Палаты Андрея Боголюбского
Палаты Андрея Боголюбского | |
---|---|
Страна | Россия |
Посёлок | Боголюбово, Владимирская область |
Основатель | Андрей Юрьевич Боголюбский |
Строительство | 1158—1165 годы |
Состояние | частично сохранился |
Объект всемирного наследия | |
White Monuments of Vladimir and Suzdal. The Prince Castle in Bogolyubovo (Cathedral of the Nativity of the Virgin and Staircase Tower of the Palace of Andrei Bogolyubsky) (Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Княжеский замок в Боголюбове [Собор Рождества Богородицы и лестничная башня палат Андрея Боголюбского]) |
|
Ссылка | № 633-003 в списке объектов всемирного наследия (en) |
Критерии | (i), (ii), (iv) |
Регион | Европа и Северная Америка |
Включение | 1992 (16-я сессия) |
Пала́ты Андре́я Боголю́бского (иные варианты названий: Боголюбский дворец, Боголюбский замок) — личная резиденция и крепость великого князя Андрея Боголюбского, построенная в первой половине XII века[1]. Замок был небольшой, укреплённый по примеру западноевропейских: его окружали земляные валы, имевшие в основании до 20 м и высоту до 6 м. Находящийся сегодня на территории Боголюбского монастыря дворец является единственным гражданским зданием домонгольской Руси, дошедшим до нашего времени хотя бы частично.
В 1175 году князь Андрей был убит в своем дворце заговорщиками из боярской знати, и в этом же году город был разграблен рязанским князем Глебом. В 1238 году монголы, захватившие Владимир, почти полностью разрушили город, дворец Боголюбова частично уцелел. На месте города Боголюбов возникает монастырь[1].
История
«Князь Андрей… градъ заложи Боголюбивое»
Строительство замка велось на возвышенности берега реки Нерль, эта позиция позволяла контролировать водный путь в Суздаль. Легенда объясняет такой выбор места волей Богоматери: в 1158 году, когда Андрей Боголюбский, сопровождаемый дружиной, направлялся в Ростов с иконой Божией Матери, лошади встали, как вкопанные, в десяти километрах от города Владимира. Всю ночь молился перед иконой Богородицы великий князь Андрей, и она явилась ему. В том месте, где Богородица явилась князю, были построены замок и собор Рождества Пресвятой Богородицы[2].
«Великий Князь Андрей Суждальский… созда себе городъ каменъ, именемъ Боголюбый, толь далече, Якоже Вышегородъ отъ Киева, также и Боголюбый отъ Володимеря…»
Новый город замкнул цепь укреплений левого берега Клязьмы: Владимир, Константино-Еленинский монастырь, крепость над Сунгирем. Как и эти крепости, замок занял территорию более раннего дорусского сельского поселения IX—XI веков. Княжеская часть города с дворцом и собором занимала юго-западный участок крепости, для постройки этих сооружение князь Андрей пригласил мастеров из Константинополя, с Кавказа и, согласно легенде даже из Священной Римской империи Фридриха Барбароссы.
«И сего ради преславнаго и чудеснаго Божия Матере явления великий князь Андрей нарече место то Боголюбимое; оттоле же и сам прозвася Боголюбский. Потом же ту град построив и двор свой княжий близ новосозданныя Рожества Пресвятыя Богородицы церкве постави, и вельми место оно любляше, и живяше ту.»
С 1158 по 1165 год шло строительство княжеского двора. Больша́́я роль отводилась палатам Боголюбского: в них он принимал гостей и послов, а также проводил встречи в кругу приближённых. Политическая значимость города была очень весомой; после Владимира, столицы молодого Владимиро-Суздальского княжества, Боголюбов был вторым центром политической жизни русских земель.
После смерти великого князя территория была разорена и опустошена, долгое время город пустовал и лишь в XVII — XIX веках возобновится монастырское строительство, а уцелевшие княжеские постройки будут приспособлены под монастырские службы[3].
В 1722 году игумен Ипполит решил перестроить дворцовый собор и расширить его окна, но в результате непродуманных действий древний храм обрушился практические до половины стен. На фундаменте прежнего храма в 1751 году был построен новый храм. Обрушение собора затронуло и лестничную башню, в кладке которой образовались трещины; сильные деформации наблюдались на всех фасадах башни и перехода, но несмотря на это, каменная лестничная башня, некогда ведущая к покоям Боголюбского, выстояла, как и поднятый на арках переход на хоры собора. Сейчас это единственная дворцовая постройка, сохранившаяся от домонгольской Руси.
В XVIII — XIX веках вокруг собора разрасталась монастырская инфраструктура: на месте дворца появился корпус монастырских келий и трапезная. В таком виде замок Андрея Боголюбского просуществовал вплоть до археологических раскопок 1934-1938 годов, восстановивших облик Боголюбова и вернувшие ему статус архитектурного памятника древнерусского зодчества.
При советской власти монастырь, как религиозное учреждение, закрыли, а землю секуляризировали. Строения вернули церкви лишь в 1991 году[4].
Архитектурный комплекс
Отстроенное Боголюбским городище Боголюбово, подобно Владимиру сочетало укрепления-валы с белокаменными башнями. Валы выполняли роль оборонительных сооружений, таким образом город представлял собой крепость, опоясанную по бокам земляными валами и деревянными стенами. Княжеский дворец был построен на возвышающемся краю берегового обрыва и виден издалека. Раскопки выявили уцелевшие белокаменные стены и монашеские могилы и склепы, что позволило со значительной точностью воссоздать облик дворцового ансамбля.
Центром ансамбля был дворцовый собор Рождества Богородицы. Описание разрушенного храма летописцем монастыря XVII века игуменом Аристархом и записанные в Ипатьевской летописи свидетельства очевидца, вместе с материалом раскопок позволили воссоздать вид Боголюбского дворцового собора. Храм был украшен золотом, полы покрыты позолоченной медью. Оклады икон, а особенно иконы Богородицы, были украшены драгоценными камнями и жемчугом. Окна были узкими щелевидными. Высокие круглые колонны, вытесанные из белого камня, в нижней части расписанные под мрамор, уходили ввысь, заканчиваясь капителями коринфского ордера, представляющие собой как бы короны с вызолоченным пышным лиственным узором. Пол на хорах, откуда приезжие гости созерцали храмовое великолепие, был выложен разноцветными плитками с изображениями узоров или диковинных зверей. На стенах помещались фигуры святых тонкого письма, сдержанного и изысканного, выполненные охристой, зеленой и синей красками. Фигуры святых выступали в арочных обрамлениях, украшенных витиеватым орнаментом[5].
В XVIII—XIX веках на месте дворца появился корпус монастырских келий, с западной стороны построены трапезная церковь и огромный собор в «тоновском» стиле.
Архитектор Алексей Потапов в труде о древнерусском гражданском зодчестве предпринял попытку реконструкции дворцового ансамбля, соединив второй этаж башни деревянным переходом.
Культурная значимость
Как один из Белокаменных памятников Владимира и Суздаля, Палаты Андрея Боголюбского включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Воронин Н. Н. Памятники владимиро-суздальского зодчества XI-XIII веков. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1945. — 88 с. — (Научно-популярная серия Акад. наук СССР).
- ↑ Сиренов А.В. Житие Андрея Боголюбского // Памяти Андрея Боголюбского : сб. статей. — Москва-Владимир: СиДипресс, 2009. — С. 207—239.
- ↑ Лисова Л.С. «Город камен именем Боголюбый» (Исследования лестничной башни боголюбовского архитектурного ансамбля) // Памятники истории и культуры. — Ярославль, 1983. — Вып. 2. — С. 165—175..
- ↑ Боголюбово во Владимире: храм Покрова на Нерли и палаты, где убили Андрея Боголюбского . Отдых в России. Проект «Комсомольской правды». Комсомольская правда. Дата обращения: 2 августа 2023.
- ↑ Западная крепость - Боголюбово . Владимирское краеведение. Дата обращения: 5 августа 2023.
Литература
- Алпатов М. В. Искусство Древней Руси. Памятники XI—XVII вв. — М., 1969.
- Бобков К. В., Шевцов Е. В. Символ и духовный опыт православия. М., 1996.
- Болотов И. А. Лекции по истории древней церкви. — М., 1995.
- Вагнер Г. К. Декоративное искусство в архитектуре Руси X—XIII веков. — М., 1964.
- Вагнер Г. К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси, Юрьев-Польской. — М., 1964.
- Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси. XII век. Владимир. Боголюбово. — М., 1969.
- Вагнер Г. К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. — М., 1974.
- Василенко В. М. Русское прикладное искусства. Истоки и становление. I в. до н. э. — XIII век н. э. — М., 1977.
- Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. — М., 1983.
- Воронин Н. Н. Древнерусское искусство. — М., 1962.
- Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. — М., 1962.
- Воронин Н. Н. — Памятники владимиро-суздальского зодчества XI—XIII веков. — М., 1962.
- Голейзовский Н., Овчинников А., Ямщиков С. Сокровища Суздаля. — М., 1970.
- Древнерусское искусство. Сборники статей. Т. 1. Древнерусское искусство XV — начала XVI веков. — М., 1963.
- Ильин М. А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. — М., 1976.
- Кудрявцев М. П. Русский храм // К Свету. 1994. № 17. С. 59.
- Кудрявцев М., Кудрявцева Т. Русский православный храм: Символический язык архитектурных форм // К Свету. 1994. № 17. С. 60.
- Троицкий Н. Христианский православный храм в его идее // К Свету. 1994. № 17. С. 26.
Ссылки
- Попов И. О. Княжеские резиденции домонгольской Руси (генезис и классификация) // СПб. — 1998.
- Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |