Комаров, Владимир Михайлович

Материал из «Знание.Вики»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Владимир Михайлович Комаров
Vladimir Komarov foto grupal grupo de cosmonautas (cropped).jpg
Страна  СССР
Специальность Лётчик-космонавт
Воинское звание Полковник ВВС СССР инженер-полковник авиации
Экспедиции Восход-1
Союз-1
Дата рождения 16 марта 1927(1927-03-16)
Место рождения Москва, СССР
Дата смерти 24 апреля 1967(1967-04-24) (40 лет)
Место смерти Оренбургская область, СССР
Награды
Герой Советского Союза — 1964 Герой Советского Союза — 1967
Орден Ленина — 1964 Орден Красной Звезды  — 1961 Медаль «За боевые заслуги» — 1956 SU Medal Twenty Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
SU Medal For the Development of Virgin Lands ribbon.svg SU Medal 30 Years of the Soviet Army and Navy ribbon.svg SU Medal 40 Years of the Armed Forces of the USSR ribbon.svg Медаль «За безупречную службу» 1-й степени
Медаль «За безупречную службу» 2-й степени
Лётчик-космонавт СССР Военный лётчик 1-го класса Заслуженный мастер спорта СССР
Герой Труда (Вьетнам) — 1964
Позывной Рубин

Влади́мир Миха́йлович Комаро́в (16 марта 1927, Москва — 24 апреля 1967, Оренбургская область) — советский лётчик-космонавт № 7, дважды Герой Советского Союза (1964, 1967), второй раз звание присвоено посмертно, инженер-полковник ВВС СССР. Военный лётчик 1-го класса, космонавт 3-го класса.

Командир первого в мире экипажа космического корабля, причём сразу из трёх человек. Дважды летал на первых кораблях нового типа: трёхместном «Восходе-1» (12—13 октября 1964, совместно с Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым) и одноместном «Союзе-1» (23—24 апреля 1967). Первый советский космонавт, побывавший в космосе дважды. Первый космонавт, погибший в ходе полёта.

Биография

С 1942 по 1949 год Комаров учился в Московской специальной школе ВВС, затем в Батайском военном авиационном училище. После успешного окончания обучения в Военно-воздушной инженерной академии в 1959 году работал лётчиком-испытателем на Чкаловской авиабазе.

28 апреля 1960 года принят в первый отряд космонавтов Советского Союза. Имея диплом инженера и опыт лётчика-испытателя, был одним из наиболее квалифицированных кандидатов в космонавты. Таким образом, будучи членом отряда космонавтов, получил квалификацию военного лётчика первого класса.

Был женат на Валентине Яковлевне Киселёвой, имел от неё двоих детей.

Первый полёт

В 1962 году он Владимир Комаров был дублёром Павла Поповича на миссии «Восток-4». Полёт на корабле «Восход-1» в 1964 году стал его первым полётом в космос.

Второй полёт и гибель

Первый обелиск на месте гибели лётчика-космонавта СССР Владимира Комарова, открыт 11 июня 1967 года

23 апреля 1967 года космический корабль «Союз-1» (заводской номер 4) стартовал с Владимиром Комаровым на борту. Его дублёром был Юрий Гагарин. На следующий день должен был состояться старт ещё одного корабля «Союз» («Союз-2А», заводской номер 5) с экипажем из трёх человек (командир Валерий Быковский, Евгений Хрунов и Алексей Елисеев). Предполагалась стыковка кораблей и переход Хрунова и Елисеева на «Союз-1».

Сразу же после выхода на орбиту «Союз-1» продемонстрировал ряд неисправностей. Не раскрылась одна из двух панелей солнечных батарей, и корабль стал испытывать недостаток электроэнергии. Комаров пытался открыть солнечную батарею раскруткой корабля вокруг своей оси, однако это не привело к результату и только истощило запасы топлива системы ориентации. Несмотря на напряжённую обстановку, Комаров зачитал послание советскому народу. Допущенные при проектировании ошибки и в частности отсутствие энергоснабжения оказались слишком серьёзными для реализации задуманной программы, что стало ясно после пятого витка. Комарову было приказано отключить всё второстепенное оборудование для экономии энергии. Запланированное сближение и стыковка с кораблем «Союз-2А» стали невозможными. В результате полёт «Союза-2А» по ​​указанию Государственной комиссии по проведению пилотируемых космических полетов был отменён, а «Союзу-1» был отдан приказ немедленно идти на посадку. С шестого по двенадцатый виток Комаров находился вне радиодиапазона наземных станций. С 13-го витка, во время которого с Комаровым контактировали только наземные станции, расположенные на Дальнем Востоке, рассчитывались различные сценарии экстренной посадки, а с 15-го витка готовились соответствующие команды. Они были переданы Комарову Гагариным на 16-м витке. Необходимо было вернуть Комарова на Землю до того, как будут полностью исчерпаны запасы энергии, что ожидалось примерно на 20-м или 21-м витке. Первая контролируемая автоматикой попытка приземлиться в начале 17-го витка не удалась. Выравнивание космического корабля по направлению полёта было недостаточно точным. Комарову, наконец, удалось вручную выровнять космический корабль примерно в 1000 км к западу от Папуа-Новой Гвинеи и таким образом запустить процесс посадки в первые часы 24 апреля в конце 18-го витка.

Однако очередная неисправность оказалась фатальной. Из-за ошибок конструкции и изготовления основной парашют не сработал. Запасной парашют, срабатывавший автоматически на высоте около 5000 м, раскрылся не полностью. Комаров погиб от удара возвратной капсулы о землю на скорости около 40 м/с (144 км/ч).

В официальном заявлении ТАСС, опубликованном на следующий день, было сказано:

23 апреля 1967 года в Советском Союзе был выведен с целью лётных испытаний на орбиту Земли новый космический корабль «Союз-1», пилотируемый лётчиком-космонавтом СССР Героем Советского Союза инженер-полковником Комаровым Владимиром Михайловичем.
В течение испытательного полёта, продолжавшегося более суток, В. М. Комаровым была полностью выполнена намеченная программа отработки систем нового корабля, а также проведены запланированные научные эксперименты. При полёте лётчик-космонавт В. М. Комаров совершал маневрирование корабля, проводил испытания основных его систем на различных режимах и давал квалифицированную оценку технических характеристик нового космического корабля.
24 апреля, когда программа испытаний была окончена, ему было предложено прекратить полёт и совершить посадку. После осуществления всех операций, связанных с переходом на режим посадки, корабль благополучно прошёл наиболее трудный и ответственный участок торможения в плотных слоях атмосферы и полностью погасил первую космическую скорость.
Однако при открытии основного купола парашюта на семикилометровой высоте, по предварительным данным, в результате скручивания строп парашюта космический корабль снижался с большой скоростью, что явилось причиной гибели В. М. Комарова. Безвременная гибель выдающегося космонавта инженера-испытателя космических кораблей Владимира Михайловича Комарова является тяжёлой утратой для всего советского народа.

ТАСС. 25 апреля 1967 г.

Награды и память

Комаров дважды был награждён орденом Ленина и дважды звездой Героя Советского Союза (19 октября 1964, 24 апреля 1967 — посметрно). Урна с его прахом захоронена у Кремлёвской стены в Москве. Его имя указано на металлической пластине произведения искусства «Павший астронавт», установленного американскими астронавтами на Луне. Также его имя получили астероид (1836) Комаров, открытый в 1971 году, кратер на Луне, корабль связи «Космонавт Владимир Комаров».

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!