Быковский, Валерий Фёдорович

Материал из «Знание.Вики»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Валерий Фёдорович Быковский
WaleriBykowski.jpg
Специальность командир корабля
Воинское звание Полковник ВВС СССР
Экспедиции Восток-5
Союз-22
Союз-31/Союз-29
Дата рождения 2 августа 1934(1934-08-02)
Место рождения Павловский Посад, Московская область, РСФСР, СССР
Дата смерти 27 марта 2019(2019-03-27) (84 года)
Место смерти Леониха, Московская область, Россия
Награды

Иностранных государств:

Позывной Ястреб

Вале́рий Фёдорович Быко́вский (2 августа 1934, Павловский Посад — 27 марта 2019, Леониха, Московская область) — лётчик-космонавт СССР № 5, дважды Герой Советского Союза (1963, 1976), совершивший три полёта в космос общей продолжительностью 20 суток 17 часов 47 минут 21 секунды. Единственный из космонавтов, летавших на КК «Восток» или «Восход», совершил 3 космических полёта.

Биография

Валерий Быковский родился в городе Павловский Посад Московской области. После окончания школы в 1951 году учился в Качинском высшем военном авиационном училище лётчиков, которое окончил в 1955 году. Затем служил лётчиком-истребителем.

В 1968 году окончил инженерный факультет Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е.Жуковского, получив квалификацию инженера-лётчика-космонавта. В 1973 году защитил диссертацию в области автономной космической навигации на степень кандидата технических наук.

Первый полёт

Валерий Быковский был назначен в первый отряд советских космонавтов в 1960 году, который состоял из 20 лётчиков ВВС. Изначально Быковский не входил в число шести космонавтов, которые с июня 1960 года специально готовились к работе на корабле «Восток». Когда 24 июля 1960 года Валентин Варламов повредил шейный отдел позвоночника, Быковский занял его место среди шести космонавтов, проходящих подготовку к первому полёту.

Валерий Быковский был выбран дублёром Андрияна Николаева на миссию «Восток-3» в августе 1962 года. Поскольку в качестве дублёра он не понадобился, он стал сильным кандидатом на следующий космический полёт «Востока-5». Целью этой миссии был групповой полёт вместе с кораблём «Восток-6», который должна была пилотировать женщина. При продолжительности полёта около восьми суток предполагалось установить абсолютный рекорд. В середине мая 1963 года Быковский был утверждён в качестве пилота «Востока-5». Своим позывным он выбрал «Ястреб».

«Восток-5» был запущен 14 июня 1963 года, но корабль не вышел на заданную орбиту, а облетел землю на меньшей высоте. В результате запланированную восьмидневную миссию пришлось сократить. Через два дня стартовал «Восток-6» с Валентиной Терешковой (позывной «Чайка»). Два космических корабля сблизились на расстояние пяти километров. Менее чем через пять дней Быковский приземлился в казахской степи, рекордсменом по продолжительности одиночного полёта в космос.

После приземления Быковский читал лекции в СССР и за границей, но в плане популярности он всегда уступал Валентине Терешковой. Его лекционные туры привели его в страны Восточной и Западной Европы, в страны Азии, и даже в Мексику.

Программа высадки на Луну

После завершения программы «Восток», параллельно выполнялись две программы: программа «Восход», в которой были достигнуты впечатляющие первые результаты с модифицированным космическим кораблём «Восток», и программа «Союз», долгосрочной целью которой была определена высадка человека на Луну. Быковский получил назначение в программу «Союз» вместе с 15 другими космонавтами в январе 1964 года, но всё ещё считался временным командиром корабля «Восход-1».

С осени 1965 года Быковский проходил подготовку к одному из первых двух полётов «Союза». Определение задач экипажа всегда было предметом разногласий между руководителем подготовки космонавтов Николаем Каманиным и начальником конструкторского бюро Сергеем Королёвым, а затем его преемником Василием Мишиным.

В ноябре 1966 года Быковский был назначен командиром корабля «Союз-2». Во время этого полёта пилотируемые космические корабли должны впервые состыковаться друг с другом; кроме того, должен был состояться переход двух космонавтов на «Союз-1».

В декабре 1966 года были составлены детальные планы советской лунной программы, после чего Быковский был назван одним из трёх кандидатов на должность командира экипажа первой лунной орбитальной станции.

23 апреля 1967 года состоялся запуск корабля «Союз-1» с Владимиром Комаровым на борту. Быковский вместе с Евгением Хруновым и Алексеем Елисеевым должны были на следующий день последовать на корабле «Союз-2А» и служить пассивной целью сближения и первой ручной стыковки двух пилотируемых космических кораблей. Также планировался переход Хрунова и Елисеева с одного корабля на другой через открытый космос. Оба корабля должны были оставаться на орбите четыре дня. Однако вскоре после выхода на орбиту «Союз-1» столкнулся с серьёзными проблемами с бортовым питанием и системой ориентации, из-за чего стыковка стала невозможной. В результате запуск корабля «Союз-2А» был отменён. При посадке корабля «Союз-1» основной парашют вышел из строя из-за конструктивных и производственных дефектов (остатки клея в канале раскрытия). Возвратная капсула упала на землю со скоростью около 40 м/с, в результате чего Комаров погиб. Дефекты, вызвавшие аварию, были обнаружены только при последующем осмотре парашютной системы корабля «Союз-2А». Безопасная посадка с запасным парашютом была возможна только без предварительной активации основной системы.

Пока Хрунов и Елисеев продолжали подготовку к выходу на околоземную орбиту, Быковский готовился к предстоящим полётам на Луну. После крушения «Союза-1» необходимые конструктивные изменения были отложены, так что следующий пилотируемый полёт «Союза» состоялся только в октябре 1968 года. У Быковского были хорошие шансы совершить первый полёт на Луну вместе с Николаем Рукавишниковым. Однако после успешных американских полётов по программе «Аполлона» советская пилотируемая лунная программа была свёрнута.

Второй полёт

После закрытия лунной программы Советский Союз сосредоточился на долгосрочных миссиях на космических станциях на околоземной орбите. Теперь Быковскому предстояло возглавить экипаж, который должен был пристыковать корабль «Союз-14» к станции «Салют-1». Однако после следующей катастрофы «Союза-11» в июне 1971 года, когда погибли ещё три космонавта, в программе произошли дальнейшие задержки.

«Салют-1» потерпел крушение в октябре 1971 года, три другие космические станции взорвались вскоре после запуска или не могли быть стабилизированы. Валерий Быковский в этих полётах участия не принимал.

В итоге свой второй космический полёт Быковский совершил 15 сентября 1976 года, на корабле «Союз-22» вместе с Владимиром Аксёновым. Это была довольно необычная миссия, поскольку космический корабль не стыковался с космической станцией «Салют-5», а вращался вокруг Земли с необычно большим наклонением и коротким периодом обращения. Одной из главных задач миссии было фотографическое запечатление территории ГДР.

Третий полёт

Третий свой полёт Валерий Быковский совершил в рамках программы «Интеркосмос», которая дала лётчикам из дружественных стран возможность летать на борту советских космических кораблей.

26 августа 1978 года он и космонавт из Восточной Германии Зигмунд Йен вылетели на корабле «Союз-31» на космическую станцию ​​«Салют-6», где посетили основной экипаж Владимира Ковалёнка и Александра Иванченкова. После недели, проведённой на орбите, Быковский и Йен вернулись на Землю на корабле «Союз-29». Их эргономически адаптированные сиденья были перенесены с корабля «Союз-31» в возвращаемую капсулу корабля «Союз-29».

В 1980 году Валерий Быковский был дублёром командира корабля «Союз-37» Виктора Горбатко. Этим рейсом «Интеркосмоса» на «Салют-6» был доставлен Фум Туан, первый вьетнамский космонавт.

После полётов

Быковский уволился из отряда космонавтов 26 января 1982 года. В этот день же день отряд покинули Павел Попович, Андриян Николаев и Алексей Леонов, так что из первоначальных 20 членов первого отряда в нём остались только Виктор Горбатко и Борис Волынов.

Быковский работал инженером-испытателем до 1988 года, после чего занял пост директором Дома советской науки и культуры в Берлине. Вышел на пенсию в 1990 году.

Награды

Валерий Быковский награждён орденом Красной Звезды, орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Карла Маркса и почетными званиями Героя Советского Союза и Героя ГДР.

Среди других иностранных наград: Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгарии, Орден Георгия Димитрова, Герой Труда Социалистической Республики Вьетнам, Орден Грюнвальдского Креста Польской Народной Республики.

Семья

Валерий Быковский был женат на Валентине Суховой. Её старший сын погиб в авиакатастрофе в 1986 году.

Ссылки