Клавесин
Клавеси́н ( фр. clavecin, лат. clavicymbalum, лат. clavis — ключ (отсюда клавиша) и лат. cymbalum — цимбалы) — клавишный музыкальный инструмент с щипковым методом звукоизвлечения[1].
Клавесин получил широкое распространение в Европе в эпоху Возрождения и Барокко. Наиболее известными композиторами, писавшими для клавесина, являются Иоганн Себастьян Бах, Франсуа Куперен, Доменико Скарлатти и Жан-Филипп Рамо[2].
История
Первое упоминание инструмента, напоминающего клавесин, относится к XIV веку. Старейший инструмент, дошедший в сохранности до наших дней, датируется 1521 годом и был изготовлен итальянским мастером[2].
Клавесин произошёл от псалтериума. Первые клавесины были четырёхугольной формы и напоминали клавикорд. Отличием ранних клавесинов от клавикорда было то, что клавесин обладал струнами разной длины и усложнённым клавишным механизмом. Струны для клавесина изготавливались из жил[3].
С начала XVII века в клавесинах начали использоваться металлические струны. Также изменилась форма музыкального инструмента — корпус приобрёл треугольную крыловидную форму с продольным расположением струн. В XVII—XVIII вв. начали изготавливать клавесины с несколькими мануалами (чаще всего два или три), сто было вызвано скудностью динамических возможностей инструмента. Мануалы располагались в виде лестницы. Фламандские инструменты в XVIII веке служили лекалом для клавесинов в других европейских странах[2].
В тот период часто 3 мануал имел определённую характерную тембровую окраску, напоминающую лютню (т. н. лютневая клавиатура). Это было необходимо для большего разнообразия в тембре инструмента[2].
Создателем клавесинного стиля в музыке был итальянский композитор Доменико Скарлатти. Наибольшую популярность клавесин приобрёл во Франции, заняв центральное место в придворной музыке. Французскую школу клавесинистов основал Жак Шамбоньер. В конце XVII-XVIII вв. самыми известными французскими клавесинистами были Франсуа Куперен, Жан-Филипп Рамо, Луи Клод Дакен, Жан-Франсуа Дандриё. В французской школе клавесинистов самыми распространёнными темами были: женский образ, танцы (гавот, менуэт и др.), идиллические картины крестьянского быта, звукоподражательные миниатюры. Клавесинной музыке характерно большое количество мелодических украшений. Во время пика популярности французской клавесинной школы, самыми распространёнными инструментами были клавесины производства семейства Бланше и Паскаля Таскина[3].
В Англии производством клавесинов занимались фирмы Киркман (англ. Kirkman) и Шуди (англ. Shudi). Английские клавесины имели более сложное устройство, благодаря чему клавесины были мощнее и звучнее. В Германии клавесины получили расширении регистров до шестнадцати. Немецкие клавесины вошли в список тех инструментов, которые стали основой для производства современных клавесинов[3].
К концу XVIII века клавесин потерял свою популярность, уступив место фортепиано. Интерес к клавесину начал возрождаться в XX веке на волне импрессионизма. Одним из самых известных клавесинистов XX века стала польская исполнительница Ванда Ландовска. С середины XX века основными производителями клавесинов стали Фрэнк Хуббард, Уильям Дауд и Мартин Сковронек. При производстве инструментов они опирались на традиции создания клавесинов в период барокко. На данный момент именно такой вид клавесинов преобладает на рынке[3].
Устройство
Клавесин имеет треугольную крыловидную форму. Струны размещаются горизонтально, параллельно клавишам, в несколько хоров. Струны разных мануалов (которых может быть от одной до трёх) располагаются на разных уровнях. Традиционно, клавесин имеет богатую внешнюю отделку. Украшается росписью, инкрустацией и резьбой[2].
Для клавесина характерен блестящий, малопевучий, отрывистый звук. Изменение динамических свойств звука в пределах одного мануала невозможно[3].
В XV веке диапазон клавесина равнялся трём октавам. В XVI веке диапазон был расширен до четырёх октав[3].
Самая распространённая в XVIII веке модель клавесина обладала двумя мануалами, несколькими наборами струн, переключателями регистров, механизмом копуляции мануалов, который позволял при игре на первом мануале также использовать струны второго мануала[2].
Известные клавесинисты
Литература
- Алексеев А. Д. Клавирное искусство. — М.: МУЗГИЗ, 1952. — 252 с.
- Друскин М. С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII веков. — М.: Государственное музыкальное издательство Ленинграда, 1960.
Примечания
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |