Цимбалы
Цимба́лы — струнный ударный инструмент из семейства хордофонов. Звук извлекается ударами деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах по натянутым струнам. По классификации Хорнбостеля‑Закса, относится к хордофонам; в ряде исследований рассматривается как предшественник струнных клавишных инструментов[1][2].
История
Происхождение цимбал прослеживается в азиатских культурах (Китай, Юго‑Восточная Азия), откуда инструмент распространился по торговым путям в Ближний Восток и Европу. В европейском культурном пространстве цимбалы фиксируются с эпохи раннего Средневековья XI—XII веков, вероятно, через контакты с арабским миром и цыганскими кочевыми группами[3].
В XIV—XVI веках инструмент пользовался популярностью в аристократических кругах как средство домашнего музицирования. К XVIII веку цимбалы вошли в профессиональную композиторскую практику: их начали включать в партитуры опер, ораторий и симфонических произведений[4].
Конструкция
Типичный инструмент обладает трапециевидным корпусом с резонансной декой. Его изготавливают преимущественно из твёрдых пород дерева, чаще всего из клёна. Дека, отвечающая за звучание, обычно выполняется из высокогорной ели. Струны — металлические, они сгруппированы в ряды так, что на каждый тон приходится по 2—3 струны. Для разделения струн на интервалы (кварты, квинты, терции, секунды) служат шесть опор — штеги (подставки)[5][6].
Настройка инструмента осуществляется с помощью вирбелей (колков). На деке расположены резонансные отверстия, призванные усилить звучание. В концертных моделях присутствует демпфер — педаль, позволяющая приглушить звук. Также инструмент комплектуется колотушками (молоточками) — деревянными палочками с расширяющимися лопастями на концах[6]. Народные варианты обычно компактнее и нередко снабжены ремнём для ношения через плечо[5].
Разновидности
Самые распространённые в настоящее время цимбалы — это профессиональные (концертные). Основное отличие данной разновидности в том, что они, как правило, с ножками и педалью-демпфером[6].
В исследовательской практике принято выделять две основные категории цимбал: музейные экземпляры и самодельные (народные) инструменты. Для последних характерны определённые конструктивные особенности: они отличаются компактными размерами, обеспечивающими портативность, и оснащаются специальным ремешком, позволяющим носить инструмент через плечо. Такая конструкция отражает утилитарную направленность народных цимбал, приспособленных для мобильного использования в бытовой и обрядовой практике[6].
Региональные варианты отличаются по форме и материалу изготовления: белорусские (палочки из вишни), венгерские, румынские, украинские. Например, Беларусь — акцент на хроматических инструментах с особым тембром, меньшими размерами и мягким звучанием[6].
Звукообразование и техника игры
Звук возникает при ударе колотушек по струнам. Характерные приёмы: тремоло — быстрое чередование ударов для непрерывного звучания; пиццикато — щипок струн пальцами; флажолеты — извлечение обертонов лёгким касанием струны; глиссандо — плавное скольжение колотушки по ряду струн; вибрато — колебание высоты тона за счёт микроизменений натяжения струны[5].
Мастерство игры на цимбалах строится на сочетании точных кистевых движений и мощных весовых акцентов, дополненных специальными приёмами. Это позволяет раскрывать широкий спектр выразительных возможностей инструмента — от нежных, прозрачных звучаний до ярких, динамичных пассажей. При отсутствии глушения звучащие струны возбуждают резонанс в соседних, создавая гудящий фоновый фон[5].
Распространение
Цимбалы бытуют в Восточной Европе (Беларусь, Украина, Молдова, Россия — особенно регион Поозёрье на российско‑белорусском пограничье), Центральной Европе (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия), Юго‑Восточной Европе (Словения, Хорватия, Румыния), на Ближнем Востоке и в Азии (в вариантах, близких к сантуру)[5].
Например, венгерские концертные цимбалы — крупнейшие по размеру, с широким диапазоном и богатой тембровой палитрой, сантур — ближневосточный аналог с особенностями настройки и техники игры, народные (фольклорные) цимбалы — компактные, с диатоническим строем и диапазоном 2—2,5 октавы. Выделяют также аппалачские цимбалы (США) — удлинённая форма в виде восьмёрки или овала, оркестровые разновидности — цимбалы разных регистров: пикколо, прима, альт, бас, контрабас[5].
Репертуар и исполнительская практика
Для цимбал создано множество сочинений: этюды, пьесы, сюиты, обработки народных мелодий, ансамблевые произведения. К данному инструменту обращались композиторы: Ференц Эркель, Ференц Лист, Клод Дебюсси, Игорь Стравинский, Бела Барток, Франц Легард[5].
Цимбалы используются и в киномузыке (например, в саундтреках к фильмам «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», «Золотой компас», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Миссия невыполнима»)[6].
Современное состояние
Инструмент сохраняется как в фольклорной традиции, так и в академической исполнительской практике. Существуют школы игры на цимбалах, выпускаются методические пособия и нотные сборники (в том числе работы Юлии Владимировны Бовбель)[4].
В некоторых регионах (например, в Борисове) энтузиасты возрождают производство, используя традиционные и новые технологии. Концертные модели продолжают совершенствоваться, сохраняя при этом исторические принципы конструкции и звукоизвлечения[4].
Примечания
- ↑ Цимбалы. Большая российская энциклопедия (21 мая 2022 г.). Дата обращения: 9 ноября 2025.
- ↑ Есипова М. В. Хордофоны. Большая Российская энциклопедия (24 мая 2022). Дата обращения: 25 октября 2025.
- ↑ Цимбалы. Большая Российская энциклопедия (21 мая 2022 г.). Дата обращения: 25 октября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Юрченко О. П. Цимбалы в Украине: история и современность // Музыка. Искусство, наука, практика. — 2014. — № 4. — С. 41—48.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Пилипенко С. А. К вопросу о распространении игры на цимбалах в Западной Сибири (по материалам Новосибирской и Омской областей) // Интерэкспо Гео-Сибирь. — 2010. — № 6. — С. 193—195.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Краснобаева Т. А. Новый взгляд на историю модернизации белорусских цимбал. Проблемы производства, подготовки мастеров и качества инструментов // Культура и искусство. — 2022. — № 10. — С. 63—72.