Успенский собор (Владимир, Россия)

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Кафедральный собор
Успения Пресвятой Богородицы
Успенский собор
00 Vladimir Sobor.jpg
Страна Флаг России Россия
Город Владимир
Адрес Большая Московская ул., 56
Конфессия православие
Патриархат Московский
Епархия Владимирская
Престольный праздник 15 (28) августа — Успение Пресвятой Богородицы
Настоятель Протоиерей Василий Чикин
Основатель Князь Андрей Боголюбский
Строитель Князья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо
Строительство ок. 1158 — ок. 1189
Состояние действующий храм,
музей
Статус
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения

Сайт

http://sobor33.ru

Флаг ЮНЕСКО Объект всемирного наследия
White Monuments of Vladimir and Suzdal. Cathedral of the Assumption
(Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Успенский собор)
Ссылка № 633-001 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии (i), (ii), (iv)
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1992 (16-я сессия)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Собо́р Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы (Успенский собор) — древнейший белокаменный храм в городе Владимир, кафедральный собор Владимирской митрополии Русской православной церкви; памятник белокаменного зодчества Древней Руси, с 1992 года объект культурного наследия ЮНЕСКО[1][2].

До возвышения Москвы, был главным собором великого Владимиро-Суздальского княжества. В настоящее время является действующим храмом[3].

История

Эпоха Андрея Боголюбского

Дата постройки собора определяется относительно; предположительно он заложен в 1158 году, почти в то же время, когда началось возведение укрепительных земляных валов, вокруг столицы княжества. Великий князь Андрей Боголюбский, начавший строительство, рассчитывал сделать собор не только главным храмом владимирской епархии, но и центром владимирской митрополии, независимой от киевских духовных властей. При правлении Боголюбского Владимир начал претендовать на роль политического центра феодально-раздробленной Руси, а с этим с неизбежностью вставал вопрос и о церковном первенстве[4][1].

Строительство самого грандиозного храма Владимира вела артель, собранная из разных регионов. В её состав вошли мастера кирпичной кладки как древнерусского государства, так и иноземные зодчие. Для европейского средневековья такой способ сбора мастеров на крупных строительствах был распространённым. Привлечение западных мастеров на строительство во Владимирское княжество было также и демонстрационным отказом от киевских художественных традиций. Для Владимирской земли это был путь к формированию политического и культурного суверенитета и установлению её господства, который неизбежно вёл к конфликту с Киевом и киевской митрополией. Также, как и его предшественник, князь Владимир Святославич, который сделал православие государственной религией, Андрей Боголюбский выделил, оконченному в 1160 году храму, обширные земельные владения и десятую часть княжеских доходов, по подобию Десятинной церкви в Киеве[5].

Эпоха Всеволода Большое Гнездо и монголо-татарское нашествие

В 1185 году во Владимире случился пожар и собор был сильно повреждён, огонь уничтожил все деревянные конструкции внутри храма, так что здание пришло в аварийное состояние. Младший брат Андрея Боголюбского — Всеволод Большое Гнездо, правивший на то время владимирским княжеством, и епископ Лука начали немедленные восстановительные работы, которые длились три года.

«Бысть пожар велик в Володимери граде, месяца апреля в 13 день... в середу: погоре бо мало не весь город, и церквей числом 30 и 2, и сборная церкы святая Богородиця Златоверхая, юже бе украсил благоверный князь Андрей, и та загореся сверху, и что бяше в ней дне узорочий, поникадила сребреная, и ссуд златых и сребреных, и порт золотом шитых и женчютом, и чюдных икон золотом кованых и каменьем драгым и женчюгом великим, им же несть числа; Богу попущьшю грех ради наших и ум у человек отъемшю, и вымыкаша из церькви на двор до всего, а ис терема куны и книгы и паволокы, укси церковне, иже вешаху на праздник, и до ссуд, им же несть числа: вся огнь взя без уточа...»

Ипатьевская летопись

Так как белые известняковые стены сильно покрылись копотью, восстановить собор в прежнем виде не представлялось возможным. Поэтому зодчие Всеволода III окружили его новыми стенами — галереями, укрепили пилонами и связали арками новые стены со старыми. Чтобы связать галереи со старым собором его стены пришлось прорезать арочными проёмами, сделав их словно бы столбами нового, более обширного храма. Хоры собора после перестройки слились с хорами собора Андрея Боголюбова, образуя единое пространство[6]. Монументальность строения и увеличенная площадь церкви подчёркивала её значение как архитектурного символа города. Новый собор по размерам был приблизительно 30×30 м, и к тому же он стал выше Киевских и Новгородих храмов[5]. Часть белокаменной резьбы со стен постройки Андрея перенесли на новые стены, но, поскольку площадь стен стала больше старые рельефы дополнили новыми[2].

14 августа 1189 года в присутствии великого князя было проведено освящение собора епископом Лукой и, как сообщает Лаврентьевская летопись, — «бысть радость велика в граде Володимери»[7].

23 июня 1193 года в городе вновь вспыхивает пожар, но на этот раз огню не дали распространиться, поэтому пострадали только стены собора. К 1194 году по указанию Всеволода и епископа Иоанна почерневшие стены собора были побелены. Таким образом, второй ремонт не привнёс изменений в архитектурный проект собора..

В 1212 году в соборе, в северо-восточном углу галереи рядом с алтарём, был погребён прах князя Всеволода. В первой гробнице храма был погребён Андрей Боголюбский. Таким образом, построенная Всеволодом галерея становилась родовой усыпальницей княжого дома и владимирских епископов. В Лаврентьевской летописи она обозначена как «гробница». О погребении князя Юрия Всеволодовича в 1238 году в «летописце Владимирского собора» говорится, что его похоронили в каменной гробнице там же, где лежит отец его — Всеволод и позже — «да в той же соборной церкви Успения пресвятыя Богородицы з братьями своими… опочивает в одной гробнице третий сын благоверного великого князя Андрея Георгиевича Боголюбского князь Глеб Андреевичь»[8][7]. В соборе сохранились более 40 захоронений владимирского великокняжеского рода и владимирских архиереев[2].

В 1237 году, за год до монголо-татарского нападения на город, епископ Митрофан распорядился поставить в соборе киворий и притвор и украсить их золотом и серебром. По сохранившимся до нашего времени фрагментам росписи княжеской усыпальницы, можно сделать предположение, что роспись была посвящена святым воинам и воинской тематике. В феврале 1238 года Владимир был взят татарами. Собор был разграблен и сожжён. На хорах собора заперлись епископ и княжеское семейство, все они были сожжены заживо. После пожара здание устояло, но собор ещё долго стоял без ремонта[7].

«Татарове же силою выломиша двери церковныя и наволочиша леса в церковь и около церкви, и тако без милости запалиша огнём»

Ипатьевская летопись

4 марта 1238 года владимирский князь Юрий Всеволодович пал в битве с татарами на реке Сити. Его брат Ярослав, узнав о гибели брата, приехал княжить во Владимир, где занялся восстановлением разрушенных и опустевших поселений.

В 1257 году состоящее на службе собора духовенство было освобождено от татарской дани, что благоприятствовало переносу центра русской церкви во Владимир.

В 1280 году митрополит Кирилл покрывает церковь Богородицы оловом. Это закладывает предпосылки роста влияния Владимирской епархии. Успенский собор был долгое время главным храмом всей Русской Земли. В этом соборе венчались на великое княжение московские и владимирские князья вплоть среди них Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Калита и другие, вплоть до Ивана III. Под сводами собора покоилась главная русская святыня — Владимирская икона богоматери[2].

В 1293 году случился ещё один крупный разгром города татарами, «Дюденева рать» прорвала оборону Владимира и разграбила его. Пострадал и Успенский собор, из которого были похищены церковная утварь.

«взяша Владимер и церковь Володимерскую разграбиша, и чюдное дно медяное выдраша, и сосуды священныя вся поимаша...»

«Летописец» белозерской соборной церкви Василия Великого


План собора, 1899 год

На рубеже XIII — XIV веков в юго-западном углу галерей был построен кирпичный придел Пантелеймона, который просуществовал до 1774 года. В 1305 году в нём был погребён митрополит Максим. Придел представлял собой кирпичную выгородку со сводом в южной галерее собора, он был образован путём закладки арок с северной стороны, выкладки восточной и северо-западной стен и свода на уровне хор. В придел можно было попасть через юго-западный портал[9].

В 1340 году в соборе велись ремонтные работы, в частности, была обновлена кровля. Об этом можно судить по записи, процарапанной кровельщиком на кровельном листе из золоченой меди: «В лето 1340 месяця июля в 13 на память святого апостола Акилы гром бысть и земля потрясеся»[10].

25 мая 1408 года по распоряжению великого князя Василия Дмитриевича была начата роспись собора мастерами Даниилом Чёрным и Андреем Рублёвым[5]. Композиция «Страшный суд» покрывала свыше 300 м². храма[2]. Реставрация Успенского собора, как памятника Владимиро-Суздальского княжения, являвшегося истоком московской династии, была проведена по инициативе московского правительства. Но 4 июля 1410 года, в ходе налёта на город конного отряда татар совместно с отрядом нижегородского князя Даниила Борисовича город был захвачен, а собор вновь разграблен. Согласно летописным сведениям священнослужитель Патрикей спрятал церковные реликвии в тайнике на верхних частях собора. Несмотря на страшные пытки, Патрекей места хранения не выдал и был убит.

«Потом же прогониша (татары) к церкви святыя Богородица съборныа в ней же затворися ключарь поп Патрекей и с иными людми и поимав съсуды святыя церковныя златыя и серебряныя и елико кузни успе похватити, и възнесе на церковь святыя Богородица схрани, и люди сущих с ним тамо посади, а сам сшед лествицы отмета»; несмотря на страшные пытки, Патрикий не выдал татарам тайника 25. Этот рассказ сообщает о каком-то внутреннем помещении в верхних частях собора, которое не имело постоянного хода и предназначалось для сокрытия ценностей в случае опасности.»

Пискарёвский летописец

Московская Русь

B 1470-х годах митрополит Филипп избрал Успенский собор в качестве образца для постройки московского Успенского собора. Обмер собора проводился русскими мастерами и итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти.

Восточный фасад собора до реставрации 1888 года — с кирпичными, побеленными контрфорсами на южном и северном углах; с двумя ярусами окон на апсидах (рек. 1708); с четырёхскатной кровлей, луковичными главами (1725-1734); с водосточными трубами. Справа виден северный фасад Георгиевского придела (1862).

В 1536 году во время очередного городского пожара сгорела кровля собора. Вероятно, что работы по восстановлению церкви были проведены Истомой Курчевым. Известно, что он восстанавливал город, разрабатывал планы реконструкции и чинил деревянные укрепления города после пожара[11][12].

В 1708 году сильно обветшавший собор ремонтируется на средства стольника Григория Племянникова, в том числе подводятся угловые контрофорсы, прорубаются новые окна в алтаре, расширяются окна на прочих фасадах. Однако эти работы лишь ослабили конструкцию здания, поэтому с 1725 по 1734 год вновь производится капитальный ремонт церкви. Перечень подлежащих ремонту поверхностей даёт картину большого разрушения, случившегося главным образом из-за течи деревянной кровли и уничтожения деревянных связей, а также от необдуманного инженерного решения при строительстве угловых контрофорсов. В 1708 году только в одной алтарной части были зафиксированы 13 глубоких трещин стен, идущих сверху донизу. Необходима была и перекладка арок. При строительных работах был использован белый камень и кирпич.

Капитальное строительство привело к серьёзным внешним изменения. Было снято щипцовое покрытие, для чего сделали значительные надкладки над стенами собора, достигавшие, например, на апсидах высоты 2,5 м. Новая четырёхскатная железная кровля на металлических стропилах, закрыла нижние части барабанов глав; окна в части, попавшей под кровлю, были забраны кирпичом. Чтобы привести укороченные таким образом главы в соответствие с объемом здания, пришлось надложить их кирпичом; прежнее шлемовидное покрытие было заменено на луковичное, причём средняя глава была покрыта золоченой медью, к которой прибавили и фасонные листы, сохранившиеся на простенках барабана от древности; кресты были оставлены древние.

В 1862 году между колокольней и северной стеной собора был выстроен тёплый кирпичный храм Георгия.

Во время реставрации 18881891 годов фасады были облицованными новым, белым камнем, были заменены обветшавшие резные камни, а с запада пристроен новый притвор.

Изменения в архитектуре собора

Успенский собор стал самым грандиозным сооружением в столице молодого Владимирского княжества, ему суждено было стать центром архитектурного ансамбля города. Собор занимал выгодную точку городского рельефа, возвышавшуюся над городом и окружающим ландшафтом. Золотой церковный купол был виден с далёких подступов, которыми шла дорога от Мурома. Стены собора были богато декорированы, что отличало его от традиционных храмовых построек времён Юрия Долгорукого. Вместо аркатурно-колончатого фриза на стенах был вырезан аркатурный декоративный пояс. На лопатки храма со временем были наложены тонкие колонки с резными растительными капителями[6]. Прежние, низко расположенные окна были украшены рельефными композициями, фрагменты которых частично сохранились на стенах возведенной Всеволодом галереи. Порталы достроенной галереи имели резные архивольты, поребрики. В стороны от окон находились львиные и женские маски. Николай Воронин в результате исследования собора пришёл к выводу, что эти зооантропоморфные барельефы галереи Всеволода были перенесены со стен собора Боголюбова[1][2].

В интерьере в верхней части крещатых столбов были помещены рельефные изображения львов. В западной части интерьера находились княжеские хоры, на которые поднимались по лестницам, располагавшимся в башнях. Лестничные башни примыкали к западным углам четверика и создавали двубашенную композицию западного фасада собора. Археологические исследования показали, что у северного, западного и южного порталов собора находились притворы[13].

Культурная значимость

Флаг ЮНЕСКО Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 633-001
рус.англ.фр.

Успенский собор был включен в охраняемые объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, как Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Имеет существенную культурную значимость ещё и потому, что этот храм единственный, в котором сохранились документально подтверждённые фрески Андрея Рублёва[5].

В настоящее время Успенский собор находится в совместном ведении Русской православной церкви, как действующий храм и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, является кафедральным собором Владимирской епархии. В храме проводятся церковные службы и также он открыт как музейная экспозиция[2].

Святыни

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV веков. Т. 1. — М., 1961.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Успенский собор. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Дата обращения: 4 августа 2023.
  3. 3,0 3,1 Успенский кафедральный собор // Сайт Владимирской епархии Русской Православной Церкви Успенский собор]. Дата обращения: 4 августа 2023.
  4. Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. — М.: Искусство, 1967.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Алексей Паевский. Владимирский эталон // Троицкий вариант : Газета. — 2011. — 30 августа.
  6. 6,0 6,1 Заграевский С. В. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — М.: АЛЕВ-В, 2008.
  7. 7,0 7,1 7,2 Лаврентьевская летопись. Российская национальная библиотека. Дата обращения: 4 августа 2023.
  8. Сиренов А. В. Житие Андрея Боголюбского.. — Москва – Владимир, 2009.
  9. Тимофеева Т. П. Придел Пантелеймона в Успенском соборе г. Владимира. — Владимир, 2007.
  10. А.В. Лаврентьев. Гроза во Владимире 13 июля 1340 года и кровельные работы в Успенском соборе // НИУ ВШЭ : Ссборник.
  11. Полное собрание русских летописей. Т. 13.. — М., 2000.
  12. Курчев Истома Давыдов сын. Правящая элита Русского государства последней четверти XV – середины XVI в.. Санкт-Петербургский государственный университет. Дата обращения: 4 августа 2023.
  13. Успенский собор во Владимире. Культура.рф. Дата обращения: 4 августа 2023.
  14. Святой благоверный князь Александр Невский Святой благоверный князь Александр Невский]. Дата обращения: 4 августа 2023.
  15. Великий князь Михаил Георгиевич. Дата обращения: 4 августа 2023.

Литература

  • И.Дмитриевский, О начале Владимира, что на Клязьме, Спб., 1802.
  • В.Трутовский, Краткий отчет о реставрации владимирского Успенского собора. — «Древности» (Труды Московского археологического общества), т. XVI, М., 1900, стр. 1—41.
  • В.Косаткин, Димитриевский собор во Владимире, Владимир, 1914.
  • Л. А. Мацулевич. Хронология рельефов Димитриевского собора во Владимире-Залесском., — «Ежегодник Российского института истории искусств», т. I, Пг., 1922, стр. 253—299.
  • Н. В. Малицкий, Поздние рельефы Димитриевского собора в г. Владимире. — «Труды Владимирского научного общества по изучению местного края», вып. V, Владимир, 1923, стр. 3—46.
  • И. Э. Грабарь, Фрески Димитриевского собора во Владимире. — В кн.: И. Грабарь, О древнерусском искусстве. М., 1966, стр. 47—66.
  • И. Э. Грабарь, Андрей Рублев. — Там же, стр. 112—208.
  • Н. Н. Воронин, Скульптурный портрет Всеволода III. — «Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР», вып. XVIII, М., 1947, стр. 61—65.
  • Э. А. Рикман, Изображение бытовых предметов на рельефах Димитриевского собора во Владимире. — «Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР», вып. XLVII, M., 1952, стр. 23—40.

Ссылки