Клара Милич
Клара Милич | |
---|---|
Клара Милич | |
Жанр | повесть |
Автор | Иван Сергеевич Тургенева |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1882 год |
Дата первой публикации | 1883 год (в журнале «Вестник Европы») |
«Клара Милич (После смерти)» — повесть писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им в 1882 году. Впервые опубликована в 1883 году в первом номере журнала «Вестник Европы». В 1915 году вышел одноимённый художественный фильм Эдварда Пухальского; в 1916 году в Оперном театре Зимина в Москве была поставлена одноимённая опера Александра Кастальского.
История создания
Повесть писателя Ивана Сергеевича Тургенева в жанре хоррор, написанная им в 1882 году. Впервые опубликована в 1883 году в первом номере журнала «Вестник Европы». Замысел повести относится к началу декабря 1881 года, но к созданию её он приступил только в 1882 году. 14 августа [26 августа] 1882 года в письме к редактору Михаилу Стасюлевичу, Тургенев сообщал: «...несколько дней тому назад я принялся за повесть, да с тех пор так ретиво пишу, что настрочил уже половину (а во всей повести будет листа три печатных) и если так продолжится, то к Вашему приезду сюда (в конце будущей недели?) вся штука будет готова — и, если окажется годной, можно будет пустить её в январской книжке». 23 августа [4 сентября] 1882 года Тургенев писал писателю Михаилу Салтыкову-Щедрину, что «со скуки намарал какую-то небольшую вещицу, которая будет напечатана в «Вестнике Европы». 4 августа [16 сентября] 1882 года Тургенев в письме к Павлу Анненкову сообщал, что «переписал» повесть и на днях пошлет её Анненкову «на суд и просмотр». 31 декабря 1882 [12 января 1883] года Тургенев записал в своем дневнике: «Повесть моя должна завтра появиться в „Вестнике Европы“ — а 15-го в „Nouvelle Revue“ под заглавием: „Après la mort“...»[1]. В основе повести Тургенева лежала реальная история зоолога Владимира Аленицына который был влюблён в певицу Евлалию Кадмину, которая 4 ноября 1881 года покончила жизнь самоубийством, приняв яд на сцене драматического театра в Харькове во время спектакля «Василиса Мелентьева» по пьесе Александра Островского. Аленицын, увидев однажды Кадмину, влюбился в неё. После смерти артистки любовь его приняла форму психоза[2][3]. Лидия Нелидова в своих мемуарах «Памяти И. С. Тургенева» писала: «Помню длинный разговор о том, в какой мере и каким путем художник может пользоваться действительностью как материалом для своего литературного творчества. Тургенев разрешил этот вопрос наглядным примером, написав „Клару Милич“. Я долго не знала, с какой целью он подробно и настойчиво расспрашивал меня о моем знакомстве с Аленицыным, с певицей Кадминой. Те же вопросы предлагал он также Ж. А. Полонской. А затем мы обе прочли прекрасную повесть — и узнавали и не узнавали свои рассказы в художественном их претворении»[4]. Повесть Тургенева получида положительные отзывы критики. 15 января [27 января] 1883 года в своем дневнике Тургенев записал:
Повесть моя появилась и в Петербурге и в Москве — и, кажется, и там и тут понравилась. Чего! даже Суворин в „Новом времени“ расхвалил[5]
Сюжет
Главный герой рассказа Яков Аратов, проживающий со своей старой тёткой Платонидой Ивановной, в крошечном домике в Москве. Никого из родных у них больше не осталось, да и среди друзей был один лишь только живший много лет в России и немец по происхождению Купфер. На протяжении многих лет Аратов жил очень уединенно и практически не общался с людьми, в основном он занимался различными науками и много читал. Случайное знакомство в гостях у знакомой княгини с молодой актрисой театра Кларой Милич перевернуло всю его жизнь. На приёме они несколько раз встретились глазами с юной красавицей Кларой, а после она попросила его о встрече. И хоть Аратов совершенно не хотел идти на свидание, в последние часы передумал и все же пошёл. Встреча прошла не вполне хорошо, и закончилась тем, что Милич убежала от Якова в расстроенных чувствах. А спустя несколько месяцев Аратов узнал о её самоубийстве. Яков был настолько ошарашен и опечален этим известием, что отправился в Казань, для того чтобы провести личное расследование и найти причину столько страшного поступка. Возвращался он оттуда с тяжёлыми мыслями, всё явно указывало на то, что причиной её смерти являлся он сам, и его отказ ответить на её чувства взаимностью. Теперь Аратов знал, что её настоящее имя было Катерина Миловидова, и ясно понимал какую совершил ошибку, ведь на самом деле полюбил её всем сердцем. Аратову ничего не оставалось, как обращаться к ней мысленно, надеясь, что она услышит его с того света. Веря во все тайное и мистическое, он не сомневался в результате, который не заставил себя долго ждать. Дух Клары Милич стал приходить к Аратову каждую ночь, они признавались друг другу в любви и мечтали быть вместе всегда. Платонида Ивановна переживала за Якова, но ничего было не поделать, ведь он чётко понимал, что сможет быть со своей возлюбленной только после своей смерти…[6][2][3]
Отзывы и критика
Писатель Павел Анненков в письме к Тургеневу от 19 сентября [1 октября] 1882 года в отзыве на его повесть, писал: «Мастер чудный! Пишу Вам под впечатлением только что прочитанной превосходной Вашей повести... советую Вам смело посылать это произведение в печать без всяких поправок, ибо тут нет ни одной фальшивой черты, никакого пробела и никакого преувеличения или чересчур сильного размаха фантазии... самая искренняя вера в реальность галлюцинаций Аратова не покидает читателей, между тем как под ними он чувствует всё время невидимую струю натурального объяснения дела. Это и составляет премудрость художника»[7]. 6 февраля 1883 года Анненков снова писал Тургеневу с восхищением: «Перечел „Клару Милич“, еще раз облизался и остаюсь при прежнем мнении. Дело совсем не в разительном сходстве портрета с несчастной Кадминой, чем, кажется, всего более занята публика, а в психическом процессе, вызванном ее страстью у человека, не распознавшего ее при жизни»[8]
Жозефина Полонская в письме от февраля 1883 года сообщала Тургеневу: «Ваш рассказ „Клара Милич“ я прочла в ночь после первого дня нового года. Он мне очень понравился и произвел на меня сильное впечатление; долго я уснуть не могла... Аленицын пробежал Ваш рассказ, узнал Кадмину и остался недоволен — нашел, что Вы ее не поняли и не могли понять и что, кроме его, никто не только не поймет, но и не вправе ее понять, сам же он пишет драму „Актриса“, где он ее выставил будто так, как следует... досадует на меня, — зачем я Вам писала о Кадминой, так как Кадмина его собственность»[9].
Публицист Михаил Стасюлевич в письме к жене от 12 сентября [24 сентября] 1883 года сообщал, что писатель Иван Гончаров «говорил о Тургеневе без горечи и очень хвалил его „Клару Милич“»[10]. О восторженном отношении к этому произведению писателя Николая Лескова писал его сын, Андрей Лесков: «Я помню появление „Клары Милич“. В течение 2—3 месяцев отец никому не давал проходу и со всеми говорил только о новой тургеневской повести, — Вы не читали „Клары Милич“? — Отрицательный ответ вызывал в нем чувство, смешанное из сострадания к вашему невежеству и глубокого недоумения»[11].
Писатель Иван Бунин, вспоминая о том, как символисты в конце восьмидесятых годов «утверждали, что в те годы русская литература „зашла в тупик“, стала чахнуть, сереть, ничего не знала кроме реализма, протокольного описывания действительности», восклицал: «Но давно ли перед тем появились, например, „Братья Карамазовы“, „Клара Милич“, „Песнь торжествующей любви“?»[12].
Литературный критик Арсений Введенский причислил повесть к «поэтическим перлам, свидетельствующим о полной еще силе поэтического таланта автора»[13]. Литературный и художественный критик Владимир Чуйко в «Литературной хронике» писал что: «повесть эта является высоко поэтическим созданием» и принадлежит к лучшим произведениям Тургенева... в «Кларе Милич» форма изумительна и язык изящен в высшей степени»[14]
На экране и в театре
- 1915 год — «Клара Милич» художественный фильм Эдварда Пухальского;
- 1916 год — «Клара Милич» опера Александра Кастальского
Примечания
- ↑ «Литературное наследство», т. 73, кн. 1, с. 394
- ↑ 2,0 2,1 Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. : сочинения : в 12 т. : письма : в 18 т. / И. С. Тургенев ; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом) ; [редакционная коллегия: М. П. Алексеев (главный редактор) и др.]. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Наука, 1978
- ↑ 3,0 3,1 Творчество И. С. Тургенева: Сборник статей / Под общ. ред. С. М. Петрова ; Ред.-сост. И. Т. Трофимов. — Москва : Учпедгиз, 1959. — 576 с
- ↑ «Вестник Европы», 1909, № 9, с. 225—226
- ↑ «Литературное наследство», т. 73, кн. 1, с. 398
- ↑ Клара Миличъ : Повесть / И. С. Тургенев. — [Берлин] : Литература, 1921. — 76 с.
- ↑ «Литературное наследство», т. 73, кн. 1, с. 421
- ↑ ИРЛИ, ф. 7, № 13, л. 95—96
- ↑ «Звенья», т. 8, с. 247
- ↑ Стасюлевич, т. 3, с. 235
- ↑ Лесков А. Н. Н. С. Лесков по воспоминаниям сына. — Вестник литературы, 1920, № 7 / 19, с. 6
- ↑ Бунин И. А. Воспоминания. Париж, 1950, с. 21
- ↑ «Голос», 1883, № 6, 6 января
- ↑ Новости и Биржевая газета, 1883, № 6, 8 (20) января
Литература
- Полное собрание сочинений И. С. Тургенева : в 12 т.: с портр. автора, гравир. на стали Ф. А. Брокгаузом и 2-мя автогр. — Санкт-Петербург : Изд. А. Ф. Маркса, 1898.
- Сочинения И. С. Тургенева : (1844-1868-1874-1880) в десяти томах. — Москва : насл. бр. Салаевых, 1880
- Клара Миличъ : Повесть / И. С. Тургенев. — [Берлин] : Литература, 1921. — 76 с.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |