Левченко, Анатолий Семёнович

Материал из «Знание.Вики»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Анатолий Семёнович Левченко
Файл:Anatoly Levchenko CP in Zhukovsky, Russia.jpg
Страна  СССР
Экспедиции Союз ТМ-4
Дата рождения 21 мая 1945(1945-05-21)
Место рождения Краснокутск, Харьковская область, УССР, СССР
Дата смерти 6 августа 1988(1988-08-06) (43 года)
Место смерти Москва, СССР
Награды
Герой Советского Союза
Орден Ленина Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» SU Medal Twenty Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
Медаль «Ветеран труда» SU Medal 50 Years of the Armed Forces of the USSR ribbon.svg Медаль «За безупречную службу» 3-й степени
Лётчик-космонавт СССР

Анато́лий Семёнович Ле́вченко (21 мая 1941, Краснокутск, Харьковская область — 6 августа 1988, Москва) — заслуженный лётчик-испытатель СССР (1986), лётчик-космонавт СССР (1987), Герой Советского Союза (1987).

Биография

Анатолий Левченко родился на Украине, в Харьковской области, в 1941 году, семье слесаря и водителя-механика Семёна Павловича Левченко и заведующей детским садом Прасковьи Трофимовны. Их род происходил от Ивана Каразина, основателя Краснокутского дендропарка. Отца вскоре мобилизовали, а в 1943 году он погиб на войне — в его машину попала авиабомба.

В 1958 году Анатолий Левченко окончил Краснокутскую среднюю школу. Отличником не был, но в старших классах заинтересовался физикой и электротехникой. После школы поступил в Харьковское авиационное инженерное училище, однако учиться передумал, забрал документы и год проработал в садах Краснокутской опытной садоводческой станции.

В 1959 году стал курсантом Кременчугского высшего военного авиационного училища летчиков. Однако в том же году училище расформировали, и Левченко Высшее военное авиационное училище летчиков в Чернигове. В училище Левченко учился вместе с Петром Климуком, также будущим космонавтом. В 1964 году Левченко окончил училище, после чего шесть лет прослужил лётчиком ВВС в Липецкой области и Туркмении.

В 1970 году он Левченко поступил в Школу лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института (ЛИИ), где в период с 1971 по 1979 год получил четыре диплома. Он летал на истребителях, бомбардировщиках и транспортных самолётах: всего на 87 различных моделях самолетов. Помимо прочего, работал над усовершенствованием боевых самолетов. В 1967 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава, а в 1970 — вышел в запас.

Космос

С июля 1977 года Анатолий проходил курс подготовки пилотирования советского космического челнока «Буран». В августе 1978 года прошёл необходимые медицинские обследования, благодаря чему в феврале 1979 года был принят во вновь созданный отряд космонавтов. Его базовая подготовка в качестве космонавта проходила с апреля 1979 года по декабрь 1980 года в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина в Звёздном Городке под Москвой. Левченко получил звание «космонавт-испытатель» после сдачи экзаменов 12 февраля 1982 года.

С сентября 1982 года по май 1983 года Левченко вместе с Владимиром Васютиным и Виктором Савиных готовился к полёту на космическую станцию ​​"Салют-7", но график полётов был изменён, и Левченко лишился этого задания.

С декабря 1983 года Левченко снова работал над программой «Буран», но полёты продолжали откладываться. Вместе с Александром Щукиным он сформировал один из трёх экипажей «Бурана» для испытательных полётов в атмосфере. Специальная версия космического планера БТС-002 ОК-ГЛИ была оснащена двигателями, которые позволяли осуществлять горизонтальные взлёт и посадку, как и в случае с способным к космическим полётам «Бураном». С апреля 1986 года по май 1987 года Левченко и Щукин провели три рулёжных и четыре лётных испытания.

Полёт

С мая 1987 года Левченко готовился к полёту на новую советскую орбитальную станцию ​​"Мир". Ему предстояло совершить сравнительно непродолжительный полёт в качестве космонавта-исследователя на время смены экипажа станции. Корабль «Союз ТМ-4» с командиром Владимиром Титовым, бортинженером Мусой Манаровым и Анатолием Левченко отправился на станцию 21 декабря 1987 года на корабле. Титов и Манаров должны были составить третий постоянный экипаж «Мира». Через двое суток корабль пристыковался к станции, где их встретил предыдущий экипаж в составе Юрия Романенко и Александра Александрова.

Задача Левченко в этой миссии состояла в том, чтобы исследовать возможность управления «Бураном» в период острой адаптации к невесомости. Для этого у него были специальные средства в орбитальном отсеке корабля «Союз ТМ-4».

Проведя на станции шесть дней, Анатолий Левченко вернулся на Землю на корабле «Союз ТМ-3» вместе с Романенко и Александровым. Общее время его полёта составило чуть менее восьми суток. Сразу после приземления Левченко должен был доказать свою способность летать в наземных условиях. Аналогичную миссию выполнил Игорь Волк на «Салюте-7» в июле 1984 года.

Так как Левченко менял командиров в этой миссии, у него было два позывных. С Титовым позывным был «Океан-3», с Романенко — «Таймыр-3».

# Стартовый корабль Старт, UTC Экспедиция Корабль посадки Посадка, UTC Налёт Выходы в открытый космос Время в открытом космосе
1 Союз ТМ-4 21.12.1987, 11:18 Союз ТМ-4, Мир Союз ТМ-3 29.12.1987, 10:12 07 суток 21 час 58 минут 0 0

Смерть

Всего через семь месяцев после своего единственного космического полёта Анатолий Левченко скончался в Москве в возрасте 47 лет, от опухоли головного мозга. Его могила находится на Быковском кладбище в Жуковском, рядом с могилой Александра Щукина, погибшего в авиакатастрофе всего через 12 дней после смерти Левченко.

Семья

У Анатолия Левченко остались жена и сын.

Почести и память

Анатолий Левченко стал Героем Советского Союза в 1987 году и получил орден Ленина. Его именем названы улицы в Уфе и Жуковском Московской области.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!