Ливенская гармонь

Материал из «Знание.Вики»
Ливенка

Ли́венская гармо́нь, ли́венка — местная разновидность гармони, появившаяся в городе Ливны Орловской области в 1870-е годы. Инструмент со временем был забыт, но в 60-х годах XX века ливенский музыкант Валентин Иванович Занин восстановил изготовление гармони, и она снова стала популярна. Гармонь ливенка — нестандартная продукция серийного производства, от начала до конца она изготавливается мастером вручную[1].

История гармони

Ливенка — старинный инструмент, простой и доступный для музыканта. Она является одним из изначальных вариантов русской ручной гармоники. Мастера взяли на вооружение образец с немецким музыкальным строем, принцип которого лежит в основе некоторых губных гармошек[2]. Гармонистами был отмечен один недостаток: в жимах и разжимах мехов камеры исходил звук разной высоты. Ливенские мастера переработали конструкцию и создали практически новый инструмент. Первоначально ливенка была одноголосной: при нажатии на клавишу открывался один клапан, и это приводило к возникновению одного звука. Позже появились двух и трёхголосные инструменты с различием по тонам в одну октаву[3]. Изготавливался инструмент только кустарным способом и не было большого производства. Над одной конструкцией работали сразу несколько мастеров. Одни изготавливали корпуса, другие — клапана и планки, затем мастера склеивали составные части и собирали гармошку. Стоила гармонь дорого и приравнивалась к цене коровы. Перед революцией 1917 года инструмент был популярен, за ним приезжали люди из разных волостей[4]. Этот инструмент о трёх клавишах. Во многих произведениях русских поэтов и писателей воспевалась ливенская гармонь:

По селу тропинкой кривенькой
В летний вечер голубой
Рекрута ходили с ливенкой
Разухабистой гурьбой.Сергей Есенин.

Ливенка была необходимой принадлежность женихов — игра на ней привлекала невест. Отправляясь к возлюбленной, жених играл первую часть «Ливенских страданий», которая называлась «К ней». Если невеста давала согласие выйти замуж, гармонист весело играл «От неё».

Описание инструмента

На правой клавиатуре в один ряд располагалось 15 кнопочек, которые мастера создавали из перламутровых пуговиц. А их в свою очередь делали из раковин моллюсков, извлечённых со дна реки Сосна. На левой клавиатуре было 5 «лапочек» — одиночные басы, размещённые на передней части корпуса близко друг к другу для того, чтобы одним пальцем нажать 2 — 3 клавиши. В зависимости от расположения звучали кварта или трезвучие. С другой стороны корпуса находились 2 — 3 клавиши, настроенные во 2 -й или 1- й малой октавах. В верхней части встраивался дополнительный клапан — писчик, настроенный во второй октаве. На тыльной части гармони находился клапан шестерик[3]. Клавиши на левой стороне ливенки нажимаются большим пальцем левой руки, клавиши на торцовой части — указательным пальцем левой руки.

Размеры гармони

Размеры гармоник были разные, в зависимости от диапазона правой клавиатуры — 22-30 см высоты и 8-10 ширины. Объём меховой камеры увеличили до 40 борин (складок). Меха могли растянуться до двух метров.

Меха ливенки растягиваются на два метра, поэтому ею можно обмататься, как шалью, пару раз.В. И. Занин

Такое количество складок мехов давало возможность гармонистам применять оригинальные приёмы игры на гармони: веер, абажур, змейка, забор, полоскание белья.

Плечевых ремней на инструменте нет. На обратной стороне грифа правой клавиатуры крепится ремешок, куда вставляется большой палец правой руки[5]. С левой стороны торца крышки прикреплён неширокий ремешок, который охватывает кисть левой руки[3].

Звукоряд

Изначально инструмент был одноголосным, позднее появились двух — и трёхголосные гармошки. Звукоряд не натуральный, а смешанный, закреплён в клавиатуре правой руки. Диапазон зависит от количества кнопок:

  • 12 — кнопочные настраиваются в диапазоне от «ре» первой до «ля» второй октавы;
  • 14 — кнопочные — в строе «ре» первой до «до» третьей октавы;
  • 15 — кнопочные — от «ля» малой до «ля» второй октавы[6].

Со временем диапазон ливенки был расширен. Один из сохранившихся самоучителей для ливенки предназначен для 12, 14, 16, 20-ти клавишных однорядных гармоник[3]. Музыкально-игровые возможности ливенки уже к началу века были адекватны потребностям местной традиционной культуры. Гармонисты-плясуны развлекали публику не только любимыми напевами, но и всевозможными акробатическими трюками: растяжением мехов над головой или за спиной, прыжки через растянутые меха, подскоки вприсядку с поднесением мехов к выбрасываемой ноге[7]. Репертуар ливенских гармонистов традиционен и разнообразен: жениховские страдания «К ней» и «От нее», «Барыня», «Камаринская», «Шахтёрка», «Годных», «Бычок», «Матаня».

Возрождение ливенки

Ливенку производили в 70-х годах XIX века. Потом, в начале XX века, гармонь стали вытеснять баян и аккордеон. В 1942 году во время оккупации город был полностью разрушен, погибло всё. В 60 — е годы сын мастера Ивана Занина много времени посвятил розыску ливенки, и оказался успешен в этом деле. Нашёл он и достоверную информацию по изготовлению инструмента. Валентин Иванович Занин собирал по деревням старинные песни, истории, фольклор, сохранившиеся экземпляры инструмента. В 1964 году Занин создал ансамбль «Ливенская гармошка», базой которых стала гармонь ливенка. В октябре 1993 года по инициативе администрации города. Ливны, на базе Центра молодёжи «Лидер», создаётся мастерская по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов. Коллектив мастерской занимается сохранением и дальнейшим развитием уникальной традиционной гармони, культурной ценности Орловщины[8]. Ливенка полюбилась во многих странах Европы, её экземпляры находятся в музеях Германии, Франции, Италии, Югославии. Гармонь была подарена в качестве сувенира писателю А.И. Солженицыну, профессору А. Струве, доктору Л. М. Рошалю, режиссёру Н.С. Михалкову, Г.Д. Заволокину.

Примечания

  1. Л. Барабанов, Л. Якубсон. Ливенские дали. — Орёл, 2007. — С. 265—275. — 306 с.
  2. Л.В. Щекотихина, Т.А. Морозова. Ливенская гармонь / Орловская областная специальная библиотека для слепых имени А. Г. Абашкина. — Орёл, 2018. — С. 4—10. — 31 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Ливенская. Русская гармонь - музей. Дата обращения: 28 января 2024.
  4. Ливенский краеведческий музей. Ливенский краеведческий mylivny.ru. Дата обращения: 3 февраля 2024.
  5. Альфред Мирек. Справочник по гармоникам. — М.: Музыка, 1968. — С. 48—49. — 68 с.
  6. Благодатов Г.И. Русская гармоника. — Ленинград, 1960. — С. 45. — 182 с.
  7. Альфред Мирек. И звучит гармоника. — М., 1979. — С. 25. — 79 с.
  8. Ливенская гармошка (28 апреля 2011). Дата обращения: 29 января 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!