Церковь Покрова на Нерли

Православный храм
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли
20180526 bogolubovo 0060 1.jpg
56°11′47″ с. ш. 40°33′41″ в. д. / 56.19625° с. ш. 40.56135° в. д. / 56.19625; 40.56135 (G) (O) (Я)
Страна  Россия
Регион Владимирская область, Суздальский район
Посёлок Боголюбово, правый берег реки Нерль
Конфессия Православие
Епархия Владимирская
Благочиние Суздальское районное 
Тип здания Крестово-купольный храм
Архитектурный стиль Владимиро-суздальский
Основатель Великий князь Андрей Боголюбский
Строительство 1158 или 1165 год
Статус Действующий храм, музей
Боголюбово (Владимирская область)
Красная точка
Боголюбово
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 331510368550006

Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Це́рковь Покрова́ на Нерли́ — белокаменный храм ХII века, построенный во Владимирской области на берегу реки Нерль, один из самых известных памятников древнерусского зодчества. Из-за изящной архитектуры и белого цвета стен в некоторых источниках его называют лебедь-храм.Цер­ковь вклю­че­на в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия и на­хо­дит­ся в со­вме­ст­ном ве­дении РПЦ и Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ско­го му­зея-за­по­вед­ни­ка[1].

История

Церковь Покрова на Нерли построена в честь предпринятого Андреем Боголюбским в 1164 годувоенного похода на камских болгар. Сражение прошло с малым потерям и окончилось победой, между сторонами был заключен мир на выгодных для Владимирско-Суздальского княжества условиях. Но среди тяжело раненых в бою был сын Андрея Боголюбского — Изяслав. В житие великого князя начало строительства этого храма упоминается, как дань памяти о сыне, Изяславе Андреевиче, который скончался от полученных ран[2].

«И потом приде от Киева Андрей Юриевичь и сътвори Боголюбный град и спом осыпа, и постави две церкви камены... И постави ей (богородице) храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица...»

Летописная хроника

В качестве места для будущего храма Андрей Боголюбский выбрал луга у излучины реки Нерль, близ Боголюбово, куда вынесли из ладьи умирающего Изяслава. Была и другая причина — этот водный путь, ведущий в Каспийское море, был значим для Руси; здесь корабли, шедшие по Клязьме, поворачивали к княжеской резиденции. Поэтому храм на его берегу задумывался, как своеобразный форпост, символ русской земли[3].

Житие великого князя Андрея Боголюбского:

«Сего же лета сын его первый Изяслав Андреевич ко Господу отъиде, и положен бысть в соборной Успения Пресвятыя Богородици церкве. Сей же великий князь Андрей, аще печалию о скончавшемся сыне объят быв, и скорбяше, обаче более в богоугодныя дела поощряшеся; ибо Боголюбовския обители, яко поприще едино, на реке Клязьме, в лугу, нача здати церковь во имя Пресвятыя Богородицы Честнаго ея Покрова, на устьи реки Нерли, из собираемых и двоелетием из Болгар вывозимых камней для строения во Владимире соборныя Успения Пресвятыя Богородицы церкви и других десятыя части, яже по повелению его на том месте отлагаемы бываху, и, помощью Пресвятыя Богоматере, оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела.»

Так как в половодье эти луга заливало весенними водами, для реализации проекта потребовалось сложное инженерное решение. Мастера заложили фундамент из камня на глубину 1,60 м, оперев его подошву на слой юрской глины, а для большей прочности добавили ленточный фундамент, связывавший фундаменты стен и столбов. Затем они возвели основание стен храма из тёсанного камня высотой 3,70 м, дважды обсыпали его снаружи и внутри глинистым супесчаным грунтом и основательно утрамбовали. Таким образом, получился насыпной холм общей высотой 5,30 м. На этом фундаменте и был поставлен храм с его галереями, что позволило церкви сохраниться до наших дней[4].

Храм на Нерли стал первым известным храмом освящённым в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы[5]. Надо сказать, что в Византии Покров не праздновали, и этот праздник впервые стал отмечаться на Руси. Незадолго до строительства церкви священниками и самим князем был принят этот духовный праздник в знак особой милости Пресвятой Девы к земле Владимирской. Великий князь вывез в Залесский край из Вышгорода византийскую икону Богоматери с младенцем, к названию которой позже добавилось «Владимирская». В древнерусском тексте XII века «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери», сохранившемся до наших дней, прославляется чудесная сила главной святыни края и восхваляется её помощь владимирским людям[6]. В целом, в церковном строительстве Андрея Боголюбского культу богоматери отводилась важная роль[5].

Великий князь был убеждён в особом влиянии Богородицы на собственную судьбу, он считал, что Царица Небесная покровительствует как Владимирскому княжеству, так и всей земле Русской. Её празднику — Успению Богородицы посвящён главный храм Владимира; надвратная церковь Золотых ворот Владимира посвящалась празднику Положения риз Богородицы; храм боголюбовского дворца был посвящён Рождеству девы Марии. Князь и церковь развивали культ богоматери, которой отводилась роль божественной покровительницы города Владимира, его земель и деятельности владимирских князей[7].

«Эти церкви если не словами, так делами прославляют Пречистую Богородицу»

Андрей Боголюбский, «Слово на Покров»

Храм Покрова на Нерли относится к эпохе расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Он был построен довольно быстро по тем временам, всего за один год. Предполагаемая дата завершения строительства — 14 октября 1165 года[8]. Установил эту дату советский археолог Николай Воронин. Другие учёные, на основе анализа летописей того периода, пришли к выводу, что храм был построен семью годами ранее — в 1158 году.

Белый камень для строительства храма, вероятнее всего, добывался в каменоломнях села Георгиево Гусь-Хрустального района. К таким выводам пришёл Алексей Иванов, первый директор Владимирского музея. В 1970-х годах его вывод подтвердила биолог Людмила Петровна Строгова, проведя своё исследование, сравнив по ряду характеристик камень древнего храмов с георгиевским известняком[9].

Из отчёта Владимирского музея Ивановскому областному музею:

«Владимирский музей сообщает, что церковь Покрова на Нерли в настоящее время в удовлетворительном состоянии: в 1929 году она была побелена, крыша вновь загрунтована и покрашена, вокруг церкви поставлена деревянная ограда. Вместо украденной железной двери навешена новая деревянная дверь. В отношении прочих зданий - колокольни XIX века и теплой церкви XVIII века, то они предназначены к разборке, о чём было сообщено Вам, деревянный двухэтажный жилой дом Вами разрешено продать на слом…»

Имена зодчих архитектурного проекта не сохранились. В XVIII веке Василий Татищев написал, что император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса прислал своему другу Андрею мастеров-строителей, которые работали во Владимире и в Боголюбове. Это исследование ссылается на несохранившиеся рукописи, и кроме того, сведения не подтверждаются другими источниками, поэтому считать их достоверными не представляется возможным[5].

Первые повреждения храм получил в годы монголо-татарского нашествия. В XVII веке был проведён ремонт, во время которого галереи были отломаны, а в 1803 году шлемовидный купол был заменён на луковичную главу[9].

В XVIII веке церковь сильно обветшала: крыша осыпалась, и купол едва не обвалился; барельефы также оказались повреждёнными. Полуразрушенный храм пришёл в запустение, и в 1784 году настоятель Боголюбова монастыря запросил у епархии разрешение разобрать церковь, чтобы пустить камень на строительство новой колокольни, но рабочие запросили слишком высокую цену за предстоящие работы, и эту инициативу отложили[3].

В 1877 году монастырём был проведён ремонт, в ходе которого в храме были сбиты остатки древних внутренних росписей и заменены повреждённые барельефы. В постреволюционные годы колокольня и святые врата церкви Покрова на Нерли были разобраны, но всё же храм пережил время гонений на церковь и священнослужителей благодаря тому, что являлся памятником древнерусского белокаменного зодчества[8].

Акт осмотра Покровской церкви от 9 июля 1931 года констатирует разрушение белого камня, рельефов, портала, ступеней, пола, дверей.

«Вид стен и сводов крайне безобразный… Охрана памятника совершенно отсутствует»

Т.П. Тимофеев, «Лежит в развалинах Твой храм...»

В конце XX века увеличился туристический поток. Храм был открыт для посетителей, но церковные службы велись только по великим христианским праздникам. В этот период Покровский храм — «русское чудо» — ежегодно посещали около миллиона туристов. Популярность Суздальского направления среди иностранных туристов увеличила бюджетные поступления региона. В 1980—1985 годах храм был полностью отреставрирован за счёт бюджетного финансирования, как уникальный памятник древнего зодчества. В рамках восстановительных работ был почищен белый камень стен, восстановлены утраченные барельефы, обработаны защитным составом поверхности, устроены медные кровли, глава и крест; отреставрирован интерьер[10].

В конце 1980-х годов владимирские реставраторы сняли выпуклую кровлю начала XIX века и восстановили постамент под барабаном, но оставили луковичную главу. Cтроения вокруг церкви — святые ворота с колокольней, несколько жилых изб и сараев — были к этому времени уже разобраны. Частично разрушенная Трёхсвятительская церковь была восстановлена в качестве сторожки.

Современный этап

В 1990-х годах храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а вскоре — местному приходу Церкви Иоакима и Анны в Боголюбове.

С 2007 по 2009 год был проведён плановый ремонт, устроена туристическая тропа по программе федерального и местного финансирования. В рамках программы пуска скоростного поезда «Сапсан» над железнодорожными путями станции Боголюбово на средства Российских Железных Дорог устроен пешеходный переход с дополнительным электролифтом. Поскольку Боголюбовский луг стал государственным заповедником, движение транспортных средств по нему запретили.

В 2000-е годы Сергей Заграевский провёл ещё одно археологическое исследование храма. Был образован попечительский совет по планировке историко-ландшафтного комплекса «Боголюбовский луг — церковь Покрова на Нерли». К концу 2006 года усилиями совета удалось остановить деградацию почвы.

На октябрь 2012 года храм числился приписным к Владимирскому Богородице-Рождественскому монастырю. Службы в храме ведутся только по большим двунадесятым праздникам; в остальное время днём храм открыт для посетителей, в него можно зайти, поставить свечу или заказать требы.

Реконструкция

Реконструкция. Холм на котором стоит церковь, был покрыт белыми известковыми плитами, а к Нерли и Клязьме спускались белокаменные ступени, в основании которых стояли львы — символ княжеской власти; сам храм был окружен галереями

Во время археологических раскопок, проходивших в середине XIX века и 1954 — 1955 годах, учёные обнаружили на расстоянии 2,5 м от стен остатки белокаменных конструкций, и было сделано предположение о галерее, некогда окружавшей храм с трёх сторон[5].

В отличие от Дмитриевского собора, в Покрове на Нерли галерея была открытой. Украшенные тонкой резьбой столбы с фасадными полуколоннами завершались арками, между аркадой и храмом находился балкон, выстланный майоликовыми плитками. На его парапете, закрывшем колончатый пояс храма, зодчие повторили этот характерный мотив. В юго-западном углу галереи помещалась лестница, ведущая на хоры[9].

Найденные при раскопках детали и резные камни позволили восстановить предположительный облик храма и галереи в целом. Хотя некоторые фрагменты вырезанных из белого камня фигур животных и птиц уцелели, однозначный ответ на вопрос, как и где они были размещены, отсутствует. Среди орнаментов на резных плитах встречаются изображения грифонов, поднявшихся в прыжке барсов и фантазийных чудищ, например, драконов, которые выглядят скорее забавными, чем пугающими[11].

Архитектура

Плен церкви Покрова на Нерли

От церкви XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился только четверик храмового здания близкой к квадрату формы и глава.

Храм Покрова строился по типу небольших храмов времён Долгорукого — это был четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый храм, построенный из белого камня высочайшего качества, но в отличие от массивных «кубических» построек Долгорукого, для здания храма на Нерли характерны изящество и уравновешенность пропорций, чего удалось добиться за счёт вытянутости сооружения по продольной оси. Алтарным апсидам храма свойственны гармоничные пропорции, уравновесившие силуэт и придавшие визуальную лёгкость строению. Изначально постройка была монументальной: по периметру церковь окружали широкие галереи, но архитекторы добились того, что здание Покрова на Нерли выглядит невесомым и стройным[12]. Храм гармонично вписывается в изящный и скромный ландшафт, но именно церковь придаёт смысл и задаёт вневременное измерение окружающему её сельскому пейзажу[13].

Храм возведён из белого известняка с наружной отделкой каменными плитами. Зодчие расположили рельефы так, что за ними не угадывается горизонтальное напластование тяжёлых рядов стенного камня, не ощущаемое также и благодаря мастерству самой кладки. Дробная профилировка откосов узких, высоких окон маскирует открывающуюся толщину стен. Эти детали, подчёркивая лёгкость и высоту храма, создают живописную игру светотени, обогащающую художественный эффект целого. Сужающиеся вверх колонки аркатурно-колончатого пояса расположены очень близко друг к другу, а настенные арки сжаты и имеют подковообразную форму — подобное архитектурное решение подчёркивает устремлённость храма вверх. Купольный барабан церкви Покрова также сильно вытянут.[12]

Три фасада церкви украшены резным декором — барельефами. В самом верху композиции — библейский царь Давид, сидящий на троне. Правой рукой он как бы указывает на крест храма, а в левой держит Псалтырь, хотя есть и другое трактование рельефа, согласно которому царь Давид изображён играющим на струнном инструменте. Слева и справа от его фигуры изображены голуби, а у ног львы и грифоны. Голуби использованы в барельефе, как олицетворение добра и мира, а львы, как сила мудрого правителя. На Руси считалось, что лев — единственное животное, которое не закрывает глаза, даже когда спит, поэтому их рисовали около дверей, вырезали на наличниках и ставнях окон как символы-обереги, означающие неусыпную стражу. Во Владимиро-Суздальских землях лев приобретает ещё один смысл — он становится персональным символом местных князей, начиная с Андрея Боголюбского, и до сих пор сохраняется на гербе Владимира. Три женских лика на фресках, как и во всех владимирских храмах, символизируют Богородицу[11].

«Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветлённую гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне. Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими.»

Специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин

Внутреннее пространство храма также подчинено главной цели — подчеркнуть впечатление его высоты и лёгкости. Зодчие несколько опускают хоры, освобождая верхнюю полость интерьера. Такой приём усиливает контраст соотношения пролётов и высот арок, что создаёт оптическую иллюзию значительной высоты и вертикальной устремлённости пространства. Впечатление высоты ещё раз подчеркивает обилие вертикальных линий, например в открытых внутрь храма апсидах[11].

Творческая мысль зодчих, используя сложные, почти иллюзионистические приёмы выражения художественного образа, достигла своей цели: архитектурный образ Покрова на Нерли проникнут глубокой одухотворённостью. Его напряжённое и трепетное стремление ввысь вступает в противоречие со старой купольной схемой храма. Сложность воплощенных в церкви Покрова на Нерли идей и общая духовная атмосфера эпохи подчёркивает особую значимость храма, как памятника древнерусской архитектуры[11].

Галерея

Культурная значимость

С 1992 года церковь Покрова на Нерли, в составе белокаменных памятников Владимира и Суздаля, вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как шедевр архитектуры. Среди восьми величественных памятников древнего зодчества владимиро-суздальской школы этот храм выделяется своей поэтичностью как запечатленная в камне поэма[4].

Режиссёр Андрей Тарковский для кинокартины «Андрей Рублёв» проводил съёмку сцены полёта на самодельных крыльях с кровли храма Покрова на Нерли.

Примечания

  1. Покрова на Нерли церковь. Большая российская энциклопедия 2004 - 2017. Дата обращения: 29 ноября 2023.
  2. Храм Покрова на Нерли. Радио Вера. Дата обращения: 27 июля 2023.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 Загадки Покрова на Нерли. Первый канал (14 октября 2011). Дата обращения: 27 июля 2023.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 Церковь Покрова на Нерли. Культура.РФ. Дата обращения: 27 июля 2023.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 5,3 Алексей Пичугин. Храм Покрова на Нерли: что мы не знаем о нём // Фома : журнал. — 2019. — 14 октября.
  6. В. Плугина. Храм Покрова на Нерли. Архитектура и скульптура церкви Покрова Богоматери XII века. — Л.: Аврора, 1970.
  7. Храм Покрова на Нерли. Открытая православная энциклопедия (10.11.2019). Дата обращения: 27 июля 2023.
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 Сухарников Евгений. Краткий курс истории. Совершенный храм. История.рф. Дата обращения: 27 июля 2023.
  9. Перейти обратно: 9,0 9,1 9,2 Церковь Покрова на Нерли. Владимирское краеведение. Дата обращения: 27 июля 2023.
  10. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV веков. Т. 1. — М., 1961.
  11. Перейти обратно: 11,0 11,1 11,2 11,3 Воронин Н. Н. М., 1962. Памятники владимиро-суздальского зодчества XI—XIII веков. — М., 1962.
  12. Перейти обратно: 12,0 12,1 С. В. Заграевский. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — М.: АЛЕВ-В, 2008. — ISBN 5-94025-099-8.
  13. Алексей Паевский. Совершенство на берегу Нерли // Троицкий вариант : Газета. — 2010. — 2 февраля (№ 46).

Литература

  • Алпатов М. В. Искусство Древней Руси. Памятники XI—XVII вв. — М., 1969.
  • Бобков К. В., Шевцов Е. В. Символ и духовный опыт православия. — М., 1996.
  • Болотов И. А. Лекции по истории древней церкви. — М., 1995.
  • Вагнер Г. К. Декоративное искусство в архитектуре Руси X—XIII веков. — М., 1964.
  • Вагнер Г. К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси, Юрьев-Польской. — М., 1964.
  • Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси. XII век. Владимир. Боголюбово. — М., 1969.
  • Вагнер Г. К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. — М., 1974.
  • Василенко В. М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. I в. до н. э. — XIII век н. э. — М., 1977.
  • Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. — М., 1983.
  • Воронин Н. Н. Древнерусское искусство. — М., 1962.
  • Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. — М., 1962.
  • Воронин Н. Н. — Памятники владимиро-суздальского зодчества XI—XIII веков. — М., 1962.
  • Голейзовский Н., Овчинников А., Ямщиков С. Сокровища Суздаля. — М., 1970.
  • Древнерусское искусство. Сборники статей. Т. 1. Древнерусское искусство XV — начала XVI веков. — М., 1963.
  • Ильин М. А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. — М., 1976.
  • Кудрявцев М. П. Русский храм // К Свету. 1994. № 17. С. 59
  • Кудрявцев М., Кудрявцева Т. Русский православный храм: Символический язык архитектурных форм // К Свету. 1994. № 17. С. 60
  • Троицкий Н. Христианский православный храм в его идее // К Свету. 1994. № 17. С. 26

Ссылки