Раздробленность в Древней Руси
исторические государства | |
Раздробленность в Древней Руси | |
---|---|
Столица | Киев (до 1240 года), столицы княжеств |
Язык(и) |
до XIV—XV века — древнерусский (разговорный, деловой, язык государственного управления, права), древнерусский извод церковнославянского (язык книжной культуры)[1][2]; позднее — западнорусский письменный язык и русский литературный язык |
Форма правления |
монархия (княжества) республика (Новгородская, Псковская, Вятская республики) |
Династия | Рюриковичи, Гедиминовичи |
Преемственность | |
← Киевская Русь | |
Великое княжество Литовское → | |
Медиафайлы на Викискладе |
Раздро́бленность в Дре́вней Руси́ (XII—XVI веков) — процесс политического дробления Руси, которая в середине XII века разделилась на независимые княжества. Разделение огромного государства на независимые княжества было закономерным для своей эпохи процессом. Главной силой разъединительного процесса выступило боярство[3].
Удельный период или феодальная раздробленность продлилась на Руси с 30-х годов XII века до конца XVI века. Признаки политического раздробления Киевской Руси появились после смерти Ярослава Мудрого. Борьба между потомками Ярослава привела к возникновению системы княжеских владений, признанной Любечским съездом князей в 1097 году, Киев был общим центром[3].
Князья Владимир Мономах и его сын Мстислав Великий сумели гасить ранние проявления феодальной раздробленности, но после их смерти новые экономические, политические, социальные тенденции властно заявили о себе. После смерти Мстислава вместо единой державы возникло около полутора десятков самостоятельных княжеств-государств (земель). В историографии этот период получил название феодальной раздробленности или удельного периода[4].
Причины распада
Начиная со второй трети XII века Древняя Русь вступила в сложный период своей политической истории — период феодальной раздробленности, который растянулся на несколько веков до XV веков. Распад раннефеодального государства на несколько больших самостоятельных образований — закономерный этап в развитии феодальных отношений, характерный и для стран Западной, и для стран Восточной Европы[3].
Старая Киевская Русь Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха прекратила существование под действием как внутренних, так и внешних обстоятельств. К середине XII века Русь раскололась на 15 княжеств. Наиболее сильные из них Киевское, Полоцкое, Черниговское, Смоленское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. В начале XIII веке их стало уже 50, а в XIV веке число их приблизилось к 250. Это был политический результат дальнейшего развития феодализма, и одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные княжеские разделы земель между Рюриковичами, их бесконечные междоусобные войны и новые переделы земель. Однако не политические причины являются раздробленности Древней Руси[5]. Сам порядок управления русскими землями становился поводом для раздробленности. Дружинники киевских князей стали землевладельцами, превратившие свободных общинников в зависимых людей. Подобные факты имели место и в отношении церкви, обретавшей феодальные земли, на которых работали зависимые люди. Но становления новых феодальных отношений в XII веке не стал господствующим в социальном и экономическом развитии Древней Руси[3].
Причины феодальной раздробленности Киевской Руси[5]:
- расширение феодального землевладения;
- рост экономического могущества местных феодалов;
- слабость и нерегулярность торговых связей;
- политический сепаратизм местных князей;
- необходимость для феодалов оперативного подавления народных выступлений;
- ослабление роли Киева после набегов кочевников, рост и усиление других городов.
Особенность раздробленности Древнерусского государства
Особенностью распада Древнерусского государства было то, что оно разделилось на несколько крупных и достаточно устойчивых княжеств. Наиболее крупными были: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимир-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тмутараканское княжество, а также Новгородская и Псковская земли. Каждое из них занимали обширные земли, новые города, поселений городского типа — укреплённые крепости, которые выросли в землях этих княжеств, превратившиеся в центры самостоятельных хозяйственных районов. Если в XI веке число городов на Руси не превышало 60, то к середине XIII столетия их было уже около 300. Вокруг городов располагались крупные вотчинные хозяйства местных землевладельцев, осваивались новые пахотные земли. Увеличивалось сельскохозяйственное производство в этих вотчинах. Их владельцы уже не видели необходимости служить великому киевскому князю за часть его доходов, теперь они могли сами содержать свою дружину и аппарат управления. Укрепленный «град»-крепость окончательно превратился в «город» — не только место пребывания власти и социальной элиты, но и центр ремесла и торговли. На городских посадах к этому времени находилось уже многочисленное торгово-ремесленное население, не связанное со «служебной организацией», самостоятельно производившее изделия и самостоятельно торговавшее на городском торгу. Киев утратил прежней роли торгового центра всех русских земель. Рост городского населения привел к тому, что местные князья стали чаще опираться на горожан в своих спорах с боярством[6].
Достаточно хорошо известны и отрицательные последствия феодальной раздробленности[7]:
- Ущерб наносили древнерусским землям частые войны между князьями и отсутствие единого войска, общего руководства привело к ослаблению военной мощи Руси, она не смогла противостоять наступлению со стороны ближайших соседей — шведов, половцев, поляков, немцев.
- Отсутствие военных союзов. Ни одно из княжеств не смогло в одиночку выстоять против татаро-монгольских орд.
- Закабаление крестьян. Усиление феодальной собственности на землю привело в результате к усилению зависимости крестьянства от феодалов.
- Отсутствие центральной власти. Невозможность координировать действия удельных князей ни в военных, ни в торгово-экономических вопросах.
- Миграция населения. Тяжёлое положение крестьян и гнёт со стороны бояр-феодалов заставляло их уходить с обжитых земель, способствуя их опустению и снижая общий уровень жизни в стране.
К числу последствий феодальной раздробленности можно отнести и возросшую роль православной церкви в жизни страны. С одной стороны, благодаря отсутствию контроля со стороны центральной власти, церковь постепенно становилась «государством в государстве», зачастую подчиняясь князю лишь номинально. С другой стороны, церковные иерархи безоговорочно осуждали княжеские усобицы и свары, призывая к единению и утверждая, что только объединившись, Русь сможет стать сильным государством. Из 250 княжеств в русских землях в период феодальной раздробленности выделилось три политических центра[7]:
- Владимиро-Суздальское княжество;
- Галицко-Волынское княжество;
- Новгородская феодальная республика.
Владимиро-Суздальское княжество
Владимиро-Суздальская земля занимала междуречье Оки и Волги. Клязьмы, где было немало пригодных для земледелия пахотных земель, заливные луга. Участки плодородной земли получили название ополий (от слова «поле»). Один из городов княжества даже получил название Юрьев-Польской (то есть находящийся в ополье)[3]. Здесь росли старые и возникали новые города. У впадения Оки в ВУмеренный климат давал возможность развивать и земледелие, и скотоводство. Заметную роль в жизни края играли ремесла и связанная с Волжским путём торговля. Древнейшими городами княжества были Ростов, Суздаль и Муром, с середины XII веке столицей княжества стал Владимир-на-Клязьме. Начало установления самостоятельности Ростово-Суздальской земли произошло в правление одного из младших сыновей Владимира Мономаха — Юрия Владимировича Долгорукого, сделавшего своей столицей Суздаль. Проводя активную политику в интересах своего княжества, князь стремился опираться на местное боярство, городские и церковные круги. При Юрии Долгоруком был основан ряд новых городов и крепостей, в том числе впервые под 1147 год в исторических источниках упоминается Москва[8].
Владея Ростово-Суздальской землей, Юрий Долгорукий в течение долгих лет упорно боролся за овладение киевским престолом — в конце жизни ему удалось, но поддержкой местного населения он не пользовался. После смерти Юрия Долгорукого бояре Ростова и Суздаля избрали своим князем старшего сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбвского, рождённого от первой жены Юрия. В 1157 году он вступил на престол в Ростово-Суздальском княжестве. Родился и вырос Андрей на севере и главной своей опорой считал свои родные земли. Получив от Юрия Долгорукого управление в городе Вышгороде (близ Киева), ещё при жизни отца Андрей Боголюбский покинул его и со своим окружением ушёл в Ростов. По преданию, вместе с ним в Ростово-Суздальскую землю попала написанная неизвестным византийским мастером XII веке икона Богоматери, впоследствии ставшая одной из самых почитаемых икон России («Богоматерь Владимирская»)[9].
Утвердившись на престоле, Андрей Боголюбский перенёс свою столицу из Ростова во Владимир-на-Клязьме[10], загородная резиденция была в селе Боголюбове (близ Владимира), там он построил великолепный белокаменный дворец, отчего и получил прозвище «Боголюбского»[9]. В 1169 году вместе со своими союзниками Андрей Боголюбский взял штурмом Киев, он не оставил город за собой, отдал одному из своих братьев, а сам вернулся во Владимир. Позднее он предпринял ещё один поход на Киев, но неудачно. Действия Андрея Боголюбского вызывали все больше раздражение среди ростово-суздальского боярства. На 29 июня 1174 года Андрей Юрьевич был убит заговорщиками в своей резиденции Боголюбове[8].
Гибель Андрея Боголюбского не остановила процесса централизации Владимиро-Суздальской Руси. После смерти Андрея Боголюбского в результате междоусобицы на престоле оказался второй сын Юрия Долгорукого Михаил Юрьевич, а после смерти Михаила его дело взял в руки вновь поддержанный городами младший сын Юрия Долгорукого Всеволод Юрьевич, окончательно закрепивший за Владимиром-на-Клязьме статус главной княжеской столицы. Правление Всеволода Большое Гнездо (1176—1212) было периодом наивысшего политического могущества Владимиро-Суздальского княжества. Под контролем Всеволода Юрьевича находился Великий Новгород, в постоянной зависимости от владимирского князя оказалась Муромо-Рязанская земля. Всеволод Большое Гнездо заметно влиял на положение дел в южных русских землях и в конце XII — начале XIII веке был самым сильным русским князем[11].
В 1212 году тяжело заболел Всеволод, перед смертью он при поддержке своих соратников и церкви передал престол второму по старшинству сыну Юрию, наказав ему оставаться во Владимире и отсюда управлять всей Северо-Восточной Русью. Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо между его многочисленными сыновьями вспыхнула борьба за власть, произошла раздробленности уже внутри самого Владимиро-Суздальского княжества. В борьбе за власть Юрий, вынужден был пойти на компромиссы со своими братьями. Владимиро-Суздальская Русь распалась на ряд уделов, где сидели дети Всеволода III. Но процесс централизации был уже необратим. Процесс дальнейшего экономического подъёма Владимиро-Суздальского княжества был прерван монгольским нашествием[8][3].
Галицко-Волынское княжество
Галицко-Волынское княжество сформировалось в результате объединения Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств в 1199 году. Оно занимало юго-западную окраину русских земель и имело большое значение в борьбе с венграми и болгарами, немцами, а также в установлении торговых связей с Западом. Постоянное воздействие на процессы, происходившие в Галицко-Волынской земле, оказывала политика соседних государств Польши и Венгрии. Галицко-Волынское княжество делилось на воеводства. Воевод назначал боярский совет. Активную роль в жизни княжества играло сильное местное боярство[12].
Возвышение Галицкого княжества началось во второй половине XII веке при князе Ярославе Осмомысле (1152—1187). В княжестве насчитывалось свыше 80 городов, в которых располагались ювелирные, гончарные, кузнечные и стеклодельные мастерские. Самыми многочисленными группами населения были ремесленники и купцы. Большие доходы приносила соляная торговля. Крупным торгово-промышленным и культурным центром был город Галич. Галицко-Волынское княжество славилось своим богатством и играло важную роль в политической жизни Древней Руси. Эта земля имела своеобразную культуру и интересную историю.
После смерти Ярослава Осмомысла на галичском престоле сумел утвердиться волынский князь Роман Мстиславич. Он как Ярослав Осмысл продолжал политику централизации власти. содействовал развитию городов. Ведя ожесточенную борьбу с местным боярством, в 1199 году объединил Галичскую землю и большую часть Волынской земли в составе одного княжества. Роман Мстиславич пытался подчинить себе и другие земли Южной Руси. После смерти в 1205 году Романа Мстиславича его наследником стал старший сын Даниил (1205—1264), которому тогда было лишь четыре года. Начался длительный период междоусобиц, в ходе которых поделить между собой Галицию и Волынь пытались Польша и Венгрия. Лишь в 1221 году Даниил вернул себе сначала волынский престол, в 1234 году утвердился и в Галиче. Но и после утверждения Даниила в княжестве боярство продолжало борьбу против его политики централизации власти, расшатывало политическую и военную мощь княжества. После завоевания Руси монголо-татарами, Даниил Романович оказался в вассальной зависимости от Золотой Орды. Даниил прослыл смелым и талантливым полководцем, обладавший большими дипломатическими дарованиями, умело использовал противоречия между Монгольским государством и западноевропейскими странами. После смерти Даниила Романовича его преемники не смогли противостоять распаду Галицко-Волынского княжества. К середине XIV века Волынь была захвачена Литвой, а Галицкая земля — Польшей[4].
Новгородская республика
В период феодальной раздробленности на Северо-западе Руси появилось самостоятельное государственное образование — Новгородское княжество. Отличалось оно от прочих весьма оригинальным политическим устройством: верховная власть принадлежала не князю, а народному собранию (вечу), поэтому правомерно называть Новгород республикой. Новгородская республика была самой крупной среди русских земель периода раздробленности. В XII—XIII веках в её состав входили огромные пространства от Балтийского моря до Волги, а на востоке — территории до Уральских гор. Наиболее развитыми городами Новгородской земли, помимо самого Новгорода, были Псков, Изборск, Великие Луки, Ладога. Коренные народы присоединённых к Новгороду земель платили ему дань, что обогащало Новгородское государство. Возвышению Новгорода способствовало выгодное географическое положение: город находился на перекрестке торговых путей, связывавших Западную Европу с Русью, а через неё — с Востоком и Византией. Княжество процветало за счёт развития торговли и ремесел. Новгород долгое время сохранял независимость от Киева и сумел сохранить свою самостоятельность и самобытность[4].
Население Великого Новгорода — крупнейшего древнерусского государства было многонациональным. В состав населения Новгородской земли кроме славян, входили представители финно-угорских и балтийских племён. В XI—XII веках новгородцы освоили южное побережье Финского залива и держали в своих руках выход в Балтийское море, с начала XIII века новгородская граница на Западе шла по линии Чудского и Псковского озёр. Важное значение для Новгорода имело присоединение обширной территории Поморья от Кольского полуострова до Урала. Новгородские морские и лесные промыслы приносили огромные богатства. Торговые связи Новгорода с соседями, особенно со странами Балтийского бассейна, окрепли с середины XII века. На Запад из Новгорода вывозились меха, моржовая кость, сало, лен и прочие. Предметами ввоза на Русь были сукна, оружие, металлы[13].
В Новгороде политический строй отличался от организации власти в других древнерусских землях. Киев направлял в Новгород князей, которые полностью подчинялись великому киевскому князю и строго выполняли его распоряжения. Однако в 1136 году новгородские бояре, не пожелавшие подчиняться назначенному из Киева князю Всеволоду Мстиславичу, устроили против него бунт. Князь был изгнан из Новгорода, после чего в городе был сформирован высший орган власти в виде народного собрания — вече — и установилась республиканская форма правления, на котором избиралось новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Фактическими хозяевами на вече были 300 «золотых поясов» — крупнейшие бояре Новгорода, то есть реальная власть была сосредоточена в руках боярства. Вече выбирало главу новгородской церкви — епископа (впоследствии архиепископа). В ведении архиепископа находилась казна республики, внешние сношения Новгорода, право суда и прочие. Наряду с общегородским вечем существовали «кончанские» (город делился на пять районов — концов, а вся Новгородская земля — на пять областей — пятин) и «уличанские» (объединявшие жителей улиц) вечевые сходы.
Главным должностным лицом в Новгороде выступал посадник — он наблюдал за деятельностью приглашённого князя, созывал вече, заведовал судопроизводством, принимал послов других стран, а когда князь отсутствовал, возглавлял вооружённые силы Новгорода. Посадников избирали из числа самых знатных бояр. У посадника был помощник — тысяцкий. Он ведал казной, руководил народным ополчением и контролировал налоговую систему. Первое время тысяцкого избирали из числа торговцев и ремесленников[3].
В отличие от других русских земель, в Новгородской республике роль князя была ограниченной. Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов; его дружина поддерживала порядок в городе. Он как бы символизировал единство Новгорода с остальной Русью. На этот случай вече заключало с князем специальный договор, который назывался ряд. В нём указывалось, что князь не имел права назначать и смещать должностных лиц, а также князю и его дружине запрещалось вести торговлю, покупать участки земли в Новгородской республике и даже жить в самом Новгороде: резиденция князя находилась вне кремля, на Ярославовом дворище — Торговой стороне, а позднее — в нескольких километрах от кремля на Городище. Князя предупреждали: «Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не держать, грамот не давать»[14].
Новгород представлял собой не только самую крупную русскую территорию периода раздробленности, но и отличался особым государственным строем (вечевой республикой), устойчивыми торговыми связями с европейскими странами, богатством культуры.
Примечания
- ↑ Крысько В. Б. Древнерусский язык Архивная копия от 17 мая 2023 на Wayback Machine // Большая российская энциклопедия. Т. 9. М., 2007. С. 339—340.
- ↑ Калугин В. В. Древнерусская литература Архивная копия от 22 февраля 2023 на Wayback Machine // Большая российская энциклопедия. Том Россия. М., 2004. С. 703—712.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 История России: учебник для вузов, 2004, стр.28.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Владимир Путятин. Раздробленность Древней Руси . Энциклопедия. Всемирная история (26 февраля 2021). Дата обращения: 3 июня 2024.
- ↑ 5,0 5,1 История России: учебник для вузов, 2013, гл. Причины феодальной раздробленности.
- ↑ История России: учебник для вузов, 2004, стр.26-28.
- ↑ 7,0 7,1 Феодальная раздробленность на Руси . История России. Дата обращения: 5 июня 2024.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 А. Н. Боханов, М. М. Горинов. Владимирово-Суздальское княжество . История Древней Руси. Дата обращения: 5 июня 2024.
- ↑ 9,0 9,1 Остатки дворца князя Андрея в Боголюбово . Российские древности. Дата обращения: 5 июня 2024.
- ↑ Что посетить и что посмотреть во Владимире . inhonet.ru. Дата обращения: 5 июня 2024.
- ↑ История России: учебник для вузов, 2013, гл.Владимиро-Суздальское княжество.
- ↑ История России: учебник для вузов, 2013, гл. Галицко-Волынское княжество.
- ↑ История России: учебник для вузов, 2004, стр.31-32.
- ↑ История России: учебник для вузов, 2004, стр.32.
Литература
- А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. История России: учебник для вузов. — Москва: ТК "Проспект", 2004. — 520 с. — ISBN 5-98032-279-5.
- А. И. Толстая, В.С. Щербакова. История государства России: учебник для вузов. — Москва: РГСУ, 2013. — 524 с.
- Фроянов И. Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. — М.: Русский издательский центр, 2012. — ISBN 978-5-4249-0005-1.
- Трояновский С. В. Великий Новгород. Седмицы истории. 859—1990-е годы. — М.: Весь мир, 2015. — 544 с. — ISBN 978-5-7777-0660-7.
- Лукин П. В. Новгородское вече. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект, 2018. — 674 с. — (История России: Древняя Русь). — ISBN 978-5-8291-2170-9.