Провинциалка (пьеса)

Материал из «Знание.Вики»
Провинциалка
Провинциалка
Жанр пьеса
Автор Иван Сергеевич Тургенева
Язык оригинала русский
Дата написания 18501851 год
Дата первой публикации 1851 год (в журнале «Отечественные записки»)

«Провинциалка» — комедийная пьеса в одном действии Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им в 18501851 году в Париже и опубликованная в 1851 году в девятом номере журнала «Отечественные записки». В 1851 году состоялись премьеры пьесы в Москве и Петербурге: 18 января в Малом театре на бенефисе Михаила Щепкина и 22 января в Александринском театре на бенефисе Вере Самойловой-Мичуриной.

История создания

комедийная пьеса в одном действии Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им в 18501851 году в Париже и опубликованная в этом же году в девятом номере журнала «Отечественные записки». В середине октября 1850 года Тургенев писал драматической и оперной актрисе и певице Надежде Самойловой: «Я имел не раз удовольствие видеть Вас на театре, и был бы очень рад написать для Вас и Вашего брата одноактную комедию, которой план уже составлен мною и даже первые сцены написаны. Смею надеяться, что Вы бы не отказались от Вашей роли; но, будучи в неизвестности относительно дня Вашего бенефиса, не могу приняться за работу, совершено не зная, успею ли её окончить. И потому прошу Вас, если Вы согласны на мое предложение — уведомить меня, когда именно будет Ваш бенефис, и позвольте мне увидеться с Вами и с Вашим братом, с которым познакомил меня г. Панаев, для сообщения и обсуждения плана»[1]. 30 октября 1850 года Тургенев извещал Полину Виардо о начатой им новой комедии, предназначенной «для талантливой актрисы Самойловой», а 8 ноября того же года писал Виардо, что пьеса эта должна быть закончена «через неделю» и что ему в связи с этим «придется усиленно работать». 11 ноября 1850 года по свидетельству режиссёра Александринского театра Николая Куликова, Тургенев прочел свою новую комедию «на вечере у Краевского»[2]. Уже 4 декабря 1850 года пьеса была допущена к постановке на сцене, а 5 декабря Тургенев писал Полине Виардо о том, что свою новую пьесу он уже прочитал в Москве Михаилу Щепкину и Евгении Тур собравшимся у графини Софии Соллогуб. Тургенев так писал об успехе своей пьесы в великосветских и литературных кружках: «Моя комедия имела, говорят, третьего дня очень большой успех; её повторяют сегодня, и я получил настойчивое приглашение присутствовать. На этот раз я пойду: я не хочу иметь вид человека, который много о себе воображает»[3][4][5]. В 1860 году пьеса отдельной книгой была опубликована в типографии Ф. Т. Стелловского; в 1891 году вошла в девятый том «Полное собрание сочинений в десяти томах» в типографии «И. П. Глазунова»[6].

Действующие лица

Действие происходит в уездном городе, в доме Ступендьева

  • Алексей Иванович Ступендьев — уездный чиновник, 48 лет
  • Дарья Ивановна — жена его, 28 лет
  • Миша — дальний родственник Дарьи Ивановны, 19 лет
  • Граф Валерьян Николаевич Любин — 49 лет
  • Лакей графа — 30 лет
  • Васильевна — кухарка Ступендьева, 50 лет
  • Аполлон — мальчик Ступендьева, 17 лет[7]

Сюжет

Действие происходит в уездном городе. В этом городе имеется дом небогатого, скромного и простодушного чиновника Алексея Ивановича Ступендьева. Он женат на девице средних лет Дарье Ивановне, держит в доме бедного родственника жены Мишу. Миша со своими благодетелями на «вы». Дарья Ивановна женщина неглупая и предприимчивая. С особой целью она приглашает в гости графа Валериана Любина, украшает дом к его визиту, наряжается и сама. Дарья была воспитанницей матери графа. Алексей Ступендьев был удивлён прытью жены, дело завертелось без него, но он готов увидеться с этим графом. К ним заглядывает лакей графа. Он просит Алексея пожаловать в гости к графу. Но у Дарьи свой план, она отказывает ему и повторяет, что ждет графа к себе. Ступендьев чуть что, входит в роль хозяина дома, повторяя слугам: «Не рассуждай! Стыдись!». В ответственный момент графа никто не встречает. Хладнокровная Дарья посылает к нему Мишу. Граф недоволен. Он считает, что какой-то Ступендьев мог бы и сам к нему прийти. На Дарью он и смотреть не хочет. В этот момент она просит графа вглядеться хорошенько. Граф поражен встречей со «старинным другом». Она сдержанно радуется встрече, уверяет, что ничего не забыла, сетует на «бедность», из-за которой они не ровня. Люблин идёт разговаривать со Ступендьевым о делах. Дарья распоряжается, чтобы на обеде её мужа не было. Миша должен увести его. А ей нужно переговорить с Люблином. Ясно, что граф чуть-чуть подразорился, но ведь влияние не растерял. Догадливый Миша просит замолвить словечко и о нём. Одним словом, Дарья решила заняться карьерой своего мужа и перебраться с ним в Петербург. Все идёт хорошо для Дарьи, Люблин остаётся на обед, а Ступендьева уводит Миша. Дарья и кокетничает, и откровенничает с графом. Конечно, тут скучно, но воспоминания юности дают ей силы. И потом, муж её — добрый, честный человек, хоть и со странностями. Граф счастлив после всех бурь жизни обрести прелестного старого друга. Он обещает, что найдет местечко для семьи этого друга в Петербурге. Дарья переводит разговор на музыкальную тему. Она помнит, что граф сочинял музыку и неплохо пел. Очарованный Любин спешит домой за нотами своей оперы. А Дарья к его приходу ищет завалявшееся любовное письмецо. Графское, чудом сохранившееся. Ступендьев, чуть ревнуя, не вовремя возвращается домой. Тогда жена предлагает ему выбор: или он ревнует и все портит, или уходит до обеда — и скоро получит должность в Петербурге. Ступендьев выбирает второе. Люблин приятно поражен искусной игрой Дарьи на фортепьяно, а главное — её восторгом от музыки. Польщенный, он повторяет, что ей самое место в Петербурге, а уж он, конечно, не раз навестит её там. В разговор вмешивается Ступендьев. Он не хочет отпускать жену одну на прогулку с графом, но отпускает. Дождь гонит удалившуюся парочку обратно и Ступендьев, как оскорбленный муж, готов их встретить. Но в последнюю минуту вместе с Мишей прячется. Люблин на коленях объясняется Дарье Ивановне в любви. Ступендьев входит в разгар этой сцены. Граф, как назло, не может сразу встать с колен. Дарья Ивановна, не выдержав, смеется над этим. Ступендьев поднимает графа с колен. Опозорившийся Люблин пытается держать лицо, он уверяет, что его слово в силе, он похлопочет за мужа Дарьи. В ответ она обещает уже в Петербурге повспоминать прошлое, прочесть вместе старое письмо. Граф вновь почти что очарован. Все идут обедать. Миша тоже доволен, ведь за него всё же замолвили словечко. Ступендьев понимает только одно, его жена великая женщина. Граф примерно того же мнения, он с улыбкой бросает Дарье: «До свиданья в Петербурге, провинциалка!»[7]

Театральные постановки

8 января 1851 года В. П. Боткин в письме к П. В. Анненкову писал о предстоящей московской премьере: «В бенефис Щепкина пойдет маленькая комедийка Тургенева „Провинциалка“, недурная штучка и грациозная. Вот вам московские литературные новости»[8]. Премьера «Провинциалки» в московском Малом театре состоялась 18 января 1851 года в бенефис Михаила Щепкина исполнявшего роль Ступендьева. Сергей Шумский играл графа Любина, а Надежда Рыкалова — Дарью Ивановну[9]. После премьеры Тургенев писал Полине Виардо:

Вот уж точно, я ожидал чего угодно, но только не такого успеха! Вообразите себе, меня вызывали с такими неистовыми криками, что я наконец убежал, совершенно растерянный, словно тысячи чертей гнались за мной, и мой брат сейчас рассказал мне, что шум продолжался добрую четверть часа и прекратился только тогда, когда Щепкин вышел и объявил, что меня нет в театре… Несколько моих друзей пришли сегодня поздравить меня; говорят, успех мой был действительно очень велик; зал был переполнен, и было замечено, что некоторые из моих врагов (литературных) аплодировали, не щадя сил[3][4][5]

Первую постановку в Петербурге Тургенев осуществил 22 января 1851 года в Александринском театре на бенефисе Вере Самойловой-Мичуриной игравшей Дарью Ивановну, Владимир Самойлов играл графа Любина, Александр Мартынов исполнявшего роль Ступендьева[10][11]. Тургенев так писал об этой постановке Евгению Феоктистову: «Видел я здесь „Провинциалку“, Самойлова очень мила, но Самойлов гораздо ниже Шумского. У Самойлова игра чисто внешняя и в сущности весьма однообразная. Мартынов хорош — но не знает роли»[12]. В Александрийском театре в Петербурге «Провинциалка» прошла с 1851 по 1855 год — четырнадцать раз, имея гораздо больший успех, чем все прочие пьесы Тургенева, допущенные к этому времени на сцену. В сезон 1855—1856 год эта же комедия прошла в Петербурге ещё семь раз: 17 и 19 октября, 23 ноября и 8 декабря 1855 год, 6 января, 14 и 21 февраля 1856 год[13]

Отзывы и критика

Литературный критик Фаддей Булгарин, не рискуя охаять пьесу Тургенева, на премьере которой присутствовала вся царская фамилия, писал на страницах «Северной пчелы» что: «Провинциалка» конечно, не комедия, но и того довольно, что пиесу можно назвать хорошею сценою из хорошей комедии. Эта сцена была бы ещё лучше, если б была более сжата". Далее, подробно изложив фабулу пьесы, Булгарин заключал: «Вся занимательность в беседе графа с Дарьей Ивановной и в ревности мужа (г. Мартынова). В беседе язык приличный, тон благородный, с проблесками светской утонченности, и за это автор заслуживает полную похвалу. Пиеса была разыграна в совершенстве»[14]

Писатель Василий Петров в своей театральной рецензии для "Санкт-Петербургских ведомостей"так писал о пьесе: «Комедия г. Тургенева „Провинциалка“, напечатанная в январской книжке „Отечественных записок“, имеет один важный недостаток, а именно — она скорее комический эпизод, нежели комедия, но и в ней, как в прочих произведениях того же автора, виден замечательный драматический талант, много обещающий для нашей сцены. До сих пор мы видели две пьесы г-на Тургенева — „Холостяка“ и „Полюбовный дележ“, из которых первая не была оценена нашей публикой по достоинству, потому что в ней было мало наружного действия, а много внутреннего смысла, видимого только для тонкого наблюдателя и скрытого от большинства публики, приходящей в театр веселиться, а не наблюдать; вторая пьеса, имеющая, как и последняя, эпизодический характер, имела успех; третья, та, о которой говорим теперь, имеет успех если не больше предыдущего, то, по крайней мере, равный ему. Причина этого успеха заключается в том, что действие в этой пьесе, видимо, ясно выражается не только положением действующих лиц, но и самими словами, так что зритель-дилетант может наслаждаться ею, не утруждая своих умственных способностей. Автор был вызван, но его не было, к сожалению, в театре»[15].

В 1851 году писатель Александр Дружинин писал в «Современнике» критически о пьесе: «комедия г. Тургенева не принадлежит к числу лучших вещей даровитого автора, несмотря на прекрасный язык, которым она написана»[16]. В 1852 году он написал ещё резче: «Решительно наша легкая драматическая литература похожа на заколдованный край, к которому нельзя подступиться без беды и неудачи во всех отношениях. Талантливый автор „Записок охотника“ вздумал было поохотиться в этом крае и набрел на „провинциалку“, над которой теперь сам подсмеивается»[17]

На экране

Примечания

  1. Учёные записки Ленинградского государственного университета, 1941, вып. 11, с. 118—119
  2. «Библиотека театра и искусства», 1913, кн. III, с. 26
  3. 3,0 3,1 Энциклопедия литературных произведений / Сост. и науч. ред. д-р искусствоведения С. В. Стахорский; под ред. С. В. Стахорского. — Москва : Вагриус, 1998. — 654 с. — ISBN 5-7027-0825-3
  4. 4,0 4,1 Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. : сочинения : в 12 т. : письма : в 18 т. / И. С. Тургенев ; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом); [редакционная коллегия: М. П. Алексеев (главный редактор) и др.]. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Наука, 1978
  5. 5,0 5,1 Творчество И. С. Тургенева: Сборник статей / Под общ. ред. С. М. Петрова ; Ред.-сост. И. Т. Трофимов. — Москва : Учпедгиз, 1959. — 576 с
  6. Николай Гоголь: Провинциалка. «Лаборатория Фантастики». Дата обращения: 15 августа 2023.
  7. 7,0 7,1 Провинциалка : Комедия в 1 д. / [Соч.] И. С. Тургенева. — Санкт-Петербург : Ф. Стелловский, 1860. — 39 с
  8. П. В. Анненков и его друзья : Лит. воспоминания и переписка 1835—1885 годов : [Материалы и ст. П. В. Анненкова]. — Санкт-Петербург : А. С. Суворин, 1892
  9. Театральное наследие / [Сост., ред. и авт. примеч. В. Я. Виленкин]; [Вступ. статья П. Маркова] ; Гос. науч.-исслед. ин-т театра и музыки. МХАТ СССР им. М. Горького. — Москва : Искусство, 1952—1954
  10. Крылов В. А. Сестры Самойловы. — ИВ, 1898, № 1, с. 136—147.
  11. Мичурина-Самойлова В. А. Шестьдесят лет в искусстве. — М.; Л., 1946, с. 21, 31, 87, 132—134, 164, 171, 172, 208.
  12. Библиотека театра и искусства, 1913, кн. 4, с. 16
  13. Хроника Петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 года / [Сост. А. И. Вольф]. Ч. 1-[3]. — Санкт-Петербург : тип. Р. Голике, 1877—1884
  14. «Северная пчела», 27 января 1851 г., фельетон «Журнальная всякая всячина», подпись: Ф. Б.
  15. «Санкт-Петербургские ведомости», 1851, 11 февраля, № 34
  16. «Современник», 1851, № 2, отд. VI, с. 226
  17. «Библиотека читателя», 1852, № 2, отд. VII, с. 210—211. Перепечатано в «Собрании сочинений А. В. Дружинина», т. VI, СПб., 1865, с. 578

Литература

  • Полное собрание сочинений И. С. Тургенева : в 12 т.: с портр. автора, гравир. на стали Ф. А. Брокгаузом и 2-мя автогр. — Санкт-Петербург : Изд. А. Ф. Маркса, 1898.
  • Провинциалка : Комедия в 1 д. / [Соч.] И. С. Тургенева. — Санкт-Петербург : Ф. Стелловский, 1860. — 39 с
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!