Палаты Андрея Боголюбского

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Палаты Андрея Боголюбского
Сохранившийся фрагмент Боголюбского замкаСохранившийся фрагмент Боголюбского замка
Страна  Россия
Посёлок Боголюбово, Владимирская область
Основатель Андрей Юрьевич Боголюбский
Строительство 1158—1165 годы
Состояние частично сохранился
Флаг ЮНЕСКО Объект всемирного наследия
White Monuments of Vladimir and Suzdal. The Prince Castle in Bogolyubovo (Cathedral of the Nativity of the Virgin and Staircase Tower of the Palace of Andrei Bogolyubsky)
(Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Княжеский замок в Боголюбове [Собор Рождества Богородицы и лестничная башня палат Андрея Боголюбского])
Ссылка № 633-003 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии (i), (ii), (iv)
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1992 (16-я сессия)

Пала́ты Андре́я Боголю́бского (иные варианты названий: Боголюбский дворец, Боголюбский замок) — личная резиденция и крепость великого князя Андрея Боголюбского, построенная в первой половине XII века[1]. Замок был небольшой, укреплённый по примеру западноевропейских: его окружали земляные валы, имевшие в основании до 20 м и высоту до 6 м. Находящийся сегодня на территории Боголюбского монастыря дворец является единственным гражданским зданием домонгольской Руси, дошедшим до нашего времени хотя бы частично.

В 1175 году князь Андрей был убит в своем дворце заговорщиками из боярской знати, и в этом же году город был разграблен рязанским князем Глебом. В 1238 году монголы, захватившие Владимир, почти полностью разрушили город, дворец Боголюбова частично уцелел. На месте города Боголюбов возникает монастырь[1].

История

«Князь Андрей… градъ заложи Боголюбивое»

Строительство замка велось на возвышенности берега реки Нерль, эта позиция позволяла контролировать водный путь в Суздаль. Легенда объясняет такой выбор места волей Богоматери: в 1158 году, когда Андрей Боголюбский, сопровождаемый дружиной, направлялся в Ростов с иконой Божией Матери, лошади встали, как вкопанные, в десяти километрах от города Владимира. Всю ночь молился перед иконой Богородицы великий князь Андрей, и она явилась ему. В том месте, где Богородица явилась князю, были построены замок и собор Рождества Пресвятой Богородицы[2].

«Великий Князь Андрей Суждальский… созда себе городъ каменъ, именемъ Боголюбый, толь далече, Якоже Вышегородъ отъ Киева, также и Боголюбый отъ Володимеря…»

Новый город замкнул цепь укреплений левого берега Клязьмы: Владимир, Константино-Еленинский монастырь, крепость над Сунгирем. Как и эти крепости, замок занял территорию более раннего дорусского сельского поселения IX—XI веков. Княжеская часть города с дворцом и собором занимала юго-западный участок крепости, для постройки этих сооружение князь Андрей пригласил мастеров из Константинополя, с Кавказа и, согласно легенде даже из Священной Римской империи Фридриха Барбароссы.

«И сего ради преславнаго и чудеснаго Божия Матере явления великий князь Андрей нарече место то Боголюбимое; оттоле же и сам прозвася Боголюбский. Потом же ту град построив и двор свой княжий близ новосозданныя Рожества Пресвятыя Богородицы церкве постави, и вельми место оно любляше, и живяше ту.»

С 1158 по 1165 год шло строительство княжеского двора. Больша́́я роль отводилась палатам Боголюбского: в них он принимал гостей и послов, а также проводил встречи в кругу приближённых. Политическая значимость города была очень весомой; после Владимира, столицы молодого Владимиро-Суздальского княжества, Боголюбов был вторым центром политической жизни русских земель.

Миниатюра Радзивилловой летописи, описывающая убийство владимирского князя Андрея Боголюбского.

После смерти великого князя территория была разорена и опустошена, долгое время город пустовал и лишь в XVII — XIX веках возобновится монастырское строительство, а уцелевшие княжеские постройки будут приспособлены под монастырские службы[3].

В 1722 году игумен Ипполит решил перестроить дворцовый собор и расширить его окна, но в результате непродуманных действий древний храм обрушился практические до половины стен. На фундаменте прежнего храма в 1751 году был построен новый храм. Обрушение собора затронуло и лестничную башню, в кладке которой образовались трещины; сильные деформации наблюдались на всех фасадах башни и перехода, но несмотря на это, каменная лестничная башня, некогда ведущая к покоям Боголюбского, выстояла, как и поднятый на арках переход на хоры собора. Сейчас это единственная дворцовая постройка, сохранившаяся от домонгольской Руси.

В XVIII — XIX веках вокруг собора разрасталась монастырская инфраструктура: на месте дворца появился корпус монастырских келий и трапезная. В таком виде замок Андрея Боголюбского просуществовал вплоть до археологических раскопок 1934-1938 годов, восстановивших облик Боголюбова и вернувшие ему статус архитектурного памятника древнерусского зодчества.

При советской власти монастырь, как религиозное учреждение, закрыли, а землю секуляризировали. Строения вернули церкви лишь в 1991 году[4].

Архитектурный комплекс

Отстроенное Боголюбским городище Боголюбово, подобно Владимиру сочетало укрепления-валы с белокаменными башнями. Валы выполняли роль оборонительных сооружений, таким образом город представлял собой крепость, опоясанную по бокам земляными валами и деревянными стенами. Княжеский дворец был построен на возвышающемся краю берегового обрыва и виден издалека. Раскопки выявили уцелевшие белокаменные стены и монашеские могилы и склепы, что позволило со значительной точностью воссоздать облик дворцового ансамбля.

Центром ансамбля был дворцовый собор Рождества Богородицы. Описание разрушенного храма летописцем монастыря XVII века игуменом Аристархом и записанные в Ипатьевской летописи свидетельства очевидца, вместе с материалом раскопок позволили воссоздать вид Боголюбского дворцового собора. Храм был украшен золотом, полы покрыты позолоченной медью. Оклады икон, а особенно иконы Богородицы, были украшены драгоценными камнями и жемчугом. Окна были узкими щелевидными. Высокие круглые колонны, вытесанные из белого камня, в нижней части расписанные под мрамор, уходили ввысь, заканчиваясь капителями коринфского ордера, представляющие собой как бы короны с вызолоченным пышным лиственным узором. Пол на хорах, откуда приезжие гости созерцали храмовое великолепие, был выложен разноцветными плитками с изображениями узоров или диковинных зверей. На стенах помещались фигуры святых тонкого письма, сдержанного и изысканного, выполненные охристой, зеленой и синей красками. Фигуры святых выступали в арочных обрамлениях, украшенных витиеватым орнаментом[5].

В XVIIIXIX веках на месте дворца появился корпус монастырских келий, с западной стороны построены трапезная церковь и огромный собор в «тоновском» стиле.

Архитектор Алексей Потапов в труде о древнерусском гражданском зодчестве предпринял попытку реконструкции дворцового ансамбля, соединив второй этаж башни деревянным переходом.

Культурная значимость

Как один из Белокаменных памятников Владимира и Суздаля, Палаты Андрея Боголюбского включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Воронин Н. Н. Памятники владимиро-суздальского зодчества XI-XIII веков. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1945. — 88 с. — (Научно-популярная серия Акад. наук СССР).
  2. Сиренов А.В. Житие Андрея Боголюбского // Памяти Андрея Боголюбского : сб. статей. — Москва-Владимир: СиДипресс, 2009. — С. 207—239.
  3. Лисова Л.С. «Город камен именем Боголюбый» (Исследования лестничной башни боголюбовского архитектурного ансамбля) // Памятники истории и культуры. — Ярославль, 1983. — Вып. 2. — С. 165—175..
  4. Боголюбово во Владимире: храм Покрова на Нерли и палаты, где убили Андрея Боголюбского. Отдых в России. Проект «Комсомольской правды». Комсомольская правда. Дата обращения: 2 августа 2023.
  5. Западная крепость - Боголюбово. Владимирское краеведение. Дата обращения: 5 августа 2023.

Литература

  • Алпатов М. В. Искусство Древней Руси. Памятники XI—XVII вв. — М., 1969.
  • Бобков К. В., Шевцов Е. В. Символ и духовный опыт православия. М., 1996.
  • Болотов И. А. Лекции по истории древней церкви. — М., 1995.
  • Вагнер Г. К. Декоративное искусство в архитектуре Руси X—XIII веков. — М., 1964.
  • Вагнер Г. К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси, Юрьев-Польской. — М., 1964.
  • Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси. XII век. Владимир. Боголюбово. — М., 1969.
  • Вагнер Г. К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. — М., 1974.
  • Василенко В. М. Русское прикладное искусства. Истоки и становление. I в. до н. э. — XIII век н. э. — М., 1977.
  • Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. — М., 1983.
  • Воронин Н. Н. Древнерусское искусство. — М., 1962.
  • Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. — М., 1962.
  • Воронин Н. Н. — Памятники владимиро-суздальского зодчества XI—XIII веков. — М., 1962.
  • Голейзовский Н., Овчинников А., Ямщиков С. Сокровища Суздаля. — М., 1970.
  • Древнерусское искусство. Сборники статей. Т. 1. Древнерусское искусство XV — начала XVI веков. — М., 1963.
  • Ильин М. А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. — М., 1976.
  • Кудрявцев М. П. Русский храм // К Свету. 1994. № 17. С. 59.
  • Кудрявцев М., Кудрявцева Т. Русский православный храм: Символический язык архитектурных форм // К Свету. 1994. № 17. С. 60.
  • Троицкий Н. Христианский православный храм в его идее // К Свету. 1994. № 17. С. 26.

Ссылки