Аубакиров, Токтар Онгарбаевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Токтар Онгарбаевич Аубакиров
каз. Тоқтар Оңғарбайұлы Әубәкіров
ToktarAwbakirov 140x190.jpg
Страна  СССР
 Казахстан
Специальность лётчик-испытатель
космонавт-исследователь
Воинское звание Генерал-майор авиации генерал-майор авиации
Дата рождения 27 июля 1946(1946-07-27) (78 лет)
Место рождения Каркаралинский район,
Карагандинская область,
Казахская ССР, СССР
Награды
Звезда Народного героя.svg Герой Советского Союза — 1988
OrdenOtan.png Орден Ленина — 1988 Орден Октябрьской Революции — 1991 Орден «Знак Почёта»  — 1981
Медаль «За заслуги в освоении космоса» — 2011 Рыцарский крест I степени Почётного знака «За заслуги перед Австрийской Республикой»
Лётчик-космонавт Казахстана.jpg Лётчик-космонавт СССР Honoured Test Pilot of the USSR.png
Эмблема экипажа Союз-ТМ-13
Марка Республики Казахстан, 1994 год
Марка Республики Казахстан, 1996 год

Токта́р Онгарба́евич Аубаки́ров (каз. Тоқтар Оңғарбайұлы Әубәкіров; род. 27 июля 1946, Каркаралинский район, Карагандинская область, Казахская ССР) — 72-й (и последний) космонавт СССР, первый космонавт казахской национальности. Генерал-майор ВВС Казахстана. Депутат Верховного Совета Казахстана XII созыва[уточнить]. Депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан от избирательного округа № 44 Кызылординской области. Народный Герой Казахстана (1995), Герой Советского Союза (1988), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1990). Заслуженный мастер спорта Республики Казахстан. Почетный профессор Карагандинского университета имени Академика Е. А. Букетова (3 мая 2022 года).

Биография

Родился 27 июля 1946 года в посёлке колхоза имени 1 Мая Каркаралинского района Карагандинской области. На казахском языке имя Токтар означает «остановиться», он получил такое имя так как был первым сыном в семье после двух девочек. Такое имя казахи издавна давали ребёнку мужского пола, который родился после череды умерших новорождённых или когда все предыдущие новорожденные были только девочками. Токтар был у родителей первым мальчиком после двух девочек.

Трудовую деятельность начинает после окончания 8 классов средней школы, одновременно учился в вечерней школе.

В 1956 году работал помощником комбайнера на машинно-тракторной станции.

С 1962 до 1965 года работал токарем на литейно-механическом заводе в городе Темиртау. В 1965 году окончил среднюю школу рабочей молодежи города Темиртау.

В 1961 году поступил в парашютную секцию ДОСААФ, в которой выполнил норму 3-го разряда, а в 1963 году перешёл в пилотную секцию Карагандинского учебного авиационного центра.

В 1969 году окончил Армавирское высшее военное Краснознаменное авиационное училище лётчиков (ВВАУЛ) ПВО с квалификацией «военный лётчик-инженер»[1].

С ноября 1969 года служил лётчиком, с 1972 года — командиром авиационного звена в Комсомольске-на-Амуре (Дальневосточный ВО), летал на СУ-15. В январе 1975 года был уволен из Вооруженных Сил в запас

В мае 1976 года окончил Школу лётчиков-испытателей ЛИИ Министерства авиационной промышленности (МАП) с квалификацией «летчик-испытатель 3-го класса». С мая 1976 года работал лётчиком-испытателем авиационного завода в городе Улан-Удэ.

В 1979 году окончил вечернее отделение Жуковского филиала Московского Ордена Ленина авиационного института (МАИ) им. Сергея Орджоникидзе по специальности «инженер-аэрогидромеханик».

В октябре 2006 года ему присуждено звание почётного профессора Академии гражданской авиации (АГА) г. Алматы.

С августа 1976 до конца 1990 года работал лётчиком-испытателем в ОКБ имени А. И. Микояна, был заместителем шеф-пилота ОКБ. Провел испытания МиГ-29 («9-14») (13.02.1985), МиГ-31М/2 («052») (27.12.1986), МиГ-29М/2 (1987), МиГ-29К («9-31») (23.06.1988), МиГ-31Б (30.06.1989). Участвовал в испытаниях МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций; провёл испытания по дозаправке МиГ-31. Входил в морскую бригаду испытателей, летал над морем на МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29 — как на спарках, так и на боевых машинах. Работал много времени в Саках, в Николаеве, активно участвовал в разработках авианосной части корабля, и всех аспектов создания авианесущего крейсера.[2] 1 ноября 1989 года вторым в СССР (через 40 минут после Виктора Пугачева на Су-27К) осуществил посадку на самолёте МиГ-29К на авианесущий крейсер «Тбилиси» (который после принятия в состав ВМФ СССР получил название «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»). В тот же день, через полтора часа после посадки, первым с СССР осуществил взлёт с трамплина авианосца.

Первый раз получил предложение стать космонавтом в 1985 году, однако отказался, не желая бросать испытательную работу[3].

В конце 1990 года был отобран для участия в полёте казахстанской программе. 21 января 1991 года его кандидатуру в срочном порядке рассмотрели и утвердили на ГМВК, и только после этого направили на медобследование в ИМБП, которое он успешно прошел, получив «добро» от врачей.

С 20 мая по 10 июля 1991 года проходил подготовку к полёту по казахстанской программе экспедиции посещения в качестве космонавта-исследователя основного экипажа вместе с Валерием Корзуном и Александром Александровым, намеченному на ноябрь 1991 года. В целях экономии средств 10 июля 1991 года решением Госкомиссии подготовка была прекращена и экипаж расформирован в связи с объединением полетов по казахской и советско-австрийской программе. С 17 июля по 13 сентября 1991 года продолжил подготовку к полету по казахстанской программе и программе «Аустромир-91» в качестве первого космонавта-исследователя в составе основного экипажа вместе с Александром Волковым и Францем Фибёком (Австрия). 13 сентября 1991 года после окончания непосредственной подготовки к полёту и общекосмической подготовки решением Межведомственной квалификационной комиссии ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель»[4].

Первый полёт

Со 2 по 10 октября 1991 года в качестве космонавта-исследователя экспедиции посещения на ОК «Мир» по казахстанской программе. Стартовал на ТК «Союз ТМ-13» вместе с Александром Волковым и Францем Фибёком (Австрия), посадка на ТК «Союз ТМ-12» с Анатолием Арцебарским и Францем Фибёком (Австрия). Позывной: «Донбасс-2» (при старте)/«Озон-2» (при посадке). Продолжительность полёта составила 7 суток 22 часа 12 минут 40 секунд[1][4].

На госслужбе

После распада СССР живёт в Казахстане. Находится на государственной службе.

С февраля 1992 года был первым заместителем председателя Государственного комитета по обороне Республики Казахстан (РК).

С апреля 1993 года работал генеральным директором Национального аэрокосмического агентства РК.

С мая 1996 года работал советником Президента РК по обороне, оборонной промышленности и космосу.

С апреля 2000 года несколько лет работал заместителем секретаря Совета безопасности Республики Казахстан[3].

Общественно-политическая деятельность

В апреле 1990 года был избран депутатом Верховного Совета Казахской ССР 12-го созыва.

В мае 1994 года был избран депутатом Верховного Совета Республики Казахстан 13-го созыва.

В сентябре 2004 года был избран депутатом Мажилиса Парламента Республики Казахстан 3-го созыва в избирательном округе № 44 (город Кызылорда). 14 января 2012 года участвовал на досрочных выборах в мажилис, нижнюю палату парламента. Выдвигался от Общенациональной социал-демократической партии[3].

Награды

  • Медаль «Золотая звезда» («Алтын жулдыз») (1995)
  • Орден Отан (1995).
  • Герой Советского Союза (1988).
  • Орден Ленина (1988).
  • Орден Октябрьской Революции (1991).
  • Орден «Знак Почёта» (1981).
  • Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) — за большой вклад в развитие международного сотрудничества в области пилотируемой космонавтики
  • Лётчик-космонавт СССР (1991).
  • Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1990).
  • Почётный знак «Золотой Крест» Австрийской Республики (дважды: 1988, 1992).
  • Почётный гражданин города Кокшетау.
  • Почётный гражданин города Атырау.
  • Памятная медаль «Культегин» (Евразийский Национальный Университет, 2015

Примечания

Литература

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!