Белокаменные памятники Владимира и Суздаля

Объект всемирного наследия ЮНЕСКО
Белокаменные памятники Владимира и Суздаля[* 1]
Белокаменные памятники Владимира и Суздаля[* 2]
White Monuments of Vladimir and Suzdal Montage.png
Страна Россия
Тип Культурный
Критерии (i), (ii), (iv)
Ссылка 633
Регион[* 3] Европа
Включение 1992 год (16 сессия)

Белока́менные па́мятники Влади́мира и Су́здаля — группа выдающихся памятников архитектуры, расположенных в древнерусских центрах культуры, включённая в 1992 году в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО[1]. Владимир и Суздаль занимают значимое место в истории русской архитектуры России. Восемь уникальных религиозных и общественных зданий XII—XIII веков, относящиеся к домонгольскому историческому периоду, построены из белого камня известняка местного происхождения, что делает их признанными в мировом масштабе памятниками архитектуры. Среди культовых объектов выделяются своей архитектурой Дмитриевский и Успенский во Владимире. Также памятники белокаменного зодчества находятся в других городах Владимирской области: Боголюбове, Суздале и Кидекше[2].

История возникновения

Древнерусские города Владимир и Суздаль, известные по летописным источникам с XI – начала XII века, сформировались как важные государственные и религиозные центры в середине XII века, при великом князе Андрее Боголюбском. Эти русские города стали известны всему миру благодаря своей архитектуре[3].

Со времён Вещего Олега и Игоря Старого старший в роду Рюриковичей князь именовался великим князем Киевским. Большим влиянием и богатством обладал Новгород. Но, имея вечевую форму правления, северная столица ограничивала княжескую власть. Княжение Владимира Мономаха завершило период, когда Киев выполнял роль объединяющего общерусского центра. После смерти Мономаха в 1125 году Киев стал постепенно утрачивать своё значение на фоне усиления других городов, в которых правили сыновья и внуки Мономаха. Его старшие сыновья стремились сохранить многолюдный Киев для своей династии. Ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий, сын Мономаха от второго брака, претендовал на киевский стол с 1146 года, что стало завязкой многолетней усобицы, когда «раздьрася вся земля руськая». В 1155 году мечта Юрия Долгорукого о киевском столе осуществилась, но киевское боярство противилось этому. В 1157 году Юрий умер после пира у одгого из киевских бояр. Сын Долгорукого Андрей Юрьевич не стремился в Киев и, став ростово-суздальским князем, принялся обустраивать свою вотчину[4].

В годы княжения Андрея Боголюбского сформировалась владимиро-суздальская архитектурная школа, известная белокаменным зодчеством и искусной резьбой по камню. Здания возводили не из кирпича (плинфы), а из местного белого камня, что позволяло вести строительство быстрее. Фасады зданий декорировались резьбой с фигурами людей, животных и растений. Изысканные пропорции, присущие белоснежным зданиям, в сочетании с резьбой по камню, визуально придавали им лёгкость. При этом постройки были гармоничное встроены в ландшафт[3].

Белокаменные памятники архитектуры, в том числе два архитектурных ансамбля, создавались на протяжении длительного времени, вплоть до монгольского нашествия. Во Владимире и прилегающих к нему территориях это Дмитриевский и Успенский соборы, Владимирские Золотые ворота, символизирующие столичный статус, Княжеский дворец Андрея Боголюбского в Боголюбово и храм Покрова на Нерли. К суздальскому ансамблю относятся Архиерейские палаты, расположенные на территории Суздальского кремля, Богородице-Рождественский собор, Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри, Церковь Бориса и Глеба в Кидекше[3].

Успенский собор во Владимире

Наиболее известным среди признанных шедевров русского белокаменного зодчества являются Успенский собор, являвшийся главным храмом Северо-Восточной Руси и отделанный золотом. Храм был расписан Даниилом Чёрным и Андреем Рублёвым, в нём находилась чудотворная Владимирская икона Божией матери.Строительство Успенского собора началось в 1158 году. Из тёсаного камня возвели шестистолпное, трёхнефное здание с одной главой и тремя притворами. Высота составляет 32,3 метра. Пилястры с коринфскими капителями разделяли фасад по вертикали, а по горизонтали здание на два яруса разделял аркатурный фриз. В закомарах располагались рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Сорок мучеников севастийских» и «Вознесение Александра Македонского на небо». В соборе сохранились капители 1158 года в форме лежащих львов. Фрагментарно сохранились росписи 1161 года с изображением пророков в северной галерее[5].

В 11851189 годах, в период княжения Всеволода Большое Гнездо, были построены обширные галереи с арками, апсиды перестроили. Единственную главу заменила конструкция из пяти глав. Аркатурный фриз оформили консолями с женскими и львиными масками, а также геральдическими изображениями. Скульптура перенесена на фасады галерей. К 1189 году относят изображения Авраамия и Артемия в юго-западной части, а также роспись на столпах за иконостасом[6].

Новую роспись собора в 1408 году вели Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Сохранились части фрески «Страшный суд» в западной части собора. В 1810 году рядом с собором была построена четырёхярусная колокольня с арками, которые позднее были заложены. Между колокольней, увенчанной позолоченным шпилем, и основным зданием в 1862 году воздвигнут Георгиевский придел, примыкающий с севера к нижнему ярусу колокольни[7].

Собор Дмитрия Солунского

Белокаменный Дмитриевский собор был построен в 1197 году. Он был освящён в честь Дмитрия Солунского, небесного покровителя князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Крестово-купольный храм в византийском стиле с четырьмя колоннами и тремя апсидами был окружён галереями. Башни с лестницами соединяли храм с дворцом. Первый ярус фасада не украшен, на втором имеются орнаменты, ложные арки и колонны, а на верхнем, третьем ярусе, здание декорировано резьбой. Золочёный купол шлемообразной формы увенчан широким крестом. Резьбу на белокаменных стенах выполняли греческие мастера, этим объясняют изображения рядом с фигурами святых мифических животных и химер. На всех фасадах центральной фигурой является царь-псалмопевец Давид с гуслями. Интерьер украшен фресками и деревянными образами. Здесь же находилась греческая икона Дмитрия Солунского[2].

На протяжении веков Дмитриевский собор многократно подвергался разграблению. В 1238 году Успенскому и Дмитриевскому соборам был нанесён значительный ущерб войсками хана Батыя. В 1536, 1719 и 1760 годах храм пострадал от пожаров. В 18371839 годах по приказу императора Николая I проведены реставрационные работы. После реконструкции собор утратил лестничные башни: их по ошибке посчитали более поздними постройками. В 1919 году собор Дмитрия Солунского был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику[2].

Золотые ворота во Владимире

Золотые ворота — это традиционный символ православия. Он связывает город с прообразом Константинополя. Золотыми назывались ворота, которые открывали главный въезд, проход на центральную улицу. Вслед за Константинополем Золотые ворота построили в Салониках, в Киеве, а затем во Владимире[8].

В XII веке вокруг Владимира проходил вал и стены с пятью воротами: Золотыми, Серебряными, Медными, Ириниными и Волжскими. Сохранились только Золотые ворота, являвшиеся главным въездом в столицу княжества. Золотые ворота построили в 1158 году, при Андрее Боголюбском. Первоначально строение имело форму квадратной в плане белокаменной башни, имевшей проездную арку, высота которой составляла 14 метров. Створки ворот были дубовыми, с покрытием из золочёной меди, а на арочной перемычке располагался настил из древесины. По каменной лестнице можно было пройти на гульбище – галерею с зубчатыми стенами. Надвратная церковь в честь Положения Риз Богородицы представляла собой крестово-купольный храм, одноглавый, с тремя арочными порталами и тремя апсидами, с резным поясом на фасаде[2].

Во время нашествия Батыя, в 1238 году, ордынцы ворвались во Владимир, сорвав створы ворот с петель. Покрытие из золочёной меди было похищено. В дальнейшем Золотые ворота многократно подвергались нападениям врагов. В конце XVIII века земляные валы при реконструкции Владимира были срыты. Чтобы укрепить ворота, в 1795 году по углам были пристроены контрфорсы, оформленные круглыми башнями. Ризоположенская церковь была отремонтирована, её своды полностью переложены. Так сформировался внешний вид Золотых ворот, сохранившийся до XXI века. Здание, в котором находится экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника, до 2025 года проходит реставрацию[2].

Дворец Андрея Боголюбского

Боголюбский дворец — белокаменные палаты великого князя Андрея Боголюбского, которые были построены по его велению в 10 километрах от города Владимира. Строительство резиденции князя велось в 11581165 годах и соответствовало традиции («Рюриково» городище в Новгороде, Вышгород в Киеве). Княжеский замок получил наименование Боголюбый, позднее — Боголюбово. Это повлияло на возникновение прозвища князя — Андрей Боголюбский. Частично сохранившийся дворец находится на территории одноимённого Боголюбского монастыря. Белокаменные княжеские палаты являются единственным зданием гражданского назначения, сохранившимся со времён домонгольской Руси[9].

Княжеский замок Андрея Боголюбского в летописях сравнивался с дворцом библейского царя Соломона. Белокаменные палаты отличались необычайной пышностью. Сохранились только княжеские палаты Андрея Боголюбского внутри храма Рождества Богородицы. В 1954 году советский исследователь Николай Воронин обнаружил под колокольней более позднего периода лестничную башню дворца. Перед зданием располагалась площадь, вымощенная белым камнем и оснащённая водостоками. Кроме лестничной башни, перестроенной в XVIII веке в шатровую колокольню, сохранился также переход на хоры Рождественской церкви, воздвигнутой в 17511758 годах. Более ранняя Рождественская церковь обвалилась в 1722 году, от неё сохранился лишь цоколь[9].

Белокаменные стены не спасли князя Андрея Боголюбского от нападения заговорщиков. Боярин Яким Кучкович и его сообщники в ночь с 28 на 29 июня 1174 года напали на князя. Рассказ «О убьении Андрееве» сохранился в Киевской и Владимирской летописях. Обследование мощей святого князя, проведённое в 1934 году и в последующие годы, подтвердило достоверность летописных сведений о том, что князь Андрей оказывал сопротивление и скончался от множественных колотых ран, вызвавших кровопотерю. Исследователи также опровергли первоначальное предположение о монголоидных чертах лица князя: он имел среднеевропейскую внешность[10]. Место гибели князя Андрея, расположенное в лестничной башне, которая соединена переходом с церковью, сохранилось. Также известна надпись (граффити) с именами убийц князя, сделанная на стене Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Причиной заговора могла быть месть[11]. Тело было брошено, лишь через неделю его погребли во владимирском Успенском соборе. Княжеский дворец в Боголюбове разграбили недруги, а сторонники Боголюбского были убиты. Самовластная политика Боголюбского, поначалу привлекавшая к нему сторонников, вызвала недовольство у бояр и не получила продолжения. Пресёкся и род князя. Позднее Андрей Боголюбский за мученическую смерть и церковное строительство был причислен к лику православных святых[12].

Церковь Покрова на Нерли

Белокаменный храм в полутора километрах от княжеского замка был построен в 1165 году по велению Андрея Боголюбского. Строгая, изящная церковь — это и хвала Всевышнему за победу войска Боголюбского над булгарами в 1164 году, и дань скорби по умершему от ран, полученных в той битве, сыну князя Изяславу. Считается, что храм близ устья речки Нерль, впадающей в Клязьму, стал первым на Руси, посвящённым Покрову Пресвятой Богородицы. Для постройки храмов обычно выбирали возвышенные места. Возведение церкви на заливном лугу связано, по легенде, с тем, что сюда вынесли с корабля смертельно раненого княжича Изяслава Андреевича. Зодчие применили сложные строительные технологии: каменный фундамент заложили на глубину 1,6 метра, для прочности связали ленточным фундаментом стены и столбы. Стены из известняка на 3,7 метра обсыпали с обеих сторон землёй и утрамбовали. На образовавшийся искусственный холм высотой 5,3 метра поставили здание с галереями, а облицовку холма выполнили из каменных плит, снабдив их водосточными желобами. Белокаменные лестницы вели от реки к храму. Позднее русло Клязьмы сместилось, расстояние от храма до реки увеличилось[2].

Одноглавый трёхапсидный храм с четырьмя внутренними колоннами украшен резьбой по белому камню. Стены построены вертикально, однако издалека кажется, что храм сужается кверху. Внутренние колонны действительно сужаются, создавая впечатление большей высоты. Центральной фигурой резных фасадов является царь-псалмопевец Давид. Он восседает на троне в окружении львов, птиц и женских масок с причёсками из кос. Интерьеры храма не сохранились. В XVIII веке уникальный храм мог быть утрачен: монастырь, к которому он относился, был закрыт, и белокаменные постройки стали разбирать. Покровскую церковь не демонтировали только из-за отсутствия финансирования[5].

Суздальский кремль

Суздальский кремль существует с X века, первые укрепления города имели бревенчатые стены и земляные валы. Позднее началось строительство из камня. Протяжённость стен кремля составляла около 1,4 километров. Внутри находились епископский и княжеский дворы, размещалась дружина суздальского князя. В 12221225 годах в кремле был построен трёхглавый храм Рождества Пресвятой Богородицы. Его фасады были богато украшены резьбой. Внутри шедевра белокаменной архитектуры сохранились фрагменты росписей XIII века, среди которых различимы фигуры двух святых. В 1445 году в соборе случился пожар, в 15281530 годах перестроили, сделав кирпичную надстройку и увеличив количество глав до пяти[2].

При очередной реконструкции в 1677 году новые кремлёвские стены оснастили 15 башнями. На центральной площади были построены каменные Архиерейские палаты. Комплекс зданий включал в себя также Крестовую палату для торжественных приёмов, жилые и хозяйственные постройки. В XVII веке рядом с собором построили колокольню шатрового типа с часами-курантами. С целью защиты от врагов вблизи кремлёвского вала располагались осадные дворы бояр и княжеских родов династии рюриковичей Пожарских и Шуйских. В 1719 году сильный пожар полностью уничтожил постройки из дерева. Вплоть до конца XVIII века владимиро-суздальские архиереи располагались в Суздальском кремле. Собор Рождества Богородицы служил усыпальницей знатных суздальских родов и духовенства. Однако крепостные стены не восстанавливались и земляной вал превратился в место народных гуляний[2].

Спасо-Евфимиев монастырь

Мужской Спасо-Преображенской монастырь был основан в 1352 году по велению суздальско-нижегородского князя Бориса Константиновича. Комплекс зданий являлся крепостью: культовые здания были ограждены деревянными стенами, их протяжённость составляла около 1,2 километра. 12 башен с бойницами и амбразурами предназначались для обороны обители от врагов. Позднее монастырь получил наименование Спасо-Евфимиева, в честь канонизированного в 1549 году Евфимия Суздальского, первого игумена обители. В XVI веке был построен и каменный Спасо-Преображенский собор. Здание собора украшено декоративными архитектурными элементами: ложными колоннами и арками, закомарами, галереями-папертями. Собор увенчан семью главами, в том числе пятью куполами над основным зданием и двумя над приделами с севера и юга[2].

Церковь Рождества Иоанна Предтечи, построенная в обители одновременно с собором, выглядит необычно. Она представляет собой ярусный столп девятигранной формы. На первом ярусе находилась кладовая, второй ярус занимал храм, а на третьем располагались колокола. В конце XVI — начале XVII веков к церкви сделали пристройку. Три арки звонов размещались на коротких гранёных столбах. Соединение двух строений было украшено башенкой с шатром. По цоколю и фасаду нанесена каменная резьба с традиционным суздальским орнаментом[2].

Успенская трапезная церковь с восточной стороны соединяется с приделом мученика Диомида, представляющем собой миниатюрную церковь. Интерьеры трапезной и церкви частично сохранили фрески XVI века. В XVII веке в монастыре воздвигли Архимандритский корпус. Его двухэтажное здание пристроено к трапезной и украшено крытыми галереями и крыльцами.

В монастыре располагаются музейные экспозиции, связанные с историей монастыря и декоративно-прикладном искусстве суздальской земли. Мощи Евфимия Суздальского находятся на территории обители в Спасо-Преображенском соборе. Рядом расположена усыпальница князя Дмитрия Пожарского — предводителя народного ополчения, освободившего Москву от оккупации в 1612 году. Российский национальный герой был похоронен на родине в 1642 году. Над могилой Пожарского в 1885 году воздвигли памятник-часовню. В 1933 году памятник разрушили, а в 2009 году восстановили[13].

Судьба монастыря складывалась непросто: в 1766 году императрица Екатерина Великая подписала указ о размещении на территории монастыря тюрьмы, в которую заключались вероотступники, сектанты и раскольники. Тюремный корпус — одноэтажное здание казарменного типа, построенное в 1730 году в северной части монастыря, с прогулочным двором и кирпичной стеной. Учреждение функционировало до 1905 года, когда было упразднено. После Октябрьской революции, в 1923 году тюрьма вновь открылась, но для иных узников, и проработала до 1967 года. Затем комплекс зданий монастыря отреставрировали и перепрофилировали в музей[13].

Церковь Бориса и Глеба

В четырёх километрах от Суздаля, в селе Кидекша, в 1152 году была построена церковь в честь святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, небесных покровителей сыновей Юрия Долгорукого. Это здание считается самой ранней белокаменной постройкой в Северо-Восточной Руси. Росписи XII века изображают фигуры двух святых жён, стоящих в саду. На южной стене сохранился фрагмент фрески «Поклонение волхвов». В центральной части церкви находился омфалий — большой круглый камень, на который вставал священник при проведения определённых ритуалов. В алтаре сохранился белокаменный престол. Фасады храма строгие, украшены только арками и поребриком. Также сохранились загадочные символы на камнях — кресты и стрелки. В 1159 году в церкви Бориса и Глеба был похоронен князь белгородский и туровский Борис Юрьевич, в семейной усыпальнице упокоились также его жена Мария и дочь княжеской четы Ефросиния.

В конце XVII века произошло обрушение сводов церкви, главы и части фасада с восточной стороны. При ремонте свод здания сомкнули, кровля стала четырёхскатной, с миниатюрной главкой. Южный портал и окна заложили и сделали новые оконные проёмы. В XIX веке с севера и запада к церкви пристроили притворы. В 1780 году вблизи старинной церкви построили Стефановскую церковь и восьмигранную шатровую колокольню. Ошибки проектирования колокольни привели к возникновению наклона здания. Поэтому колокольню в Кидекше называют русской Пизанской башней[14].

Галерея

Литература

Примечания

  1. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. UNESCO World Heritage Centre (2024). Дата обращения: 21 октября 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Портал «Золотые ворота культуры». Официальный сайт (2024). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 Петров А. Всемирное наследие. Ч.132. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля/ White Monuments of Vladimir and Suzdal. teletype (5 июля 2023). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  4. Воронин Н. Н. Андрей Боголюбский. Азбука веры (2024). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  5. 5,0 5,1 Москва и Подмосковье. — Москва: Искусство, 1979. — С. 355.
  6. Владимир. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Соборы.ру (2022). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  7. Минаков С. Храмы России. — М.: Эксмо, 2010. — С. 431—432.
  8. Золотые ворота. Православная энциклопедия (2024). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  9. 9,0 9,1 Воронин Н. Н. Памятники владимиро-суздальского зодчества XI—XIII веков / Научно-популярная серия Акад. наук СССР. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1945. — 88 с.
  10. Звягин В. Н. Великий князь Андрей Боголюбский: медико-криминалистическое исследование останков. Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской православной церкви» (28 января 2013). Дата обращения: 3 ноября 2024.
  11. Сухов А. Имена убийц Андрея Боголюбского узнали благодаря граффити на стене собора из Переславль-Залесского. Комсомольская правда. Владимир (24 марта 2021). Дата обращения: 4 ноября 2024.
  12. Назаренко А. В. Андрей Боголюбский. Православная энциклопедия (2024). Дата обращения: 4 ноября 2024.
  13. 13,0 13,1 Музейный комплекс «Спасо-Евфимиев монастырь». Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (2024). Дата обращения: 5 ноября 2024.
  14. Падающая колокольня в Кидекше. Тропки.ру (2024). Дата обращения: 5 ноября 2024.

Ссылки