Волков, Владислав Николаевич

Материал из «Знание.Вики»
Владисав Николаевич Волков
Волков, Владислав Николаевич.jpg
Страна  СССР
Специальность Бортинженер
Воинское звание младший лейтенант запаса
Экспедиции Союз-7, Союз-11
Дата рождения 23 ноября 1935(1935-11-23)
Место рождения Москва, СССР
Дата смерти 30 июня 1971(1971-06-30) (35 лет)
Награды

Владисла́в Никола́евич Во́лков (23 ноября 1935, Москва, СССР — 30 июня 1971) — лётчик-космонавт СССР № 20, дважды Герой Советского Союза. Погиб при приземлении из-за разгерметизации спускаемого аппарата во время посадки корабля «Союз-11».

Биография

Родился 23 ноября 1935 года в Москве в семье бригадира Филёвского филиала ЦКБМ.

Учился в московской школе № 212. В 1953 году поступил в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе, который окончил в 1959 году. В том же году начал работать в ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва.

Участвовал в создании многих образцов космической техники, в том числе космических кораблей Восток и Восход.

Космические полёты

Первый полёт

В 1966 году зачислен в отряд космонавтов, состоял в группе гражданских специалистов.

В 1969 году отправился в свой первый космический полёт в качестве бортинженера корабля «Союз-7» (1217 октября). Это был первый групповой полёт трёх космических кораблей: «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8». Целью полёта была стыковка кораблей «Союз-7» и «Союз-8» и переход одного космонавта из корабля «Союз-7» в «Союз-8» и одного в обратном направлении.

Космонавты «Союза-6» должны были находиться поблизости и производить съёмку стыковки на киноаппарат. Но из-за отказа системы автоматической стыковки «Игла» стыковка не состоялась. Корабли были оборудованы только для автоматической стыковки, ручная стыковка, под управлением космонавтов, оказалась невозможна. Попытка ручной стыковки завершилась неудачно — относительная скорость кораблей была слишком большой, и пришлось экстренно расходиться. Этот полёт продолжался 4 суток 22 часа 40 минут 23 секунды.

Второй полёт

В 1971 году отправился в свой второй полёт в качестве бортинженера космического корабля Союз-11 и орбитальной космической станции Салют-1 в составе его самого и командира Георгия Добровольского и инженера-исследователя Виктора Пацаева.

7 июня 1971 года экипаж экспедиции пристыковался к станции Салют-1 и приступил к расконсервации станции и работе на орбите.

При первом входе в станцию космонавты обнаружили, что воздух на ней сильно задымлён. Космонавты провели ремонт вентиляционной системы, но всё-равно следующие сутки провели в спускаемом аппарате, ожидая регенерации воздуха.

Когда ситуация на станции нормализовалась, экипаж приступил к запланированным работам. Космонавты на станции провели очень продуктивную работу, в том числе первую телевизионную связь с Землёй.

Но на 11-й день полёта произошло возгорание на станции и Центр управления полётом принял решение прекратить полёт и оставить станцию. Поэтому было отменено наблюдение с орбиты за взлётом ракеты Н-1

Смерть экипажа (Хроника)

Закончив работы, экипаж 29 июня 1971 года стал готовиться к спуску. При закрытии люка продолжал светиться транспарант «Люк открыт». Центр управления полётом предположил поломку датчика на обрезе люка. После этого экипаж заблокировал его и проверил герметичность сбросом давления в бытовом отсеке.

  • 29 июня в 21:25:15 (по МСК) «Союз-11» отстыковался от станции. 30 июня в 01:35:24 тормозной двигатель корабля был включён на торможение и отработал заданное время. 01:47:28 ДМВ произошло разделение отсеков корабля, прервалась связь с экипажем.
  • 01:54 ПВО СССР обнаружили спускаемый аппарат в 2200 км от расчётного места посадки.
  • 02:02:54 на высоте около 7000 м раскрылся основной парашют спускаемого аппарата, вскоре он был обнаружен встречающими вертолётами, экипаж на связь не выходил.
  • 02:16:52 сработали двигатели мягкой посадки, полёт завершился в заданном районе.

Прибывшая на место посадки поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни. Врачи из состава группы провели реанимационные мероприятия, которые не увенчались успехом: повреждения тканей из-за декомпрессионной болезни оказались несовместимы с жизнью. Последующее вскрытие показало наличие пузырьков воздуха по всей кровеносной системе космонавтов, воздух в камерах сердца, а также лопнувшие барабанные перепонки.

В спускаемом аппарате «Союза-11» были включены все передатчики и приёмники. Плечевые ремни у всех троих членов экипажа были отстёгнуты, а ремни Добровольского перепутаны, и застёгнут только верхний поясной замок.

Один из двух вентиляционных клапанов находился в открытом положении. Данный клапан открывался при парашютировании для выравнивания забортного атмосферного давления с давлением в спускаемом аппарате. Других отклонений от нормы специалисты не обнаружили[3].

Причина катастрофы

Для расследования катастрофы была создана Государственная комиссия под председательством академика Мстислава Келдыша.

Расследование показала, что с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в спускаемом аппарате стало резко снижаться и в течение 115 секунд упало до 50 мм рт. ст. Этот темп снижения давления соответствовал открытому вентиляционному клапану. Поэтому комиссия пришла к однозначному выводу: при разделении отсеков преждевременно и несанкционированно открылся вентиляционный клапан. В результате спускаемый аппарат разгерметизировался, что привело к гибели космонавтов.

Указанный выше вентиляционный клапан нормально открывался на небольшой высоте после подрыва пиропатрона. Академик Борис Чертока в своих мемуарах написал, что причиной катастрофы стала ударная волна, распространяющаяся по металлу корпуса спускаемого аппарата. Ударная волна порождалась подрывом пиропатронов, разделяющих отсеки космического аппарата «Союз».

Однако при последующих наземных испытаниях не удалось воспроизвести эту его версию. Многочисленные подрывы пиропатронов не вызывали детонацию данного пиропатрона, открывающего вентиляционные клапаны. Поэтому Госкомиссия предложила эту катастрофу считать трудновоспроизводимым и маловероятным событием. Тем не менее конструкция вентиляционных клапанов впоследствии была доработана.

Сами космонавты пытались ликвидировать утечку воздуха, об этом свидильствует положение их тел в спускаемом аппарате. Однако в экстремальных условиях тумана, который заполнил кабину после разгерметизации, сильных болей по всему телу из-за острой декомпрессионной болезни и быстро пропавшего слуха из-за лопнувших барабанных перепонок экипаж закрыл не тот клапан и потеряли на этом время.

В последний момент Георгий Добровольский (по другим данным, Виктор Пацаев) обнаружил истинную причину разгерметизации, ему уже не хватило времени устранить её.

Госкомиссия также отметила, что расположение клапана и ручек управления было таким, что для работы с ними необходимо было покинуть кресло. На этот недостаток неоднократно указывали лётчики-испытатели.

Последствия

После этой катастрофы последовал более чем двухгодичный перерыв в запусках кораблей «Союз» (следующий пилотируемый корабль «Союз-12» был запущен 27 сентября 1973 года). Это позволило изменить компоновку: органы управления космического корабля стали более удобной для экипажа; операции выведения на орбиту и спуска на Землю стали проводить только в скафандрах «Сокол», экипаж стал состоять из двух человек (частично место третьего члена экипажа заняла установка автономного обеспечения жизнедеятельности лёгких скафандров, в составе которой заметный объём занимали баллоны с запасом сжатого кислорода)[3].

Тело Волкова было кремировано. Похоронен 3 июля в Кремлёвской стене (Некрополь у стен Кремля)[1].

Награды и звания

Автор книг

  • Волков В. Н. Шагаем в небо, 1971.

Память

Мемориальная доска на территории МАИ
  • Скверы в Москве (там же установлен его бюст) и Калуге.
  • Московская школа № 212, в которой учился В. Н. Волков, носит его имя.
  • Увековечен в скульптурной композиции «Павший астронавт» — единственной художественной инсталляции на Луне.
  • C 1973 года в СССР стали проводить международный турнир спортивных акробатов посвящённые памяти В. Н. Волкова «Кубок Волкова». Эти соревнования получили статус неофициального чемпионата мира.

Фильмы

Семья

Отец — Николай Григорьевич Волков (1914) — бригадир Филёвского филиала ЦКБМ, на пенсии.

Мать — Ольга Михайловна Волкова (Котова) (1912) — домохозяйка.

Брат — Борис Николаевич Волков (1938) — инженер КБ «Салют»

Жена — Людмила Александровна Волкова (Бирюкова) (1937) — инженер-экономист Минпищепрома.

Сын — Владимир Владиславович Волков (1958)

См. также

Примечания

  1. ВО́ЛКОВ // Великий князь — Восходящий узел орбиты. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 631. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 5). — ISBN 5-85270-334-6.
  2. Бюст космонавта В. Н. Волкова. (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 января 2011. Архивировано 5 ноября 2013 года.

Литература

  • И. А. Маринин, С. Х. Шамсутдинов, А. В. Глушко (составители). Советские и российские космонавты. 1960—2000 / Под редакцией Ю. М. Батурина. — М.: ООО Информационно-издательский дом «Новости космонавтики», 2001. — ISBN 5-93345-003-0.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!