Рукавишников, Николай Николаевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Николай Николаевич Рукавишников
Рукавишников на почтовой марке СССРРукавишников на почтовой марке СССР
Страна  СССРФлаг России Россия
Специальность командир космического корабля
Экспедиции Союз-10
Союз-16
Союз-33
Дата рождения 18 сентября 1932(1932-09-18)
Место рождения Томск, РСФСР, СССР
Дата смерти 19 октября 2002(2002-10-19) (70 лет)
Место смерти Москва
Награды

Иностранных государств:

Никола́й Никола́евич Рукави́шников (18 сентября 1932 года, Томск — 19 октября 2002 года, Москва) — советский космонавт, лётчик-космонавт СССР № 23. Дважды Герой Советского Союза[1].

Стал первым гражданским командиром космического корабля. Также впервые в истории космонавтики вручную совершил посадку в аварийном режиме — в апреле 1979 года при полёте на корабле Союз-33[2].

Биография

Родился 18 сентября 1932 года в городе Томск, РСФСР.

В 1957 году окончил Московский механический институт (ныне Московский инженерно-физический институт, МИФИ), где учился на факультете электронных вычислительных устройств и средств автоматики, получив диплом инженера-физика по специальности «Диэлектрики и полупроводники».

17 июля 1957 года начал работать инженером в ЦНИИ-58, где занимался вводом в эксплуатацию ЭВМ «Урал», а также проектированием, разработкой, установкой и натурными испытаниями систем автоматического управления и защитой ядерных реакторов.

В 1959 году стал инженером 21-го отдела ОКБ-1. Разрабатывал системы автоматического управления и аппаратуры межпланетных станций (объектов 1М и 1ВА), а также разработкой аппаратуры.

В 1960 году назначен старшим инженером и руководителем группы по разработке систем управления космическими объектами 2MB и ЗМВ. Разрабатывал бортовой комплекс по контролю и автоматической обработке информации с применением ЦВМ для изделия НЭК. С 1964 года руководил разработкой части систем контроля и управления изделием с применением ЭВМ.

В 1966 году назначен начальником группы 322-го отдела. Разрабатывал приборы ручного управления бортовыми системами лунного облетного корабля Л1 по программе УР-500К — Л1.

14 апреля 1980 года защитил диссертацию в МИФИ и получил степень кандидата технических наук.

В 1987 году ушёл из отряда космонавтов. Продолжал работать заместителем руководителя 19-го комплекса НПО (РКК) «Энергия». В ноябре 1999 года уволен из РКК «Энергия» в связи с уходом на пенсию.

Многие годы читал лекции по линии общества «Знание», был член правления этого общества. Вёл передачи на радио «На космических орбитах», читал лекции в Институте повышения квалификации MOM, был постоянным представителем СССР в Международной авиационной федерации (ФАИ). С 1981 по 1999 год ― президент Федерации космонавтики СССР (России). 20 марта 1999 года был избран почетным президентом Федерации космонавтики РФ.

В 1950-х годах увлекался мотоциклетным спортом.

Умер 19 октября 2002 года от сердечного приступа, происшедшего на фоне отёка лёгких, после болезни Альцгеймера. Похоронен на Останкинском кладбище города Москвы[3].

В отряде космонавтов

В мае — июне 1964 года направлен на медицинское обследование в НИАГ в качестве одного из 14 кандидатов от ОКБ-1 для полёта на первом трехместном корабле «Восход» в качестве космонавта-инженера. Допуск медицинской комиссии не получил.

В декабре 1966 года прошел медицинское обследование в ЦВНИАГ в качестве одного из кандидатов в космонавты для подготовки к облету Луны по программе УР-500К — Л1. 1 февраля 1967 года был назначен на должность испытателя 731-го отдела ЦКБЭМ.

С января 1967 по январь 1970 года проходил подготовку по программе облёта и посадки на Луну в составе группы космонавтов и в экипаже с Валерием Быковским.

С мapта по май 1970 года проходил подготовку по программе «Контакт» в качестве бортинженера экипажа «Союз», вместе с Л. Воробьевым.

С 18 сентября 1970 по апрель 1971 года проходил подготовку в составе основного экипажа для первого полета на орбитальной станции «Салют», вместе с Георгием Шониным и Алексеем Елисеевым (12 февраля 1971 года Георгия Шонина сменил Владимир Шаталов).

Первый полёт

23 апреля 1971 года отправился в свой первый космический полёт в качестве инженера-испытателя корабля «Союз-10» вместе с Владимиром Шаталовым и Алексеем Елисеевым. В ходе полёта выполнена первая в мире стыковка корабля с орбитальной станцией «Салют». Но из-за поломки стыковочного узла корабля не удалось выполнить полное стягивание и обеспечить герметичность стыка. Переход на станцию «Салют» был отменен и полет был досрочно прерван. Продолжительность полета составила 1 сутки 23 часа 45 минут 54 секунды.

Второй полёт

2 декабря 1974 года стартовал в космос в качестве бортинженера «Союз-16» (командир — Анатолий Филипченко) по программе ЭПАС. Во время полета произведены испытания новой модификации корабля 7К-ТМ в пилотируемом режиме по программе ЭПАС. Продолжительность полета составила 5 суток 22 часа 23 минуты 35 секунд.

Третий полёт

10 апреля 1979 года отправился в космос в качестве командира космического корабля «Союз-33» вместе с первым болгарским космонавтом Георги Ивановым. Однако стыковка со станцией «Салют» не состоялась из-за аварии основного двигателя корабля. Выполнена аварийная посадка по баллистической траектории с использованием резервного двигателя. Впервые в истории космонавтики вручную совершил посадку в аварийном режиме. Продолжительность полета составила 1 сутки 23 часа 01 минута 06 секунд[4].

Награды

Семья

Мать — Михеева (Рукавишникова) Галина Ивановна (1910—1982), инженер-проектировщик железных дорог. Отчим — Михеев Михаил Григорьевич (1898—1962), начальник проекта строительства железных дорог

Жена — Рукавишникова (Павлова) Нина Васильевна (1939 — 31.05.2000), старший механик НПО «Энергия», домохозяйка. Сын — Рукавишников Владимир Николаевич (1965—2006)[7]. Внучка — Алёна Владимировна Рукавишникова (1993)

Память

«Волга», принадлежавшая Н. Н. Рукавишникову.
  • Именем Николая Рукавишникова в Томске назван лицей № 8.
  • 17 ноября 1978 года в Томске возле Белого озера установлен бюст Н. Н. Рукавишникова[8].
  • Перед Музеем истории Томска экспонируется автомобиль «Волга», принадлежавший Н. Н. Рукавишникову.
  • 12 апреля 2011 года, в день пятидесятилетней годовщины полёта Ю. А. Гагарина в космос, в Томске, рядом с памятником Н. Н. Рукавишникову у Белого озера, был установлен памятник, который представляет собой спускаемую капсулу космического корабля. Капсула использовалась для предполётных тренировок Рукавишникова[9].
  • Именем Николая Рукавишникова названы две улицы в Томске: первая появилась в коттеджном посёлке Апрель в 1994 году, а вторая запроектирована в 2009 году, в районе Иркутского тракта[10].

Литература

  • Рукавишников, Николай Николаевич // Томск от А до Я: Краткая энциклопедия города. / Под ред. Н. М. Дмитриенко. — 1-е изд. — Томск: Изд-во НТЛ, 2004. — С. 298—299. — 440 с. — 3000 экз. — ISBN 5-89503-211-7.

Примечания

  1. Рукавишников Николай Николаевич // Авиационная энциклопедия в лицах / Отв. А. Н. Ефимов. — Москва: Барс, 2007. — С. 516. — 712 с. — ISBN 978-5-85914-075-6.
  2. Николай Николаевич Рукавишников
  3. Николай Николаевич Рукавишников
  4. Николай Николаевич Рукавишников
  5. Указ № 109 Обн. ДВ. бр.32 от 20 април 2004 г.
  6. Распоряжение Президента Российской Федерации от 9 апреля 1996 года № 174-рп «О поощрении ветеранов ракетно-космической отрасли, внёсших большой вклад в развитие отечественной космонавтики». Дата обращения: 6 октября 2019. Архивировано 6 октября 2019 года.
  7. Николай Николаевич Рукавишников
  8. Томский хронограф 2013 Архивировано 23 апреля 2013 года., gato.tomica.ru  (Дата обращения: 16 марта 2013).
  9. В Томске установили макет спусковой капсулы корабля «Союз» Архивная копия от 27 сентября 2013 на Wayback Machine // Tomsk.ru
  10. История названий томских улиц. Архивная копия от 10 января 2019 на Wayback Machine / Изд. 3-е, доп. Отв. ред. Г. Н. Старикова. — Томск: Д-Принт, 2012. — 368 с. — С. 24, 242. — ISBN 978-5-902514-51-0

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!