Жалейка
Жале́йка — традиционный восточнославянский духовой язычковый инструмент с одинарной тростью, распространённый в русской, белорусской и украинской народных культурах. Является предшественницей современного кларнета[1].
Этимология
Слово «жалейка» имеет восточнославянское происхождение и связано с лексикой, передающей оттенки печали и сострадания. В старину глагол «жалить» означал «приводить в жалость», то есть вызывать чувство скорби, а «жалиться» — стонать, издавать жалобные звуки; к этому же гнезду относится прилагательное «жалкий» в значении «печальный, скорбный». Такая семантика напрямую отражает характер звучания инструмента — пронзительный, с гнусавой окраской, который традиционно использовали для исполнения заунывных, лирических наигрышей[2].
Исследователь Владимир Осипович Михневич выдвинул научную гипотезу о связи слова «жалейка» с древнерусским «жальник», обозначавшим могильный холм или место захоронения; на этом основании он предположил, что инструмент мог применяться в поминальных обрядах и сопровождать траурные ритуалы. В народной традиции жалейка имела и другие названия — «брёлка», «жаломейка», «пищик», «свирель», — что свидетельствует о её широком распространении и существовании разнообразных локальных вариантов[2].
Историческая роль
Исторически жалейка возникла как пастуший инструмент, предназначенный для зазывания скота. Её практическое назначение определяло сферу бытования: инструмент широко распространился в сельской среде и стал неотъемлемой частью повседневной жизни пастухов на территориях современных России, Белоруссии, Украины и Литвы.Первое письменное упоминание относится к концу XVIII века (в записях Алексея Вячеславовича Тучкова она названа свирелью). Это указывает на то, что в народной традиции наименования духовых язычковых инструментов нередко были подвижны и могли пересекаться[1].
До конца XX века в народной практике сохранялась двойная (парная) жалейка — конструкция с двумя игровыми трубками и общим берестяным раструбом. Такой вариант был особенно распространён в южных районах России и позволял исполнять одноголосные и двухголосные наигрыши, создавая звучание, отдалённо напоминающее волынку (за счёт функции бурдона — выдержанного нижнего голоса). В северных регионах чаще встречались одинарные жалейки[1].
Конструкция
Инструмент состоит из трёх основных частей: трость (пищик) из камыша или гусиного пера, трубка с пальцевыми отверстиями, раструб из коровьего рога или бересты[2]
Изготавливается из тростниковой (камышовой) трубки, ивы или бузины. Существуют парные варианты с разным числом отверстий на трубках (например, 2 и 5, 3 и 6), иногда с прикреплённым колокольчиком[2].
Жалейка имеет длину от 10 до 20 см и снабжена тремя – семью пальцевыми отверстиями. Звукоряд диатонический, в пределах октавы (преимущественно первой‑третьей). Звучание громкое, резкое, без динамических оттенков, по тембру напоминающее гобой. Парные жалейки были распространены в южных районах России, одинарные — в северных[3].
На протяжении веков жалейка выполняла не только утилитарную функцию. Она прочно вошла в музыкальную культуру как инструмент для сольного и ансамблевого исполнения: на ней играли песенные мелодии и наигрыши разных жанров — от лирических до плясовых[2].
Виды жалейки
- Одинарная — классический вариант инструмента[4]
- Парная (двойная) — с двумя игровыми трубками и общим раструбом[4]
- Брёлка — разновидность с двойной тростью (распространена в Тверской области)[2]
Современное состояние
В начале XX века Василий Вавсильевич Андреев ввёл в оркестр русских народных инструментов модернизированную жалейку с мундштуком и тростью кларнетного типа. Тогда же мастер Алоиз Гёрль создал усовершенствованную брёлку (региональный вариант жалейки из ивы) с двойной тростью и клапанами для хроматического звукоряда; её звучание стало мягче и динамичнее[2].
Сегодня жалейка сохраняется преимущественно в народных ансамблях, где на ней исполняют песенные мелодии и наигрыши. Инструмент считается одним из предшественников современного кларнета наряду с шалюмо и венгерским тарогато[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Жалейка. Большая Российская энциклопедия (4 декабря 2023 г). Дата обращения: 25 октября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Атлас музыкальных инструментов народов СССР. — М.: МузГИз, 1963. — С. 25—37.
- ↑ 3,0 3,1 Харлов А. В. К вопросу бытования традиционных пастушьих музыкальных инструментов в нижегородской области // Музыкальное образование и наука. — 2019. — Январь (№ 10). — С. 28—31.
- ↑ 4,0 4,1 Еникеева А. Р. Традиционный фольклорный театр: историческое развитие и возрождение в современном этнокультурном пространстве // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — № 1. — С. 24-31.
