Церковь Покрова на Нерли

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Православный храм
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли
20180526 bogolubovo 0060 1.jpg
Страна  Россия
Правый берег реки Нерль Владимирская область,
Суздальский район,
посёлок Боголюбово
Конфессия Православие
Епархия Владимирская
Благочиние Суздальское районное 
Тип здания Крестово-купольный храм
Архитектурный стиль Владимиро-суздальский
Основатель Великий князь Андрей Боголюбский
Строительство 1158 или 1165 год
Статус
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 331510368550006

Состояние Действующий храм, музей
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Це́рковь Покрова́ на Нерли́ — белокаменный храм ХII века, построенный во Владимирской области на берегу реки Нерль, один из самых известных памятников древнерусского зодчества. Из-за изящной архитектуры и белого цвета стен в некоторых источниках его называют лебедь-храм.Цер­ковь вклю­че­на в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия и на­хо­дит­ся в со­вме­ст­ном ве­дении РПЦ и Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ско­го му­зея-за­по­вед­ни­ка[1].

История

Церковь Покрова на Нерли построена в честь предпринятого Андреем Боголюбским в 1164 годувоенного похода на камских болгар. Сражение прошло с малым потерям и окончилось победой, между сторонами был заключен мир на выгодных для Владимирско-Суздальского княжества условиях. Но среди тяжело раненых в бою был сын Андрея Боголюбского — Изяслав. В житие великого князя начало строительства этого храма упоминается, как дань памяти о сыне, Изяславе Андреевиче, который скончался от полученных ран[2].

«И потом приде от Киева Андрей Юриевичь и сътвори Боголюбный град и спом осыпа, и постави две церкви камены... И постави ей (богородице) храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица...»

Летописная хроника

В качестве места для будущего храма Андрей Боголюбский выбрал луга у излучины реки Нерль, близ Боголюбово, куда вынесли из ладьи умирающего Изяслава. Была и другая причина — этот водный путь, ведущий в Каспийское море, был значим для Руси; здесь корабли, шедшие по Клязьме, поворачивали к княжеской резиденции. Поэтому храм на его берегу задумывался, как своеобразный форпост, символ русской земли[3].

Житие великого князя Андрея Боголюбского:

«Сего же лета сын его первый Изяслав Андреевич ко Господу отъиде, и положен бысть в соборной Успения Пресвятыя Богородици церкве. Сей же великий князь Андрей, аще печалию о скончавшемся сыне объят быв, и скорбяше, обаче более в богоугодныя дела поощряшеся; ибо Боголюбовския обители, яко поприще едино, на реке Клязьме, в лугу, нача здати церковь во имя Пресвятыя Богородицы Честнаго ея Покрова, на устьи реки Нерли, из собираемых и двоелетием из Болгар вывозимых камней для строения во Владимире соборныя Успения Пресвятыя Богородицы церкви и других десятыя части, яже по повелению его на том месте отлагаемы бываху, и, помощью Пресвятыя Богоматере, оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела.»

Так как в половодье эти луга заливало весенними водами, для реализации проекта потребовалось сложное инженерное решение. Мастера заложили фундамент из камня на глубину 1,60 м, оперев его подошву на слой юрской глины, а для большей прочности добавили ленточный фундамент, связывавший фундаменты стен и столбов. Затем они возвели основание стен храма из тёсанного камня высотой 3,70 м, дважды обсыпали его снаружи и внутри глинистым супесчаным грунтом и основательно утрамбовали. Таким образом, получился насыпной холм общей высотой 5,30 м. На этом фундаменте и был поставлен храм с его галереями, что позволило церкви сохраниться до наших дней[4].

Храм на Нерли стал первым известным храмом освящённым в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы[5]. Надо сказать, что в Византии Покров не праздновали, и этот праздник впервые стал отмечаться на Руси. Незадолго до строительства церкви священниками и самим князем был принят этот духовный праздник в знак особой милости Пресвятой Девы к земле Владимирской. Великий князь вывез в Залесский край из Вышгорода византийскую икону Богоматери с младенцем, к названию которой позже добавилось «Владимирская». В древнерусском тексте XII века «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери», сохранившемся до наших дней, прославляется чудесная сила главной святыни края и восхваляется её помощь владимирским людям[6]. В целом, в церковном строительстве Андрея Боголюбского культу богоматери отводилась важная роль[5].

Великий князь был убеждён в особом влиянии Богородицы на собственную судьбу, он считал, что Царица Небесная покровительствует как Владимирскому княжеству, так и всей земле Русской. Её празднику — Успению Богородицы посвящён главный храм Владимира; надвратная церковь Золотых ворот Владимира посвящалась празднику Положения риз Богородицы; храм боголюбовского дворца был посвящён Рождеству девы Марии. Князь и церковь развивали культ богоматери, которой отводилась роль божественной покровительницы города Владимира, его земель и деятельности владимирских князей[7].

«Эти церкви если не словами, так делами прославляют Пречистую Богородицу»

Андрей Боголюбский, «Слово на Покров»

Храм Покрова на Нерли относится к эпохе расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Он был построен довольно быстро по тем временам, всего за один год. Предполагаемая дата завершения строительства — 14 октября 1165 года[8]. Установил эту дату советский археолог Николай Воронин. Другие учёные, на основе анализа летописей того периода, пришли к выводу, что храм был построен семью годами ранее — в 1158 году.

Белый камень для строительства храма, вероятнее всего, добывался в каменоломнях села Георгиево Гусь-Хрустального района. К таким выводам пришёл Алексей Иванов, первый директор Владимирского музея. В 1970-х годах его вывод подтвердила биолог Людмила Петровна Строгова, проведя своё исследование, сравнив по ряду характеристик камень древнего храмов с георгиевским известняком[9].

Из отчёта Владимирского музея Ивановскому областному музею:

«Владимирский музей сообщает, что церковь Покрова на Нерли в настоящее время в удовлетворительном состоянии: в 1929 году она была побелена, крыша вновь загрунтована и покрашена, вокруг церкви поставлена деревянная ограда. Вместо украденной железной двери навешена новая деревянная дверь. В отношении прочих зданий - колокольни XIX века и теплой церкви XVIII века, то они предназначены к разборке, о чём было сообщено Вам, деревянный двухэтажный жилой дом Вами разрешено продать на слом…»

Имена зодчих архитектурного проекта не сохранились. В XVIII веке Василий Татищев написал, что император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса прислал своему другу Андрею мастеров-строителей, которые работали во Владимире и в Боголюбове. Это исследование ссылается на несохранившиеся рукописи, и кроме того, сведения не подтверждаются другими источниками, поэтому считать их достоверными не представляется возможным[5].

Первые повреждения храм получил в годы монголо-татарского нашествия. В XVII веке был проведён ремонт, во время которого галереи были отломаны, а в 1803 году шлемовидный купол был заменён на луковичную главу[9].

В XVIII веке церковь сильно обветшала: крыша осыпалась, и купол едва не обвалился; барельефы также оказались повреждёнными. Полуразрушенный храм пришёл в запустение, и в 1784 году настоятель Боголюбова монастыря запросил у епархии разрешение разобрать церковь, чтобы пустить камень на строительство новой колокольни, но рабочие запросили слишком высокую цену за предстоящие работы, и эту инициативу отложили[3].

В 1877 году монастырём был проведён ремонт, в ходе которого в храме были сбиты остатки древних внутренних росписей и заменены повреждённые барельефы. В постреволюционные годы колокольня и святые врата церкви Покрова на Нерли были разобраны, но всё же храм пережил время гонений на церковь и священнослужителей благодаря тому, что являлся памятником древнерусского белокаменного зодчества[8].

Акт осмотра Покровской церкви от 9 июля 1931 года констатирует разрушение белого камня, рельефов, портала, ступеней, пола, дверей.

«Вид стен и сводов крайне безобразный… Охрана памятника совершенно отсутствует»

Т.П. Тимофеев, «Лежит в развалинах Твой храм...»

В конце XX века увеличился туристический поток. Храм был открыт для посетителей, но церковные службы велись только по великим христианским праздникам. В этот период Покровский храм — «русское чудо» — ежегодно посещали около миллиона туристов. Популярность Суздальского направления среди иностранных туристов увеличила бюджетные поступления региона. В 1980—1985 годах храм был полностью отреставрирован за счёт бюджетного финансирования, как уникальный памятник древнего зодчества. В рамках восстановительных работ был почищен белый камень стен, восстановлены утраченные барельефы, обработаны защитным составом поверхности, устроены медные кровли, глава и крест; отреставрирован интерьер[10].

В конце 1980-х годов владимирские реставраторы сняли выпуклую кровлю начала XIX века и восстановили постамент под барабаном, но оставили луковичную главу. Cтроения вокруг церкви — святые ворота с колокольней, несколько жилых изб и сараев — были к этому времени уже разобраны. Частично разрушенная Трёхсвятительская церковь была восстановлена в качестве сторожки.

Современный этап

В 1990-х годах храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а вскоре — местному приходу Церкви Иоакима и Анны в Боголюбове.

С 2007 по 2009 год был проведён плановый ремонт, устроена туристическая тропа по программе федерального и местного финансирования. В рамках программы пуска скоростного поезда «Сапсан» над железнодорожными путями станции Боголюбово на средства Российских Железных Дорог устроен пешеходный переход с дополнительным электролифтом. Поскольку Боголюбовский луг стал государственным заповедником, движение транспортных средств по нему запретили.

В 2000-е годы Сергей Заграевский провёл ещё одно археологическое исследование храма. Был образован попечительский совет по планировке историко-ландшафтного комплекса «Боголюбовский луг — церковь Покрова на Нерли». К концу 2006 года усилиями совета удалось остановить деградацию почвы.

На октябрь 2012 года храм числился приписным к Владимирскому Богородице-Рождественскому монастырю. Службы в храме ведутся только по большим двунадесятым праздникам; в остальное время днём храм открыт для посетителей, в него можно зайти, поставить свечу или заказать требы.

Реконструкция

Реконструкция. Холм на котором стоит церковь, был покрыт белыми известковыми плитами, а к Нерли и Клязьме спускались белокаменные ступени, в основании которых стояли львы — символ княжеской власти; сам храм был окружен галереями

Во время археологических раскопок, проходивших в середине XIX века и 1954 — 1955 годах, учёные обнаружили на расстоянии 2,5 м от стен остатки белокаменных конструкций, и было сделано предположение о галерее, некогда окружавшей храм с трёх сторон[5].

В отличие от Дмитриевского собора, в Покрове на Нерли галерея была открытой. Украшенные тонкой резьбой столбы с фасадными полуколоннами завершались арками, между аркадой и храмом находился балкон, выстланный майоликовыми плитками. На его парапете, закрывшем колончатый пояс храма, зодчие повторили этот характерный мотив. В юго-западном углу галереи помещалась лестница, ведущая на хоры[9].

Найденные при раскопках детали и резные камни позволили восстановить предположительный облик храма и галереи в целом. Хотя некоторые фрагменты вырезанных из белого камня фигур животных и птиц уцелели, однозначный ответ на вопрос, как и где они были размещены, отсутствует. Среди орнаментов на резных плитах встречаются изображения грифонов, поднявшихся в прыжке барсов и фантазийных чудищ, например, драконов, которые выглядят скорее забавными, чем пугающими[11].

Архитектура

Плен церкви Покрова на Нерли

От церкви XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился только четверик храмового здания близкой к квадрату формы и глава.

Храм Покрова строился по типу небольших храмов времён Долгорукого — это был четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый храм, построенный из белого камня высочайшего качества, но в отличие от массивных «кубических» построек Долгорукого, для здания храма на Нерли характерны изящество и уравновешенность пропорций, чего удалось добиться за счёт вытянутости сооружения по продольной оси. Алтарным апсидам храма свойственны гармоничные пропорции, уравновесившие силуэт и придавшие визуальную лёгкость строению. Изначально постройка была монументальной: по периметру церковь окружали широкие галереи, но архитекторы добились того, что здание Покрова на Нерли выглядит невесомым и стройным[12]. Храм гармонично вписывается в изящный и скромный ландшафт, но именно церковь придаёт смысл и задаёт вневременное измерение окружающему её сельскому пейзажу[13].

Храм возведён из белого известняка с наружной отделкой каменными плитами. Зодчие расположили рельефы так, что за ними не угадывается горизонтальное напластование тяжёлых рядов стенного камня, не ощущаемое также и благодаря мастерству самой кладки. Дробная профилировка откосов узких, высоких окон маскирует открывающуюся толщину стен. Эти детали, подчёркивая лёгкость и высоту храма, создают живописную игру светотени, обогащающую художественный эффект целого. Сужающиеся вверх колонки аркатурно-колончатого пояса расположены очень близко друг к другу, а настенные арки сжаты и имеют подковообразную форму — подобное архитектурное решение подчёркивает устремлённость храма вверх. Купольный барабан церкви Покрова также сильно вытянут.[12]

Три фасада церкви украшены резным декором — барельефами. В самом верху композиции — библейский царь Давид, сидящий на троне. Правой рукой он как бы указывает на крест храма, а в левой держит Псалтырь, хотя есть и другое трактование рельефа, согласно которому царь Давид изображён играющим на струнном инструменте. Слева и справа от его фигуры изображены голуби, а у ног львы и грифоны. Голуби использованы в барельефе, как олицетворение добра и мира, а львы, как сила мудрого правителя. На Руси считалось, что лев — единственное животное, которое не закрывает глаза, даже когда спит, поэтому их рисовали около дверей, вырезали на наличниках и ставнях окон как символы-обереги, означающие неусыпную стражу. Во Владимиро-Суздальских землях лев приобретает ещё один смысл — он становится персональным символом местных князей, начиная с Андрея Боголюбского, и до сих пор сохраняется на гербе Владимира. Три женских лика на фресках, как и во всех владимирских храмах, символизируют Богородицу[11].

«Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветлённую гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне. Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими.»

Специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин

Внутреннее пространство храма также подчинено главной цели — подчеркнуть впечатление его высоты и лёгкости. Зодчие несколько опускают хоры, освобождая верхнюю полость интерьера. Такой приём усиливает контраст соотношения пролётов и высот арок, что создаёт оптическую иллюзию значительной высоты и вертикальной устремлённости пространства. Впечатление высоты ещё раз подчеркивает обилие вертикальных линий, например в открытых внутрь храма апсидах[11].

Творческая мысль зодчих, используя сложные, почти иллюзионистические приёмы выражения художественного образа, достигла своей цели: архитектурный образ Покрова на Нерли проникнут глубокой одухотворённостью. Его напряжённое и трепетное стремление ввысь вступает в противоречие со старой купольной схемой храма. Сложность воплощенных в церкви Покрова на Нерли идей и общая духовная атмосфера эпохи подчёркивает особую значимость храма, как памятника древнерусской архитектуры[11].

Галерея

Культурная значимость

С 1992 года церковь Покрова на Нерли, в составе белокаменных памятников Владимира и Суздаля, вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как шедевр архитектуры. Среди восьми величественных памятников древнего зодчества владимиро-суздальской школы этот храм выделяется своей поэтичностью как запечатленная в камне поэма[4].

Режиссёр Андрей Тарковский для кинокартины «Андрей Рублёв» проводил съёмку сцены полёта на самодельных крыльях с кровли храма Покрова на Нерли.

Примечания

  1. Покрова на Нерли церковь. Большая российская энциклопедия 2004 - 2017. Дата обращения: 29 ноября 2023.
  2. Храм Покрова на Нерли. Радио Вера. Дата обращения: 27 июля 2023.
  3. 3,0 3,1 Загадки Покрова на Нерли. Первый канал (14 октября 2011). Дата обращения: 27 июля 2023.
  4. 4,0 4,1 Церковь Покрова на Нерли. Культура.РФ. Дата обращения: 27 июля 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Алексей Пичугин. Храм Покрова на Нерли: что мы не знаем о нём // Фома : журнал. — 2019. — 14 октября.
  6. В. Плугина. Храм Покрова на Нерли. Архитектура и скульптура церкви Покрова Богоматери XII века. — Л.: Аврора, 1970.
  7. Храм Покрова на Нерли. Открытая православная энциклопедия (10.11.2019). Дата обращения: 27 июля 2023.
  8. 8,0 8,1 Сухарников Евгений. Краткий курс истории. Совершенный храм. История.рф. Дата обращения: 27 июля 2023.
  9. 9,0 9,1 9,2 Церковь Покрова на Нерли. Владимирское краеведение. Дата обращения: 27 июля 2023.
  10. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV веков. Т. 1. — М., 1961.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 Воронин Н. Н. М., 1962. Памятники владимиро-суздальского зодчества XI—XIII веков. — М., 1962.
  12. 12,0 12,1 С. В. Заграевский. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — М.: АЛЕВ-В, 2008. — ISBN 5-94025-099-8.
  13. Алексей Паевский. Совершенство на берегу Нерли // Троицкий вариант : Газета. — 2010. — 2 февраля (№ 46).

Литература

  • Алпатов М. В. Искусство Древней Руси. Памятники XI—XVII вв. — М., 1969.
  • Бобков К. В., Шевцов Е. В. Символ и духовный опыт православия. — М., 1996.
  • Болотов И. А. Лекции по истории древней церкви. — М., 1995.
  • Вагнер Г. К. Декоративное искусство в архитектуре Руси X—XIII веков. — М., 1964.
  • Вагнер Г. К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси, Юрьев-Польской. — М., 1964.
  • Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси. XII век. Владимир. Боголюбово. — М., 1969.
  • Вагнер Г. К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. — М., 1974.
  • Василенко В. М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. I в. до н. э. — XIII век н. э. — М., 1977.
  • Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. — М., 1983.
  • Воронин Н. Н. Древнерусское искусство. — М., 1962.
  • Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. — М., 1962.
  • Воронин Н. Н. — Памятники владимиро-суздальского зодчества XI—XIII веков. — М., 1962.
  • Голейзовский Н., Овчинников А., Ямщиков С. Сокровища Суздаля. — М., 1970.
  • Древнерусское искусство. Сборники статей. Т. 1. Древнерусское искусство XV — начала XVI веков. — М., 1963.
  • Ильин М. А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. — М., 1976.
  • Кудрявцев М. П. Русский храм // К Свету. 1994. № 17. С. 59
  • Кудрявцев М., Кудрявцева Т. Русский православный храм: Символический язык архитектурных форм // К Свету. 1994. № 17. С. 60
  • Троицкий Н. Христианский православный храм в его идее // К Свету. 1994. № 17. С. 26

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!