Андрей Юрьевич Боголюбский

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Андрей Юрьевич Боголюбский
Андрей Боголюбский (Виктор Васнецов. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1885—1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Андрей Боголюбский (Виктор Васнецов. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1885—1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Печать Андрея Боголюбского
Великий князь Владимирский
4 июня 1157 — 29 июня 1174
Предшественник Юрий Долгорукий
Преемник Ярополк Ростиславич
1153 — 1153
Предшественник Глеб Ростиславич
Преемник Владимир Святославич
1150 — 1151
1149 — 1149
Предшественник Всеволод Мстиславич
Преемник Вячеслав Владимирович
1150 — 1151
Предшественник Вячеслав Владимирович
Преемник Вячеслав Владимирович

Рождение 1111 год(1111)
Смерть 29 июня 1174(1174-06-29)
Боголюбово, Великое княжество Владимирское
Место погребения Успенский собор Владимир
Род Юрьевичи
Отец Юрий Долгорукий
Мать дочь половецкого хана Аепы
Супруга Улита Степановна Кучко
Дети Изяслав, Мстислав, Юрий, Глеб, Ростислава
Отношение к религии православие
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Андре́й Ю́рьевич Боголю́бский (около 1111 — 29 июня 1174) — князь ростово-суздальский, владимирский, заложивший основы могущества Северо-Восточной Руси, превратил Владимир после Новгорода и Киева в ещё одну общерусскую столицу и стал одним из авторитетнейших князей-Рюриковичей на рубеже XIIXIII веков, он проводит политику объединения разрозненных русских княжеств, за создание единого русского государства. Андрей Боголюбский переносит княжеский «стол» из Суздаля во Владимир и делает его столицей Владимиро-Суздальского княжества[1][2].

Год рождения. Половецкая кровь

Князь Андрей Юрьевич Боголюбский — второй сын великого князя Юрия Владимировича Долгорукого и внук Владимира Мономаха — родился в 1111 году в Ростовской области, которая к тому времени обособилась в отдельное княжество. Его мать была дочерью половецкого хана Аэпы Асеневича[3].

Князь Андрей вырос и воспитывался в условиях богатырских времен домонгольской Руси, воспетых в «Слове о полку Игореве», и вобрал в себя черты идеального князя-богатыря и князя-христианина, на что указывают и где прославляется в Летописи Нестора, и в «Поучении-Завещании» деда Андрея, Владимира Мономаха, и в южных русских былинах: кипучая, неустанная деятельность, беззаветная отвага и мужество, любовь к родной земле и — «Туга- печаль по ней», в виду бесконечных княжеских усобиц, глубоко искренняя религиозность и набожность, но без примеси лицемерия и ханжества-живая и деятельная, такие черты, соединял и проявлял князь Андрей Боголюбский[3].

От матери-половчанки Андрей унаследовал восточные черты лица, второе имя Китай, а также горячий и крутой нрав. Замечательный антрополог Михаил Михайлович Герасимов по черепу Андрея Боголюбского восстановил его внешний облик: скуластое широкое лицо с высоким лбом, немного раскосые глаза, вьющиеся волосы, властный оборот головы с горделиво поднятым подбородком. В ходе исследования останков выяснилось, что слова современников о «высокоумии» и «гордости» Андрея вполне справедливы и имеют помимо всего прочего чисто физиологическую основу. У него срослись два шейных позвонка, и князь просто не мог опустить голову[4].

Антропологическое исследование скелета Андрея Боголюбского подтвердило слова летописи о физической силе князя и о ранах, нанесенных ему. По черепу из гробницы Андрея, Михаил Герасимов, восстановил внешний облик этого незаурядного правителя, и полководца, и писателя, и заказчиком превосходных архитектурных сооружений.

Владимиро-Суздальское княжество. Андрей под стягом отца

Северо-Восточная Русь в течении долгих веков была одним из самых глухих углов восточнославянских земель. Именно эта земля не знала нашествий кочевников-печенегов и половцев. Постепенно здесь зарождалось вотчинное землевладение, были построены города Ростов, Суздаль, Муром, Рязань, Ярославль.

В Залесском крае были плодородные земли. пригодные для землевладения, в черноземных районах Суздальщины богатело местное боярство, имевшее возможность снабжать хлебом Новгородскую Республику. Территория Ростово-Суздальской земли были хорошо защищены от внешних вторжений-лесами и реками. Экономическому росту способствовал постоянный приток населения, именно сюда шел колонизационный поток в поисках новых промыслов. Умеренный климат давал им возможность развивать земледелие и скотоводство, а безопасность мест для хлебопашества. Такой характер русской колонизации можно видеть в особенности географической номенклатуры Великороссии[5].

Залесские леса были богаты пушниной, ягодами и грибами, а в реках и озёрах водилась рыба. Со второй половины XI века., эти земли принадлежали Всеволоду Ярославичу, его сыну Владимиру Мономаху и его потомкам. Великий князь -Владимир Мономах основывал города- Владимир на Клязьме, Переяславль-Залесский, именно сюда и направил своего младшего сына -Юрия Владимировича, получившего прозвище Долгорукого, из-за тяги прибирать чужие земли себе. Ростово-Суздальская земля обособилась от Киева с другими русскими землями в 1132—1135 годах, стала фактически самостоятельной Ростово-Суздальская земля, где правит и строит Юрий, законный представитель старшей линии Мономашичей.

Андрей Боголюбский, фреска Архангельского собора.

В период политической раздробленности Руси, и ухода из жизни старших князей Юрий Владимирович начал политику вмешательства в другие русские земли. Женившись на дочери половецкого хана, половцы становятся союзниками для князя. Главным принципом князя стали подчинение и присоединения других русских земель, и князьям приходилось считаться с нарастающим влиянием и политической силой князя Юрия. Именно при Юрии Долгоруком Ростово-Суздальское княжество становится одним из наиболее сильных на Руси. Надо отметить, что подъёму экономики и отделению Ростово-Суздальской земли от Киевской держав, было наличие выгодных торговых путей, из них был Волжский торговый путь, связывавший северо-восточную Русь со странами Востока. Через верховье Волги систему больших и малых рек можно было пройти к Новгороду, а далее в страны Западной Европы. Именно в Ростово-Суздальской земле и княжил шестой сын Владимира Мономаха-Юрий . Князь отбирает у Киева Переяславское княжество, и потом сам утвердится в Киеве и сам объявит себя великим киевским князем, заветная мечта осуществилась. Юрий дал на княжение Андрею в управление Владимир-на Клязьме, основанный на реке Клязьме Владимиром Мономахом, где провел свое детство и юношеские годы . Андрей будет княжить здесь долгие годы, и проживет на севере большую часть своей жизни. Ростово-Суздальское княжество отца, перейдет во владение к Андрею. Андрей участвовал в сражениях на стороне отца, в его военных походах. Боевая удаль Андрея была примером для многих. Он всегда был там, где опаснее всего, и не замечая сбитого шлема, яростно и метко разил мечом противников. Прослыл смелым и умелым военачальником. Удивительным было в натуре князя редкое умение быстро охлаждать свой воинственный пыл, становится благоразумным политиком . Отец мечтал и хотел видеть на Киевском престоле после себя своего любимого сына Андрея, но Андрею не люб был Киев, не хотел князь здесь княжить из за вечной борьбы за киевский престол, с затуханием как политического центра . Андрей больше не вернулся в Киев. Андрей, нарушая отцовские распоряжения, в темную ночь 1155 года, бежит из Киева, и ушел в Суздальскую землю, очевидно приглашенный местным боярством[6].

Захватив святыню Руси икону Владимирской богоматери, он повернул резко на север и поспешил в Ростово-Суздальскую землю. Андрей Боголюбский в 1157 году, перенес столицу княжества во Владимир, после этого оно стало называться Владимиро-Суздальским. Таким образом, князь Андрей за время своего правления обособил Залесскую Русь от Руси Киевской, превратил её практически в самостоятельное государство. В середине XII века судьба Владимира круто изменилась: князь Андрей превратил город в новую столицу Ростово-Суздальского княжества[7]. Именно отсюда с Владимира с Залесья началось зарождение государства российского.

Хозяин Северо-Востока. Деспотическая монархия

Боголюбовский дворец князя Андрея.

После смерти своего отца, который был отравлен ядом, и скончался в 1157 году, ростово-суздальские бояре выбрали на княжение князя Андрея, стремясь утвердить в Ростово-Суздальской земле собственную династическую линию и прекратить сложившуюся традицию великих князей посылать в эти земли на княжение то одного, то другого из своих сыновей. Однако очень быстро стало ясно, что бояре просчитались. Андрей понимал, что ни в Киеве, ни в Ростове, ни в Суздале он не сможет стать единовластным самодержцем, ему придется делить власть с вече и старшими боярами. В силу своего сильного характера, решительности и упорства князь Андрей направил на борьбу со своевольным боярством и укрепление великокняжеской власти. Андрей отказался от старых центрах края-Ростове и Суздале, он остался во Владимире, уступив киевский престол Ростиславу Мстиславовичу, предпочел жить и строить свой Владимир .Он построил себе великолепный белокаменный дворец в селе Боголюбове, загородную резиденцию близ Владимира, отчего и получил прозвище «Боголюбский»[8].

Существует легенда, по которой на этом месте князю явилась Богородица, приказав основать здесь город и монастырь, « в 1155 году Андрей совершает решительный шаг — тайком от отца выезжает со всем своим „двором“ из княжеского села Вышгород под Киевом и держит путь в Ростов (Ростов Великий). С собой князь прихватил икону Богородицы, по преданию написанную евангелистом Лукой. Ныне эта икона известна и особо почитаема как Богоматерь Владимирская. Отметим, что Андрей в своих землях станет утверждать исключительный культ Богородицы — все его храмы, о которых нам известно, посвящены Марии и связанным с нею праздникам: Рождества Богородицы, Покрова Богородицы, Успения Богородицы. По легенде, не доезжая до Владимира, кони, которые везли икону, встали и отказались идти дальше. Князь постановил, что это место особо любо Богу, назвал его Боголюбовым и устроил здесь свою резиденцию. По другому преданию, по дороге в Ростов во сне князю явилась Богородица и велела оставить икону во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте видения основал Боголюбово[9]».

В течение коротких лет, с 1158 по 1165 год, в Боголюбове были построены белокаменный дворец с церковью Рождества, крепость с земляными валами и каменными стенами. Семнадцать лет провел Андрей Боголюбский в своей загородной резиденции, где по его приказу был возведен комплекс дворцовых построек. Центром ансамбля являлась церковь Рождества Богородицы, к которой с двух сторон примыкали двухъярусные галереи — переходы с лестничными башнями. Северная галерея вела в жилой княжеский дворец. Завершались оба крыла боевыми башнями, встроенными в оборонительную систему Боголюбова-города. Перед входом в храм стояла огромная водосвятная чаша под 8-колонным шатром. Этот шатер — киворий образовывал тень над чашей с освященной водой, где путник мог утолить жажду и освежить лицо святой водой. Площадь перед дворцом выстилали белокаменные плиты с желобами-водостоками. Резиденция Боголюбово была построена, как процветающий белокаменный город[10].

Продолжая искать путь к самодержавному правлению над Русской землей, Андрей не давал уделов сыновьям, тем самым все больше укрепляя Владимирское княжество. Для сохранения своей неограниченной власти, князь просто изгнал в 1162 году в Византию младших братьев-Мстиславом, Васильком и восьмилетним Всеволодом в будущем знаменитым великим князем по прозвищу Большое Гнездо, племянников, двух сыновей своего брата -Ростислава Юрьевича. и мачеху греческую царевну Ольгу, лишив их права наследования. С боярами Андрей также жил не мирно. Он предпочитал принимать решения сам, не прося совета, к чему привыкли бояре старой Руси. Многих отцовских бояр он выгнал, других заключил в темницу.

В борьбе за власть Андрей стремился опереться на церковь, используя епископскую кафедру, попытался переместить во Владимир центр русского духовенства. Князь Андрей Юрьевич переносит столицу в бывший пригород Суздальского княжества- город Владимир, и одновременно принял титул «царя и великого князя». Князь Андрей занимался обустройством Северо-Восточной Руси. Социальной базой, на которую опирался Андрей, проводя свои преобразования, стали милостники-люди, зависящие от милости князя, и дружинниками. Развивая новую систему прямого подчинения , Андрей Боголюбский «взял под свою руку» Киев и Великий Новгород. На княжение он посадил своих «подручников»-подвластных князей. Когда же те пытались освободиться от его влияния, организовывал против них грандиозные общерусские походы (1169,1170, 1173)[11].

Андрей ведет упорную борьбу с боярством Ростова и Суздаля, добиваясь от них признания своей единой власти. Он применяет формы деспотии прямого подчинения своей власти: свергает неугодных ему князей, беспощадно расправляется с недовольными боярами. Андрей стремится подчинить себе другие русские земли, чтобы объединить их в одном государстве. Ему удалось поставить в зависимость от Владимира Ростов, Суздаль, Киев, Муром, Рязань, Смоленск, Полоцк. В Великом Новгороде князь держал своих ставленников. Таким образом, Владимир стал политическим центром русских земель. В нём проводились общерусские съезды князей, составлялся общерусский летописный свод. Политика Андрея Боголюбского, направленная на объединение русских земель в единое государство, встретила резкое сопротивление со стороны крупного родового боярства, стремившегося к феодальной независимости. В борьбе против них, князь Андрей и опирается на социальный слой-милостников[12].

Объявив себя великим князем Владимиро-Суздальского княжества, в области внешней политики Андрей продолжал действовать, как и его отец в трех направлениях: походы на Волжскую Булгарию, походы на Новгород и Киев. В 1164 году, князь Андрей со своим войском впервые напал на Булгарское царство, поход оказался удачным. Пристальный взгляд князя Андрея на восточные рубежи, был понятен и с точки зрения стратегической и торговой и военной, там формировалась явная угроза Залесской Руси, которая страдала от разбойничих набегов Волжской Булгарии. Волжская Булгария, пыталась блокировать русскую торговлю на Волжском пути, перекрывая дорогу на Каспий, на Восток. В войнах с Волжской Булгарией, князь Андрей добился успеха.

К схватке на юге Андрей Юрьевич подготовился вдумчиво, осторожно и организованно. Он собрал суздальское ополчение, к которому присоединились 11 русских князей во главе со своим вторым сыном Мстиславом Андреевичем, и со своими союзниками, назначая испытанных военачальников, которым полностью доверял. В марте 1169 года был взят штурмом Киев и разграблен, такого ещё не было: грабили, брали, забирали церковные утвари, иконы, разорили Софийский собор. С Киевом Мстислав Андреевич поступил так же, как победители поступают с «обычными» городами, отдал его на трёхдневное разграбление. Жалеть же город, к которому накопилось столько обид, никто не собирался. Киев сильно пострадал, он был разорен и унижен. Князь Андрей Юрьевич свои политическим решением показал, что Киев — это больше не стольный град Руси. Князь Андрей не поехал в Киев на княжение, а демонстративно посадил своего младшего брата Глеба Юрьевичу, а сам принял титул великого князя и остался во Владимире. Отныне не место красило человека, а человек место. Князь Андрей отныне мог править откуда угодно, а Киев становился лишь одним из великих русских городов русских.

Один только Господин Великий Новгород не хотел подчиниться Боголюбскому. Князь решил сделать с Новгородом то же, что и с Киевом, стараясь поставить его на колени. Зимой 1170 года войско под началом сына князя Андрея отправилось подавить бунт в Новгороде, где правил молодой Роман Мстиславич. Но новгородцы были готовы к отпору и нанесли поражение войску Боголюбского. Андрей потерпел позорное поражение. Битва за Новгород обернулась тяжелейшим поражением в военной судьбе князя Андрея, его союзников и его сыновей. Новгородцы разбили на Белоозере и обратили в бегство суздальскую рать, а организованный затем Боголюбским поход на сам Новгород привел к катастрофе, после которой новгородцы продавали пленных суздальцев в рабство по цене втрое дешевле овцы[13]. Великий князь не простил новгородцам поражения своего войска и решил действовать по-другому. В 1171 году после поражения он перекрыл подвоз хлеба в Новгород, организовал экономическую хлебную блокаду, перекрыл подвоз хлеба с юга. Цены взлетели, так начался голод в Великом Новгороде. Жители Великого Новгорода отправили посольство к князю Андрею Боголюбскому, прося его о заключении мира и о поставлении князя в городе по его выбору. Итак, война с Новгородом завершилась полной победой владимиро-суздальского властелина к 1171 году, таким образом Андрей заставил Великий Новгород признать свою власть.

И снова пришла смута киевская, князь Андрей предпримет поход на Киев, но неудачно. Предпринятый им поход вторичный на Киев, собрал неслыханное количество князей и войск, но завершился бесплодной двухмесячной осадой Вышгорода. Скоропостижно скончался Глеб, и князь Андрей Боголюбский отдает киевский престол смоленским князьям Ростиславичам, а вскоре открыто заявил, что Глеб убит и Ростиславичи скрывают убийц его брата. Андрей выгнал их из Киева. но они не смирились и посланное против них войско скоро налогову разбили. Но победа не вернула Киеву былого величья, он стал переходить из рук в руки, в конце концов подчинился владимирскому князю[14]. Новый поход на Киев, организованный Андреем Боголюбским в 1173 году, окончился провалом, а через год его убили в 1174 году .

Андрей Боголюбский строитель

Золотые ворота во Владимире.

Князь Андрей очень любил и строил свой город с необычайной пышностью. Боголюбский укреплял и украшал новую северо-восточную столицу, стремился возвысить Владимир над всеми другими русскими городами . Вокруг Мономахова города он возвел новую систему земляных укреплений-валов, на которых были поставлены высокие деревянные стены с башнями и бойницами. Между валами для въезда в город строятся Золотые ворота на западе, Серебряные -на востоке, Волжские -на юге и около реки Лыбеди -Медные и Иринины ворота. Из этих сооружений до нашего времени сохранились только Золотые ворота. В городе велось большое строительство. В 1158-11161 годах в юго-западном углу Маномахова города, на высоком холме над Клязьмой, сооружается главный храм-Успенский собор. По замыслу Андрея Боголюбского он должен символизировать силу и могущество Владимиро-Суздальского княжества. Именно Владимир переживает свой необычайный расцвет и становится центром русской политической жизни. Титул Великих князей берет начало у правителей Владимиро-Суздальского княжества, позже в период монголо-татарского ига, его будут называть ярлык на Владимирский престол. За всю свою жизнь Андрей Боголюбский построит тридцать храмов и станет настоящим хозяином своей земли, а в истории останется на века, как сильнейший князь Владимиро-Суздальского княжества, сумевший сохранять долгое время первенство среди русских земель. В начале XII века, Владимир был богатым торговым городом. Великолепные Золотые ворота, опоясался в 7 километров, построенные при Боголюбском в 1164 году их величавый парадный вход в город, обитые золотой медью, подчеркивали торжественность и важность, как политического центра Руси. К Концу XII века, Владимир значительно вырос. В нём жило много ремесленников, эти искусные мастера создали уникальный владимирский стиль, изготовляли художественные изделия из кости, стекла и металла, строили сооружения, украшали их живописью. Складывалась во Владимиро-Суздальском княжестве самобытная школа местных строителей: каменщиков, гончаров, резчиков по дереву и кости, художников. Именно Владимиро-Суздальское искусство имело огромное значение в развитии общерусской культуры[15].

Успенский собор во Владимире.

Успенский собор долгое время был главным собором Руси. С Успенского собора началось формирование русской архитектурной школы. Изысканный резной декор, позолота отдельных элементов оформления делают фасады собора нарядными и торжественными. Особое значение собору придают сохранившиеся фрагменты росписей, принадлежащие кисти Андрея Рублева и его помощника Данилы Чёрного. Эпоха русского Ренессанса дала образцы совершенных художественных решений[16].

Храм Покрова на Нерли, во Владимире.

Сохранившиеся до наших дней постройки эпохи Андрея Боголюбского свидетельствуют о глубоком понимании русскими архитекторами задач своего искусства. Результатом общего высокого развития культуры станут: анализ пропорций, продуманность деталей, математический глубокий выверенный метод, гармоничность целого это мы видим в жемчужинах Владимирской земли-Храма Покрова на Нерли, резиденция- замок Боголюбово, главная святыня Владимира -Успенский собор, Золотые ворота Владимира- все это немеркнущие произведения искусства, поистине в этих домонгольских жемчужинах отражена красота русского зодчества «застывшая музыка в камне», которая не меркнет через века и столетия, восхищает и вдохновляет нас. несомненно эти первоклассные памятники мировой архитектуры, вошли в список Юнеско. Андрей выбрал сердцем Руси- Владимир, вокруг которого пошло собирание русских земель городов. Он станет строителем Справедливого царства, под Покровом Пресвятой Богородицы. Можно сказать, что на два века Андрей Боголюбский определил идею объединения Руси. Отражением той эпохи и её воплощения занимает и является Боголюбово, место выбранное на редкость красиво, как будто сама природа подсказала князю в каком именно месте построить такой ансамбль. Церковь Покрова на Нерли, построенный в 1165 году, стала первым мемориальным храмом Руси, домонгольского периода. Согласно преданию, церковь была построена и посвящена была успешному походу против волжских болгар в 1164 году, и геройски сражавшемуся с ними сыну князя-Изяславу, молодой князь скончался от смертельных ран. Место для церкви было выбрано невдалеке от княжеской резиденции у впадения Нерли в Клязьму, это рукотворный храм. Построенная более восьми веков белокаменная церковь, стоит на злобу дня, как истинное чудо света, обращена в вечность . «Белая лебедушка» так называют, крестовокупольный одноглавый Храм Покрова на Нерли, выполненная в стиле романской архитектуры, с богатой белокаменной резьбой, устремленная в небо и невесомая, таинственная и совершенная красота задевает струны сердца и души. Мастера нам неизвестны, но они гениально сумели воплотить в камне совершенно уникальный возвышенный художественный образ во владимиро-суздальском зодчестве[17].

Заговор приближенных. Убийство князя.

Андрей Боголюбский (Убиение). Сергей Кириллов.2011.

Действия Андрея Боголюбского вызывали все большее раздражение среди ростово-суздальского боярства. Их чаша терпения переполнилась, когда по приказу князя был казнен один из родственников его жены, видный боярин Степан Кучка, чьи владения находились в районе Москвы. Напуганные самовластием бояре, стали готовить заговор против князя Андрея Боголюбского. В 1174 году князь пал жертвой заговора, в ночь с 29 на 30 июня ,Андрей был убит в Боголюбском дворце-своих же «милостников». В заговор были вовлечены его жена и ближайшие слуги-осетин Анбал, дворцовый ключник и слуга Ефрем Мойзервич. Накануне заговора Анбал выкрал из спальни меч князя, а ночью на 29 июня 1174 года, заговорщик вошли во дворец и приблизились к княжеским покоям. Они спустились в подвал, подкрепились княжеским вином и в воинственном возбужденном состоянии подошли к дверям княжеской спальни. Андрей отозвался на их стук, и когда заговорщики ответили, что это пришел Прокопий-любимец князя, Андрей се понял: звучал другой голос, тщетно искал свой меч. В это время заговорщики взломали дверь и ворвались в спальню, Андрей отчаянно сопротивлялся, но силы были неравны. Было нанесено несколько ударов саблями, мечами, кололи копьями. Решив, что Андрей убит, заговорщики покинули хоромы, когда вдруг услышали стоны князя. Они вернулись и добили князя внизу у лестницы, куда ему удалось добраться. Петр Кучка отрубил князю руку и он умер от болевого шока и потери крови. Заговорщики расправились с близкими князю людьми и стали растаскивать имущество князя и грабить его сокровищницу. После смерти Андрея Боголюбского начались массовые волнения, народ убивал княжих людей и грабил его имения, волна насилия прокатилась по всему Владимиру, в самом Владимиро-Суздальском княжестве возникла усобица, которую стоило многих трудов подавить. Никогда на Руси ни одна княжеская смерть не сопровождалась такими постыдными явлениями.. Князя не отпевали и не хоронили целых пять дней. В тот момент лишь один человек сжалился над поруганным телом князя Андрея, завернул окровавленное тело в ковер, отнес его в церковь. Звали его Кузьма, родом он был из Киева, это был один из приглашенных Андреем строителей для возведения Успенского собора. На шестой день князя Андрея Боголюбского похоронили в построенной им соборной церкви Успения Богородицы. Что касается заговорщиков, то главных Кучковичей и Анбала повесили, а потом расстреляли из луков. Княгиню Андрееву зашили в мешок и бросили в озеро Пловучее. Остальным отрубили головы[18].

Казалось, боярство отстояло свои старые права и взяло вверх над княжеской властью. Однако успешно осуществленный заговор стал только прелюдией к начавшейся смуте. В течении двух лет Владимиро-Суздальская земля не знала порядка и покоя, пока к власти наконец не пришел Всеволод Большое Гнездо, младший сын Юрия Долгорукого.

Эпилог княжения Андрея Боголюбского

Русская православная церковь причислила Андрея к лику святых[19]. День памяти Андрея Боголюбского отмечается 4 июля. Первоначально был погребен во Владимирском храме Успения Богородицы, мощи князя Андрея Боголюбского находятся в саркофаге в Успенском соборе. С княжения Андрея Боголюбского перестала существовать Киевская и начала свою историю Владимиро-Суздальская Русь. Основы государственности заложил именно Андрей Боголюбский на Владимирской земле. Его поистине можно назвать «русским Цезарем», так как он предвосхитил своим политическими результатами Василия III, и поскольку Русь была политически раздроблена и расшатана, князь Андрей начал с объединения русских земель под началом Владимира, он предвидел, что будет нашествие монголо-татарского ига. Неожиданная жестокая и мученическая по своей сути смерть князя Андрея, оборвала и жизнь его как политического мощного князя, так и не успел завершить начатые реформы до конца. Жизнь многих патриотов Руси заканчивалась к сожалению, трагически, не исключении и князь Андрей Боголюбский. Не каждому дано, идти впереди своего времени, заглянуть за горизонт времени. Величие и трагедия князя Андрея Боголюбского коренится в том, что он опередил свое время[20].

И как политик, и как строитель государства, и как военный, и как истинно православный человек. Деятельность Андрея Боголюбского, как самостоятельного князя Ростово-Суздальской земли, весьма важна в историческом отношении: здесь он является начинателем нового государственного порядка, первым русским князем, который ясно и твердо стремился к установлению единодержавия и самодержавия. Владимирская Русь дала мощный толчок к политическому, идеологическому, культурному, архитектурному расцвету Московского княжества. Северо-Восточная Русь задала новый вектор к появлению новой идеологической тенденции к созиданию и объединению русских земель, в период многострадального XII века: времени распрей и ожесточенной междоусобной борьбы. Эта идея будет позже взята московскими князьями: Иваном Калитой, Дмитрием Донским и Иваном III, воплощена и реализована в условиях становления и процветания Московского государства.. Андрей вслед за отцом Юрием Долгоруким многое сделал для укрепления Северо-Восточной Руси. Именно здесь на северо-востоке сформируется ядро Великорусского государства. Такой исторический поворот князя Андрея Боголюбского, в края Залесской Руси был оправдан. Залесская Русь становится основой русскости. Андрея Боголюбского будут называть отцом и основателем русского мира. Он станет первым великороссом. Феномен князя Андрея Боголюбского, в том, что он первым из русских князей начнет строить политическую систему, которая много лет позже восторжествует. Он как истинный патриот своего Отечества, с полной самоотдачей во благо и процветания экономики северо-восточных русских земель, а также культурного расцвета, в конечном счете по праву будет считаться первым князем-Великороссом, и первый самодержавец с идеей объединения Руси[21].

Андрей Боголюбский создал прообраз будущей Великой России, откуда она в дальнейшем и стала нарождаться[22].

Храм Покрова на Нерли. Владимир.

Литература

  • Шикман А. П. Деятели отечественной истории: биографический словарь-справочник. — М.: АСТ, 1997. — Т. Кн. 1: А - К. — 446 с. — ISBN 5-15-000087-6.
  • Будовнуц И. У. При нём княжество было сильнейшим на Руси. — М.: Советская энциклопедия, 1961. — Т. Кн. 1: ААЛТОНЕН — АЯНЫ.
  • Рыжов К. В. Непреклонная суровость Андрея во всех вызывала трепет и ненависть. Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. — М.: Вече, 2001. — 575 с. — ISBN 5-7838-0604-8.
  • Богуславский В. В первые 10 лет своего правления почти не вмешивался в дела других русских областей .Богуславский В. Славянская энциклопедия. XVII век. М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
  • Данилевский И. Н. Попытался разделить русскую церковь . Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015.
  • Иоанн (Снычев) Пытался воплотить в жизнь идеал христианской государственности .Энциклопедический словарь Русской цивилизации.
  • Иоанн (Снычев) Один из первых идеологов русской государственности. Большая энциклопедия русского народа.
  • Отдал Киев на разграбление дружине .Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е. Б. Садыков, сост. Т. К. Шанбай, — М., 2013.
  • Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1987. С. 38 — 98.
  • Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.): Курс лекций. М., 2001. С. 65-94;
  • Повесть об убиении Андрея Боголюбского / Подготовка текста, перевод и комментарии В. В. Колесова // Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980. С. 324—337;
  • Данилевский И. Н. Андрей Боголюбский: У истоков деспотизма // Кривошеев Ю. В. Гибель Андрея Боголюбского: Историческое расследование. СПб., 2003;
  • Воронин Н. Н. Андрей Боголюбский. М., 2007;
  • Костомаров Н. И. Князь Андрей Боголюбский // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 1990. Кн. 1. С. 71-96;
  • Погодин М. Князь Андрей Боголюбский // Журнал Министерства народного просвещения. 1849. Ч. 14.
  • Блок Г. П. Московляне, Северцев-Полилов Г. Т. Под удельной властью, Кузьмин А. И. У Золотых ворот: Исторические повести. Сост. Е. В. Леонова. Рюриковичи. Андрей Боголюбский. М.Армада.1994 г.
  • Глушкова В. Г. Земля Владимирская. Исторический путеводитель.
  • Елисеев Г. А. Андрей Боголюбский. М. ИД «Комсомольская правда», 2015.
  • Рюриковичи. Андрей Боголюбский: Блок Г. П. Московляне. Северцев-Полилов Г. Т. Под удельною властью. Кузьмин А. И. У Золотых ворот. Исторические повести. М.: Армада,1994.
  • Карпов А. Ю. Андрей Боголюбский. М.: Молодая гвардия,2020.
  • Фроянов И. Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Русский издательский центр, М.2018.
  • Ипатьевская летопись. Подг. к изд. Цепковым А. И. Рязань: «Александрия», 2001. Том 11.
  • Лаврентьевская летопись. Подг. к изд. Цепковым А. И. Рязань: «Александрия», 2001. Том 12.
  • Татищев В. История Российская. В 3 т. Т.2 / В. Татищев. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

Примечания

  1. Новичков М. Киевский поход Андрея Боголюбского. Дилетант (7 октября 2021). Дата обращения: 26 апреля 2024.
  2. Андрей Юрьевич Боголюбский. Хронос. Дата обращения: 25 апреля 2024.
  3. 3,0 3,1 Пономарев А. И. Андрей Боголюбский. Православная онлайн-библиотека Святоотеческое наследие. Дата обращения: 28 апреля 2024.
  4. Мазуров А. Энциклопедия для детей: Т.5,ч.1.История России и ее ближайших соседей.Владимиро-Суздальское княжество. / Исмаилова С.Т.. — Москва: «Аванта+», 1995. — С. 181. — 670 с.
  5. История Москвы. Хрестоматия для учащихся старших классов. В 4т.- Т.I. / Горинов М.М.. — Москва: «Мосгорархив», 1995. — С. 39. — 336 с.
  6. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории.. — Москва: Молодая Гвардия, 1987. — С. 297. — 351 с.
  7. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник Владимир / Бушкова Т.В.,Дергилева Л.И.. — Латвия: ООО «ВИТ-принт», 2013. — С. 14. — 80 с.
  8. Сахаров А.Н. Истрия России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2т. Т.1.. — Москва: Проспект, 2015. — С. 134. — 544 с.
  9. Паевский А. Остатки дворца князя Андрея в Боголюбово. Российские древности. Древние памятники России. (01.02.2022). Дата обращения: 11 мая 2024.
  10. Церковь Рождества Богородицы.. Дата обращения: 11 мая 2024.
  11. Андреев И.Л., Данилевский И.Н., Кириллов В.В. История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. / Данилевский И.Н., Волобуева О.В.. — Москва: Мнемозина, 2010. — С. 42. — 336 с.
  12. Андреев И.Л., Кириллов В.В., Данилевский И.Н. История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / Данилевский И.Н., Волобуева О.В.. — Москва: Мнемозина, 2010. — С. 41. — 336 с.
  13. Энциклопедия для детей :Т.5,ч.1 (История России и ее ближайших соседей). / Исмаилова С.Т.. — Москва: "Аванта+", 1995. — С. 181. — 670 с.
  14. Энциклопедия царей и императоров Россия. IX-XX вв. / Акимов А.. — Санкт-Петербург: РООССА, 2014. — С. 63. — 288 с.
  15. Дрожжинов Б., Красуленков В. По земле Владимирской. Путеводитель / Демьянов Н.. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство Ярославль, 1970. — С. 34. — 208 с.
  16. Астраханцева Т., Калашников В. Золотое кольцо .Владимир. / Астраханцева Т., Калашников В.. — Санкт-Петербург: «П-2», 2017. — С. 95. — 137 с.
  17. Ванькин Е.В. 100 Великих святынь православия. Монастыри и храмы России. ЦерковьПокрова на Нерли.Боголюбский монастырь. / Ванькин Е.В.. — Москва: «Вече», 2011. — С. 372—374. — 432 с.
  18. Князь Андрей Боголюбский. Дата обращения: 29 апреля 2024.
  19. Андрей Боголюбский. Дата обращения: 29 апреля 2024.
  20. Андрей Боголюбский как носитель идеи самодержавия. Дата обращения: 29 апреля 2024.
  21. Андрей Дмитриев. Основатель Великороссии Андрей Боголюбский (21.07.2006). Дата обращения: 29 апреля 2024.
  22. Елисеев Г.А. Правители России. Великий князь Андрей Боголюбский.. — Москва: Комсомольская правда, 2015. — С. 91. — 96 с.