Церковь Бориса и Глеба (Кидекша)
Православный храм | |||
Церковь Бориса и Глеба | |||
---|---|---|---|
Страна | Россия | ||
Местоположение |
Владимирская область, Суздальский район, село Кидекша |
||
Конфессия | Православие | ||
Архитектурный стиль | Владимиро-суздальский | ||
Основатель | Князь Юрий Долгорукий | ||
Строительство | 1152 год | ||
Статус |
|
||
Состояние | Недействующий храм, музей | ||
Сайт | |||
Объект всемирного наследия | |||
White Monuments of Vladimir and Suzdal Church of Sts Boris and Gleb (Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Церковь Бориса и Глеба) |
|||
Ссылка | № 633-008 в списке объектов всемирного наследия (en) | ||
Критерии | (i), (ii), (iv) | ||
Регион | Европа и Северная Америка | ||
Включение | 1992 (16-я сессия) |
Це́рковь Бори́са и Гле́ба — православный храм, построенный во время правления Юрия Долгорукого в селе Кидекше Суздальского района Владимирской области, является памятником белокаменного зодчества Древней Руси и объектом культурного наследия ЮНЕСКО.
Предположительно храм был построен в 1152 году, дата начала строительства неизвестна. В настоящее время церковные службы в храме не ведутся, он открыт как музей. Находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника[1].
История
В селе Кидекша в XII веке располагалась резиденция суздальского князя Юрия Долгорукого. В княжескую резиденцию входили двор и жилые палаты, которые были окружены земляными валами, частично сохранившимися до наших дней. Двор был выстроен на высоком речном берегу в виде крепости, валы же выполняли роль оборонительных укреплений, их протяжённость составляла около 1 километра[2]. Это место было стратегически важным: по центральной улице Кидекши проходил торговый путь из Суздаля в Городец и Нижний Новгород, кроме этого отсюда князь для мог контролировать речной путь из Владимира в Суздаль. Здесь же, недалеко от слияния рек Нерли и Каменки, по указу Юрия Долгорукого была заложена церковь в честь сыновей князя Владимира Святого первых русских святых Бориса и Глеба — покровителей княжеского дома. Согласно «Степенной книге» на этом месте в Кидекше, близ Суздаля, состоялась встреча князей Бориса и Глеба, направлявшихся в Киев на встречу с отцом — Владимиром Святославовичем. Здесь, в 1015 году, они были убиты своим старшим братом Святополком, который совершил братоубийственное преступление в борьбе за власть[3][2].
Церковь Бориса и Глеба — древнейшая белокаменная постройка на Северо-Востоке древнерусского государства наряду со Спасо-Преображенским собором в Переславле-Залесском[4]. Точную дату постройки установить невозможно, однако общепринятой датой освящения церкви является 1152 год. По одной из версий храм был построен мастерами из Галицкой Руси[5]. Эта артель, до 1110-х годов работавшая в Малопольше, пришла из Галича и поступила на службу к Долгорукому на рубеже 1140-1150-х годов. Есть и другая версия, согласно которой храмы строили местные мастера под руководством зодчих, прошедших обучение в Западной Европе. Такой вывод был сделан из-за характерных особенностей постройки[5][6].
«Тогда же Георгий князь в Суждале бе, и отвързл ему Бог разумнеи очи на церковное здание, и многи церкви поставиша по Суздалской стране, и церковь постави камену на Нерли, святых мученик Бориса и Глеба, и святаго Спаса в Суздале, и святаго Георгиа в Володимери камену же, и Переаславль град перевед от Клещениа, и заложи велик град, и церковь камену в нем доспе святаго Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно, и Гергев град заложи и в нем церковь доспе камену святаго мученика Георгиа.»— Типографская летопись
Согласно летописным сведениям, в 1159 году в этой церкви был похоронен пятый сын Юрия — белгородский и туровский князь Борис, в 1161 году его жена Мария и в 1202 годуих дочь Ефросинья. В 1155 году Юрий Долгорукий переезжает на великое княжение в Киев. Было установлено, что церковь Бориса и Глеба как придворный храм имела переход в княжеский терем. После его смерти Кидекша потеряла своё значение, его сын Андрей Боголюбский, предпочёл построить новую резиденцию в Боголюбово[7].
При нашествии монголов в 1238 году Кидекша пострадала, но, если верить древнерусским летописям, уже в 1239 году здание церкви было восстановлено и освящено. Во время этого ремонта в храме появились белокаменная архиерейская кафедра и резная алтарная перегородка. Но постепенно город приходит в упадок, центрами культуры становятся соседние города: Суздаль и Владимир. Большинство жителей переезжают и город приходит в запустение, так что в списках XIV—XV века русских городов дальних и ближних Кидекша не значится.
C 1151 года при церкви располагался Борисоглебский-Стефановский на Кидекше или Кидокоцкий мужской монастырь, который в XVII веке был переведён под контроль Печерского Нижегородского монастыря. В 1764 году Борисоглебский монастырь был закрыт, а церковь святых Бориса и Глеба вновь становится приходской.
К началу XVII века глава и часть сводов церкви по мнению архитектора Николая Воронина обрушилась. В 1660-х годах своды и восточные столпы храма были полностью разобраны, пострадали и апсиды северной и южной стен.
«Ведомо тебе Государю чиню. В нынешнем 7183 (1675) году апреля в десятый день ездил я, по обещанию Печерскаго монастыря, что в Нижнем Нове-Граде, в приписной Кидекоцкий монастырь помолиться, и как я был в Церкви, и тоя Церкви поп Григорий указал мне гробницу каменну на правой стране вошед в Церковь, а на гробнице проломано и я дерзнул со свещею в гробницу посмотреть и в той гробнице лежат мощи, кости целы, а на мощах одежда в аршин, белою тафтою покрыто, а на верху лежит неведомо какая одежда, шитая золотом будьто по бамберету, на ней же вышит золотом орел пластаной одноглавой, а от того, Государь, орла пошло на двое, шито золотом же и серебром узорами еще знать. А по сказке тоя Церкви попа Григорья и того монастыря старожилов, те мощи Великаго князя Бориса Юрьевича Суздальскаго. А та де гробница проломана от разорений в древних годех. А то, Государь, знатно, что те мощи не просто лежат от древних великих лет: кости нетленны и одежда знать, и я, Государь осмотря те мощи, призывал от духовнаго чина, Спасскаго монастыря Архимандрита Тимофея, да келаря Дионисия, да твоего Святительскаго домоваго казначея старца Иоасафа; и они те мощи смотрели, и о том Великому Государю и к тебе Святителю велели известить, что без свидетельства Святыми отцы, таким мощем лежать нельзя».— воевода Тимофей Савёлов
«Милостивый Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич, всея великия и малыя и белыя России Самодержец! Пожалуйте меня богомольца Твоего, Великий Государь, в Суждальском уезде пустой Кидекоцкой монастырь с вотчинами отдать в Суждальскую Архиепископию, и построить общежительство и Игумена, чтоб Ваше Государское богомолие впусте и в неустроении не было, и гробы Благоверных и Великих Князей в забвении, без украшения и память их без воспоминит небыли».— Стефан, Архиепископ Суздальский и Юрьевский
С середины XVIII века начались восстановительные работы. В 1780 году рядом с храмом построили Стефановскую церковь, завершила архитектурный ансамбль восьмигранная шатровая колокольня — «русская Пизанская башня» — с течением времени она наклонилась и сейчас её уклон отчётливо заметен[8]. В Борисоглебовской церкви были восстановлены восточные столпы, и затем храм перекрыли сомкнутым сводом с маленькой главкой. В таком виде он сохранился до наших дней.
На рубеже XIX—XX веков к западному фасаду церкви был пристроен притвор, расписанный сюжетами на ветхозаветную тему в 1913 году по случаю празднования 300-летней годовщины династии Романовых.
В дореволюционной России церковь Бориса и Глеба была детально исследована археологами, для подготовки к проведению инженерных работ, целью которых являлось создание отопительной системы для предотвращения губительной для храма высокой влажности[9]. После реставрационных работ богослужения в церкви Бориса и Глеба возобновились и проводились вплоть до революции.
1 ноября 1958 года было принято Положение, согласно которому храм передали на баланс Владимиро-Суздальского музея-заповедника[10].
Архитектура
Строение церкви Бориса и Глеба характерно для храмов, построенных при княжении Юрия Долгорукого во Владимиро-Суздальских землях — это одноглавое, четырёхстолпное, трёхапсидное здание. Оно сложено из гладко отёсанных и положенных практически без использования цемента квадратов качественного белого камня. Фундамент храма, без учёта апсид, близок к квадрату. Наружные лопатки делят стены на три прясла, так что средние прясла шире и выше боковых. Уступообразное сужение наружных лопаток создаёт иллюзию перспективы прясел. Внутренние вертикальные выступы — лопатки и крестчатые столпы — соответствуют наружным. Над западным порталом в стене со стороны интерьера выложена разгрузочная арка[6].
Церковь строилась как главный собор города, что отразилось в монументальности её внешнего вида и сдержанной простоте линий декора. У западной стены выступают три объёмные, полуцилиндрические апсиды, которые контрастируют с тонким барабаном. Резные украшения на стенах практически отсутствуют, за исключением поребрика и аркатурного пояса «ломбардских арок», делящего пряслы на два яруса, а также городчатого карниза, которые разбавляют достаточно простой белый фасад. Эти архитектурные решения роднят памятниках храмового зодчества Владимиро-Суздальской школы с западноевропейским романским стилем
Фреска XII века в нише северной стены — святые жёны среди райского сада (справа — мученица Мария, покровительница княгини Марии, жены князя Бориса, погребенной в этом аркасолии)
С северной стороны сохранился характерный романской архитектуре портал простого профиля в виде трёх уступов с немного вынесенным замковым камнем на передней арке. Древний барабан, остатки, которого были найдены под кровлей храма, также имел городчатый пояс. Цоколь церкви, который в настоящее время ушёл под землю имеет простую прямоугольную форму. Внутри храма крестчатые столбы, лопатки простые однообломные, а наружные — двухуступчатые. На некоторых камнях кладки можно увидеть идентичные знаки княжеских мастеров[6].
Такие характеристики Борисоглебовской церкви, как размеры, сторона подкупольного квадрата, общие пропорции, конструктивные особенности, профиль лопаток и декор близки ещё одному сохранившемуся храму 1152 года — Спасо-Преображенскому собору в Переславле-Залесском, что облегчает реконструкцию храма по аналогии со Спасским собором.
Опись Борисоглебской церкви
«В церкви Божие милосердие царския двери и сень и столпцы писаны красками гладкие; по правую сторону царских дверей образа: Спасов седящ на престоле венец и цата серебряные золочены гладкие с репьями в венце в возглавии камень хрусталь, в киоте деревянном обложенном оловом резным; Бориса и Глеба венцы и цата серебряные золоченыя гладкия с репьями; Распятия Господня резное; Иоанна Предтечи гладкой в киоте деревянном по левую сторону: Пр. Бог. Смоленския венец с короною гладкой с репьями в венце камень простой, поли оплечье обложены серебром золоченым басебным; велик. Князей Владимира да Бориса и Глеба в житии венцы и цата серебряные золоченые басебные; Николая Чудотворца венец и цата серебряные золоченые басебные в киотах; на Северной двери архид. Стефана гладкой, над царскими дверьми в киотах и на налое 16 икон штилистовые обложены серебром золоченым басебным. У царских дверей, образ Пресв. Богородицы Одигитрии обложена серебром золоченым басебным, в деисусах в первом поясе образ Спасов, Богородицы, Предтечи со Ангелы и со Апостола 21 икона, в другом — праздников 18, в третьем — Знамения со пророки 12 икон, над правым крылосом у столба в киоте деисус в медном окладе, киот обложен оловом резным, у того ж столба образа: Вознесения Господня да Бориса и Глеба венцы и цата серебряные золочены. Над левым крылосом такой же образ, что и у праваго, у того ж столба образа: Неопалимыя Купины, в.-м. Параскевы резной в киоте деревянном, прор. Илии. В алтаре на престоле Евангелие печатное в десть серебряные чеканные, оболочено бархатом волнистым, 2 креста благословящих обложены серебром золоченым один с каменьем, за престолом Пр. Богородицы венец и цата серебряные золочены, крест выносной гладкой, на жертвеннике 2 сосуда оловянные, воздухи… ризы… книги печатныя… пред деисусы пникадило, 2 кадила, 3 чаши водосвятные, укропник, ковш, 10 лампад перед местными иконами все медные. На дву гробницах благоверных князей 4 покрова суконные червчатые, кресты на дву кружево серебряное».
Галерея
Архитектурный ансамбль Борисоглебовской церкви
В конце XVII- начале XVIII века к югу от собора установили Святые ворота, сохранившиеся до сих пор. Они были устроены на возвышенности над рекой Нерли, как и другие постройки города. По своему замыслу ворота перекликается с архитектурой храма: каменные украшения повторяют мотивы, использованные в декоре барабана Борисоглебской церкви. Характерными архитектурными чертами Святых ворот стали: плоские украшения колонн дорического ордера, арочные проёмы с поясным декором и тяжёлый верх ворот свойственный для древнерусских сооружений[11].
В это же время, наряду с воротами, был построен ещё один уникальный исторический памятник — церковь Святого Стефания, напоминающую жилой дом за счёт своей двухскатной кровли. Комплекс завершает шатровая колокольня. Несмотря на то, что возводились храмовые сооружения в разное время, охватывающее пять веков, смотрится архитектурный ансамбль весьма гармонично.
Внутреннее убранство церкви
В 2011 году в храме проводились раскопки под руководством историка архитектуры Владимира Седова. Частично было снято покрытие пола и восстановлен до уровня XII века. Во время этих работ были обнаружены новые детали древнего убранства храма: основания позднего иконостаса, нижняя часть белокаменного престола с отпечатками четырёх ножек и розоватый камень, лежащий в центре храма — омфалий — предшественник амвона[6]. Омфалии больше свойственны византийской традиции, которая берёт истоки ещё в Античности. В древнерусском зодчестве каменный омфалий Кидекши уникален, на данное время известен только более ранний мозаичный экземпляр X века в Десятинной церкви[12]. Он можно увидеть в современной экспозиции музея на территории храма. Ещё одной важнейшей находкой стала нижняя часть древнего престола, возможно, первого белокаменного престола Северо-Восточной Руси. Также были обнаружены древние фрески, датируемые XII веком[1]
Омфалий XII века
Культурная значимость
Древняя церковь в Кидекше воплощение суровой простоты русского Средневековья. Как одна из ранних построек владимиро-суздальской архитектурной школы, этот храм лишён характерной для этого стиля замысловатой резьбы. В общих чертах, церковь представляет собой простой куб с монументальными выступами апсид, завершённый небольшим куполом на тонком барабане. Благодаря этой лаконичной и массивной красоте она и производит колоссальное впечатление. Борисоглебская церковь является одним из памятников Владимиро-Суздальского заповедника и по праву занесена в охранный список и является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО[13][2].
Раскопки на территории храма
В 2011 году в Кидекши в раскопок, которые провели учёные Института археологии РАН в церкви Бориса и Глеба был найден престо с каменным основанием, четырьмя ножками и верхней плитой. Такие престолы были прежде найдены только в соборе Киево-Печерской Лавры, в Софийском соборе Великого Новгорода и в одной из церквей Ладоги. Также при вскрытии пола были обнаружены: фрагмент синтрона, основание иконостаса, орнаментальные фрагменты фресок и резьбы XII века. В восточной части церкви, при разборе завала древних строительных материалов, образовавшегося при разрушении храма, была обнаружена белокаменная колонна со звёздчатым узором — образец древнерусской скульптуры[14]. Установить её возраст для учёных оказалось непростой задачей; предположительно она была создана в XIII веке, но не исключается и более поздняя датировка XV или XVI веком[7].
Раскопки в интерьере храма велись траншеями, предназначенными для закладки коробов воздуховодов. В некоторых местах, где были открыты древние конструкции, были сделаны расширения. а пространстве наоса храма в траншеях и в средней части были выявлены прослойки песка, перекрывающие остатки древней кладки пола.
В настоящее время по инициативе музея-заповедника ведутся масштабные работы по восстановлению и реставрации древнего храма[9].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Церковь Бориса и Глеба (Кидекша) . Азбука паломников. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Храмовый комплекс в Кидекше: у истоков белокаменного зодчества Руси . Дорогами Срединного пути. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Карамзин Н. М. История государства Российского. Т.1. — СПб., 1817.
- ↑ Алексей Паевский. Борисоглебская церковь в Кидекше (29.06.2020). Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ 5,0 5,1 О посещении храмового комплекса с древней Борисоглебской церковью XII века в селе Кидекша Владимирской области . Туристер (30-07-2023). Дата обращения: 31 июля 2023.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Заграевский С. В. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — М., 2008.
- ↑ 7,0 7,1 Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша Суздальского района . Владимирское краеведение. Дата обращения: 1 августа 2023.
- ↑ Падающие башни России . Культура.рф. Дата обращения: 31 июля 2023.
- ↑ 9,0 9,1 Церковь Бориса и Глеба . Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник . Владимирское краеведение. Дата обращения: 1 августа 2023.
- ↑ Александр Митрахович. Святые ворота в Кидекше . Посмотрим-ру (09.03.2016). Дата обращения: 1 августа 2023.
- ↑ В. В. Седов. Омфалий церкви Бориса и Глеба в Кидекше и подобные формы в интерьерах древнерусских и византийских храмов // Институт археологии РАН. — 2011.
- ↑ Церковь Бориса и Глеба с. Кидекша . Культура.рф. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Аннета Татарникова. Уникальные находки в Кидекше // Московский Комсомолец : Газета. — 2011. — Июль.
Литература
- Беляев Л. А. Борисоглебская церковь в Кидекше // Православная энциклопедия. — М., 2003. — Т. VI : «Бондаренко — Варфоломей Эдесский». — С. 66. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
- Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV вв. Т. 1. М. 1961. Т. 2. М. 1962.
- Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним города Владимирской земли. — М.: Искусство, 1967.
- Достоевский М. Ф. Борисоглебская церковь в селе Кидекше. // Суздаль / под ред. И. Н. Бороздина. — М.: Т-во Образование, [1919]. — 52 с. — С. 19—21. — (Культурные сокровища России. Вып. 14).
- Заграевский С. В. Гл. 4. Вопросы датировки и статуса церкви Бориса и Глеба в Кидекше // Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника / науч. ред. Т. П. Тимофеева. — М.: Алев-В, 2008. — ISBN 5-94025-099-8.
- Паевский А. Борисоглебский храм в Кидекше // Троицкий вариант: газета. — № 45. — 2010. — С. 8.
Ссылки
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы с ошибками в примечаниях
- Объекты культурного наследия России по алфавиту
- Объекты культурного наследия России
- Всемирное наследие по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи
- Родившиеся 30 октября
- Родившиеся в 1938 году
- Умершие 22 января
- Умершие в 2024 году
- Библиотековеды
- Библиотечные деятели
- Родившиеся в Рай-Семёновское
- Заслуженные работники высшей школы Российской Федерации
- Награждённые медалью ордена "За заслуги перед Отечеством"
- Книговеды
- Доктора педагогических наук
- Преподаватели Московского государственного института культуры
- Сотрудники Российской государственной библиотеки
- Учёные XX века
- Учёные XXI века
- Профессора Московского государственного института культуры
- Всемирное наследие в России
- Знание.Вики:Готовые статьи по истории
- Знание.Вики:Готовые статьи о религии
- Памятники архитектуры Древней Руси
- Музеи-храмы Владимирской области
- Русские храмы XII века
- Владимиро-суздальская школа зодчества
- Архитектура
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN