Суздальский кремль

Материал из «Знание.Вики»
Суздальский кремль
Суздальский кремльСуздальский кремль
Город Суздаль
Протяженность стен вал 1400 м
Количество башен 15
Количество сохранившихся башен 0
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 331520003950006

Флаг ЮНЕСКО Объект всемирного наследия
White Monuments of Vladimir and Suzdal. Kremlin of Suzdal and Cathedral of the Nativity
(Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Суздальский Кремль и Богородице-Рождественский собор)
Ссылка № 633-006 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии (i), (ii), (iv)
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1992 (16-я сессия)

Су́здальский кремль — архитектурный комплекс представляющий собой ряд оборонительных валов, башен и храмов, представляющий собой ядро древнего города Суздаль, расположенного в излучине реки Каменки. В 1992 году присвоен статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2017 году постановлением Правительства Российской Федерации Кремлёвскому ансамблю присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения. В настоящее время комплекс находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника[1].

История

Кремль составлял ядром древнего Суздаля, его валы были насыпаны на рубеже X-XI веков, они охватывали территорию порядка 14 га. По гребню вала были выстроены деревянные стены. Эти стены были не сплошными, в их цепи возводились деревянные башни с проездными или пешими воротами, через которые попадали в кремль. У крепости были три проездные башни[2].

Территория крепости была густо заселена. Простой люд жил в полуземлянках с поднимавшейся над землей задернованной кровлей. Среди этих хижин высились рубленые палаты городской знати, а над всей крепостью возвышался каменный собор и княжеский двор.

За Ильинскими воротами и восточным рвом крепости постепенно разрастался посад. С востока территорию посада прикрывало русло речки Гремячки, в устье которой в XII веке расположился монастырь Козьмы и Демьяна — покровителей кузнечного дела. А с севера защищал искусственный ров «Нетёка» (сейчас так называется древняя улица в Суздале), смыкавшийся с Каменкой. Незадолго до монгольского нашествия был сооружен вал с тыновой оградой — острогом, с тремя главными воротами. За северными в 1207 году был основан Ризположенский монастырь. Вторые ворота выходили к верховью Гремячки. Через третьи, южные, шла дорога к селу Кидекше, в которой находилась резиденция князя Юрия Долгорукого[2].

Недалеко от устья Каменки был построен княжеский замок с прилегающим к нему белокаменным храмом. В этот момент во Владимиро-Суздальском земле укреплялась княжеской властью, что не нравилось боярской знати Суздаля. Заговорщики из числа бояр проникли в покои великого князя Андрея Боголюбского и убили его. Горожане в борьбе за великокняжеский стол после смерти Боголюбского в 1174 году поддержали его наследников и их политику сдержек боярской знати. Всеволод Юрьевич и его преемник, сын Георгий Всеволодович, строят новые фортификационные сооружения (1192 год), обновляют собора Мономаха, а в 1222—1225 годах полностью его перестраивают.

В XIII веке у окраин Суздаля строятся монастыри: с севера был основан Троицкий монастырь, с северо-запада — Александровский, который по преданию был основан Александром Невским; к югу от города у реки Мжары — Введенский, с востока — на изгибе Каменки — Васильевский. В феврале 1238 года при монголо-татарском нашествии Суздаль был сожжён и разрушен, его монастыри и храмы сильно пострадали. Но жизнь в городе не угасла, уже в 1262 году суздальцы учувствуют в восстании городов северо-востока против монголо-татарского иго, которое было жестоко подавлено[3][4].

В XIV веке усиливается Суздальско-Нижегородское княжество, столицей которого становится богатый центр Поволжья Нижний Новгород. Роль Суздаля в это время также возрастает, город растёт и обстраивается. Нижегородские князья Борис и Андрей Константиновичи основывают в Суздале новые монастыри — Покровский на правом берегу Каменки и Спасский (Спасо-Евфимиев) на левом берегу. Эти монастыри усилили оборону города с северной стороны.

Так как постройки древних монастырей были деревянными, от ранней эпохи не сохранилось никаких остатков. Монастыри занимали крайние точки города и выполняли помимо прочего фортификационную роль. Город, располагающийся в их пределах вплоть до наших дней, не вышел за изначальные границы, что и определило места архитектурных ансамблей, созданных суздальскими зодчими XVIXVII веков. После падения в 1392 году Суздальско-Нижегородского княжества Суздаль сходит с политической арены.

С XIV века город является центром Суздальской епископии, одной из богатейших феодальных организаций. Епископский двор помещался в кремле около перестроенного собора, где была построена и новая каменная домовая церковь епископа. В это время кремль насчитывал уже пятнадцать башен. На его небольшой территории было ещё семь деревянных церквей, пять из которых располагались у его восточного вала, и ещё четырнадцать деревянных церквей сосредоточились в центре посада. Рождественский собор, шатры крепостных башен и высокие силуэты кремлевских деревянных церквей образовали архитектурное ядро Суздаля.

Оживлении культурной жизни города связывают с деятельность суздальского и нижегородского епископа Дионисия. В 1377 году по его заказу монахом Лаврентием был составлен Лаврентьевский летописный свод. Из Константинополя в Суздаль попадают вывезенные из Византии Дионисием иконы и произведения прикладного искусства. В 1383 году распоряжением Дионисия был создан великолепный ковчег, богато украшенный чернью, эмалью и позолотой. Сохранившаяся в суздальских монастырях живопись, свидетельствует о развитии иконописного искусства, в которое глубоко проникли традиции домонгольской поры.

Во время пожара 1719 года крепостные стены сгорели и в дальнейшем их не восстанавливали. Древний вал в XVIII веке был срезан, сейчас эта площадь для прогулок, разрывы в крепостной насыпи указывают на места в которых ранее располагались башни.

«Великий князь Гюрги заложи церковь каменьну святыя Богородица в Суждали, на первем месте, заздрушив старое зданье, понеже учала бе рушитися старостью и верх ея впал бе; та бо церкы создана прадедом его Володимером Мономахом и блаженным епископом Ефремом...Создана бысть церкы святая Богородица в Суждали и священа бысть епископом Симоном в 8 день сентября.»

Лаврентьевская летопись

Рождественский собор является древнейшим памятником белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода, его строительство велось с 1222 по 1225 год (по другим сведениям в 1148 году). Собор был построен на месте храма заложенного Владимиром Мономахом. Изначально, стены собора были выложены внутри из кирпича-плинфы и облицованы с обеих сторон плитами известняка. Сочетание плинфяного и белокаменного строительного материала суздальского собора отличает его от остальных памятников Владимиро-Суздальского зодчества. Фасады стен и порталы древнего храма были богато украшены резьбой.

В результате пожара 1445 года храм рухнул. В 15281530 годах его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и надстроили из кирпича, сохранив при этом позакомарное покрытие. Число глав, вместо трёх старого собора, было доведено до пяти. Большие изменения в облике собора были связаны с деятельностью митрополита Илариона в 16821707 годах. По его распоряжению в соборе были разобраны хоры и прорублены окна верхнего яруса.

XVII век стал тяжёлым периодом в истории Суздаля. В результате польско-литовского вторжения в 1608—1610 годах город был сильно разрушен, на его посаде уцелело всего 78 дворов из 414. В 1634 году на Суздаль совершили разорительный налёт крымские татары. В 1644 году из-за городского пожара сильно пострадал посад. В 16541655 годах случилась эпидемия моровая язва из-за которой вымерла половина города. Таким образом, на протяжении столетия город не отстраиваться и практически не рос.

В 1719 году город страдает от очередного пожара, практически уничтожившего город, и вслед за ним разразилась новая эпидемия. В 1767 году в Спасо-Евфимиевом монастыре создают центральную тюрьму для духовных и политических преступников. И наконец, Петровские реформы подрывают экономическое могущество церкви и монастырей, а в конце века упраздняется и суздальская епископия[3].

Но тем не менее, с XVIII по XIX век собор продолжает обстраиваться. Например, в 1896 году, с западной стороны храма была достроена паперть. В 1937-1940 годах закрытый для богослужения собор становится объектом исследований Александра Дубынина и Алексея Варганова. В ходе исследования был обнаружен фундамент храма времён Мономаха, что подтвердило сведения Лаврентьевской летописи о месте строения собора. При реставрации в 1954 — 1955 годах Рождественский собор был освобождён от позднейших обстроек. В 1960-х годах собор приобрёл тот вид, который и дошёл до наших дней. В 1987 году проводились археологические земляные работы около собора под контролем Валерия Анисимова и В. П. Глазовым. В 1991 году в соборе, долго стоявшем «без пения» прошли первые торжественные богослужения. В феврале 1992 года между музеем и Владимиро-Суздальской епархией было подписано соглашение о совместном использовании собора. С 1993 по 2004 год в соборе проводились восстановительные работы: укрепляли несущие конструкции, для предотвращения разрушительного процесса, реставрировали фрески и белокаменные стены.

Ансамбль архиерейского двора сложился в течение нескольких столетий — с XV по XVIII век. Стены заложили в 1568 году вблизи Рождественского собора. В XVI веке чуть поодаль построили трапезную церковь с восьмискатным покрытием, маленькой главкой, галереей на арках и крытым крыльцом с черепичным шатром. В 1635 году перед собора вырос выстроили восьмигранный столп колокольни с высоким шатром и часами-курантами. В среднем ярусе столпа помещалась домовая церковь.

При митрополите Иларионе архиерейских двор претерпел серьёзные изменения. Практически заново был создан сложный архитектурный комплекс. Был выстроен северный корпус с парадным приёмным залом архиерейского дома — Крестовой палатой, которая на втором этаже под углом соединяется с трапезной церковью и колокольней. Галерея, которая соединила с северным корпусом колокольню представляет собой удивительно красивую арочную постройку. В современное время она реконструировалась на основании археологических находок[1].

Архитектурный комплекс

Собор Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы

Вид Собора Рождества Богородицы до наших дней в своей изначальной форме не сохранился по ряду причин, а именно: неудачное размещение собора рядом со рвом, нарушение традиционных пропорций храма за счёт повышения древних сводов, нетрадиционная техника кладки из кирпича и белого камня. Всё это привело к ухудшению состояния храма, многочисленным ремонтам и перестройкам древнего собора.

Строителями собора, судя по его кладке, были приведенные Мономахом киевские мастера. Это подтверждает архитектурная техника киевского юга по использованию тонкого кирпича — плинфы. От постройки XIII века сохранилась нижняя часть до аркатурно-колончатого пояса. Сохранился и фрагмент фресковой росписи в нижней части стены.

По своей архитектуре собор очень вытянут по продольной оси за счёт удлинения алтарной части. К главным входам с трёх сторон примыкают притворы, создающие крестообразность плана здания. Фасады членятся лопатками и опоясаны аркатурно-колончатым фризом. В отличии большинства памятников архитектуры XII века.

Собор был сложен в основном из плит пористого туфа, который создавал ноздреватую, пластическую поверхность стен. Первоначально стены были покрыты лишь известковой обмазкой. Из гладких белокаменных плит была выполнена лишь часть архитектурных деталей: профиль цоколя, лопатки фасадов, полуколонки алтарных апсид, колончатый пояс, резные порталы собора. Такое сочетание придавало собору необычный, аутентичный вид: чёткие белокаменные резные детали контрастно и эффектно выступали на неровном смятом фоне стены. А кроме этого, строительство храма с кладкой из более дешевого материала — туфа, было практичнее. Собор, палаты и связанная с ними переходом колокольня образуют замкнутый парадный двор[5].

Архиерейские палаты

Архиерейские палаты

Каменные Архиерейские палаты около собора упоминаются в сообщениях о городском пожаре 1577 года. С середины XX века в палатах расположен музей. Исследования Варганова выявили, что древнейшей в составе комплекса является угловая юго-восточная часть — епископские палаты конца XV века. На месте северного крыла корпуса против западного портала собора в XVI веке стояла церковь Ивана Богослова. Основной корпус палат, обращенный фасадом с широкими окнами, обрамленными разнообразными наличниками, в соборный двор, был тесно связан с собором как в композиционном, так и в бытовом отношении[2]. Платон (Левшин), 1792 год:

Положение места посредственное, окружено строением, но дом старинный, не малый, и по древности представляет вид важный и епископскому пребыванию приличный; покоев в нём довольно; зала в длину 10 сажен, а в ширину 8, без столпа, каковой палаты величиною едва ли где по древности есть, но жаль, что она перегорожена недавно и тем уменьшена, и что в ней было особеннаго, чрез то отнято[6].

Исследовательские работы, проведенные Алексеем Варгановым до 1951 года, позволили создать проект реконструкции Архиерейских палат. Два торжественных широких лестничных марша вводили в обширные сени, пройдя которые можно было в огромный бесстолпный зал Крестовой палаты — главное парадное помещение второго этажа митрополичьего дворца, своды которого были разобраны в 1874 году. За ним располагался ряд комнат бытового назначения. Нижний сводчатый этаж занимали хозяйственные службы двора и складские помещения. В XVIII веке трапезная епископская церковь была объединена с основным корпусом палат. Чтобы представить себе их первоначальный облик, следует дополнить его высокими четырёу4хскатными кровлями — «колпаками»[4]. В настоящее время в палатах размещается экспозиция, посвящённая истории Суздаля и его кремля.

Никольская церковь

В западной части кремля находится деревянная Никольская церковь, построенная в 1766 году и перевезённая из села Глотово Юрьев-Польского района в 1960 году, на место утраченной церкви Всех святых XVII века. Церковь Николы — один из примеров простого и древнего типа деревянных конструкций, не лишённая однако соразмерности и красоты форм.

Культурная значимость

Суздальский кремль и его ансамбль признаны объектом культурного наследия федерального значения, все они открыты как музей, в соборе проводятся службы. КПопулярностью среди туристов пользуются христианская церковь Рождества Богородицы и Крестовой зал Архиерейских палат, где сотни лет назад проводились торжественные приемы.

С 1992 года Суздальский кремль является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО[7].

Экспозиция

Экспозиция музея Суздальского кремля включает в себя памятники декоративно-прикладного искусства и древнерусской живописи XIII—XVII веков, хранившиеся в стенах древнего храма. Внутри собора можно увидеть Златые врата XIII века, сделанные в технике огневого золочения, которую на Русь привезли из Византии. От древнего убранства собора сохранились росписи XIII века — в алтарной части и фрагментарно в самом соборе, их можно увидеть на стенах и сводах. Собор расписывали также в 1630-е годы, частично фрески, созданные в это время, в соборе сохранились. Обновление древней росписи стен проводились в 1855—1856 годах под руководством художника из Шуи Ивана Быкова. Иконостас создан между 16831696 годами артелью митрополита Илариона. Несколько икон были написаны царским изографом Георгием Зиновьевым. Одним из самых древних предметов из числа представленной соборной утвари является медное паникадило XVI века, дарованное собору князем Иваном Шуйским в 1604 году, а также выносной фонарь XVII века, и водосвятная чаша XIX века изготовленная в виде самовара, с четырьмя кранами для раздачи святой воды прихожанам[8][1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Музейный комплекс «Кремль». Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Дата обращения: 2 августа 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 Воронин Н.Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. — М.,: Искусство, 1967.
  3. 3,0 3,1 Заграевский С. В. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — М.:: Алев-В, 2008.
  4. 4,0 4,1 Воронин Н. Н. . Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. — М.:, 1962.
  5. Суздальский кремль: история и достопримечательности. Дорогами срединного пути. Дата обращения: 23 августа 2023.
  6. Путевые записки преосвященного митрополита Платона Московского и Калужского, в Ярославль, Кострому и Владимир // Русский вестник. — 1841. — Т. 3. — С. 502—522. Архивировано 9 февраля 2019 года.
  7. Суздальский кремль // Комсомольская правда : Газета.
  8. Маршрут по Суздалю: кремль, колокольни и монастырские пирожки. Культура.рф. Дата обращения: 23 августа 2023.

Ссылки

Литература

  • Алпатов М. В. Искусство Древней Руси. Памятники XI—XVII вв. — М., 1969.
  • Бобков К. В., Шевцов Е. В. Символ и духовный опыт православия. — М., 1996.
  • Болотов И. А. Лекции по истории древней церкви. — М., 1995.
  • Вагнер Г. К. Декоративное искусство в архитектуре Руси X—XIII веков. — М., 1964.
  • Вагнер Г. К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси, Юрьев-Польской. — М., 1964.
  • Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси. XII век. Владимир. Боголюбово. — М., 1969.
  • Вагнер Г. К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. — М., 1974.
  • Василенко В. М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. I в. до н. э. — XIII век н. э. — М., 1977.
  • Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. — М., 1983.
  • Воронин Н. Н. Древнерусское искусство. — М., 1962.
  • Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. — М., 1962.
  • Воронин Н. Н. — Памятники владимиро-суздальского зодчества XI—XIII веков. — М., 1962.
  • Голейзовский Н., Овчинников А., Ямщиков С. Сокровища Суздаля. — М., 1970.
  • Древнерусское искусство. Сборники статей. Т. 1. Древнерусское искусство XV — начала XVI веков. — М., 1963.
  • Ильин М. А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. — М., 1976.
  • Кудрявцев М. П. Русский храм // К Свету. 1994. № 17. С. 59
  • Кудрявцев М., Кудрявцева Т. Русский православный храм: Символический язык архитектурных форм // К Свету. 1994. № 17. С. 60
  • Троицкий Н. Христианский православный храм в его идее // К Свету. 1994. № 17. С. 26