Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря

Материал из «Знание.Вики»

Спа́со-Преображе́нский собо́р — православный храм в городе Суздале Владимирской области, кафоликон Спасо-Евфимиева монастыря. Памятник русского зодчества второй четверти XVI века. В настоящее время входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

История

Собор появился в XVI веке на месте сгоревшей деревянной церкви Спаса Преображения. В 1507—1511 годах была построена маленькая бесстолпная Спасская церковь — древнейшее из дошедших до нас каменных сооружений Спасо-Евфимиева монастыря, возведённое над могилой его основателя игумена Евфимия. В 1594 году к этой церкви было пристроено здание большого четырёхстолпного собора, а церковка переименована в Евфимиевский придел (придел расположен с юго-восточной стороны собора)[1].

Монастырь основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем. Первым игуменом обители стал преподобный Евфимий, принадлежавший к кругу духовных собеседников Сергия Радонежского. После канонизации Евфимия (1549) монастырь стал известен как Спасо-Евфимиев. Покровительство суздальских и московских князей обеспечивало обители богатые земельные владения и многие привилегии. К концу XVII века монастырь стал одним из богатейших на Руси. Существующий каменный ансамбль монастыря сложился в XVI-XVII веках[2].

В 1766 году в монастыре открылась «тюрьма для безумствующих колодников», просуществовавшая до 1905 года. Был монастырь тюрьмой и в советское время. Закрытый в 1923 году, монастырь поступил в ведение ОГПУ и превратился в политизолятор. В 1940-1941 годах политизолятор сменил лагерь для военнопленных 1943-1946 годов. После войны в монастыре открылась детская колония — сначала мужская, затем женская.

В 1967 году начались крупные реставрационные работы, и уже через несколько лет здания обрели новую, музейную жизнь.

Архитектура и внутреннее убранство

Спасо-Преображенский собор был выполнен в древних традициях белокаменной архитектуры Суздаля XII—XIII веков и поначалу напоминал Рождественский собор Суздальского кремля. В XVIII веке вокруг стен собора была выстроена галерея, а во второй половине XIX века с севера пристроен придел Сергия Радонежского. В результате этих изменений облик собора заметно изменился: его южный притвор стал частью паперти, вместе с новым приделом окружившей храм с трёх сторон.

В XVII веке собор был украшен наружной росписью. Стены, разделённые на три части пилястрами с килевидными закомарами, украшены по периметру традиционным для владимиро-суздальской архитектуры аркатурно-колончатым поясом, в который вклиниваются растёсанные в более позднее время окна. С восточной стороны к собору примыкают алтарные апсиды с гладкими стенами и глубокими нишами окон без наличников. Центральная часть здания увенчана пятью барабанами с луковичными куполами, два купола поменьше завершают приделы собора. Световые барабаны прорезаны узкими высокими окнами и украшены каменной резьбой.

Пространство в интерьере собора организовано четырьмя мощными столпами и глубокими алтарными апсидами. Роспись была выполнена в XVII веке артелью художников под руководством Гурия Никитина. Во второй половине XIX века фрески Никитина были поновлены, а с конца 1970-х годов велась работа по раскрытию первоначальной росписи.

В центральном куполе храма помещена традиционная для костромских мастеров композиция «Отечество». Роспись стен и столбов опоясывает весь храм четырьмя полосами. В нижнем ярусе находятся изображения деяний апостолов, а остальные три посвящены евангельской биографии Христа. Многофигурные композиции на фоне всевозможных пейзажей и причудливых архитектурных сооружений расположены вплотную и снабжены подписями. В нижней части столбов со стороны алтаря помещены изображения первых царей династии Романовых Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Они изображены в светящихся нимбах среди библейских царей Давида и Соломона и русских канонизированных князей Владимира, Бориса и Глеба и Всеволода Большое Гнездо.

Стены Евфимиевского придела расписаны сценами жития святого Евфимия, среди них — выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиева монастыря[1].

Культурная значимость

Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря являет собой редкий пример согласованной реставрации и музеефикации памятников древнерусского зодчества, отмеченный в 1977 году Государственной премией РСФСР. Архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиевского монастыря в 1992 году внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО[2]

Примечания

  1. 1,0 1,1 Спасо-Преображенский собор. Спасо-Евфимиев мужской монастыть. Дата обращения: 2 июля 2023.
  2. 2,0 2,1 Музейный комплекс «Спасо-Евфимиев монастырь». Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Дата обращения: 2 августа 2023.

Литература


Ссылки