Зурна
Зу́рна (азерб. и тур. zurna, перс. سرنای, сорнай, سورنای, сурнайбуквально — праздничная флейта) — деревянный язычковый духовой инструмент, распространённый на Кавказе и в Средней Азии. Зурна представляет собой трубочку с восемью отверстиями и небольшим раструбом (зурман кад)[1]. Деревянная вилкообразная втулка закрывает вдувное отверстие. Поворот втулки частично перекрывает некоторые из отверстий, таким образом обеспечивая подстройку инструмента.
Диапазон — около полутора октав с диатоническим звукорядом. При игре применяется техника циркулярного (непрерывного) дыхания[2]. Музыканта, играющего на зурне, называют зурначи[1].
В 1977 году два американских космических корабля «Вояджер» были отправлены в космос с контейнерами, в которых были размещены позолоченные граммофонные пластинки. Целью этой миссии было выяснение, существуют ли другие цивилизации во вселенной. На этих пластинках, помимо произведений известных композиторов, таких, как Бах, Бетховен, Стравинский, Чак Верри, Луи Армстронг и Блайд Вилли Джонс, также содержалась запись азербайджанской народной мелодии, исполненной на зурне[3].
Описание
Зурна изготавливается из дерева. Наиболее распространённые породы деревьев для этого инструмента — орех, абрикос или тутовник[4]. Зурна расширяется по своей длине от 20 миллиметров в верхней части до 60 миллиметров в нижней. Средняя длина зурны — 300 миллиметров. В стволе инструмента обычно 8-9 отверстий[5].
В верхний конец ствола помещается деревянная втулка с вилкой («маша»)[6]. Длина втулки — около 100 миллиметров. Она вытачивается так же, как и зурна из древесины абрикоса, ореха или ивы. Повороты втулки приводят к тому, что концы зубцов не полностью закрывают 3 верхних игровых отверстия. Это обеспечивает дополнительную настройку инструмента, поскольку именно втулка регулирует повороты пластины.
Во втулку помещается латунный штифт, с надетой на него круглой розеткой, чтобы исполнитель мог использовать её как опору для губ. Также во втулке находится маленькая трость из сплюснутой тростниковой или камышовой трубочки[3]. Эту трость ещё называют мундштуком зурны. Трость и розетка привязываются к зурне ниткой или цепочкой. Для того чтобы уберечь трость от механических повреждений, после игры на неё надевают деревянный футляр.
Исполнение
Зурначи располагает инструмент под наклоном впереди себя. Чтобы зурна зазвучала, музыкант набирает воздух в рот и через трость выдувает его особенным способом. Во время игры музыкант дышит через нос. Воздух проходит через полость всех составных частей инструмента и заполняет ствол. Двойной удар языка во время исполнения создаёт повторение или чередование звуков[7].
Из-за резкого тембра звучания музыканты используют зурну на открытом воздухе. Чаще всего музыканты, выступающие с зурной, составляют трио. Первый участник команды, известный как уста или мастер, играет основную мелодию, создавая главную тему произведения. Второй музыкант, в свою очередь, дополняет игру первого, аккомпанируя протяжными, плавными звуками, что придает мелодии дополнительный глубокий оттенок. А третий участник, играя на ударном инструменте, создаёт разнообразную ритмическую основу, важную для установления ритмической структуры произведения[8].
Во время проведения декады Азербайджанской литературы и искусства в Москве в 1950 году один ансамбль зурначей выступил на сцене в количестве семи исполнителей. Это было новаторским решением для Азербайджанской государственной филармонии. В 1962 году под руководством Алафсара Рагимова был организован новый ансамбль, который объединил пять уста зурначей, пять демкешов и три нагариста[3].
Галерея
Марка Кыргызстана с изображением зурны и зурначи
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Зурна . Artefact. Дата обращения: 29 августа 2023.
- ↑ Зурна . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 29 августа 2023.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 «Глашатай» народа: история азербайджанской зурны . AzerHistory. Дата обращения: 30 августа 2023.
- ↑ Чеченцы: история и современность / Айдаев Ю. А.. — 1996. — С. 297.
- ↑ Керимов К. Г. Оркестр азербайджанских народных инструментов. — Баку, 1959. — С. 50.
- ↑ Зурна . MelMa. Дата обращения: 30 августа 2023.
- ↑ Осмаев М. К. Чеченские народные музыкальные инструменты // Universum: общественные науки : журнал. — Январь.
- ↑ Беляев В. М. Очерки по истории музыки народов СССР. — М.: Музгиз, 1962. — С. 268.
См. также
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |