятия во многом обеспечивали кадры квалифицированных рабочих. В соответствии с указом от 14 ноября 1795 года, на литейный завод были переведены мастеровые Александровского (из города Петрозаводска) и Липецких заводов. Из Александровского завода в апреле 1796 года прибыло не 100 человек с семьями, как предусматривалось указом, а лишь 33 квалифицированных рабочих[1].

Оценки работы Гаскойна в России

  • Первым историографом Александровского завода стал Иван Филиппович Герман, глава комиссии для всестороннего изучения деятельности Олонецких горных заводов. Герман назначен сенатским указом 1800 года, по результатам работы которой подготовил и издал книгу. Глава комиссии не совсем корректно показывал достижения Гаскойна, не указывая сведения о доле брака в продукции, изготовленной под его руководством; не упоминал в отчёте основателя и строителя Александровского завода надворного советника Аникиту Сергеевича Ярцова[17].
  • В британской исторической науке к Гаскойну относятся негативно, считают его предателем, который помогал русским в литье пушек[13][18].
  • В советской исторической науке из-за ксенофобии и шпиономании Гаскойна характеризовали либо как шпиона и вредителя, либо как авантюриста, прибывшего в Россию ради наживы.
  • В 1990-е годы издано большое количество популярных статей, в которых деятельность Гаскойна восхвалялась и популяризировалась[18][19][20][21].
  • «Петрозаводск знаменит! Гаскойн велик!» коротко и выразительно оценил реформы Чарлза Гаскойна Александр Васильевич Суворов, человек очень скупой на похвалы, побывавший на Александровском заводе[11].
  • «Неистовый шотландец», метко замечает Юрий Темник[16].
  • «Лучший пушкарь мира, лучший металлург мира, умелый организатор производства, талантливый изобретатель», по определению Михаила Леонидовича Гольденберга, директора Национального музея Республики Карелия[6].
  • «Гаскойн — это даже не из списка „100 символов Карелии“. Я бы сказал, что этот человек может войти в список „100 символов мира“», — Вадим Тряпичкин, директор Литейного завода «Петрозаводскмаш»[22].
Паровая машина Джеймса Уатта

Достижения и нововведения

Под руководством Гаскойна в России произошли значительные изменения в металлургии, военном деле, художественном литье.

  • Клинчатые меха заменены цилиндрическими при доменных печах.
  • Пушки отливались без сердечников.
  • Улучшены машины для отрезки прибылей в литейных цехах.
  • Организовано строительство первой в России грузовой железной дороги для перевозки заготовок пушек с доменного цеха в механический и обратно.
  • Началась переплавки чугуна в вагранках и в воздушных печах[7].
  • Распространялось чу­гун­но­е художественное ли­тьё (от­ли­ты для Санкт-Пе­тер­бур­га во­ро­та и вы­езд­ная ре­шёт­ка Ми­хай­лов­ско­го зам­ка, пе­ри­ла ре­шё­ток на на­бе­реж­ных реки Мой­ки и Крю­ко­ва ка­на­ла, пер­вый чу­гун­ный мост (Зе­лё­ный, за­тем По­ли­цей­ский, на пе­ре­се­че­нии Нев­ско­го проспекта и Мой­ки) и другие)[2].
  • В металлургии использовался каменный уголь.
  • В России впервые было организовано применение и производство паровых машин.
  • Пушки (гасконады) производились практически без брака.
  • В целом в результате всех преобразований Гаскойна снизилось производство бракованной продукции с 24 до 2-3 процентов.
  • Городу Петрозаводску возвращён первоначальный смысл, заложенный в его названии, — Петрозаводск[11].

Ученики

Ин­же­не­ры Адам Васильевич Арм­ст­ронг, Александр Яковлевич Виль­сон, Карл (Чарлз) Николаевич Берд, Матвей Егорович Кларк и другие[1].

Награды

«Гаскойн был хорошо вознаграждён за свою работу в России и жил в значительной роскоши. От Екатерины он получил орден Святого Владимира 3-й степени. На коронации царя Павла ему подарили 2000 крепостных. В октябре 1798 года он был произведен в чин действительного статского советника, а позже награждён орденом Святой Анны (2-й, а затем 1-й степени)»[13].

Память

Мемориальная доска на здании дома горного начальника Карла Карловича Гаскойна

В Петрозаводске, в самом «сердце» бывшего Александровского завода, находится улица Чарльза Гаскойна (с 2017), которая проходит вдоль последних исторических заводских корпусов, построенных на рубеже XIX — XX веков.

24 сентября 2021 года по проекту московского скульптора Виталия Шанова на проспекте Карла Маркса в Петрозаводске состоялось торжественное открытие памятника выдающемуся шотландскому и российскому оружейнику, изобретателю, металлургу, инженеру Чарльзу Гаскойну[23].

На доме, в котором жил Гаскойн, на улице Заводская Линия (ранее — улица Фридриха Энгельса, дом 5) установлена мемориальная доска[24].

В 1995 году в Луганске перед зданием Областного краеведческого музея (улица Тараса Григорьевича Шевченко, дом 2) открыт памятник (бюст) Карлу Гаскойну скульптора Александра Редькина и архитектора Георгия Головченко[25].

Карл Гаскойн — отец Луганску крёстный.
Он завод литейный заложил…
И в трудах помчались зимы, вёсны…
Трудной жизнью город мой зажил.

Вергун В., «Луганск»[26]

Литература

  • Судьба Шарля Лонсевиля. — М.: Молодая гвардия, 1933.
  • Watters, B. Where iron runs like water: a new history of Carron Iron Works 1759—1982. Edinburgh: John Donald Publishers, 1998.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Ефремов А. С., Курило В. С. Бровченко И. Ю., Климов А. А., Красильников К. И., Семистяга В. Ф., Подов В. И. Дата обращения: 14 июля 2023 История Луганского края: Учебное пособие /. — Луганск: Альма-матер, 2003. — С. 432. — ISBN isbn = 966-617-142-2.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Пашков А. М. Гаскойн Карл Карлович. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 20 июля 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Тараканова Е. С. Неизвестный Гаскойн, или Кто приехал в Петрозаводск? // Национальный музей Республики Карелия.
  4. Watters B. Where iron runs like water: a new history of Carron Iron Works 1759–1982. — Edinburgh: John Donald Publishers, 1998. — 242 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Пашков А. М. Иностранные специалисты на Олонецких горных заводах во второй половине XVIII – первой четверти XIX веков // Отечественная история. — 2006. — № 4. — С. 46–54.
  6. 6,0 6,1 Имя Чарльза Гаскойна должны знать и чтить в Петрозаводске. Национальная библиотека Республики Карелия (23 сентября 2021). Дата обращения: 20 июля 2023.
  7. 7,0 7,1 7,2 Чарльз Гаскойн. Карелия.Вики. Свободная энциклопедия. Дата обращения: 20 июля 2023.
  8. Bryer R. A., Fleischman R. K. and Macve R. H. Smith, Marx or Foucault in understanding the early British Industrial Revolution? A re-examination of management and accounting for capital and labour at the Carron Company (англ.) // Тhe 28th EAA Annual Congress, Göteborg, Sweden : Статья. — 2005. — 18 May.
  9. 9,0 9,1 9,2 Почему российская императрица пригласила в Россию иноземца Гаскойн и его пушки. Часть первая. MKRUКарелия (29 июля 2021). Дата обращения: 20 июля 2023.
  10. Оболонская Э. В. История российских пушечных заводов в экспонатах Горного музея // Вопросы музеологии. — 2019. — № 10 (2). — С. 216—229.
  11. 11,0 11,1 11,2 Чаженгина В. Возвращение Гаскойна. Интернет-журнал Лицей (2021-10-7). Дата обращения: 20 июля 2023.
  12. А. Кондратьева. Карл Карлович Гаскойн, или Кто построил первую в России железную дорогу. Гудок (11 декабря 2009). Дата обращения: 26 октября 2023.
  13. 13,0 13,1 13,2 Bailey, G. B. The Export of Industrial Technology to Eastern Europe from Carron in the Late Eighteenth Century: Russia & Silesia // Falkirk Local History Society. — 2019.
  14. Бутенев К. К. К. Гаскоин // Олонецкие губернские ведомости. — 1843. — Апрель (№ 13). — С. 55—58.
  15. Гаскойн Чарльз (Карл Карлович). «Литейный консилиум Online». Дата обращения: 26 октября 2023.
  16. 16,0 16,1 Темник Ю. А. Столетнее горное гнездо. Луганский завод (1795—1887 гг.). Том I. Выдающиеся деятели науки и техники XVIII - XIX веков. — Луганск: Шико, 2004. — 530 с.
  17. Алексеев Т. В. Олонецкие горные заводы как центр военного производства в отечественной историографии // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. — 2021. — № 1. — С. 5—20.
  18. 18,0 18,1 Пашков А. М. Российская Карелия от Великого Петра до Великой революции: современная историография истории Российской Карелии в 1700—1917 годах // Russian Studies Hu. — 2022. — № 2. — С. 153—179.
  19. Тараканова Е. С. Чарльз Гаскойн и русские пушки // Север. — 2001. — № 4—6. — С. 96—114.
  20. Тараканова Е. С. Чарльз Гаскойн и русские пушки // Север. — 2001. — № 7—8. — С. 165—177.
  21. Тараканова Е. С. Чарльз Гаскойн и русские пушки // Север. — 2001. — № № 11-12. — С. 187—201.
  22. Чарльз Гаскойн. Республика (6 марта 2019). Дата обращения: 20 июля 2023.
  23. Памятник Чарльзу Гаскойну установили в Петрозаводске. karelia.ru (10 сентября 2021). Дата обращения: 26 октября 2023.
  24. В Петрозаводске торжественно открыли памятник Чарльзу Гаскойну. Официальный Интернет портал Республики Карелия (24 сентября 2021). Дата обращения: 20 июля 2023.
  25. Памятник К.К. Гаскойну в Луганске. Памятники русской истории и культуры на Украине / MONUMENTS.TOP (12 апреля 2019). Дата обращения: 20 июля 2023.
  26. Вергун В. Луганск. Стихи про Луганск. Дата обращения: 20 июля 2023.

Ссылки

Видео