Довольно

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Довольно
Довольно
Жанр повесть
Автор Иван Сергеевич Тургенева
Язык оригинала русский
Дата написания 1862 года
Дата первой публикации 1865 год (в пятой части «Сочинения И. С. Тургенева» в ««Издании братьев Салаевых»»)

«Довольно (Отрывок из записок умершего художника)» — повесть писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им в марте-апреле 1862 года и впервые опубликованная в 1865 году в части пятой «Сочинения И. С. Тургенева» напечатанной в «Издании братьев Салаевых».

История создания

Повесть писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им в марте-апреле 1862 года и впервые опубликованная в 1865 году в части пятой «Сочинения И. С. Тургенева» напечатанной в «„Издании братьев Салаевых“»; в дальнейшем «Сочинения И. С. Тургенева» перепечатывались с небольшими изменениями в 1869, 1874 и в 1880 годах. Первое упоминание о замысле повести содержится в письме публициста Николая Щербаня к Тургеневу от 15 февраля [27 февраля1862 года: "Я раззвонил, что Вы задумали «Довольно», и Вам собираются писать, просить «не миновать нашего порога». Да и в самом деле: дайте «Довольно» «Русскому вестнику»"[1]. 18 марта [30 марта1862 года о новой повести Тургенев писал Фёдору Достоевскому, обещая привезти из Парижа, где он находился в Петербург в конце апреля «Призраки»: «Я было начал другую вещь „Довольно“ — и вдруг схватился за ту „Призраки“ и работал несколько дней с увлечением». В ноябре 1862 года Николай Щербаня в своей статье «Из Парижа», опубликованной «Современной летописи» сообщал: «Замечу к слову, что Тургенев пишет теперь повесть „Довольно“, с которою познакомятся в будущем году читатели „Русского вестника“»[2]. 11 января 1863 года писатель Иван Борисов писал Тургеневу: «Известие об Вас в „Современной летописи“ про „Довольно“ всех взбудоражило, все ожидают от Вас нового слова»[3]. О работе Тургенева над «Довольно» было известно и драматургу Алексею Писемскому, который в марте 1864 года писал Тургеневу: «Ждем от вас, мой дорогой, Вашего „Довольно“, — „Русский вестник“ совершенно уверен, что вы отдадите его им»[4]. 6 января [18 января1865 года Тургенев известил Павла Анненкова: «На днях я вам пошлю крохотный отрывочек под названием: „Довольно“, назначенный в новое мое издание, коего четвёртый том уже приближается к концу; всех будет пять…» и 6 марта [18 марта1865 года Тургенев отослал рукопись Павлу Анненкову вместе с сопроводительным письмом, в котором содержалась просьба быстро провести её через цензуру: "Вот вам, любезнейший друг Павел Васильевич, отрывок «Довольно», по прочтении которого мои читатели, вероятно, воскликнут: "действительно довольно! «. — Лучшим доказательством моей лени служит то, что и этот вздор я едва осилил. Между тем дело это чрезвычайно спешное, ибо последний том подвигается печатанием к концу, и, чего доброго, выйдет задержка. И потому, будьте отцом и благодетелем: проследивши сии прелестные страницы, летите „стремплешь“, как говорил Языков, к моему цензору, которому я обещал заблаговременно прислать рукопись, и попросите его сказать тотчас же, что нет препятствий к печатанию (мизантропические выходки в конце не могут быть, кажется, препятствием), и немедленно, тоже „стремплешь“, либо дайте мне знать, что „ничего, можно“, либо пришлите мне обратно эти листы с помарками… Также скажите собственное ваше, для меня, как вы знаете, всегда важное, мнение». Повесть прошла цензуру 20 марта [1 апреля1865 года, а 23 апреля [5 мая1865 года отправлена в печать[5][6][7]. 22 августа 1865 года с согласия Тургенева был выполнен французский перевод «Довольно» писателем Николаем Щербанём и опубликован в газете «Le Nord»[8].

Сюжет

Произведение ведётся от первого лица, своеобразная исповедь автора, по своей структуре представляет собой «смешанный» жанр. Произведение отличается ещё большим философствованием, большим присутствием личности самого автора и меньшей степенью художественной условности… «Довольно», — говорил я самому себе, между тем как ноги мои, нехотя переступая по крутому скату горы, несли меня вниз, к тихой речке; — «довольно», — повторял я, вдыхая смолистый запах сосновой рощи, которому свежесть наступавшего вечера придавала особенную крепость и остроту; — «довольно»,— сказал я ещё раз, усевшись на моховом бугре над самой речкой и глядя на её темные и небыстрые волны, над которыми толстый тростник поднимал свои бледно-зеленые стебли… «Довольно!» — Полно метаться, полно тянуться, сжаться пора: пора взять голову в обе руки и велеть сердцу молчать. Полно нежиться сладкой негой неопределенных, но пленительных ощущений, полно бежать за каждым новым образом красоты, полно ловить каждое трепетание её тонких и сильных крыл. Всё изведано — всё перечувствовано много раз… устал я. — Что мне в том, что в это самое мгновенье заря всё шире, всё ярче разливается по небу, словно распаленная какою-то всепобедною страстию? Что в том, что в двух шагах от меня, среди тишины и неги и блеска вечера, в росистой глубине неподвижного куста, соловей вдруг сказался такими волшебными звуками, точно до него на свете не водилось соловьев и он первый запел первую песнь о первой любви? Всё это было, было, повторялось, повторяется тысячу раз — и как вспомнишь, что всё это будет продолжаться так целую вечность, словно по указу, по закону, — даже досадно станет! Да… досадно![7][5][6]

Отзывы и критика

16 марта 1865 года литературный критик Павел Анненков после получения повести написал Тургеневу, высказав в письме своё сложное впечатление от неё, дав ей в целом высокую оценку, особо отметив её мастерство: «Я думаю и у Вас мало таких ярких и очаровательных картин, как воспоминания первой половины рассказа; вторая его половина, по временам, глубока, но имеет несчастие походить на мрачную католическую проповедь… Да и надо иметь непременно 55 лет, одышку, запор и водяную, чтобы усвоить себе все впечатления этой второй половины, как должно, а написано всё мастерски. Вот этого-то и довольно во всей пьесе»[9].

29 октября 1865 года писатель Иван Борисов отметивший автобиографизм и пессимистичность повести, писал Тургеневу: «В Вашем „Довольно“ многое я прочитал с больным чувством за Вас. Вы как будто хотите так уйти от нас, как я вот из Воздвиженской, когда с оказией уходил за Грозненские ворота без всякой цели впереди… просто-напросто пришло Довольно жить»[10]. Литературный критик Василий Боткин кратко уведомлял Афанасия Фета в письме от 17 марта [29 марта1865 года, что Тургенев «и вправду кончил свое „Довольно“ и прислал сюда в цензуру. Это очень коротенькая вещь, но повесть, а лирические излияния. Я не читал, но даже Анненков говорит, что очень слабо. Совсем расползся Иван Сергеевич, и внутренний нерв его завял и сделался дряблым и хилым». На спич Василия Боткина, Тургенев ответил Афанасию Фету в письме от 10 октября [22 октября1865 года, в котором он не соглашался с критической оценкой Боткина и подчёркивал, что это произведение ему особенно дорого. «А что Вам некоторые звуки в „Довольно“ пришлись по уху — меня радует, Я готов даже сказать Вам по секрету — что не только один Боткин, но даже сто Боткиных (Господи! какое это было бы зрелище!) не в состоянии уверить меня, что „Довольно“ — один „набор слов“. Не так оно писалось»[11].

Первое впечатление Льва Толстого от от новой повести Тургенева было резко отрицательным, в письме к Афанасию Фету от 7 октября [19 октября1865 года он писал: «„Довольно“ мне не понравилось. — Личное, субъективное хорошо только тогда, когда оно полно жизни и страсти, а тут субъективность, полная безжизненного страдания»[12]. Однако позднее, в 1880-х годах уже после смерти Тургенева, он изменил свой взгляд на «Довольно», оказавшееся глубоко созвучным его собственным мыслям. В письме к Софье Толстой от 30 сентября [12 октября1883 года он писал: «Сейчас читал тургеневское „Довольно“, — Прочти, что за прелесть»[13]. Лев Толстой в письме к литературоведу Александру Пыпину от 10 января [22 января1884 года, писал: «По-моему, в его (Тургенева) жизни и произведениях есть три фазиса: 1) вера в красоту (женскую любовь, искусство). Это выражено во многих и многих его вещах; 2) сомнение в этом и сомнепие во всем. И это выражено и трогательно, и прелестно в „Довольно“, и 3) не формулированная, как будто нарочно из боязни захватать её … вера в добро — любовь и самоотвержение, выраженная всеми его типами самоотверженных и ярче, и прелестнее всего в „Дон-Кихоте“»[14]. В дневниковой записи от 7 октября 1892 года Лев Толстой сближает «Довольно» и статью Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот» — «это отрицание жизни мирской и утверждение жизни христианской»[15]. В. Ф. Лазурского от 23 июня 1894 г.: «Лев Николаевич отлично помнит всё. Выше всех он ставит „Довольно“ и статью „Гамлет и Дон-Кихот“. Говорил, что писал статью о Тургеневе, где рассматривал эти два произведения в связи одно с другим (настроение разочарования и потом указание пути спастись от сознания пустоты). Хотел читать на тургеневском празднике, но ему „запретили“» (Лит Насл, т. 37—38, с. 450). По этому поводу литературовед Владимир Лазурский в своём дневнике от 23 июня 1894 года, писал: «Лев Николаевич отлично помнит всё. Выше всех он ставит „Довольно“ и статью „Гамлет и Дон-Кихот“. Говорил, что писал статью о Тургеневе, где рассматривал эти два произведения в связи одно с другим (настроение разочарования и потом указание пути спастись от сознания пустоты). Хотел читать на тургеневском празднике, но ему „запретили“»[16].

В 1865 году журналист и издатель Алексей Суворин в своей заметке о повести Тургенева для «Русского инвалида» писал: «Это короткие главы, лучше сказать, лирические строфы, полные поэзии,— это прощанье с жизнью, воспоминания о прежней любви, о молодости, то горькие, будто озлобленные, то такие тихие, славные»[17].

В 1870-х годах публицист Пётр Алисов в статье «„Довольно“ и „Призраки“ Ив. Тургенева» характеризует «Довольно» как романтическую исповедь: «„Довольно“ — разросшееся до гигантских размеров „И скучно и грустно“ Лермонтова. Это коробящий, дикий хохот отчаяния, постигшего ничтожество… „Довольно“ от первой и до последней строки пахнет трупом; оно проникнуто разложением»[18].

Литературный критик Николай Шелгунов в статье «Неустранимая утрата» написанной в 1870 году для журнала «Дело», писал: «Что такое „Довольно“, как не исповедь изжившего чувства, как не последнее слово человека, который уже не может идти за жизнью…»[19].

Писатель Александр Эртель в своей статье «Из степи. По поводу смерти И. С. Тургенева» для газеты «Дон» написанной 27 сентября 1883 года, писал: «Судьба безжалостна, смерть не знает пощады, — У них свои права, законность которых неоспорима, но человек тоже имеет свое право — правда, жалкое и обидное — право тоски и грусти. Это протест, быть может, более всего свойственный русскому человеку, это протест, выразителем которого именно в таком-то смысле был и Тургенев, создавший „Стихотворения в прозе“ и „Довольно“»[20].

В 1917 году Владимир Ильич Ленин в своей статье «Письмо к товарищам» использовал изменённую цитату из «Довольно»[21][22]

Примечания

  1. ИРЛИ, ф. 5770, л. 2 об.
  2. Современная летопись, еженедельное приложение к «Русскому вестнику», 1862, № 48, ноябрь, с. 8—9
  3. Тургенев, сб, вып. 4, с. 370
  4. «Литературное наследство», т. 73, кн.2, с. 180
  5. 5,0 5,1 Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. : сочинения : в 12 т. : письма : в 18 т. / И. С. Тургенев ; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом); [редакционная коллегия: М. П. Алексеев (главный редактор) и др.]. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Наука, 1978
  6. 6,0 6,1 Творчество И. С. Тургенева: Сборник статей / Под общ. ред. С. М. Петрова ; Ред.-сост. И. Т. Трофимов. — Москва : Учпедгиз, 1959. — 576 с
  7. 7,0 7,1 Сочинения И. С. Тургенева : (1844—1864). Т. 1-5. — Карлсруэ : бр. Салаевы, Ч.-5: Первая любовь; Отцы и дети; Призраки; Довольно. — 1865. — 350 с. — с. 335—350
  8. «Русский вестник», 1890, № 8, с. 22
  9. ИРЛИ, ф. 7, № 8, л. 105 об
  10. Тургенев, сб, вып. 5, с. 497
  11. Фет, т. 2, с. 62
  12. Толстой, т. 61, с. 109
  13. Толстой, т. 83, с. 397
  14. Толстой, т. 63, с. 150
  15. Толстой, т. 52, с. 74
  16. «Литературное наследство», т. 37—38, с. 450
  17. «Русский инвалид», 1865, № 161, 24 июля, с. 4
  18. Алисов П. Ф. Сборник литературных и политических статей. Женева, 1877, с. 217, 219
  19. «Дело», 1870, № 6, отд. II, с. 32, 34
  20. «Литературное наследство», т. 76, с. 601
  21. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 34, с. 405
  22. Фойницкий В. Н. О некоторых источниках фразеологии произведений В. И. Ленина.— Русская литература, 1980, № 1, с. 103

Литература

  • Сочинения И. С. Тургенева : (1844—1864). Т. 1-5. — Карлсруэ : бр. Салаевы, Ч.-5: Первая любовь; Отцы и дети; Призраки; Довольно. — 1865. — 350 с. — с. 335—350
  • Полное собрание сочинений И. С. Тургенева : в 12 т.: с портр. автора, гравир. на стали Ф. А. Брокгаузом и 2-мя автогр. — Санкт-Петербург : Изд. А. Ф. Маркса, 1898.
  • Сочинения И. С. Тургенева : (1844-1868-1874-1880) в десяти томах. — Москва : насл. бр. Салаевых, 1880.
  • Полное собрание сочинений И. С. Тургенева. — 2-е изд. Т. 1-10. — Санкт-Петербург : тип. Глазунова, 1884.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!