Клара Милич

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Клара Милич
Клара Милич
Жанр повесть
Автор Иван Сергеевич Тургенева
Язык оригинала русский
Дата написания 1882 год
Дата первой публикации 1883 год (в журнале «Вестник Европы»)

«Клара Милич (После смерти)» — повесть писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им в 1882 году. Впервые опубликована в 1883 году в первом номере журнала «Вестник Европы». В 1915 году вышел одноимённый художественный фильм Эдварда Пухальского; в 1916 году в Оперном театре Зимина в Москве была поставлена одноимённая опера Александра Кастальского.

История создания

Повесть писателя Ивана Сергеевича Тургенева в жанре хоррор, написанная им в 1882 году. Впервые опубликована в 1883 году в первом номере журнала «Вестник Европы». Замысел повести относится к началу декабря 1881 года, но к созданию её он приступил только в 1882 году. 14 августа [26 августа1882 года в письме к редактору Михаилу Стасюлевичу, Тургенев сообщал: «...несколько дней тому назад я принялся за повесть, да с тех пор так ретиво пишу, что настрочил уже половину (а во всей повести будет листа три печатных) и если так продолжится, то к Вашему приезду сюда (в конце будущей недели?) вся штука будет готова — и, если окажется годной, можно будет пустить её в январской книжке». 23 августа [4 сентября1882 года Тургенев писал писателю Михаилу Салтыкову-Щедрину, что «со скуки намарал какую-то небольшую вещицу, которая будет напечатана в «Вестнике Европы». 4 августа [16 сентября1882 года Тургенев в письме к Павлу Анненкову сообщал, что «переписал» повесть и на днях пошлет её Анненкову «на суд и просмотр». 31 декабря 1882 [12 января 1883] года Тургенев записал в своем дневнике: «Повесть моя должна завтра появиться в „Вестнике Европы“ — а 15-го в „Nouvelle Revue“ под заглавием: „Après la mort“...»[1]. В основе повести Тургенева лежала реальная история зоолога Владимира Аленицына который был влюблён в певицу Евлалию Кадмину, которая 4 ноября 1881 года покончила жизнь самоубийством, приняв яд на сцене драматического театра в Харькове во время спектакля «Василиса Мелентьева» по пьесе Александра Островского. Аленицын, увидев однажды Кадмину, влюбился в неё. После смерти артистки любовь его приняла форму психоза[2][3]. Лидия Нелидова в своих мемуарах «Памяти И. С. Тургенева» писала: «Помню длинный разговор о том, в какой мере и каким путем художник может пользоваться действительностью как материалом для своего литературного творчества. Тургенев разрешил этот вопрос наглядным примером, написав „Клару Милич“. Я долго не знала, с какой целью он подробно и настойчиво расспрашивал меня о моем знакомстве с Аленицыным, с певицей Кадминой. Те же вопросы предлагал он также Ж. А. Полонской. А затем мы обе прочли прекрасную повесть — и узнавали и не узнавали свои рассказы в художественном их претворении»[4]. Повесть Тургенева получида положительные отзывы критики. 15 января [27 января1883 года в своем дневнике Тургенев записал:

Повесть моя появилась и в Петербурге и в Москве — и, кажется, и там и тут понравилась. Чего! даже Суворин в „Новом времени“ расхвалил[5]

Сюжет

Главный герой рассказа Яков Аратов, проживающий со своей старой тёткой Платонидой Ивановной, в крошечном домике в Москве. Никого из родных у них больше не осталось, да и среди друзей был один лишь только живший много лет в России и немец по происхождению Купфер. На протяжении многих лет Аратов жил очень уединенно и практически не общался с людьми, в основном он занимался различными науками и много читал. Случайное знакомство в гостях у знакомой княгини с молодой актрисой театра Кларой Милич перевернуло всю его жизнь. На приёме они несколько раз встретились глазами с юной красавицей Кларой, а после она попросила его о встрече. И хоть Аратов совершенно не хотел идти на свидание, в последние часы передумал и все же пошёл. Встреча прошла не вполне хорошо, и закончилась тем, что Милич убежала от Якова в расстроенных чувствах. А спустя несколько месяцев Аратов узнал о её самоубийстве. Яков был настолько ошарашен и опечален этим известием, что отправился в Казань, для того чтобы провести личное расследование и найти причину столько страшного поступка. Возвращался он оттуда с тяжёлыми мыслями, всё явно указывало на то, что причиной её смерти являлся он сам, и его отказ ответить на её чувства взаимностью. Теперь Аратов знал, что её настоящее имя было Катерина Миловидова, и ясно понимал какую совершил ошибку, ведь на самом деле полюбил её всем сердцем. Аратову ничего не оставалось, как обращаться к ней мысленно, надеясь, что она услышит его с того света. Веря во все тайное и мистическое, он не сомневался в результате, который не заставил себя долго ждать. Дух Клары Милич стал приходить к Аратову каждую ночь, они признавались друг другу в любви и мечтали быть вместе всегда. Платонида Ивановна переживала за Якова, но ничего было не поделать, ведь он чётко понимал, что сможет быть со своей возлюбленной только после своей смерти…[6][2][3]

Отзывы и критика

Писатель Павел Анненков в письме к Тургеневу от 19 сентября [1 октября1882 года в отзыве на его повесть, писал: «Мастер чудный! Пишу Вам под впечатлением только что прочитанной превосходной Вашей повести... советую Вам смело посылать это произведение в печать без всяких поправок, ибо тут нет ни одной фальшивой черты, никакого пробела и никакого преувеличения или чересчур сильного размаха фантазии... самая искренняя вера в реальность галлюцинаций Аратова не покидает читателей, между тем как под ними он чувствует всё время невидимую струю натурального объяснения дела. Это и составляет премудрость художника»[7]. 6 февраля 1883 года Анненков снова писал Тургеневу с восхищением: «Перечел „Клару Милич“, еще раз облизался и остаюсь при прежнем мнении. Дело совсем не в разительном сходстве портрета с несчастной Кадминой, чем, кажется, всего более занята публика, а в психическом процессе, вызванном ее страстью у человека, не распознавшего ее при жизни»[8]

Жозефина Полонская в письме от февраля 1883 года сообщала Тургеневу: «Ваш рассказ „Клара Милич“ я прочла в ночь после первого дня нового года. Он мне очень понравился и произвел на меня сильное впечатление; долго я уснуть не могла... Аленицын пробежал Ваш рассказ, узнал Кадмину и остался недоволен — нашел, что Вы ее не поняли и не могли понять и что, кроме его, никто не только не поймет, но и не вправе ее понять, сам же он пишет драму „Актриса“, где он ее выставил будто так, как следует... досадует на меня, — зачем я Вам писала о Кадминой, так как Кадмина его собственность»[9].

Публицист Михаил Стасюлевич в письме к жене от 12 сентября [24 сентября1883 года сообщал, что писатель Иван Гончаров «говорил о Тургеневе без горечи и очень хвалил его „Клару Милич“»[10]. О восторженном отношении к этому произведению писателя Николая Лескова писал его сын, Андрей Лесков: «Я помню появление „Клары Милич“. В течение 2—3 месяцев отец никому не давал проходу и со всеми говорил только о новой тургеневской повести, — Вы не читали „Клары Милич“? — Отрицательный ответ вызывал в нем чувство, смешанное из сострадания к вашему невежеству и глубокого недоумения»[11].

Писатель Иван Бунин, вспоминая о том, как символисты в конце восьмидесятых годов «утверждали, что в те годы русская литература „зашла в тупик“, стала чахнуть, сереть, ничего не знала кроме реализма, протокольного описывания действительности», восклицал: «Но давно ли перед тем появились, например, „Братья Карамазовы“, „Клара Милич“, „Песнь торжествующей любви“?»[12].

Литературный критик Арсений Введенский причислил повесть к «поэтическим перлам, свидетельствующим о полной еще силе поэтического таланта автора»[13]. Литературный и художественный критик Владимир Чуйко в «Литературной хронике» писал что: «повесть эта является высоко поэтическим созданием» и принадлежит к лучшим произведениям Тургенева... в «Кларе Милич» форма изумительна и язык изящен в высшей степени»[14]

На экране и в театре

Примечания

  1. «Литературное наследство», т. 73, кн. 1, с. 394
  2. 2,0 2,1 Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. : сочинения : в 12 т. : письма : в 18 т. / И. С. Тургенев ; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом) ; [редакционная коллегия: М. П. Алексеев (главный редактор) и др.]. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Наука, 1978
  3. 3,0 3,1 Творчество И. С. Тургенева: Сборник статей / Под общ. ред. С. М. Петрова ; Ред.-сост. И. Т. Трофимов. — Москва : Учпедгиз, 1959. — 576 с
  4. «Вестник Европы», 1909, № 9, с. 225—226
  5. «Литературное наследство», т. 73, кн. 1, с. 398
  6. Клара Миличъ : Повесть / И. С. Тургенев. — [Берлин] : Литература, 1921. — 76 с.
  7. «Литературное наследство», т. 73, кн. 1, с. 421
  8. ИРЛИ, ф. 7, № 13, л. 95—96
  9. «Звенья», т. 8, с. 247
  10. Стасюлевич, т. 3, с. 235
  11. Лесков А. Н. Н. С. Лесков по воспоминаниям сына. — Вестник литературы, 1920, № 7 / 19, с. 6
  12. Бунин И. А. Воспоминания. Париж, 1950, с. 21
  13. «Голос», 1883, № 6, 6 января
  14. Новости и Биржевая газета, 1883, № 6, 8 (20) января

Литература

  • Полное собрание сочинений И. С. Тургенева : в 12 т.: с портр. автора, гравир. на стали Ф. А. Брокгаузом и 2-мя автогр. — Санкт-Петербург : Изд. А. Ф. Маркса, 1898.
  • Сочинения И. С. Тургенева : (1844-1868-1874-1880) в десяти томах. — Москва : насл. бр. Салаевых, 1880
  • Клара Миличъ : Повесть / И. С. Тургенев. — [Берлин] : Литература, 1921. — 76 с.