Макаров, Олег Григорьевич

Материал из «Знание.Вики»
Олег Григорьевич Макаров
Макаров Олег Григорьевич.jpg
Страна  СССР Россия
Специальность инженер-исследователь
Экспедиции Союз-12, Союз-18-1, Союз-27, Союз Т-3
Дата рождения 6 января 1933(1933-01-06)
Место рождения Удомля, Тверская область, РСФСР, СССР
Дата смерти 28 мая 2003(2003-05-28) (70 лет)
Место смерти Москва, Россия
Награды

Оле́г Григо́рьевич Мака́ров (6 января 1933, Удомля — 28 мая 2003, Москва) — советский космонавт, дважды Герой Советского Союза. Лётчик-космонавт СССР. Кандидат технических наук.

Биография

Олег Макаров родился в городе Удомля Тверской области. В 1957 году окончил инженерный факультет Московского высшего технического училища имени Н. Э. Баумана перешел конструктором в ОКБ-1, где под руководством Сергея Королёва разрабатывались и изготавливались спутники и космические аппараты. Макаров участвовал в разработке космического корабля «Восток».

Космос

Для миссии «Восход 1» впервые в качестве космонавтов предполагалось привлекать не только лётчиков, но и медиков, а также инженеров. Макаров был среди шести инженеров ОКБ-1, попавших в «короткий список» претендентов, но полетел в конечном итоге Константин Феоктистов.

Преемник Королёва Василий Мишин настоял на том, чтобы его инженеры совершали полёты в космос, для этого проходили полную программу подготовки. Макаров входил в первую отобранную группу Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ), как теперь называлось ОКБ-1. Отбор состоялся 23 мая 1966 года, а летом 1966 года Макаров уже рассматривался на место бортинженера одного из первых пилотируемых полётов нового корабля «Союз». В декабря 1966 года он получил назначение бортинженера пилотируемого корабля. В это время основное внимание руководство быо уделено разработке советской лунной программы, в чём принял участие и Олег Макаров. Иногда он работал в паре с Алексеем Леоновым, иногда с Павлом Поповичем. После успешной высадки американцев на Луну советская лунная программа была свёрнута, и основное внимание стало уделяться космическим станциям на околоземной орбите.

В июне 1971 года Олег Макаров и Василий Лазарев были отобраны в экипаж корабля «Союз» для миссии со стыковкой с другим «Союзом» на околоземной орбите, для проверки системы сближения и стыковки «Контакт». Полет должен был состояться в начале 1972 года, но был отменён после аварии корабля «Союз-11».

Затем Макарова готовили к длительной миссии на борту космической станции. Он предполагался в качестве одного из дублёров в экипажи кораблей «Союз-12» и «Союз-13», оба из которых должны были работать с космической станцией «Салют-2». Однако 29 июля 1972 года станция взорвалась при запуске. Макаров был отобран и для работы и на следующей космической станции, но и этот запуск 11 мая 1973 года также не удался, и станция через несколько дней потерпела крушение.

Первый полёт

В конце концов, Макаров и его командир Лазарев были назначены в состав экипажа «Союза», который не должен был посетить ни одну космическую станцию. 27 сентября 1973 года они стартовали на корабле «Союз-12» и через два дня вернулись на Землю. Во время полёта, помимо проверки систем корабля, проводились спектроскопические исследования Земли.

Затем Макаров тренировался с Лазаревым для работы на борту космической станции «Салют-4», запущенной 26 декабря 1974 года. Они оба снова вошли в состав резервного экипажа корабля «Союз-17» для первого посещения станции и впоследствии были назначены основным экипажем для второго посещения «Салюта-4», на корабле «Союз-18» (Союз-18-1).

Старт Макарова и Лазарева состоялся 5 апреля 1975 года. На высоте около 192 км третья ступень ракеты-носителя «Союз» загорелась, когда вторая ступень ещё не успела выйти, так что ракета отклонилась от курса. Запуск был прерван, и возвращаемая капсула приземлилась на Алтае, при этом Макаров и Лазарев выдержали перегрузку более 20g. Поскольку полёт был прерван, ему не был присвоен официальный порядковый номер («Союз-18»), но обычно его указывают как «Союз-18-1» или «Союз-18-А». Космический аппарат не вышел на орбиту, совершив незапланированно самый продолжительный суборбитальный полёт человека на расстояние 1574 км и продолжительностью 21 минуту.

Следующая возможность полететь в космос появилась у Макарова после запуска на орбиту станции «Салюта-6» 29 сентября 1977 года. Макаров должен был стать бортинженером резервного экипажа «Союза-26», первого экипажа, посетившего космическую станцию. Планировалось обеспечить первый основной экипаж новым космическим кораблём и вернуть его на Землю с кораблем-носителем, чтобы обеспечить возможность пребывания на борту станции, продолжительность которого превышала бы максимальную лётную годность корабля. Однако экипаж корабля «Союз-25» Владимир Ковалёнок и Валерий Рюмин не смогли состыковаться со станцией. Корабль вернулся на Землю спустя двое суток полёта, 11 октября 1977 года, и запланированный «обменный» полёт также был отменен. В итоге первым долговременным экипажем «Салюта-6» стал экипаж «Союз-26» с Юрием Романенко и Георгием Гречко.

Второй полёт

Макаров прошёл путь от члена резервного экипажа до бортинженера основного экипажа очередного запланированного «обменного» полёта и отправился на орбиту 10 января 1978 на «Союзе-27», с командиром корабля Владимиром Джанибековым. Вместе с «Салютом-6» и «Союзом-26» они образовали первый объект, состоящий из трёх космических кораблей, запущенных отдельно. Макаров и Джанибеков пробыли на станции пять дней и вернулись на корабле «Союз-26». Это был первый случай смены корабля космическими кораблями в космосе.

Третий полёт

Затем Макаров прошёл подготовку на место бортинженера на новом космическом корабле «Союз-Т». Он вошёл в состав дублирующего экипажа корабля «Союз Т-2», совершившего первый пилотируемый полет этой серии в июне 1980 года. Вместе с командиром Леонидом Кизимом и космонавтом-исследователем Геннадием Стрекаловым Макаров поднялся в воздух 27 ноября 1980 года на корабле «Союз Т-3». Это был первый полёт с тремя космонавтами на борту космического корабля «Союз» после аварии «Союза-11» в 1971 году.

Экипаж пристыковался к станции «Салют-6», на которой в то время не было постоянного экипажа, и проработал там 11 суток. Этот рейс стал для Макарова последним, и единственным, выполненным без каких-либо предварительных отмен.

Статистика[1]
# Стартовый
корабль
Старт, UTC Экспедиция Корабль
посадки
Посадка, UTC Налёт Выходы
в открытый космос
Время
в открытом космосе
1 Союз-12 27.09.1973, 12:18 Союз 12 Союз 12 29.09.1973, 11:33 01 сутки 23 часа 15 минут 0 0
2 Союз-18А 05.04.1975, 11:04 Союз-18А, Салют-4 Союз-18А (аварийный пуск) 05.04.1975, 11:26 00 суток 00 часов 21 минута 0 0
3 Союз-27 10.01.1978, 12:26 Союз-27, Салют-6 Союз-26 16.01.1978, 11:24 05 суток 22 часа 58 минут 0 0
4 Союз Т-3 27.11.1980, 14:18 Союз Т-3, Салют-6 Союз Т-3 10.12.1980, 09:26 12 суток 19 часов 07 минут 0 0
20 суток 17 часов 20 минут 0 0

После космической карьеры

Параллельно с продолжением космической карьеры Макаров изучал инженерное дело в МВТУ им. Н. Э. Баумана, который окончил в 1980 году со степенью кандидата технических наук. После увольнения из отряда космонавтов 4 апреля 1986 года он стал заместителем начальника Комплекса 19 НПО «Энергия». Там он занимался разработкой станции «Мира» и участвовал в программе «Буран». В 2000 году он занял руководящую должность в Комплексе 31 в той же компании.

Олег Макаров скончался 28 мая 2003 года в Москве в результате сердечного приступа.

Семья

Олег Макаров был женат, в семье родились двое сыновей.

Примечания

  1. Statistics - Makarov Oleg Grigoriyevich (англ.). spacefacts.de. Дата обращения: 31 октября 2020. Архивировано 26 ноября 2020 года.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!