Довольно
Довольно | |
---|---|
Довольно | |
Жанр | повесть |
Автор | Иван Сергеевич Тургенева |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1862 года |
Дата первой публикации | 1865 год (в пятой части «Сочинения И. С. Тургенева» в ««Издании братьев Салаевых»») |
«Довольно (Отрывок из записок умершего художника)» — повесть писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им в марте-апреле 1862 года и впервые опубликованная в 1865 году в части пятой «Сочинения И. С. Тургенева» напечатанной в «Издании братьев Салаевых».
История создания
Повесть писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им в марте-апреле 1862 года и впервые опубликованная в 1865 году в части пятой «Сочинения И. С. Тургенева» напечатанной в «„Издании братьев Салаевых“»; в дальнейшем «Сочинения И. С. Тургенева» перепечатывались с небольшими изменениями в 1869, 1874 и в 1880 годах. Первое упоминание о замысле повести содержится в письме публициста Николая Щербаня к Тургеневу от 15 февраля [27 февраля] 1862 года: "Я раззвонил, что Вы задумали «Довольно», и Вам собираются писать, просить «не миновать нашего порога». Да и в самом деле: дайте «Довольно» «Русскому вестнику»"[1]. 18 марта [30 марта] 1862 года о новой повести Тургенев писал Фёдору Достоевскому, обещая привезти из Парижа, где он находился в Петербург в конце апреля «Призраки»: «Я было начал другую вещь „Довольно“ — и вдруг схватился за ту „Призраки“ и работал несколько дней с увлечением». В ноябре 1862 года Николай Щербаня в своей статье «Из Парижа», опубликованной «Современной летописи» сообщал: «Замечу к слову, что Тургенев пишет теперь повесть „Довольно“, с которою познакомятся в будущем году читатели „Русского вестника“»[2]. 11 января 1863 года писатель Иван Борисов писал Тургеневу: «Известие об Вас в „Современной летописи“ про „Довольно“ всех взбудоражило, все ожидают от Вас нового слова»[3]. О работе Тургенева над «Довольно» было известно и драматургу Алексею Писемскому, который в марте 1864 года писал Тургеневу: «Ждем от вас, мой дорогой, Вашего „Довольно“, — „Русский вестник“ совершенно уверен, что вы отдадите его им»[4]. 6 января [18 января] 1865 года Тургенев известил Павла Анненкова: «На днях я вам пошлю крохотный отрывочек под названием: „Довольно“, назначенный в новое мое издание, коего четвёртый том уже приближается к концу; всех будет пять…» и 6 марта [18 марта] 1865 года Тургенев отослал рукопись Павлу Анненкову вместе с сопроводительным письмом, в котором содержалась просьба быстро провести её через цензуру: "Вот вам, любезнейший друг Павел Васильевич, отрывок «Довольно», по прочтении которого мои читатели, вероятно, воскликнут: "действительно довольно! «. — Лучшим доказательством моей лени служит то, что и этот вздор я едва осилил. Между тем дело это чрезвычайно спешное, ибо последний том подвигается печатанием к концу, и, чего доброго, выйдет задержка. И потому, будьте отцом и благодетелем: проследивши сии прелестные страницы, летите „стремплешь“, как говорил Языков, к моему цензору, которому я обещал заблаговременно прислать рукопись, и попросите его сказать тотчас же, что нет препятствий к печатанию (мизантропические выходки в конце не могут быть, кажется, препятствием), и немедленно, тоже „стремплешь“, либо дайте мне знать, что „ничего, можно“, либо пришлите мне обратно эти листы с помарками… Также скажите собственное ваше, для меня, как вы знаете, всегда важное, мнение». Повесть прошла цензуру 20 марта [1 апреля] 1865 года, а 23 апреля [5 мая] 1865 года отправлена в печать[5][6][7]. 22 августа 1865 года с согласия Тургенева был выполнен французский перевод «Довольно» писателем Николаем Щербанём и опубликован в газете «Le Nord»[8].
Сюжет
Произведение ведётся от первого лица, своеобразная исповедь автора, по своей структуре представляет собой «смешанный» жанр. Произведение отличается ещё большим философствованием, большим присутствием личности самого автора и меньшей степенью художественной условности… «Довольно», — говорил я самому себе, между тем как ноги мои, нехотя переступая по крутому скату горы, несли меня вниз, к тихой речке; — «довольно», — повторял я, вдыхая смолистый запах сосновой рощи, которому свежесть наступавшего вечера придавала особенную крепость и остроту; — «довольно»,— сказал я ещё раз, усевшись на моховом бугре над самой речкой и глядя на её темные и небыстрые волны, над которыми толстый тростник поднимал свои бледно-зеленые стебли… «Довольно!» — Полно метаться, полно тянуться, сжаться пора: пора взять голову в обе руки и велеть сердцу молчать. Полно нежиться сладкой негой неопределенных, но пленительных ощущений, полно бежать за каждым новым образом красоты, полно ловить каждое трепетание её тонких и сильных крыл. Всё изведано — всё перечувствовано много раз… устал я. — Что мне в том, что в это самое мгновенье заря всё шире, всё ярче разливается по небу, словно распаленная какою-то всепобедною страстию? Что в том, что в двух шагах от меня, среди тишины и неги и блеска вечера, в росистой глубине неподвижного куста, соловей вдруг сказался такими волшебными звуками, точно до него на свете не водилось соловьев и он первый запел первую песнь о первой любви? Всё это было, было, повторялось, повторяется тысячу раз — и как вспомнишь, что всё это будет продолжаться так целую вечность, словно по указу, по закону, — даже досадно станет! Да… досадно![7][5][6]
Отзывы и критика
16 марта 1865 года литературный критик Павел Анненков после получения повести написал Тургеневу, высказав в письме своё сложное впечатление от неё, дав ей в целом высокую оценку, особо отметив её мастерство: «Я думаю и у Вас мало таких ярких и очаровательных картин, как воспоминания первой половины рассказа; вторая его половина, по временам, глубока, но имеет несчастие походить на мрачную католическую проповедь… Да и надо иметь непременно 55 лет, одышку, запор и водяную, чтобы усвоить себе все впечатления этой второй половины, как должно, а написано всё мастерски. Вот этого-то и довольно во всей пьесе»[9].
29 октября 1865 года писатель Иван Борисов отметивший автобиографизм и пессимистичность повести, писал Тургеневу: «В Вашем „Довольно“ многое я прочитал с больным чувством за Вас. Вы как будто хотите так уйти от нас, как я вот из Воздвиженской, когда с оказией уходил за Грозненские ворота без всякой цели впереди… просто-напросто пришло Довольно жить»[10]. Литературный критик Василий Боткин кратко уведомлял Афанасия Фета в письме от 17 марта [29 марта] 1865 года, что Тургенев «и вправду кончил свое „Довольно“ и прислал сюда в цензуру. Это очень коротенькая вещь, но повесть, а лирические излияния. Я не читал, но даже Анненков говорит, что очень слабо. Совсем расползся Иван Сергеевич, и внутренний нерв его завял и сделался дряблым и хилым». На спич Василия Боткина, Тургенев ответил Афанасию Фету в письме от 10 октября [22 октября] 1865 года, в котором он не соглашался с критической оценкой Боткина и подчёркивал, что это произведение ему особенно дорого. «А что Вам некоторые звуки в „Довольно“ пришлись по уху — меня радует, Я готов даже сказать Вам по секрету — что не только один Боткин, но даже сто Боткиных (Господи! какое это было бы зрелище!) не в состоянии уверить меня, что „Довольно“ — один „набор слов“. Не так оно писалось»[11].
Первое впечатление Льва Толстого от от новой повести Тургенева было резко отрицательным, в письме к Афанасию Фету от 7 октября [19 октября] 1865 года он писал: «„Довольно“ мне не понравилось. — Личное, субъективное хорошо только тогда, когда оно полно жизни и страсти, а тут субъективность, полная безжизненного страдания»[12]. Однако позднее, в 1880-х годах уже после смерти Тургенева, он изменил свой взгляд на «Довольно», оказавшееся глубоко созвучным его собственным мыслям. В письме к Софье Толстой от 30 сентября [12 октября] 1883 года он писал: «Сейчас читал тургеневское „Довольно“, — Прочти, что за прелесть»[13]. Лев Толстой в письме к литературоведу Александру Пыпину от 10 января [22 января] 1884 года, писал: «По-моему, в его (Тургенева) жизни и произведениях есть три фазиса: 1) вера в красоту (женскую любовь, искусство). Это выражено во многих и многих его вещах; 2) сомнение в этом и сомнепие во всем. И это выражено и трогательно, и прелестно в „Довольно“, и 3) не формулированная, как будто нарочно из боязни захватать её … вера в добро — любовь и самоотвержение, выраженная всеми его типами самоотверженных и ярче, и прелестнее всего в „Дон-Кихоте“»[14]. В дневниковой записи от 7 октября 1892 года Лев Толстой сближает «Довольно» и статью Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот» — «это отрицание жизни мирской и утверждение жизни христианской»[15]. В. Ф. Лазурского от 23 июня 1894 г.: «Лев Николаевич отлично помнит всё. Выше всех он ставит „Довольно“ и статью „Гамлет и Дон-Кихот“. Говорил, что писал статью о Тургеневе, где рассматривал эти два произведения в связи одно с другим (настроение разочарования и потом указание пути спастись от сознания пустоты). Хотел читать на тургеневском празднике, но ему „запретили“» (Лит Насл, т. 37—38, с. 450). По этому поводу литературовед Владимир Лазурский в своём дневнике от 23 июня 1894 года, писал: «Лев Николаевич отлично помнит всё. Выше всех он ставит „Довольно“ и статью „Гамлет и Дон-Кихот“. Говорил, что писал статью о Тургеневе, где рассматривал эти два произведения в связи одно с другим (настроение разочарования и потом указание пути спастись от сознания пустоты). Хотел читать на тургеневском празднике, но ему „запретили“»[16].
В 1865 году журналист и издатель Алексей Суворин в своей заметке о повести Тургенева для «Русского инвалида» писал: «Это короткие главы, лучше сказать, лирические строфы, полные поэзии,— это прощанье с жизнью, воспоминания о прежней любви, о молодости, то горькие, будто озлобленные, то такие тихие, славные»[17].
В 1870-х годах публицист Пётр Алисов в статье «„Довольно“ и „Призраки“ Ив. Тургенева» характеризует «Довольно» как романтическую исповедь: «„Довольно“ — разросшееся до гигантских размеров „И скучно и грустно“ Лермонтова. Это коробящий, дикий хохот отчаяния, постигшего ничтожество… „Довольно“ от первой и до последней строки пахнет трупом; оно проникнуто разложением»[18].
Литературный критик Николай Шелгунов в статье «Неустранимая утрата» написанной в 1870 году для журнала «Дело», писал: «Что такое „Довольно“, как не исповедь изжившего чувства, как не последнее слово человека, который уже не может идти за жизнью…»[19].
Писатель Александр Эртель в своей статье «Из степи. По поводу смерти И. С. Тургенева» для газеты «Дон» написанной 27 сентября 1883 года, писал: «Судьба безжалостна, смерть не знает пощады, — У них свои права, законность которых неоспорима, но человек тоже имеет свое право — правда, жалкое и обидное — право тоски и грусти. Это протест, быть может, более всего свойственный русскому человеку, это протест, выразителем которого именно в таком-то смысле был и Тургенев, создавший „Стихотворения в прозе“ и „Довольно“»[20].
В 1917 году Владимир Ильич Ленин в своей статье «Письмо к товарищам» использовал изменённую цитату из «Довольно»[21][22]
Примечания
- ↑ ИРЛИ, ф. 5770, л. 2 об.
- ↑ Современная летопись, еженедельное приложение к «Русскому вестнику», 1862, № 48, ноябрь, с. 8—9
- ↑ Тургенев, сб, вып. 4, с. 370
- ↑ «Литературное наследство», т. 73, кн.2, с. 180
- ↑ 5,0 5,1 Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. : сочинения : в 12 т. : письма : в 18 т. / И. С. Тургенев ; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом); [редакционная коллегия: М. П. Алексеев (главный редактор) и др.]. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Наука, 1978
- ↑ 6,0 6,1 Творчество И. С. Тургенева: Сборник статей / Под общ. ред. С. М. Петрова ; Ред.-сост. И. Т. Трофимов. — Москва : Учпедгиз, 1959. — 576 с
- ↑ 7,0 7,1 Сочинения И. С. Тургенева : (1844—1864). Т. 1-5. — Карлсруэ : бр. Салаевы, Ч.-5: Первая любовь; Отцы и дети; Призраки; Довольно. — 1865. — 350 с. — с. 335—350
- ↑ «Русский вестник», 1890, № 8, с. 22
- ↑ ИРЛИ, ф. 7, № 8, л. 105 об
- ↑ Тургенев, сб, вып. 5, с. 497
- ↑ Фет, т. 2, с. 62
- ↑ Толстой, т. 61, с. 109
- ↑ Толстой, т. 83, с. 397
- ↑ Толстой, т. 63, с. 150
- ↑ Толстой, т. 52, с. 74
- ↑ «Литературное наследство», т. 37—38, с. 450
- ↑ «Русский инвалид», 1865, № 161, 24 июля, с. 4
- ↑ Алисов П. Ф. Сборник литературных и политических статей. Женева, 1877, с. 217, 219
- ↑ «Дело», 1870, № 6, отд. II, с. 32, 34
- ↑ «Литературное наследство», т. 76, с. 601
- ↑ Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 34, с. 405
- ↑ Фойницкий В. Н. О некоторых источниках фразеологии произведений В. И. Ленина.— Русская литература, 1980, № 1, с. 103
Литература
- Сочинения И. С. Тургенева : (1844—1864). Т. 1-5. — Карлсруэ : бр. Салаевы, Ч.-5: Первая любовь; Отцы и дети; Призраки; Довольно. — 1865. — 350 с. — с. 335—350
- Полное собрание сочинений И. С. Тургенева : в 12 т.: с портр. автора, гравир. на стали Ф. А. Брокгаузом и 2-мя автогр. — Санкт-Петербург : Изд. А. Ф. Маркса, 1898.
- Сочинения И. С. Тургенева : (1844-1868-1874-1880) в десяти томах. — Москва : насл. бр. Салаевых, 1880.
- Полное собрание сочинений И. С. Тургенева. — 2-е изд. Т. 1-10. — Санкт-Петербург : тип. Глазунова, 1884.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |