Богородице-Рождественский собор (Суздаль)

Православный храм
Богородице-Рождественский собор (Суздаль)
Суздаль. Рождественский собор - panoramio.jpg
Местоположение Владимирская область,
город Суздаль,
Кремлевская, 20, лит. В
Конфессия Православие
Епархия Владимирская
Строительство 1222—1225 годы
Состояние Действующий, музей
Богородице-Рождественский собор (Суздаль) (Россия)
Точка
Богородице-Рождественский собор (Суздаль) (Владимирская область)
Точка

Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 331510003950026

Собор Рождества Пресвятой Богородицы — православный храм в городе Суздале Владимирской области, на территории Суздальского кремля. Внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Уникальный комплекс, в котором история и архитектура дополняются произведениями русской иконописи, монументальной живописи и прикладного искусства[1].

История

Богородице-Рождественский собор в Суздале

Строительство собора

Архитектурная история собора насчитывает более девяти столетий и имеет два основных этапа:

  1. Первый каменный городской собор (Успенский собор) был воздвигнут на рубеже XI—XII веков при Владимире Мономахе.
  2. В 12221225 годах собор был кардинально перестроен по указанию владимирского князя Юрия Всеволодовича. Новым материалом строительства стал белый камень. Освящен в честь Рождества Богородицы.

Существует точка зрения о строительстве собора в 1148 году Юрием Долгоруким. Она поддержана А. Д. Варгановым на материалах археологических раскопок и детального изучения кладок собора. Этой позиции придерживался Г. К. Вагнер[2], в настоящее время В. М. Анисимов.[3] В пользу этой точки зрения свидетельствует указания Патерика Киево-Печерского монастыря о строительстве Юрием Долгоруким «Богородичной» церкви в Суздале по образцу собора Киево-Печерского монастыря[4] и Первой Новгородской летописи о «великом священии» собора Богородицы Нифонтом в Суздале при Юрии Долгоруком в 1148 году[5].

В 2008 году С. В. Заграевский[6] предложил новую интерпретацию вышеуказанных фактов. По его версии Рождественскому собору 1225 года предшествовал только один храм, но создателями его следует считать и Владимира Мономаха, по распоряжению которого велось строительство, и Юрия Долгорукого, непосредственного исполнителя воли отца.

Считается, что Успенский собор был одноглавым. Его стены были сложены из кирпича-плинфы. Участки плинфяной кладки в несколько рядов чередовались с рядами валунов 10-30 см. Фундамент выполнен из разномерных валунов, опущенных в траншею и пролитых известковым раствором с добавлением кирпичной цемянки, песка и древесного угля. При устройстве фундаментов применялись деревянные сваи. Глубина фундамента 55-60 см[7]. Успенский собор был расписан. Открытый А. Д. Варгановым при раскопках фрагмент фресковой росписи на стене собора представлял собой часть декоративного пояса из белых завес с серыми и зелёными каймами по краю на коричневом фоне. Пол собора настилался дважды. Тонкий слой земли и строительного щебня был покрыт известковой проливкой, толщиной 3 см, на которую уложен слой розоватого известкового раствора с гладко затёртой поверхностью. По завершении росписи храма был настлан второй пол из гладко затёртого раствора на тонком слое гравия и кирпичного щебня[1].

При перестройке собора в начале XIII века стены его были подсечены и обрушены на внешнюю сторону. Часть плинфы строители выбрали для последующего использования, а затем выровняли площадку под строительство нового собора. В результате уровень поверхности земли поднялся на 2 метра. Затем приступили к устройству фундамента, нижняя часть которого ушла под землю на глубину 1,2 метра. Она сложена из валунов, практически без применения раствора. Верхнюю часть фундамента составляет кладка из грубо отесанных белокаменных блоков на известковом растворе. Общая высота фундамента превышает 2,5 метра. Высота искусственного холма более 3 метров[1].

При возведении нового собора была использована смешанная техника кладки (кирпич и белый камень). В домонгольский период больше нигде на Руси такая кладка не использовалась. Этому способствовало огромное количество плинфы разрушенного первого собора. Сначала выкладывали внешние части стены из белого камня, затем заполняли внутреннее пространство между ними плинфяной кладкой[1].

Последующие перестройки

Нетрадиционная техника кладки, неудачное размещение собора на месте оврага и древнего рва, утрата деревянных внутристенных связей приводили к постоянному ухудшению состояния древнего храма, многочисленным ремонтам и перестройкам. Первое серьёзное искажение изначального вида произошло после падения сводов из-за пожара 1445 года. Неизвестен объём последовавших ремонтных работ[1].

Крупные строительные работы были проведены в 15281530 годах епископом Геннадия с позволения и на средства Василия III. Собор разобрали до аркатурно-колончатого пояса и надстроили из кирпича. При этом было сохранено традиционное позакомарное покрытие, но вместо прежних трёх глав собора возводят пять. Они были покрыты «оловом»[1].

Большое количество белокаменных блоков с верхнего яруса и глав собора было использовано для ремонта старых стен, особенно в их нижней части. Это доказывается тем, что на гранях блоков, оказавшихся внутри стенной кладке, сохранились архитектурные детали, орнаментальная резьба и надписи (граффити) XIII века[1].

Значительные внутренние изменения собора были произведены в период правления суздальского митрополита Иллариона. Тогда были убраны надгробия, растёсаны окна, упразднены хоры, выложен новый пол кирпичами ромбической формы. Тогда же был создан новый иконостас, собор наполнился новой церковной утварью[1].

В XVII—XIX веках были проведены многочисленные перестройки и ремонты по причине многочисленных пожаров, обрушений, а также с целью улучшения функциональных возможностей собора, в том числе устройство многочисленных приделов. К началу XX века собор представлял собой сложный архитектурный комплекс, объединявший сооружения разного времени. Окруженный тремя приделами и другими пристройками, четверик центрального храма был увенчан пятью большими главами, которые, как и скатная крыши были крыты железом. Главы были украшены позолоченными звездами. Фасады были покрыты цементной штукатуркой, которая скрывала остатки древней белокаменной резьбы, покрашены масляной красно-бурой краской[1].

Реставрация собора XX века

В 1920 году собор был передан новыми властями в пользование общине верующих. Но 11 июля 1923 года решением суздальского уездного исполкома собор с оградой, колокольней, архиерейскими палатами был передан в распоряжение музейного отдела. В соборе располагался антирелигиозный отдел музея[1].

В 1930-е годы А. Д. Варганов активизирует деятельность по исследованию собора. С 1945 года исследовательские и реставрационные работы становятся регулярными В 1960-е годы были удалены поздние пристройки, восстановлено позакомарное покрытие[1].

В 1991 году проведены первые богослужения. В конце 1990-х годов активизировались разрушительные процессы, собор грозил обрушением, несколько лет был закрыт для посещений. Противоаварийные и реставрационные работы в начале 2000-х годов позволили сохранить собор и решить проблемы внутреннего климата[1].

Галерея

Интерьер

Монументальная живопись

Собор представляет собой уникальный памятник древнерусской живописи, которая включает в себя:

  • фрагменты фресок XII—XVI веков;
  • живописный ансамбль XVII века;
  • поздние записи XVIII—XIX веков[1].

Златые врата

Златые врата

Суздальские «златые врата» украшали западный и южный входы в собор. Их создание относят к 1230-м годам, но есть мнение, что врата относятся к убранству первоначального Успенского собора и могут быть датированы второй половиной XII века.

Каждую пару врат составляют две узкие створы высотой более 3,7 метра. Узкие валики делят створы на 28 прямоугольных клейм. Все детали врат украшены изображениями в технике «огневого золочения» — способ золотой наводки по меди с использованием ртути.

Изображения на южных и западных вратах представляют собой единый ансамбль со сложной иконографической программой. Клейма западных врат представляют собой традиционный праздничный цикл, дополненный богородичными праздниками. На южных вратах изображены сюжеты из разных книг Ветхого завета[1].

Иконостас

Иконостас собора

Иконостас собора был создан по заказу суздальского митрополита Иллариона в конце XVII века. Средства были выделены из царской казны. Большой иконостас возводился в течение более десяти лет. Автографы на главных местных иконах позволяют установить имена иконописцев. Это Артемий Петров Катунец и Гергий Терентиев Зиновиев. Они представляю школу знаменитого художника-иконописца Оружейной палаты Симона Ушакова.

Иконостас собора состоит из пяти ярусов:

  1. Местный;
  2. Празднично-страстной;
  3. Деисус;
  4. Мученический;
  5. Пророческий[1].

Сокровищница собора

Царь-фонарь

Начало формирования соборного древлехранилища относится ко времени возведения храма. При многочисленных переустройствах собора оно постоянно пополнялось. Важным фактором были вклады, связанные с историческими личностями. Среди вкладчиков имена царей и князей, духовных лиц, местных благотворителей. Среди соборных древностей произведения иконописи, прикладного искусства, книжного дела, лицевого и орнаментального шитья. Далеко не все они дошли до наших дней. Большая часть предметов сейчас хранится в соборе и в других постоянных экспозициях Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Наиболее значимые из них относятся к XVII веку:

  • «Царь-фонарь» — большой выносной церковный фонарь, высотой более 2,3 метра;
  • Напрестольное Евангелие в серебряном гравированном окладе работы Афанасия Трухменского;
  • Иорданская сень, единственная сохранившаяся в России[1].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 Белова Л. Ю., Быкова М. А., Вахтанов С. Н., Гладкая М. С., Гордеев С. П., Чижикова Е. И. Собор Рождества Богородицы в Суздале / под ред. М. Е. Родиной. — Владимир, 2014. — 207 с. — ISBN 978-5-906608-09-3.
  2. Вагнер Г.К. Белокаменная резьба древнего Суздаля. Рождественский собор. XIII век. — М., 1975.
  3. Анисимов В.М. История и архитектура древнего суздальского кремлевского собора. — Владимир, 2001.
  4. Патерик Киевского Печерского монастыря. — СПб., 1911. — С. 9.
  5. ПСРЛ. Т.3. — С. 10.
  6. Заграевский С.В. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — М., 2008. — С. 61—64.
  7. Глазов В.П. Отчет об археологических исследования собора Рождества Богородицы в г. Суздале в 1994 году. — Владимир, 1995.

Ссылки