Евгений Базаров (персонаж)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Евгений Базаров
Рисунок К. И. Рудакова, 1940-еРисунок К. И. Рудакова, 1940-е
Создатель И. С. Тургенев
Произведения «Отцы и дети»
Пол мужской
Дата рождения 1833 — 1834
Дата смерти 1859
Дети нет
Роль исполняет Виктор Авдюшко «Отцы и дети» (фильм, 1958)

База́ров Евге́ний Васи́льевич — персонаж романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и Дети», нигилист, разночинец-демократ. Он стал воплощением молодого поколения, не признающего авторитеты и отрицающего привычные человеческие ценности[1].

История жизни

Базаров родился в семье полкового лекаря Василия Базарова и дворянки Арины Власьевны. Отец Базарова сразу понял его способности и старался обеспечить ему хорошее образование. В результате Базаров пошёл по стопам отца и поступил в университет, где успешно закончил медицинский факультет[2].

Во время учёбы Базаров познакомился с Аркадием Николаевичем Кирсановым, сыном богатого помещика. Между ними завязалась дружба, и они часто проводили время вместе. Они решили поехать в имение Кирсановых, чтобы отдохнуть и провести время в сельской местности.

В имении Базаров познакомился с отцом Аркадия, Николаем Петровичем, и его братом, Павлом Петровичем. Базаров и Павел Петрович не смогли найти общий язык из-за разночтений во взглядах на жизнь. Они постоянно спорили и не могли прийти к соглашению.

Всё изменилось, когда Базаров полюбил Анну Сергеевну Одинцову. Страсть, которую он чувствовал к ней, полностью изменила его позицию в жизни. Исповедовавший нигилизм, Базаров вдруг «уверовал» в любовь. После этого Базаров и Аркадий вернулись к родителям Базарова, где они пробыли три дня. Они вернулись в имение Кирсановых, где Базаров увлёкся Фенечкой, молодой служанкой.

После дуэли с Павлом Петровичем, Базаров поехал к своему отцу, где он начал оказывать помощь всем, кому была нужна медицинская помощь. Помогая крестьянам во время вспышки тифа, Базаров сам заразился тифом и скончался[3].

Характеристика героя

Евгений — умный и смелый персонаж, не боится высказывать свое мнение. Он не терпит лицемерия и не юлит. Евгений — сильная личность, которая не находит себе подобных в окружающей его среде.

Базаров — одиночка, так как находится в постоянной работе. Его раздражает все претензии к высокомерию и «торжественной правильности жизни», которая движется строго по заданным рельсам. При этом Евгений не размазывает своего мнения, не считает себя гением, не проповедует и не навязывает свои идеи. Это вечно живой образ, трагичность которого заключается во внутренних противоречиях и осознании собственной незначительности. Имея пылкое, бунтующее сердце, он отчаянно хочет любить и быть любимым, но бежит от этого чувства, считая его пережитком прошлого[1].

Гибель героя представляет собой не только его физическую кончину, но и полное крушение его идей, потерю всего того, что делало его выдающимся, во что он сильно верил[4]. Жизнь дарила Евгению, словно в сказке, три испытания, которые становились все более сложными — дуэль, любовь, смерть.

Евгений Васильевич Базаров по своему психоментальному складу — алекситимик, «человек без слов для выражения чувств», особый антропологический тип, подмеченный И.С. Тургеневым в недрах провинциальной жизни и представленный им как герой, претендующий (сюжет-но претендовавший) на значительную социально-историческую роль в изменении устоев России[5].

Важное средство создания образа Базарова – речевая характеристика. Он говорит чётко и логично, его речи свойственна афористичность. Крылатыми фразами стали его выражения:

  • «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
  • «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться... загадочному взгляду?».
  • «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
  • «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой»[6].

Внешность данного образа имеет свои отличительные черты. Длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. Евгений Васильевич Базаров – это еще довольно молодой мужчина. Ему около тридцати лет. У него приятное лицо, несмотря на всю его холодность и резкость, и тонкие губы, что символизирует скрытность и холодность. Его одежда не отличается лоском и новизной и носит староватую, но приличную одежду. Он делает это гордо, с достоинством. Его твёрдый характер проявляется в твердой походке и мужественном голосе. Его большой лоб – символ незаурядного ума[2][7].

Образ героя в произведении

Смерть Базарова стала следствием его прежних убеждений. Он никак не мог предугадать, что на его пути возникнет такая страстная любовь и романтика. Он оказался не в состоянии противостоять этому, считая всё происходящее вымыслом[4].

Тургенев создаёт очередной образ «героя своего времени», гибель которого причиняет горе множеству читателей. Однако «герои своего времени» — Онегин, Печорин и другие — всегда были на некоторый манер отшельниками и героями, в силу того, что отражали недостатки и противоречия своей эпохи. Базаров же, по словам Тургенева, «стоит на пороге будущего», его время ещё не пришло.

Литература

  • Козеева Е. А. К вопросу о прообразе Базарова // Спасский вестник. 1992. — № 1. — С. 26-30.
  • Генералова Н. П., Хитрово Л. К. К родословной главного героя романа «Отцы и дети» (Кто дал фамилию Евгению Базарову?) // И. С. Тургенев: Новые исследования и материалы / Отв. ред. Н. П. Генералова, В. А. Лукина. — М.; СПб., 2012. — Вып. 3.
  • Манн 1987 - Манн Ю.В. Базаров и другие // Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М.: Советский писатель, 1987. С. 97-132.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Характеристика Базарова - внешность героя, характер, отношения, нигилизм. Наука.Club (6 марта 2019). Дата обращения: 8 февраля 2024.
  2. 2,0 2,1 Ирина Нестерова. Характер Базарова. Энциклопедия нестеровых (18 декабря 2022). Дата обращения: 8 февраля 2024.
  3. Евгений Васильевич Базаров. В профиль. Дата обращения: 8 февраля 2024.
  4. 4,0 4,1 Евгений Базаров: характеристика и образ героя. Сезоны года. Дата обращения: 8 февраля 2024.
  5. Карпенко Г.Ю. Алекситимик Базаров, или «амбулаторная карта» героя (роман И. С. Тургенева «Отцы и дети») // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология : журнал. — 2018. — С. 101-109.
  6. Тургенев И.С. Отцы и дети. — М.: АСТ, 2019.
  7. Ханджани Л., Сефиди Ф. О характеристике Базарова в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева // Вестник Бохтарского государственного университета имени Носира Хусрава. Серия гуманитарных и экономических наук : журнал. — 2019. — № 65. — С. 24-28.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!