Ася (повесть)
Ася | |
---|---|
Ася | |
Жанр | повесть |
Автор | Иван Сергеевич Тургенева |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1857 год |
Дата первой публикации | 1858 год (в журнале «Современник») |
«А́ся» — повесть писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им в 1857 году. В 1858 году впервые опубликована в первом номере журнала «Современник» с подзаголовком «Рассказ H. H.». В 1977 году вышел одноимённый художественный фильм Иосифа Хейфица.
История создания
Повесть писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им в 1857 году. В 1858 году впервые опубликована в первом номере журнала «Современник» с подзаголовком «Рассказ H. H.». В письме к Павлу Анненкову от 27 июня [9 июля] 1857 года Тургенев сообщая о своем приезде в Зинциг, упоминает о намерении после большого перерыва приступить к работе над повестью: «Я предпочел Зинциг — здесь почти никого нет, и я могу предаваться полнейшему уединению и, по возможности, работать (чего я уже не делал более года)». 4 июля [16 июля] 1857 года Тургенев пишет Ивану Панаеву о начале работы над повестью: «…20-го сентября непременно буду в Петербурге и, если не ошибаюсь, привезу с собою повесть, которую я здесь начал и, бог даст, кончу». На следующий день, 5 июля [17 июля] 1857 года Тургенев в письме к Александру Герцену снова повторяет что: «…авось удастся поработать. Я уже кое-что начал». Повесть была начата Тургеневым в Зинциге на берегу Рейна 30 июня [12 июля] 1857 года и окончена им в Риме 15 ноября [27 ноября] 1857 года. 10 января [22 января] 1858 года Иван Панаев сообщал Тургеневу о подготовке повести к печати: «Корректуру читал я, корректор и сверх того Чернышевский. Уж если еще будут ошибки, — то значит сделали всё, что могли, и лучше не умеем. Анненковым повесть прочтена, и, вероятно, уже мнение его о ней тебе известно. Он в восторге»[1][2][3]. В 1891 году повесть вошла в девятый том «Полное собрание сочинений в десяти томах» в типографии «И. П. Глазунова». В дальнейшем роман был переведён на немецкий язык[4].
Действующие лица
- Ася (Анна) — незаконнорождённая дочь помещика и горничной Татьяны; сирота, после смерти родителей её воспитывает сводный брат Гагин
- Господин Н.Н. — мечтательный молодой человек, возлюбленный Аси
- Гагин — брат Аси, художник-любитель
- Молодая вдова — предпочла Н.Н. баварскому лейтенанту
- Фрау Луизе — престарелая вдова бургомистра в городе З.[5]
Сюжет
Господин Н.Н. рассказывает историю, которая произошла с ним двадцать лет назад. В то время он был здоров, молод, весел, деньги не переводились, заботы ещё не успели завестись. Первая его любовь оказалась безответной, легкомысленная молодая вдова, поощрявшая его, ушла от него к баварскому лейтенанту. Н.Н. уезжает из России в Европу и поселяется в городе З. где тоскует о прошлом. Однажды вечером, сидя на скамье и глядя на реку, он слышит звуки вальса с противоположного берега, где располагается город Л. У прохожего он узнаёт, что это студенты приехали на пирушку и заинтригованный, он переправляется на другую сторону. В толпе зрителей Н.Н. знакомится с двумя русскими, представившимися братом и сестрой. Добродушный Гагин сразу понравился Н.Н. Его сестра Ася показалась ему миловидной. Она не была похожа на своего брата. Новые знакомые пригласили Н.Н. в свой дом с живописным видом на Рейн. За ужином Ася немного стеснялась, но спустя время уже сама обращалась к Н.Н. Весь вечер девушка вела себя непринужденно, напевала вполголоса и часто смеялась. Спустя какое то время Ася, сославшись на усталость ушла отдыхать. По пути домой Н.Н. почувствовал что счастлив, и уже дома, засыпая, заметил, что ни разу не вспомнил о бывшей подруге. Н. Н. посетил Гагин. Он рассказал о том, что хотел бы посвятить свою жизнь живописи. В ответ Н.Н. поведал историю своей несчастной любви. После беседы молодые люди отправились домой к Гагину смотреть этюды. От хозяйки они узнали, что Ася ушла гулять и отправились на её поиски. Позже они встретили её и во время прогулки Ася случайно узнала о бывшей подруге Н.Н. После обеда Ася отправилась навестить фрау Луизе, а молодые люди остались вдвоём. Н.Н. постепенно привязался к Гагину. На следующий день, наблюдая за девушкой, Н.Н. не увидел ничего искусственного в ней. Вечером, вернувшись домой, он не мечтал уже ни о чем кроме неё. Прошло две недели. Н.Н каждый день навещал Гагиных и всегда узнавал Асю с новой стороны. Она знала французский и немецкий языки, имела хорошее воспитание. Однажды, подойдя к калитке, Н.Н. услышал голоса, раздающиеся из беседки это Ася признавалась в любви Гагину. Н.Н. не решился к ним подойти и поспешил домой. По дороге он размышлял, для чего они столько времени обманывали его, говоря что родственники. После бессонной ночи Н.Н. направился в горы, чтобы остаться наедине со своими мыслями. Он отсутствовал три дня, а вернувшись, находит послание от Гагина, в котором написано, что он очень расстроился из-за того, что Н.Н. не позвал его с собой в горы. На следующий день в доме Гагиных, Н.Н. рассказал о своих приключениях, однако, разговор не клеился. Ася не участвовала в беседе, а только входила в комнату и убегала снова. Провожая гостя, Гагин поведал ему историю своей семьи. Он рано лишился матери. Отец занимался его воспитанием, пока ему не исполнилось двенадцать лет. В дальнейшем брат его отца уговорил забрать племянника с собой в Петербург, где Гагин поступил в юнкерскую школу, затем был переведен в гвардейский полк. В первый раз он увидел Асю спустя восемь лет в доме его отца. Она была проворна и пуглива. Через четыре года, в свое очередное посещение родного дома, Гагин узнал от слуги Якова, что Ася является дочерью его отца и горничной Татьяны. После смерти отца он взял её на воспитание в Петербург. Ася стеснялась своего происхождения и в первые дни даже боялась Гагина, но потом, увидев, что он её принял и полюбил, к нему привязалась. Так как Гагин не мог жить вместе с сестрой, он отдал её в пансион, в котором она проучилась до семнадцати лет. Затем Гагин ушел в отставку и вместе с сестрой покинул Россию и переехал в Европу.
Н.Н. отправляется с Асей на прогулку и она цитирует ему строки из «Евгения Онегина» и говорит, что мечтала бы быть Татьяной. С присущей ей открытостью она спрашивает Н.Н., что ему нравится в женщинах, а после сообщает что если бы они были птицами, то они бы утонули в синеве неба. Они возвращаются домой. До самого вечера друзья весело проводят время. Во время вальса с Асей Н.Н. впервые улавливает в её облике черты женственности. На обратном пути молодого мужчину одолевают чувства непонятной тревоги и счастья одновременно. На следующий день Н.Н. застал Гагина, выпачканного красками, перед полотном. В порывах вдохновения он активно размахивал кистью. Настроение Аси в этот день было переменчивым, то она была грустна и молчалива, то непринужденно беседовала с Н.Н. и весело смеялась. Её беспокоили мысли о том, что молодой человек, возможно, считает её легкомысленной, но она уверяла, что была с ним всегда откровенна. Уходя домой Н.Н. уверял себя что она его любит. На следующий день он отправился в город Л. и пробыл в доме Гагиных целый день. Ася в этот день была нездорова. На другой день Н.Н. в полубессознательном состоянии гулял по городу, мысли о девушке не покидали его. Неожиданно его окликнул мальчик и передал письмо от Аси, в котором девушка назначала ему встречу у каменной часовни по дороге к развалинам. Вернувшись домой, молодой человек несколько раз прочитал записку. Неожиданно дверь отворилась, и вошел Гагин, из разговора с которым Н.Н. узнал, что Ася в него влюблена. Она призналась брату в этом прошлой ночью. Девушка расспрашивала, не рассказал ли он Н.Н. её историю, боялась, что после этого он будет презирать её. Девушка слезно просила им вместе уехать из этого города. Гагин решил перед отъездом переговорить с Н.Н. Он был уверен, что Н.Н. не женится на его сестре. Тот, в свою очередь, признался что ему нравится Ася, и попросил дать ему время все обдумать. Н.Н. в назначенный час отправился на встречу. Однако, мальчик, встретивший его на противоположном берегу, передал, что «фрейлейн Annette» изменила место свидания и ждёт его в доме у фрау Луизе. Чувства боролись в нём, счастье казалось, было совсем рядом, но ему нужно было сдержать данное брату слово. «Я не могу на ней жениться, – решил он, наконец, – она не узнает, что и я полюбил её». Дверь открыла ему старушка и повела вверх по крутой лестнице. Он сказал Асе что её брат всё знает и вскочив на ноги она убегает из комнаты. вскоре Н.Н. вместе с Гагиным идёт её искать, но найти её не могли. Ася оказалась дома. Н.Н. желал сделать ей предложение, но решил повременить до утра. На другой день его встретила служанка и сказала, что Гагины уехали в Кёльн. Домой он шел мимо дома фрау Луизе. Неожиданно его окликнула старушка и вручила ему записку от Аси которая писала ему
Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово, я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше… Прощайте навсегда!
Он поехал в Кёльн, затем в Лондон искал её везде, но так и не смог найти. Заканчивая рассказ Н.Н. признался что в впоследствии у него были женщины, много женщин, но чувство, пробужденное в нём Асей, «то жгучее, нежное, глубокое чувство», уже не повторилось никогда...[2][3][5]
Отзывы и критика
Писатель Николай Некрасов в письме к Тургеневу от от 25 декабря 1857 года тк оценивал повесть: «...повесть... прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она — чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте. Даже Чернышевский в искреннем восторге от этой повести»[6]
Литературный критик Василий Боткин в письме к Афанасию Фету писал: «„Ася“ далеко не всем нравится. Мне кажется, что лицо Аси не удалось — и вообще вещь имеет прозаически придуманный вид. О прочих лицах нечего и говорить. Как лирик, Тургенев хорошо может выражать только пережитое им…»[7]
Писатель Лев Толстой в письме к Николаю Некрасову от 27 марта [8 апреля] 1858 года решительно осудил повесть Тургенева при её появлении писав что: «„Ася“ Тургенева, по моему мнению, самая слабая вещь из всего, что он написал». Однако по воспоминанию Сергея Толстого, Лев Николаевич выразив свое отрицательное отношение к повести Тургенева сразу после её появления, однако, неоднократно возвращался к этому произведению, перечитывал его и ценил некоторые его художественные достоинства. Сергей Толстой вспоминал: «Помню он <Л. Н. Толстой> хвалил „Затишье“, начало „Аси“, „Вешние воды“»[8].
Литературный критик Николай Чернышевский писал что: «Кто ищет в повести поэтически-цельного впечатления, действительно должен осудить автора, который, заманив его возвышенно сладкими ожиданиями, вдруг показал ему какую-то пошло-нелепую суетность мелочно-робкого эгоизма в человеке, начавшем вроде Макса Пикколомини и кончившем вроде какого-нибудь Захара Сидорыча, играющего в копеечный преферанс»[9]
На экране
- 1971 год — «Ася» (Венгрия): режиссёр Миклош Чаньи
- 1977 год — «Ася» (СССР, ГДР): режиссёр Иосиф Хейфиц
Примечания
- ↑ Тургенев и круг "Современника" : Неизданные материалы 1847-1861. — Москва ; Ленинград : Academia, 1930. — 490 с.
- ↑ 2,0 2,1 Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. : сочинения : в 12 т. : письма : в 18 т. / И. С. Тургенев ; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом) ; [редакционная коллегия: М. П. Алексеев (главный редактор) и др.]. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Наука, 1978
- ↑ 3,0 3,1 Творчество И. С. Тургенева: Сборник статей / Под общ. ред. С. М. Петрова ; Ред.-сост. И. Т. Трофимов. — Москва : Учпедгиз, 1959. — 576 с
- ↑ Иван Тургенев: Ася . «Лаборатория Фантастики». Дата обращения: 15 августа 2023.
- ↑ 5,0 5,1 Ася : Повесть / И. С. Тургенев ; [Предисл. И. Вишневской] ; [Рис. К. Клементьевой]. — Москва : Дет. лит., 1979. — 47 с.
- ↑ Полное собрание сочинений и писем: в 15 т. / Н. А. Некрасов ; [редкол.: М. Б. Храпченко (гл. ред.) и др.] ; Акад. наук СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом). — Ленинград : Наука, Т. 14, кн. 2: Письма 1856-1862 / [Подгот. текста и коммент. О. Б. Алексеевой и др.; ред. Б. В. Мельгунов]. — 1999. — 353 с. — ISBN 5-02-028403-3
- ↑ Сочинения и письма / А. А. Фет ; редкол.: А. В. Ачкасов [и др.] ; [Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) РАН, Курский гос. пед. ун-т]. — Москва : Акад. проект, 2002
- ↑ Толстой С. Л. Очерки былого. Изд. 4-е, дополненное. Тула, 1975, с. 295
- ↑ Собрание сочинений : В 5 т. / Сост. и общ. ред. Ю. С. Мелентьев. — Москва : Правда, Т. 3: Литературная критика / Примеч. У. Гуральника. — 1974. — 509 с.
Литература
- Полное собрание сочинений И. С. Тургенева : в 12 т.: с портр. автора, гравир. на стали Ф. А. Брокгаузом и 2-мя автогр. — Санкт-Петербург : Изд. А. Ф. Маркса, 1898.
- Ася : Повесть / И. С. Тургенев ; [Предисл. И. Вишневской] ; [Рис. К. Клементьевой]. — Москва : Дет. лит., 1979. — 47 с.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |