Волынов, Борис Валентинович

Материал из «Знание.Вики»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Борис Валентинович Волынов
20162016
Страна  СССР Россия
Специальность военный лётчик
инструктор-космонавт-испытатель
учёный
Воинское звание Полковник ВВС СССР
полковник
Экспедиции Союз-5
Союз-21
Дата рождения 18 декабря 1934(1934-12-18) (89 лет)
Место рождения Иркутск, РСФСР, СССР
Награды

Бори́с Валенти́нович Волы́нов (род. 18 декабря 1934, Иркутск) — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, кандидат технических наук (1980). Единственный ныне живущий космонавт из первого отряда космонавтов СССР.

Биография

Из двадцати членов первого отряда космонавтов Волынов не вошёл в первую «шестёрку», как Гагарин или Титов, но зарекомендовал себя в качестве кандидата для более поздних полётов на «Востоке».

Во время первого в истории освоения космоса сдвоенного полёта на двух кораблях в августе 1962 года Волынов был дублёром на «Восток-3» и «Восток-4». Для следующей миссии кандидатура Волынова вновь рассматривалась, но в итоге в июне 1963 года на «Восток-5» был отобран Валерий Быковский, а «Восток-6» по программе должна была пилотировать женщина.

«Восход»

Поскольку Волынов уже был дублёром на проекте «Восток», но сам ещё не летал, в 1964 году его не перевели во вновь образованную группу проекта «Союз». Однако следующие пилотируемые космические полёты должны были состояться на корабле «Восход», который представлял собой модифицированный «Восток».

Высшее руководство настойчиво пыталось отдать приоритет полёта Георгию Береговому, лётчику, пришедшему в группу в начале 1964 года. Однако руководитель подготовки космонавтов Николай Каманин настаивал на том, чтобы следующие полеты пилотировали лётчики, давно ожидающие своего назначения.

В июле 1964 года Волынов получил назначение на командование космическим полётом «Восход-1». Эта миссия должна была стать первой с использованием многоместного космического корабля. В состав экипада также должны были войти учёные Георгий Катыс и Борис Егоров.

Однако из-за внутренних конфликтов экипажи несколько раз перетасовывались. В конце концов, в октябре 1964 года был запущен «Восход-1» под командованием Владимира Комарова, а Волынов снова оказался в резерве.

Для следующего доступного полёта, «Восход-3», Волынов снова был сильным кандидатом на должность командира. Однако у него всё ещё оставался соперник в лице Берегового с поддержкой на более высоком уровне, и идея запуска очередного корабля «Восход» с полностью женским экипажем всё ещё витала в воздухе. После Валентины Терешковой отправки ждали ещё две женщины-космонавта.

По разным причинам полёт «Восход-3» продолжал задерживаться. Тем временем американцы установили новый мировой рекорд — 14 дней на орбите с Gemini 7 и впервые осуществили сближение двух кораблей на расстояние до 0,3 метра. И поскольку советское руководство в основном интересовали вопросы зафиксированного приоритета, миссия «Восход-3» становилась всё менее и менее актуальным. В итоге все силы были сосредоточены на новом проекте «Союз», а полет «Восход» был заброшен, хотя официально этот космический полет так и не был отменен. Борис Волынов, всегда имевший реальные и большие шансы стать командиром экипажа, напрасно готовился к этой миссии.

«Союз»

С сентября 1966 года Борис Волынов проходил подготовку к выходу на лунную орбиту в рамках советской лунной программы. Составы тренировочных групп часто менялись, но Волынов всегда оставался в лунной программе.

После катастрофы «Союза-1» в апреле 1967 года было решено, что следующие два пилотируемых полета «Союза» возглавят Волынов и Береговой. Планировалась стыковка на околоземной орбите и пересадка космонавтов с одного корабля на другой. Следующим пилотируемым полетом был «Союз-3» в октябре 1968 года. В рамках этой миссии предполагалась стыковка без перехода космонавтов. Волынов был заместителем Берегового, хотя «сверху» по-прежнему приходили возражения.

В декабре 1968 года вместе с несколькими другими космонавтами Волынов получил диплом Военно-инженерной академии ВВС им. Н. Е. Жуковского. Через два дня он сдал экзамен для предстоящих полётов кораблей «Союз-4» и «Союз-5». У Волынова был один из лучших результатов, но вышестоящее начальство не утвердило его выдвижение.

15 января 1969 года Борис Волынов наконец отправился в свой первый космический полёт. Под позывным «Байкал» он командовал кораблём «Союз-5», на борту которого также находились Алексей Елисеев и Евгений Хрунов.

На околоземной орбите «Союз-5» выполнял пассивную стыковку с «Союз-4», запущенным накануне вместе с Владимиром Шаталовым. Хрунов и Елисеев вышли из космического корабля и поднялись на «Союз-4», чтобы 17 января вернуться на Землю вместе с Шаталовым.

Волынов приземлился на «Союзе-5» через день после «Союза-4», чудом избежав гибели. Служебный модуль космического корабля полностью не отделился от спускаемого модулю при входе в атмосферу. В результате спуск был баллистическим, с перегрузками до 10 g, а не скользящим, с расчётными перегрузками 3-4 g. При входе в атмосферу космический корабль занял наиболее аэродинамически устойчивое положение носом посадочной капсулы вперёд. Люк в орбитальный модуль на «Союзе» оказался без должной теплозащиты. Волынова не вдавило в эргономичное сиденье, а тянуло на ремнях. Из перегретого уплотнения люка внутрь спускаемого модуля потекли газы, и Волынов потерял сознание. Если бы последовала разгерметизация, космонавт, не одетый в скафандр, неизбежно бы погиб. Корабль раскутило, стропы оказались скручены, но купол раскрылся. При приземлении скорость оказалась существенно выше штатной. Посадка получилась жёсткой, при ударе о землю Волынов потерял несколько зубов и получил другие травмы.

Выбравшись из капсулы, Волынов пешком пошёл в ближайший населённый пункт, было очень холодно. Спасатели нашли повреждённую и уже пустую капсулу. В связи с полученными физическими и психологическими травмами космонавт на два года был отстранён от полётов даже на самолётах. 22 января 1969 года Борису Волынову было присвоено звание Героя Советского Союза.

«Салют»

После того, как США выиграли «лунную гонку», усилия советских конструкторов были сосредоточены на космических станциях на околоземной орбите. Первая из таких станций, «Салют-1», была запущена 19 апреля 1971 года.

Кандидатура Волынова обсуждалась на место командира третьего экипажа «Салюта-1», но после гибели «Союза-11» с тремя космонавтами в июне 1971 года корабль предстояло перепроектировать.

В апреле 1973 года был запущен «Салют-2». Борис Волынов вошёл в дублирующий состав первого экипажа и имел хорошие шансы возглавить следующий экипаж, но станцию ​​не удалось стабилизировать на орбите и она сгорела.

Когда в июне 1974 года была запущена ещё одна космическая станция «Салют-3», надежды Бориса Волынова на второй космический полёт возродились. Он входил в состав группы поддержки первого экипажа корабля «Союз-14», который находился на борту станции 16 дней. Во время работы второго экипажа «Союз-15» в августе 1974 года он входил в состав дубля и должен был командовать «Союз-16». Однако полёт «Союза-15» к «Салюту-3» не удался из-за отказа системы стыковки. Корабль нужно было основательно переделывать к следующему полёту, время, необходимое для этого, превышало оставшийся срок службы космической станции, поэтому полёт «Союз-16» был отменён. И снова Волынов напрасно готовился.

И всё же Борис Волынов свой второй космический полёт совершил. Это случилось через 16 лет после его включения в отряд космонавтов и через семь лет после его первого полёта. 6 июля 1976 года Волынов стартовал вместе с Виталием Жолобовым на космическом корабле «Союз-21». Пунктом назначения была военная космическая станция «Алмаз-3», эксплуатировавшаяся под кодовым названием «Салют-5». Экипаж должен был провести на борту станции 60 суток. Но на 42-й день отказали несколько систем: освещение, система ориентации и жизнеобеспечения. Рассматривалась эвакуация станции, но через несколько часов Волынову и Жолобову удалось стабилизировать «Салют-5» на орбите и постепенно вернуть все системы в работу. Эта авария сильно повлияла на обоих космонавтов, как физически, так и морально, после того, как они пробыли на борту станции несколько недель. Миссия была продолжена, но через несколько дней всё же прекращена. Волынов и Шоболов приземлились через 49 дней 24 августа 1976 года в плохом физическом и психическом состоянии. Подробности решения и процесса досрочного возвращения в то время не сообщались. Возможно, сыграли свою роль ядовитые газы или физические и психические проблемы Жолобова.

С 1982 года Борис Волынов возглавлял отдел космонавтов. С 1985 года снова готовился к длительной миссии. Он должен был пилотировать «Союз Т-15» на космическую станцию ​​"Салют-7" вместе с Анатолием Левченко и Мусой Манаровым. Однако в ноябре 1985 года действующий экипаж из-за болезни командира Владимира Васютина покинул станцию ​​и вернулся на Землю на корабле «Союз Т-14». Полёт корабля «Союз Т-15» отложили. Фактически этот полёт происходил с марта 1986 года, уже с другим экипажем, прошедшим подготовку к работе на космической станции «Мир», находившейся на околоземной орбите с февраля 1986 года. Таким образом, последний полёт Волынова также был отменен.

Спустя более тридцати лет после включения в первый отряд советских космоватов Волынов покинул его 30 мая 1990 года. Он был последним из состава первого отряда после ухода Виктора Горбатко в августе 1982 года.

Статистика[1]
# Стартовый корабль Старт, UTC Экспедиция Корабль посадки Посадка, UTC Налёт Выходы в открытый космос Время в открытом космосе
1 Союз-5 15.01.1969, 07:04 Союз-4, Союз-5 Союз-5 18.01.1969, 07:59 03 суток 00 часов 54 минуты 0 0
2 Союз-21 06.07.1976, 12:08 Союз-21, Салют-5 (1) Союз-21 24.08.1976, 18:32 49 суток 06 часов 23 минуты 0 0
52 суток 07 часов 17 минут 0 0

Семья

Волынов женат, у него двое детей.

Публикации

  • М. Н. Марков, Б. В. Волынов, В. М. Жолобов. Инфракрасная спектроскопия Солнца с орбитальной станции «Салют-5». М.: Физический институт им. П. Н. Лебедева АН СССР, 1978. — 15 с.
  • Г. Т. Береговой, П. Р. Попович, Б. В. Волынов. Деятельность космонавта в полёте и повышение её эффективности. М.: Машиностроение, 1981. — 264 с.

Примечания

  1. Statistics - Volynov Boris Valentinovich (англ.). spacefacts.de. Дата обращения: 27 января 2018. Архивировано 21 февраля 2018 года.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!