Сретение Господне
Сретение Господне | |
---|---|
![]() Очищение Девы Марии | |
Тип |
Непереходящий двунадесятый господский праздник
|
Значение | один из главных праздников |
Установлен | в честь принесения во Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа его родителями |
Дата |
в православии:
|
Сре́тение Госпо́дне (церковно-славянский — срѣтенЇе — «встреча») — церковный праздник, который отмечается в Православной Церкви по прошествии сорока дней после Рождества Иисуса Христа[1]. Он входит в список 12 самых значимых — двунадесятых — праздников в году и относится к непереходящим (всегда отмечается 15 февраля). Ключевым событием, которому посвящён праздник Сретения Господня, является встреча Благочестивого старца Симеона и Младенца, рождённого от Девы, ставшая точкой во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы, древний мир и христианство. После встречи с Богомладенцем старец Симеон исполнил предсказание Святого Духа, сообщив Марии, что её Младенцу предстоит стать искупительной жертвой человеческого грехопадения. События Сретения Господня подробно описаны в Евангелии от Луки[2][3].
Смысл и история праздника
В праздник Сретения Господня Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа[4]. В сороковой день от рождения Сын Божий был принесён в Иерусалимский храм — центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисея, женщине, родившей младенца мужского пола, на протяжении 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву[5].
Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, так как зачатие было непорочным. Однако ради смирения и исполнения закона она пришла в храм и принесла с собой два голубка, так как семья её не была богатой[6].
В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном — одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда старец переводил книгу пророка Исаии, дойдя до слов о том, что Дева родит Сына, он хотел заменить слово «Дева» словом «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрёт, пока не увидит исполнения пророчества.
В Иерусалимском храме произошла не только встреча Девы Марии и праведного Иосифа со старцем Симеоном и пророчицей Анной, но и встреча двух эпох — Ветхого и Нового Завета. Старец Симеон, олицетворяющий собой Ветхий Завет, предсказывал пришествие Мессии и ждал его появления на протяжении всей своей жизни. В лице Богомладенца Иисуса он увидел исполнение древних пророчеств и Спасителя всего человечества[4].
После явления ангела Симеон ждал исполнения пророчества триста лет. Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем, причислила к лику святых, прославила как благочестивого праведника и покровителя младенцев[7]. В результате этой встречи, произошедшей в стенах Иерусалимского храма, родилась великая молитва христианства — «Ныне отпущаеши», которая была произнесена глубоко верующим и благодарным старцем Симеоном и выражала всю полноту его радости от встречи с Мессией[8].
Сретение Господне и традиции разных народов мира
В иерусалимской традиции V-VII веков для праздника использовались два основных названия: Встреча Господа (Сретение) и праздник Очищения. Православная Церковь делает акцент на значении встречи, поэтому праздник получил название Сретение Господне. Римско-католическая церковь долгое время сосредотачивалась на обряде очищения, проведённом в Иерусалимском храме над Девой Марией. Соответственно, день, когда это произошло, именовался Днём Очищения Блаженной Девы Марии. Это название было широко распространено в средневековых латинских источниках и закрепилось в римском Миссале — богослужебной книге 1570 года, содержащей литургические тексты. Однако в Миссале 1970 года, переработанном в соответствии с решениями Второго Ватиканского Собора (1962-1965 годы), праздник изменил название на Представление Господа в храме[9].
Сретение входит в число двунадесятых христианских праздников, посвящённых непосредственно Христу. Однако по своему богослужебному содержанию оно тесно связано с Богородичными праздниками. В IX веке историк Георгий Амартол упоминал, что Сретение Господне стало официальным праздником во времена императора Юстиниана, который правил в 527-565 годах. Этот день сочетает богослужебные элементы Богородичных праздников с чертами Господских. Например, на литургии присутствуют изобразительные антифоны, но добавлен входный стих:
Сказа́ Господь Спасе́ние свое́, пред язы́ки откры́ Пра́вду свою́.
На начальном этапе своего становления Сретение воспринималось как праздник, посвящённый Матери Божией. Икона праздника отражает эту двойственность. Христос и Богородица изображены равнозначно по своей роли. Младенец-Спаситель, которого принимает на руки Симеон Богоприимец, олицетворяет исполнение древнего мира Божией волей. В то же время Богородица, представленная на иконе, обозначает начало крестного пути — жертвенного принесения своего Сына ради спасения всего человечества. Композиция иконы выражает глубинный смысл этого события: радость встречи Бога с человеком переплетается с предчувствием страданий. Особое значение здесь имеют слова Симеона Богоприимца:
Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий.
Они несут в себе пророческую и эсхатологическую нагрузку, охватывая всю миссию Христа. Эти слова наполнены предвидением конца времён, ожиданием Страшного Суда и надеждой на грядущий век[10].
Иконография Сретения Господня
Иконография Сретения сложилась на основе повествования Евангелия от Луки. На иконах ключевым действием является передача Богородицей младенца на руки Симеону, при этом за спиной Преблагословенной изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке двух (реже — трёх) голубей, а за спиной праведного Симеона — пророчица Анна, находившаяся вместе с ним в храме.
Богословским смыслом праздника является встреча Ветхого и Нового Заветов, что отражается в иконографии: Божия Матерь и Иосиф обычно изображаются слева в движении направо, а праведные Симеон и Анна изображаются справа налево. Там, где они встречаются, Божия Матерь передает Богомладенца на руки Симеону, и тот принимает Его покровенными руками как Великую Святыню. Праведная Анна представляется со свитком в руке. Младенец же обычно облачен в короткую белую рубашечку, не закрывающую ножки[11].
Сретение Господне в картинах
Сюжет о старце Симеоне многие иконописцы и художники изображали на своих фресках и картинах. Ниже представлены названия некоторых из них:
- «Симеон Богоприимец», Алексей Егорович Егоров (1830 — 1840);
- «Сретение Господне», Иванов Андрей Иванович, 1800-е годы;
- «Сретение», Вишняков Иван Яковлевич, 1755 — 1756 годы;
- «Сретение Господне», Валериан Отмар, 1898 год;
- «Сретение», Ян ван Скорел, 1524 — 1526 годы;
- «Сретение», Джироламо Романино, 1529 год;
- «Сретение», Джованни Беллини, 1459 год[12].
Традиции празднования у православных
Сретение обрело статус праздника уже в VI веке, распространившись затем по всему христианскому миру. Вначале чествовали Богоматерь, а впоследствии — самого Иисуса Христа. Это отражается на облачении священников: голубом (символ непорочности Марии) и белом (божественный свет).
Проповеди святых Отцов, таких как Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Григория Нисского о Сретении стали классикой духовной литературы. В храмах в этот день совершают праздничную литургию с крестным ходом, освящают воду и свечи, которые со службы верующие обычно забирают с собой, чтобы зажигать во время домашней молитвы. Освящённая на Сретение вода получает особые целебные свойства[13].
В этот день из уст старца Симеона снизошла молитва «Ныне отпущаюши»:
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицом всех людей, — свет во откровение языков, и славу людей Твоих
В молитве праведник говорит о встрече с Богом. Часто читают её во время вечернего богослужения — благодарность за прошедший день. Так просят покоя во время ночи[14]. Значимым элементом традиций оставалось пекарское искусство. В это время готовили специальные хлеба — сретенские, символизирующие встречу с Господом. Эти хлеба освящались в храме и раздавались прихожанам. Помимо этого, выпекали особые пироги с разнообразными начинками[15].
Сретение Господне и народные обряды
Сретение Господне — праздник, глубоко укоренившийся в народном сознании, представляющий собой уникальное переплетение христианских и языческих традиций. Церковное торжество, посвящённое встрече младенца Иисуса с праведным Симеоном, в народном восприятии слилось с древними верованиями, связанными с переломным моментом в году — встречей зимы и весны. Эта синкретичная природа праздника объясняет его особую атмосферу радости и надежды, пронизывающую обряды и обычаи, дошедшие до нас. Христианский сюжет встречи Святого Семейства со старцем Симеоном, предсказавшим судьбу младенца Христа, получил в народной традиции своеобразную календарную интерпретацию. День Сретения, приходящийся на середину февраля, стал символом борьбы света и тьмы, зимы и весны. Погода в этот день, согласно народным приметам, имела особое значение. Морозные Сретенские дни предвещали затяжную зиму, а ранние оттепели — скорое наступление тепла. Множество поговорок связано с народными наблюдениями за природой в эти дни:
На Сретение зима с весною встретилась.
Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила.
Это отражает народное восприятие Сретения как точки перелома в природном цикле. Даже самые поздние зимние морозы и первые весенние оттепели получили название сретенских, подчеркивалась их связь с этим днё м. Народные празднования Сретения были насыщенными. После завершения церковной службы жизнь деревни оживала.
С Сретения начинался активный период подготовки к весенним полевым работам: крестьяне выгоняли скот из зимних хлевов на первые пастбища, осматривали и чистили сельскохозяйственный инвентарь, начинали подготовку семян к посеву. Особое внимание уделялось плодовым деревьям — их белили известью для защиты от вредителей и солнечных ожогов. Это не только защищало деревья, но и символизировало очищение и обновление природы[11].
Параллельно с хозяйственными хлопотами Сретение было временем весёлых народных гуляний. Молодежь устраивала игры и забавы, взрослые собирались на посиделки, пели песни и рассказывали истории. В некоторых регионах существовали особые обряды, например, загадывание на будущее или проведение ритуалов, направленных на обеспечение хорошего урожая. Многие обряды, на первый взгляд, могли показаться языческими, но в контексте Сретения они приобретали особый смысл, вписываясь в общую картину радостного ожидания весны и обновления жизни. Даже те ритуалы, которые кажутся далекими от христианской традиции, подчёркивают глубину и многослойность народных верований, где христианские и языческие элементы гармонично переплетаются, создавая уникальную картину праздничного быта[10].
Литература
- Полный церковно-славянский словарь (со внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений), содержащий в себе объяснения малопонятных слов и оборотов, встречающихся в церковно-славянских и древнерусских рукописях и книгах: пособие для преподавателей русского и церковно-славянскго яз. в низших и средних учебных заведениях: всех слов объяснено около 30 000 / сост. свящ. магистр Григорий Дьяченко. — Москва: Тип. Вильде, 1900. — XL, 1158 с.
- Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва : Дар, 2009.
Примечания
- ↑ Дьяченко Г. М. Полный церковнославянский словарь. — 1900. — С. 1147. — 1158 с.
- ↑ Протоиерей Игор Фомин. Сретение Господне // Журнал ФОМА : сайт. — 2025. — 25 февраля.
- ↑ Протоиерей Игорь Фомин. Что такое двунадесятый праздник? // Журнал ФОМА : сайт. — 2012. — 18 октября.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 Евангилие от Луки . Всероссийский православный портал «Азбука веры» (сайт). Дата обращения: 16 февраля 2025.
- ↑ Левит . Всероссийский православный портал «Азбука веры» (сайт). Дата обращения: 16 февраля 2025.
- ↑ Елена Пацар. Что такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздника? // Аргументы и факты : газета. — 2014. — 14 февраля.
- ↑ Сретение Господне . Всероссийский православный портал «Русская вера» (сайт). Дата обращения: 15 января 2025.
- ↑ Сретение Господне . Всероссийский православный портал «Русская вера» (сайт). Дата обращения: 15 января 2025.
- ↑ Руслан Кривобок. Сретение Господне в католической церкви. Справка (02.02.2011). Дата обращения: 17 февраля 2025.
- ↑ Перейти обратно: 10,0 10,1 Протоиерей Игорь Фомин. Сретение Господне (15.02.2025). Дата обращения: 15 февраля 2025.
- ↑ Перейти обратно: 11,0 11,1 Георгий Битбунов. Сретенье Господне . Всероссийский православный портал «Православие.ru» (сайт) (14.02.2010). Дата обращения: 16 февраля 2025.
- ↑ Забытое имя. Заслуженный профессор Императорской Академии художеств Алексей Егоров (10.08.2021). Дата обращения: 15 января 2025.
- ↑ Роман Соклов. Сретение Господне: история, традиции и смысл православного праздника . ТАСС: информационное агентство России (14.02.2024). Дата обращения: 16 февраля 2025.
- ↑ Ныне отпущаюши . Светлое радио «Вера». Дата обращения: 17 февраля 2025.
- ↑ Сретение Господне: смысл и традиции христианского праздника . Дата обращения: 17 февраля 2025.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |