Золотые ворота (Владимир)
Арка | |||
Золотые ворота | |||
---|---|---|---|
Страна | Россия | ||
Город | Владимир | ||
Строитель | Андрей Боголюбский | ||
Строительство | 1158—1164 годы | ||
Статус |
| ||
Объект всемирного наследия | |||
White Monuments of Vladimir and Suzdal. The Golden Gate (Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Золотые ворота) |
|||
Ссылка | № 633-002 в списке объектов всемирного наследия (en) | ||
Критерии | (i), (ii), (iv) | ||
Регион | Европа и Северная Америка | ||
Включение | 1992 (16-я сессия) | ||
Сайт | vladmuseum.ru/ru |
Золоты́е воро́та — городские ворота, построенные 1164 году по указу великого князя Андрея Боголюбского. Относились к оборонительной линии города Владимира; памятник белокаменного древнерусского зодчества и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Помимо оборонительного предназначения, золотые ворота выполняли роль триумфальной арки. В мирное время они служили главным въездом в Новый город — богатую княжеско-боярскую часть Владимира. Из-за действующей надвратной церкви им присуще также и религиозное значение[1].
История
В 1157 году, после смерти князя Юрия Долгорукого, его сын, Андрей Боголюбский, становится князем Ростовским, Суздальским и Владимирским. Своим решением он переносит столицу княжества из Ростова во Владимир[2].
«Град Владимерь заложи велик зело попремногу болши первого. Хощу бо сей град обновити митропольею, да будет сей град великое княжение и глава всем»
Строительство земляных валов для укрепления Владимирской крепости, получившей название Печернего города, было начато ещё в 1108 году по распоряжению Владимира Мономаха[3]. До середины ХІІ века оборонительная линия претерпела лишь незначительные изменения: у западной черты был выстроен белокаменный Георгиевский храм. Масштабные работы по возведению новых линий валов и защитных сооружений, которые шли с 1158 по 1164 год, были предприняты Андреем Боголюбским уже после переноса столицы княжества. Фортификационные укрепления представляли собой дерево-земляные сооружения в виде валов и стен.
Тогда же было начато строительство двух городских ворот: Золотых ворот, сохранившихся до наших дней, расположенных у западной линии обороны города, и Серебряных. Серебряные ворота не сохранились; по летописным сведениям, они были построены на восточной стороне города. Название «Золотые ворота» являлось отсылкой к парадным Золотым воротам первой столицы древней Руси — Киева и столицы христианского мира — Константинополя, с которыми теперь соперничала по красоте столица Владимирского княжества. Историк Николай Воронов полагает, что створки ворот были отделаны позолоченными украшениями. По всей вероятности золочёная медь, обильно применявшаяся в декоративной отделке храмов того времени, была использована и в отделке главных ворот Владимира[4].
Основу для строительства заложили в 1158 году, работы вела бригада мастеров Ростово-Суздальского княжества, сформировавшаяся ещё при князе Юрии Долгоруком.
«Князь же Андрей бе город Володимерь силну устроил, к нему же ворота златая доспе, а другая серебром учини»— Ипатьевская летопись
Весной 1164 года завершилось возведение парадных ворот, украсивших главный въезд в новую столицу княжества. Для строительства был использован белый камень. Готовые ворота представляли собой высокое квадратное сооружение с проездной аркой и гульбищем, по периметру ворот, на которое можно было выйти по внутристенной лестнице. На гульбище располагалась надвратная церковь — четырёхстолпный одноглавый крестово-купольный храм, освящённый в 1164 году в честь праздника Положения Риз Богородицы. В этому же году случилась и катастрофа, связанная с только что законченным строительством.
Житие великого князя Андрея Боголюбого
По совершении же Богоматерня храма и духовном веселии великий князь Андрей большею ревностию к строению святых церквей разжеся, и помысли, чтоб в великом земляном городе среди осыпей, во утверждение всего града, врата Златыя (по подобию Киевских) устроити и на них церковь Положения ризы Пресвятыя Богородицы создати, и повеле рвы копати, бут бутити и камение тесати, еже и содеваху делатели со всяким усердным прилежанием. Заложенныя в прошедшем лете Златыя врата и на них церковь совершишася; ради же видения красоты их вскоре леса подмостныя сбраша, еще извести мокрой сущей, и ту ко вратом града народу многу сшедшуся зрети красоты их, инии же и во врата внидоша, и в то время свод врат паде, в них же дванадесят человек камением засыпа. Великий же князь Андрей, услышав сие, припаде со слезами к чудотворному Пресвятыя Богородицы образу, повинна себе творя пагубе людстей. И по молитве, егда разобраша камение, всех оных дванадесят человек, их же камение засыпа, живых обретоша и ничимже врежденных милостию Пресвятыя Богородицы и молитвами великаго князя Андрея. В приидущее же лето оныя падшия Златыя врата паки созда и церковь на них освяти, и иерея к ней с причетники определи, и милостынею довольною их снабди.
Сказание о чудесах иконы Владимирской богоматери
Бе бо еще не суха известь во вратех, абие же внезапу и стергшися от стен врата и падоша на люди… и взяша врата, и видеша сущих под враты живых и здоровых.
Согласно тексту жития Андрея Боголюбова, а также иллюстрациям Лицевого летописного свода XVI века и росписи 1764 года палат Андрея Боголюбского в Боголюбове, где представлено разрушение свода Золотых ворот, можно утверждать, что при завершении строительства из-за инженерных просчётов случился обвал неокрепшей кладки, засыпавший камнями людей, хотя в «Сказаниях о чудесах иконы Владимирской богоматери» говорится о падении лишь самих воротных полотнищ. Историк Василий Ключевский также склоняется к версии, что катастрофа заключалась всего лишь в падении воротных створ. Так или иначе, после молитвы князя Боголюбова перед иконой Владимирской Богоматери людей вызволили из-под завала живыми. Это событие было приписано «чуду» Владимирской иконы[5].
Золотые ворота наряду с несохранившимися Медными, Ириниными, Серебряными и Волжскими воротами представляли единую систему оборонительных укреплений, но Золотые ворота выделялись среди них красотой и служили парадным въездом в город. В своё время через них торжественно, после военных удач возвращались владимирские князья Андрей Боголюбский, Всеволод III Большое Гнездо и Александр Невский.
В феврале 1238 года, во время нашествия хана Батыя, Золотые ворота выдержали штурм татарских орд. Именно с западной равнинной стороны был направлен главный удар монголо-татарских войск[6]. Золотые ворота оставались неприступны для неприятельской армии, но деревянные стены не выдержали атаки. Рухнули большие участки стены южнее Золотых ворот, у Ирининых ворот, у Медяных ворот и у Волжских ворот. Город был взят[7].
В начале XVIII века набеги кочевников прекратились и Золотые ворота перестали играть фортификационную роль. Надвратная церковь обветшала, нуждалась в реставрации и церковные службы в ней прекратились. В 1778 году Золотые ворота сильно пострадали во время городского пожара.
«Иван Васильевич пошёл осматривать город без руководства и невольно изумился своему глубокому невежеству. Даром что он читал некогда историю, но он ничего твёрдого и определительного удержать из неё не мог. В голове его был какой-то туманный хаос — имена без образов, образы без цвета. Он припомнил и Мономаха, и Всеволода, и Боголюбского, и Александра Невского, и удельное время, и набеги татар, но припомнил, как школьник твердит свой урок. Как они тут жили? что тут делалось? — кто может это теперь рассказать? Иван Васильевич осмотрел Золотые ворота с белыми стенами и зелёной крышкой, постоял у них, поглядел на них, потом опять постоял да поглядел и пошёл далее. Золотые ворота ему ничего не сказали.»
В 1795 году губернский архитектор Иван Чистяков разработал «Прожект, учиненной в плане и фасаде для укрепления и возобновления древнего здания, состоящего в городе Владимире у земляного валу, под названием Золотых ворот, и находящейся сверх оных церкви». По этому плану полной перестройке подлежала церковь, а древняя лестница должна была быть заменена новой деревянной. Проект Чистякова дополнил композицию ворот контрфорсами, имеющими градостроительную цель: сформировать вокруг Золотых ворот законченный фрагмент городского архитектурного ансамбля. К 1810 году проект Чистякова был реализован[6].
Надвратная церковь хотя и была освящена, но службы в ней не проводились. В 1814 году Иван Быков от имени владимирского дворянства подал прошение епископу назначить к Ризположенской церкви священнослужителя за счёт пожертвований дворян. Но хотя службы и стали совершаться, штатного причта церковь не получила.
В 1834 году была составлена «Опись каменному зданию, называемому Золотые ворота». Согласно описи в пристройках помещения располагались отдел полиции и арестантская, пожарные инструменты, пробирная палатка и три лавки, сдаваемые в аренду. Церковные службы вновь прекратились, как следует из донесения губернатору от 1853 года: «С давнего времени не совершается божественная служба в церкви, находящейся на Золотых воротах. Причина этого заключается как в прежнем неустройстве лестниц, переходов и всего вообще церковного здания, так и в неимении денежных средств на покрытие церковных расходов и содержание священнослужителей». Лестница, согласно документам, «нуждалась в очистке и поправке»[4][6].
В 1864 году при устройстве городского водопровода городской голова купец Александр Никитин выдвинул предложение начать использовать Золотые ворота как водонапорную башню, разместив резервуар с водой в надвратной церкви. Но вместо этого губернатор города назначил на службы в храм постоянного священника с содержанием от городской казны — студента семинарии Симеона Никольского. Молодой священник изучает древние книги, в которых упоминается надвратная церковь и вскоре выходят его краеведческие публикации, в том числе большая статья «Золотые ворота и на них церковь Положения Ризы Господней». Он первый трактует название ворот, как отсылку к Золотым воротам Константинополя, воздвигнутым Феодосием Великим, от которых именование перешло к киевским и владимирским воротам «только по одному названию». Симеон изучает также причину переосвящения церкви в честь Положения Ризы Господней, если изначально она была освящена в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы, как большинство храмовых посвящений Андрея Боголюбского. Он предположил, что церковь переосвятили в 1625 году, после передачи Москве частицы Ризы Христовой, присланной шахом Аббасом[9]. Он также открыл и восстановил древнюю лестницу в южном пилоне и арочный проём для выхода на боевую площадку над створами ворот[6].
В 1873—1874 годах владимирские купцы Николай Боровецкий и Павел Седов на собственные средства отремонтировали ход наверх и устроили в юго-восточной башне часовню с иконой Владимирской Божией Матери и образом Андрея Боголюбского. Открытие произошло 29 июня 1874 года, в день 700-летия гибели князя. В 1924 году, при советской власти, часовня была закрыта, а сам памятник с 1918 года перешёл в ведение Губмузея. Сразу же после этих событий северная пристройка Золотых ворот была приспособлена под жильё, первое время там проживал главный пожарный[10].
В июле 1942 году из-за угрожающего состояния ворот указом горисполкома проезд под аркой Золотых ворот был закрыт, так как проезжающие грузовики обкалывали кладку углов и расшатывали здание.
В 1961 году в здание было проведено местное отопление, а в 1972 году его подключили к ТЭЦ. В 1987 году по инициативе музея фирмой «Владимирреставрация» было проведено инженерное обследование памятника, которое выявило большую нарастающую деформацию из-за установленных в 1949 году растяжек троллейбусной линии.
В 1988-1989 годах во время работ художника-реставратора Александра Некрасова на кирпичных пристройках и древних белокаменных частях в проездной арке были раскрыты фрагменты древней живописи.
Архитектура
Изначально Золотые ворота представляли собой две параллельные белокаменные стены с лопатками на внутренней стороне, переходившими в арочные перемычки большого полуциркульного свода. На лопатках на уровне арочной перемычки устроен ряд глубоких квадратных гнёзд, куда были введены при кладке стен массивные деревянные брусья, служившие балками для настила боевой площадки. Эти балки условно разделили пролёт ворот на два этажа. На верхний этаж, где располагалась боевая площадка, в центре которой стояла надвратная церковь, вела лестница. Боковые стены ворот, расширяющиеся книзу, для сцепления с примыкающими насыпями были прорезаны глубокими нишами[4].
Высота сооружения составляла около 14 м. В город вели мощные дубовые створы, покрытые золочёными медными листами. В пролёте ворот для упора воротных створок была выведена малая арочная перемычка. По обе стороны от центральной арки выстроены массивные башни, а в верхней части — часовня[11]. В стенах арки сохранились массивные кованые подставы петель ворот и паз для толстого засова. Существующая арка хотя и переложена, но всё же сохранила в пятах характерные карнизы, аналогичные карнизам подпружных арок большого свода. В толще южной стены располагалась лестница, ведущая на боевую площадку. Через северную стену можно было выйти к укреплённым земляным валам[4][6].
Ворота называемая Золотые… отменной архитектуры, на коих и церковь, и как соборная церковь, так и оные ворота требуют починки, а ест-ли вскорости починены оные не будут, то сожалетелно, что оная древность совсем в забвение придёт.А. И. Свечин
В неизменном виде сохранились: основа из камня, петли для навешивания дверей, и остатки деревянного настила оборонительной площадки[11].
Реставрационные работы
Хотя арка и боковые пилоны дошли до нас практически в неизменном виде, внешний вид ворот далёк от первоначального. Это связано в первую очередь со следующими событиями, произошедшими в истории Владимира[11]:
- нашествие монголо-татар в XIII веке, использовавших стенобитные машины при штурме города;
- ремонт надвратной церкви во второй половине XV века;
- городской пожар 1536 года;
- восстановительные работы в конце XVII века;
- городской пожар 1778 года;
- строительные работы конца XVIII века, в ходе которых заново выстроили пострадавшую при пожаре церковь, пристроили дополнительные опоры и заменили лестницу в южной стене.
В Ипатьевской летописи в 1469 году была сделана запись: «Во Владимире обновили две церкви камены, Воздвиженье в торгу, а другую на Золотых воротех, а предстательством Василия Дмитриева сына Ермолина» — по факту это была одна из первых реставраций объекта, предпринятая московским правительством. После городского пожара 1536 года, уничтожившего деревянные степы крепости, Золотые ворота подвергались переделке. Восстановительные работы вёл горододелец Истома Курчев.
Церковь Положения Честныя Ризы Пресвятыя Богородицы, что на Златых вратех каменная, строена купно с теми воротами, так называемыми Златыми… Оная, по прошествии нескольких лет от нашествия безбожных иноплеменников опустев, стояла без пения праздна многие лета, но с 1687 года возобновлена.«Топографическое описание провинциального города Володимера с уездом»
В 1822 году был начат сбор средств на восстановление изначального облика исторического объекта. 4 января 1827 года был утверждён план губернского архитектора Евгафа Петрова по реставрации фасада с восточной и западной сторон, но строительный комитет Министерства внутренних дел не поддержал эту инициативу.
Вопрос о реставрации в1862 году памятника архитектуры поднимал Николай Артлебен, который сделал и опубликовал в атласе к «Трудам I Археологического съезда» первый обмер Золотых ворот. Его инициативу поддержал владимирский архитектор Иван Карабутов, приготовивший детальные чертежи, однако реставрационные работы проведены не были. Повторно поднял вопрос в 1870-х годах, приурочив его к годовщине празднования 700-летия со дня смерти князя Андрея Боголюбского, владимирский губернатор Владимир Струков, взявший за основу чертежи Артлебена, но дело, переданное на рассмотрение министерства, было закрыто за недостатком средств.
В 1910 году была организована комиссия по реставрации Золотых ворот. В неё вошли архитектор Иван Карабутов и священник Павел Ильинский. Перед бригадой реставраторов были поставлены следующие задачи: устройство двери с медной золочёной обивкой, орнаментация сводов, стен и пилонов соответственно времени построения памятника.
Второй серьёзный ремонт проводили в 1948—1956 годах, работы носили консервационный характер для сохранения объекта от дальнейших разрушений. В здании в разное время располагались «Облпроект», архив МВД, выставочный зал Владимирского областного краеведческого музея. Работы были проведены региональными реставрационными мастерскими без предварительного научного обследования здания, без обмерных чертежей и исследования прочности конструкций. В ходе работ была разобрана деревянная лестница, покрыты сусальным золотом глава, крест и надвратные украшения. С 1955 по 1956 год частично затронуты внешняя часть древних белокаменных построек, а именно — восстановлены арки лестничного входа и первой лестничной площадки. Автором и руководителем проектных работ выступал Александр Столетов. Им же в 1966 году был создан подробный проект реконструкции Золотых ворот с пояснительной запиской, анализом графического материала и закономерностей построения архитектурных форм белокаменных памятников.
В 1972 году проведён капитальный ремонт в интерьере, устроена вентиляция, а пол храма заменен на белокаменный.
В начале 2023 года Министерство культуры России провело торги и заключило с подрядчиком контракт стоимостью 139 миллионов 285 тысяч рублей на комплексную реставрацию сооружения. Согласно подписанному договору, на реставрационные работы затратят почти 60 миллионов рублей, из которых 52,5 миллиона потратят на сопутствующие реставрации работы, а оставшаяся часть средств пойдёт на такие статьи расходов, как электричество, водоснабжение и водоотведение, организацию вентиляции и кондиционирования, на систему пожарной сигнализации, а также ремонт элементов благоустройства территории, пусконаладочные работы, утилизацию строительного мусора, производство работ зимой, непредвиденные затраты и компенсацию налога на стоимость материалов и оборудования.
19 июня 2023 года проект реставрации исторического объекта получил положительную экспертизу, после чего, в начале июля, начались подготовительные работы[12]. Вечерняя подсветка ворот, отключение которой в начале года привело к недовольству горожан, возобновится после завершения реставрации[13].
Музей
В октябре 1955 года краеведческому музею передали исторический объект Золотые ворота, а в 1957 году была открыта выставка картин XVII-XVIII веков. Ещё через три года на бывшей боевой площадке второго этажа была открыта Военно-историческая экспозиция[14], центральное место в которой было отведено диораме драматических событий февраля 1238 года, когда город был захвачен монголо-татарскими войсками, а защитники Владимира и население города и близлежащи посёлков, укрывшееся в крепости, были убиты. Автор диорамы народный художник РСФСР Е. И. Дешалыт.
Кроме этого, на выставке можно увидеть оружие и обмундирование различных эпох: боевые болты владимирского крепостного самострела XIII века, кольчугу, арбалет начала XVII века, гладкоствольные кремневые ружья суворовской армии, стальная кираса 1812 года, мундир русского гренадера, российские награды и турецкое трофейное оружие конца XIX века. В память о Великой Отечественной войне представлены личные вещи офицеров, письма, образцы оружия, военная форма[1].
Среди экспонатов есть бронзовая скульптура «Минин и Пожарский» из разрушенного в 1930-е годы мавзолея на могиле Дмитрия Пожарского в Суздале, и прижизненный портрет великого полководца Александра Суворова. В зале надвратной церкви можно увидеть наградные знамёна полков, отличившихся в сражении под Плевной во время русско-турецкой войны.
Есть и краеведческая часть экспозиции — галерея героев-владимирцев с их портретами, некоторыми историческими документами и вещами.
Культурная значимость
В 1992 году Золотые ворота, как величайший памятник древнерусской архитектуры вошёл в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Так как во время нашествия Золотой Орды город был разграблен, согласно легенде, золоченые створки ворот были вывезены вместе с другими ценностями в ставку Орды. Они не найдены до сих пор и внесены в реестры ЮНЕСКО как утраченные шедевры. Однако, согласно другой версии, драгоценные створки были спрятаны в одном из городских тайников или утоплены горожанами в Клязьме, чтобы они не достались врагу[11]. И тем не менее, Золотые ворота до сих пор остаются символом военной славы древнего города. По мнению историка Николая Воронина, владимирские Золотые ворота не имели аналогов в средневековой Европе[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Золотые ворота во Владимире . Путь-дорога: туризм в Московской области. Дата обращения: 28 июля 2023.
- ↑ Таблица “Основные события относящиеся к внутренней политике Андрея Боголюбского” До начала княжения в Киеве . ИНФОРМА.РУС. Дата обращения: 28 июля 2023.
- ↑ Владимир Мономах . Владимирское краеведение. Дата обращения: 28 июля 2023.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV веков. В 2-х томах. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. — Т. 1.
- ↑ Сиренов А. В. Житие Андрея Боголюбского. Сб. статей.. — Москва – Владимир, 2009. — С. 207–240.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Тимофеева Т. П. Золотые ворота во Владимире. — М.: Сев. паломник, 2002.
- ↑ Самсонов Александр. Как войска Батыя штурмовали Владимир . Военное обозрение (7 февраля 2018). Дата обращения: 29 июля 2023.
- ↑ Соллогуб В. А. Соллогуб Владимир Александрович. — М.: Нигма, 2021.
- ↑ Семен Яковлевич Никольский . Владимирское краеведение. Дата обращения: 29 июля 2023.
- ↑ Военно-историческая экспозиция в Золотых Воротах . Владимирское краеведение. Дата обращения: 29 июля 2023.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 Кто входил через Золотые ворота Владимира в древности и чем они знамениты сегодня . ArchitectureGuru (Архитектурные сооружения мира). Дата обращения: 28 июля 2023.
- ↑ Алексей Котмышев. Во Владимире начинается комплексная реставрация Золотых ворот . Комсомольская правда (13 июля 2023). Дата обращения: 29 июля 2023.
- ↑ Вера Куликова. Знаменитые Золотые ворота во Владимире останутся без подсветки до окончания реставрации . «Вести-Владимир» (14 марта 2023). Дата обращения: 28 июля 2023.
- ↑ Военно-историческая экспозиция в Золотых Воротах . Владимирское краеведение. Дата обращения: 29 июля 2023.
Литература
- Алпатов М. В. Искусство Древней Руси. Памятники XI—XVII вв. — М., 1969.
- Бобков К. В., Шевцов Е. В. Символ и духовный опыт православия. М., 1996.
- Болотов И. А. Лекции по истории древней церкви. — М., 1995.
- Вагнер Г. К. Декоративное искусство в архитектуре Руси X—XIII веков. — М., 1964.
- Вагнер Г. К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси, Юрьев-Польской. — М., 1964.
- Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси. XII век. Владимир. Боголюбово. — М., 1969.
- Вагнер Г. К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. — М., 1974.
- Василенко В. М. Русское прикладное искусства. Истоки и становление. I в. до н. э. — XIII век н. э. — М., 1977.
- Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. — М., 1983.
- Воронин Н. Н. Древнерусское искусство. — М., 1962.
- Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. — М., 1962.
- Воронин Н. Н. — Памятники владимиро-суздальского зодчества XI—XIII веков. — М., 1962.
- Голейзовский Н., Овчинников А., Ямщиков С. Сокровища Суздаля. — М., 1970.
- Древнерусское искусство. Сборники статей. Т. 1. Древнерусское искусство XV — начала XVI веков. — М., 1963.
- Ильин М. А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. — М., 1976.
- Кудрявцев М. П. Русский храм // К Свету. 1994. № 17. С. 59
- Кудрявцев М., Кудрявцева Т. Русский православный храм: Символический язык архитектурных форм // К Свету. 1994. № 17. С. 60
- Троицкий Н. Христианский православный храм в его идее // К Свету. 1994. № 17. С. 26
Ссылки
- Золотые ворота. Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
- В поисках Золотых ворот Передача канала Культура «Искатели».
- Физики и лирики: путешествие из Москвы в Плёс: Владимир и Золотые ворота Выпуск радио «Маяк».
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Объекты культурного наследия России по алфавиту
- Объекты культурного наследия России
- Всемирное наследие по алфавиту
- Статьи с шаблонами-карточками без имени
- Всемирное наследие в России
- Знание.Вики:Готовые статьи о культуре
- Знание.Вики:Готовые статьи по истории
- Все статьи
- Здания и сооружения Владимира
- Городские ворота России
- Здания и сооружения, построенные в 1164 году
- Ворота, построенные в XII веке
- Городские ворота Древней Руси
- Русская архитектура XII века
- Владимиро-суздальская школа зодчества
- Надвратные церкви России