Анна Сергеевна Одинцова
Анна Сергеевна Одинцова | |
---|---|
Создатель | И. С. Тургенев |
Произведения | «Отцы и дети» |
Пол | женский |
Возраст | 28 лет |
Дата рождения | 1831 |
Дата смерти | не ранее 1862 |
А́нна Серге́евна Одинцо́ва — Один из персонажей романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», 28-летняя богатая и красивая вдова. Она умна, начитанна, интересуется всем новым и необычным[1]. Первая и последняя, безответная любовь, главного героя романа нигилиста Евгения Базарова.
Сюжетная линия
Родилась в 1831 году, в морозную зиму. Отец, Сергей Николаевич Локтёв, (1800—1851) известный в Петербурге и Москве красавец, аферист и игрок, который после пятнадцати лет шумной жизни в столицах, закончил свои дни в 1849 году на мели, вынужденный уйти в глухую деревню, где вскоре скончался. Мать происходила из обедневшего рода князей X… и скончалась, когда её муж, который был ещё жив и здоров в 1846 году, а их дочери Анне было тогда всего 15 лет[2].
Получив образование в Петербурге ещё до переезда в деревню, после смерти отца, оставившего ей и сёстрам крошечное наследство, на плечах 20-летней Анны оказалась тяжелая ноша по хозяйству и дому в деревне, без помощи знакомых. Она пригласила к себе в деревню свою тётку, княжну Авдотью Степановну X…, чтобы помочь ей заботиться о младшей сестре, 12-летней Катерине. Вскоре Анна вышла замуж за богатого 46-летнего Одинцова, человека «чудака, ипохондрика, плотного и угрюмого, однако не глупого и не злого»[3], который, увидев её случайно, влюбился и предложил ей руку. Через шесть лет брака, в 1856 году, Одинцов скончался, оставив ей все свое огромное состояние. Через год после смерти мужа Анна отправилась с сестрой за границу в Германию, но скучая по родине, вернулась в Россию. Она уединённо проживала в своем имении — усадьбе Никольское, на расстоянии 40 верст от города Орла, редко навещая город[3].
Одинцова появилась на страницах романа летом 1859 года. На балу в губернском городе Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов знакомятся с привлекательной и загадочной героиней, которая приглашает их в своё имение. 22 июня Базаров и Аркадий приезжают в имение Никольское, где проводят 15 дней. Через несколько дней герои вновь оказываются в Никольском по пути из Марьино в деревню родителей Базарова. Но на этот раз их встречают неприветливо, и они вынуждены уехать всего через несколько часов.
Базарова влечёт к Одинцовой самодостаточное совершенство её женского телесного естества, её «классические строгие черты», загадка её спокойной, плавнотекущей размеренной жизни[4].
25 августа Базаров умирает, послав нарочного за Одинцовой, которая приезжает в последний раз, чтобы увидеться с ним. В январе 1860 года, всего через неделю после свадьбы Аркадия с сестрой Катей, Анна уезжает в Москву. В дальнейшем она выходит замуж за одного из будущих русских деятелей[3].
Роль в произведении
Анна Сергеевна Одинцова является важным катализатором для развития характера и мировоззрения главного героя. Ее появление в жизни Базарова вызывает в нем непривычные чувства и эмоции, которые заставляют его задуматься о своем отношении к жизни и к обществу. Встреча с Одинцовой выявляет внутренние противоречия и конфликты Базарова, что делает ее роль в романе значительной.
Одинцова, будучи представительницей старого общества, становится символом стереотипов и консервативности, которые Базаров презирает. Ее характер и убеждения сталкиваются с идеалами и принципами нового поколения, представляемыми Базаровым. В результате этого столкновения Базаров вынужден переосмыслить свои убеждения и принять сложность и многогранность человеческой природы.
В итоге, роль Анны Сергеевны Одинцовой в романе «Отцы и дети» заключается не только в том, чтобы стать испытанием для главного героя, но и в том, чтобы пролить свет на его внутренние противоречия и вызвать в нем сомнения и раздумья. Ее статичность как персонажа помогает подчеркнуть динамизм и эволюцию характера Базарова, делая ее важным элементом развития сюжета.
Мнение критиков
Григорий Яковлев писал[5]:
Появление в романе такого персонажа, как Одинцова, позволило не только опровергнуть некоторые ошибочные взгляды, но и раскрыться лучшим чертам Базарова: способности любить, уважать женщину, сохранять чувство собственного достоинства в трудной ситуации, сдержанности, скромности, честности и прямоте, пробудило его интерес к отдельному человеку, заставило по-иному взглянуть на мир: “Может быть, вы правы; может быть, точно, всякий человек — загадка”. Да, как ни печально, любовь не всесильна, но и поражение в любви, столь же непредвиденное, как и её возникновение, не прошло даром для Базарова. Он, несомненно, по-человечески возвысился в глазах читателя, стал ближе ему.Однако героиня романа чрезвычайно интересна и сама по себе. Непохожая на типично “тургеневских” девушек — Наталью, Елену, Лизу, Марианну, — она привлекает иными качествами, о которых говорилось выше. Но, видно, предвзятая оценка критиками личности Одинцовой создала ей устойчиво нелестную репутацию. Недавно я спросил учительницу литературы, преподающую в старших классах: “Какое представление об Одинцовой сложилось у вас?” Словесница слегка задумалась и произнесла: “То ли львица, то ли тигрица”. Если бы это было исчерпывающей характеристикой Анны Сергеевны, то как низко пал бы Базаров, скатившись к пошлому волокитству за светской дамочкой! Каким серым человечком выглядел бы тот, кого Тургенев представлял “фигурой сумрачной, дикой, большой, до половины выросшей из почвы, сильной, злобной, честной”.
А К.В.Смирнов утверждал[6]:
Образ Анны Сергеевны Одинцовой представляет собой венец нигилистического мировосприятия, которое прославлял Базаров. Влюбившись, герой усомнился в правомерности своей теории, но ничего изменить уже не успел. Отрицая моральные нормы, Одинцова мечтает о взаимной любви и счастье, однако свобода, сформированная в ней богатым капиталом и социальным статусом, пресекает любые попытки брать на себя обязательства в процессе устройства личной жизни. Героине проще быть независимой женщиной, манипулировать людьми с целью получения определенных эмоций, состояний души, удовлетворения потребностей. Но при таком положении дел Одинцова остается одинокой. Свобода оказывается ее клеткой, ее проклятием. И из этого состояния героиня выходить не собирается, на что Тургенев указывал и в сцене признания Базарова, и в истории о ее заграничном романе. Свобода дает человеку возможность самостоятельно принимать решения, не опираясь на чье-то мнение. Свобода позволяет жить в свое удовольствие. Однако свобода сродни одиночеству – тому, которое постигла Анна Сергеевна Одинцова, единственная нигилистка в романе, нигилистка не по идее, но по своей сути.
Портрет
Девушка 28 лет, очень мила, высокая со стройной фигурой. Хорошая осанка, покатые плечи и светлые глаза. Волосы у неё блестящие, гладко зачёсанные за уши, что придаёт её лицу невинное выражение. Её лицо милое, важное и умное[7].
Обворожительная красавица, царица. Но неужели она могла привлечь Базарова только внешностью? Отрицательный ответ, казалось бы, ясен. Однако, видимо, не всем. Порой литераторы затевали забавную перепалку. В спор о плечах и теле Одинцовой вмешался Писарев, обративший внимание, один из немногих в ту пору, на другие стороны натуры этой одарённой женщины. Что Одинцова — не раскрашенная кукла, не модель и не пустышка, ясно с первых строк: «какой-то ласковой и мягкой силой веяло от её лица.
О внешности Одинцовой известно следующее:
...как строен показался ему ее стан...
...у ней такие плечи, каких я не видывал давно...
...протянула обоим свою красивую белую руку...
...Этакие богатое тело! – продолжал Базаров. – Хоть сейчас в анатомический театр...
...гладко зачесанные за уши волосы придавали девическое выражение ее чистому и свежему лицу...
Когда-то Анна Сергеевна вышла замуж за богатого помещика Одинцова, хотя не любила его и даже с трудом его терпела. Она вступила в этот брак, чтобы спасти себя от нищеты:
Покойного Одинцова она едва выносила, она вышла за него по расчету...
После смерти мужа госпожа Одинцова стала богатой вдовой:
...умирая, упрочил за ней все свое состояние. Анна Сергеевна около года после его смерти не выезжала из деревни; потом отправилась вместе с сестрой за границу, но побывала только в Германии...
Об одежде Анны Одинцовой известно следующее:
...слегка шумя своим красивым платьем...
..ее стан, облитый сероватым блеском черного шелка!..
...Одинцова в простом утреннем платье...
...На ней было легкое барежевое платье...
...Широкое белое платье покрывало ее всю своими мягкими складками...
...тонкий свист и шелест скользившего перед ним шелкового платья...
...под соломенною круглою шляпой... <...> легкая мантилья спустилась ей на локти, и широкие серые ленты шляпы прильнули к ее груди...
...изящно, даже изысканно одетая, она стояла на дорожке и кончиком раскрытого зонтика шевелила уши Фифи...
Характер
Анна Сергеевна Одинцова демонстрирует свой независимый характер и решительность. Несмотря на свои 28 лет она считает свою жизнь долгой и несчастной, и хотя у неё много воспоминаний, ей нечего вспоминать. Она любит музыку, но сама не играет на инструменте, и у неё есть красивая борзая собака, которую держит её младшая сестра.
Анна получила отличное образование в Петербурге и любит читать перед сном несколько страниц «глупого французского романа»[3], даже после прочтения нескольких хороших книг в деревне[1].
В самом деле, Одинцова сразу производит впечатление достоинства и незаурядности. Её портрет составлен из штрихов и деталей, которые должны были импонировать именно такому человеку, как Базаров. Аркадий всё время ощущает её душевное превосходство, и это вызывает у него в душе какое-то «изящное смирение».Бялый Г. А.
Прототип
В «Формулярном списке» героев будущего романа Одинцова значится за № 8, её прошлое и характер расписаны очень подробно, но прототип не указан.
Одинцова в этом отношении представляет собою если не единственное, то одно из весьма немногих исключений. По-видимому, не случайно авторская обобщенная ее характеристика, высказанная в письме к К. К. Случевскому («представительница наших праздных, мечтающих, любопытных и холодных барынь-эпикуреек, наших дворянок»).
Однако, в «Формуляре» Тургенев явно указал на прототип внешности главной героини:
«Наружность её вроде Княжны Долгор(укой). Очень стройна — некрасива с первого взгляда, кожа не совсем чиста, нос довольно толстый — но удивительные глаза»
Речь идёт о А. С. Долгоруковой-Альбединской, фаворитке Императора Александра II с начала 1850-х годов до 1862 года (она же была прототипом Ирины в романе «Дым» И. С. Тургенева)[8].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Анна Одинцова: характеристика и образ героини . Сезоны года. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ Тургенев И. С. Отцы и дети . РВБ. Дата обращения: 20 марта 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Тургенев И.С. Отцы и дети. — Интернет Библиотека.
- ↑ Савинков С. В. Кто есть кто (о персонажном строе «Отцов и детей») // Новый филологический вестник : журнал. — 2006.
- ↑ Григорий Яковлев. А кто такая Одинцова? . Центр образования № 1811, Москва. Дата обращения: 27 мая 2024.
- ↑ Смирнов Кирилл Валентинович. НИГИЛИСТИЧЕСКОЕ ЛИЦЕДЕЙСТВО АННЫ СЕРГЕЕВНЫ ОДИНЦОВОЙ (О РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ") // cyberleninka.
- ↑ Анна Сергеевна Одинцова – характеристика, образ, описание // literaturus : сайт. — 2015.
- ↑ Аюпов С. М. Эволюция тургеневского романа: 1856—1862 гг. : соотношение метафизического и конкретно-исторического // Казанский университет : журнал. — 2001.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |