Православный календарь
| Календарь | |||
|---|---|---|---|
| Список календарей: | |||
| Армелина · Армянские: древнеармянский, христианский · Ассирийский · Ацтекский · Бахаи · Бенгальский · Буддийский · Вавилонский · Византийский · Восточнославянский · Вьетнамский · Гильбурда · Григорианский · Грузинский · Дариский · Древнегреческий · Древнеегипетский · Древнеперсидский · Древнеславянский · Еврейский · Зороастрийский · Индийские: древнеиндийский, единый · Инки · Иранский · Ирландский · Исламский · Кельтский · Киргизский · Китайский · Конта · Коптский · Малайский · Майя · Масонский · Миньго · Непальский · Новоюлианский · Пролептический: юлианский, григорианский · Римский · Румийский · Рунический · Симметричный · Советский · Стабильный · Тамильский · Тайские: лунный, солнечный · Тибетский · Трёхсезонный · Тувинский · Туркменский · Французский · Хакасский · Ханаанейский · Хараппский · Чучхе · Шведский · Шумерский · Эфиопский · Юлианский · Яванский · Японский |
Правосла́вный календа́рь — комплексная хронологическая структура (включающая календарные расчёты, праздничные циклы и богослужебную периодизацию), применяемая православными церквами для организации литургической жизни и определения дат религиозных торжеств[1]. Данная система сочетает византийские традиции с местными особенностями различных поместных церквей, образуя единое временное пространство православного богослужения.
Формирование церковного календаря на Руси
Дохристианские традиции счёта времени
Славянские народы до принятия христианства использовали мартовский способ летоисчисления, при котором календарный цикл начинался с первого дня марта. Такая система отражала природные ритмы и символизировала возрождение солнечного тепла после зимнего периода.
Весеннее обновление природы служило естественным маркером начала нового временного отсчёта, что соответствовало земледельческому укладу жизни древних славян. Подобные календарные принципы были характерны для многих европейских народов того времени, что указывает на общность культурных традиций в дохристианский период и универсальность природных ориентиров в организации временных циклов[2].
Наступление весны каждый раз воспринималось как символическое рождение тёплого солнечного света и радостное пробуждение живой природы. Это создавало глубокую мифологическую и практическую основу для календарных традиций восточнославянских племён.
Византийское наследие и христианизация
Принятие христианства в 988 году коренным образом изменило систему временных расчётов на Руси. Новая хронология базировалась на христианской концепции мироздания, согласно которой точкой отсчёта служил 5508 год до нашей эры как момент Сотворения мира.
Исследования диакона Владимира Василика указывают на существование различных традиций начала церковного года. Иерусалимский лекционарий фиксировал его с Рождества Христова, тогда как гимнографический сборник «Иадгари»[3], согласно данным Православной энциклопедии, устанавливал начальной точкой Благовещение.
Византийская модель предполагала осеннее начало церковного индикта — первое сентября, что отражало влияние ветхозаветных еврейских календарных принципов. Однако фактический богослужебный цикл традиционно открывался весенней Пасхой, сохраняя связь с природными ритмами обновления.
Аналогичные календарные системы были приняты и в других православных церквах: Иерусалимской, Грузинской и Сербской. Это создавало единое литургическое пространство православного мира и обеспечивало синхронность богослужебной жизни. Введение византийского календаря сопровождалось заимствованием развитой системы месяцеслова с детальным распределением памятей святых и богослужебных особенностей каждого дня. Это значительно усложнило и обогатило церковную жизнь на Руси.
Календарная реформа митрополита Зосимы
Приближение 7000 года от Сотворения мира (1492 год по современному счислению) вызвало эсхатологические ожидания в русском обществе. Для преодоления апокалиптических настроений московский митрополит Зосима, как свидетельствуют Памятники древнерусского канонического права, соборно утвердил пасхалию на восьмую тысячу лет.
Данная мера сопровождалась полной синхронизацией русского календаря с византийскими стандартами, что отражало политические амбиции Ивана III как наследника павшей в 1453 году Византийской империи. Реформа митрополита Зосимы имела не только хронологическое, но и глубокое богословское значение, поскольку продление пасхалии символизировало продолжение церковной истории и отвергало эсхатологические ожидания конца времён в символический седьмой день творения.
Особое внимание при реформе уделялось приведению русской церковной практики в полное соответствие с константинопольскими образцами. Оно включало не только календарные расчёты, но и богослужебные уставы, создавая единообразие православной традиции[4].
Петровские преобразования и их последствия
Государственная календарная реформа 1700 года
Пётр I кардинально изменил гражданское летоисчисление, издав в 1700 году указ о переходе на западноевропейскую систему отсчёта от Рождества Христова. Этот шаг отражал общую ориентацию российского государства на европейские стандарты и совпадал с празднованием круглой даты — 1700 года — по всей Европе.
Указ предписывал использовать новую хронологию (Юлианский календарь) во всех официальных документах, разорвав многовековую связь с византийской традицией в гражданской сфере. Реформа затронула исключительно светскую сферу, поскольку император понимал невозможность радикального изменения литургических традиций без серьёзных церковных потрясений и сопротивления духовенства и верующих.
Указ Петра I содержал конкретное предписание «о писании впредь января с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Это ясно определяло сферу применения новой системы исключительно государственными документами[5].
Сохранение церковных традиций
Русская православная церковь продолжила использование византийского календаря в литургических целях, создав двойную систему времяисчисления. По церковному счёту 14 сентября 2024 года ознаменовало начало 7533 года от Сотворения мира.
Старообрядческие общины полностью отвергли петровские нововведения, сохранив традиционное начало года с первого (четырнадцатого по новому стилю) сентября и продолжив отсчёт лет от библейской даты творения. Такое разделение создало уникальную ситуацию параллельного существования двух календарных систем в одном государстве, что требовало постоянного перевода дат при взаимодействии церковной и светской сфер.
Русская православная церковь в своей литургической практике использует частично реформированный Петром I прежний византийский календарь. Он получил наименование «старый стиль» в противопоставление григорианскому «новому стилю»[2].
Пасхальные вычисления и переходящие праздники
Определение даты главного христианского торжества основывается на сложных лунно-солнечных расчётах, ограничивающих возможные варианты периодом с 22 марта (4 апреля) по 25 апреля (8 мая). Эта система создаёт подвижный цикл праздников, привязанный к пасхальным датам и формирующий основу церковного богослужебного ритма.
Пасхальные вычисления представляют собой древнюю традицию, восходящую к апостольским временам и зафиксированную в канонах Первого Вселенского собора, что придаёт им особую каноническую значимость в православном богослужении. Наряду с византийским календарём для определения переходящих праздников применяется специальное исчисление по дате Пасхи, выполненное на основе лунного календаря, что создаёт сложную двухуровневую систему календарных расчётов в православной традиции.
Календарные дискуссии XX века
Соборные обсуждения 1918 года
Введение григорианского календаря в Российской республике актуализировало календарный вопрос на Всероссийском Поместном соборе 27 января 1918 года. Дискуссия по календарному вопросу на Всероссийском Поместном Соборе 1917-18 годов зафиксировала различные точки зрения на проблему.
Совместное заседание отделов о богослужении и о правовом положении Церкви 29 января завершилось выступлением доктора богословия С. С. Глаголева, который подчеркнул необходимость календарной реформы при сохранении юлианского исчисления в текущих условиях. Продолжение обсуждений 15 марта 1918 года включало доклады профессоров С. С. Глаголева и И. И. Соколова. Соборное решение, как указывает Православный календарь на 1922 год, предписывало сохранение византийского календаря в полном объёме до консультаций с автокефальными церквами по причине канонической важности вопроса.
Особое внимание участники собора уделяли необходимости соблюдения канонических норм и избежание односторонних решений без согласования с другими поместными церквами, что отражало понимание экуменического характера календарного вопроса. Принятое соборное решение мотивировалось невозможностью скорого самостоятельного решения календарного вопроса русской Церковью с церковно-канонической точки зрения без предварительных консультаций с представителями всех автокефальных Церквей[6].
Обновленческие инициативы 1923 года
Второй Всероссийский Поместный собор 1923 года, охарактеризованный Патриархом Тихоном согласно актам Губонина как «самочинное собрание обновленческого духовенства и мирян», принял кардинально иные решения. Доклад митрополита Антонина 5 мая 1923 года обосновывал возможность безболезненного перехода на григорианское исчисление.
Принятая без обсуждений резолюция устанавливала переход с 12 июня 1923 года. Патриарх Тихон в осеннем послании 1923 года критиковал поспешность календарных изменений и предлагал следовать решениям константинопольского собора православных церквей. Планировался переход на новоюлианский календарь 2 октября 1923 года с пропуском тринадцати дней, однако распоряжение Патриарха от 8 ноября отложило нововведение.
Декрет Президиума ВЦИК от 30 июля 1923 года предписывал отмечать церковные даты в официальных календарях 1924—1929 годов по новому стилю. Это создало видимость совершившегося перехода при фактическом его отсутствии.
Противоречие между государственными календарями и церковной практикой создавало путаницу среди верующих и демонстрировало сложность календарной проблемы в условиях церковного раскола и государственного давления. Митрополит Антонин в своём докладе утверждал, что «бросить старый стиль не только не грешно, но даже необходимо», демонстрируя радикальную позицию обновленческого движения по отношению к традиционным церковным установлениям[7].
Межправославные консультации 1948 года
Календарный вопрос получил новое освещение на совещании глав и представителей автокефальных православных церквей в 1948 году. Пленарное заседание 10 июля рассмотрело проблему унификации церковного времяисчисления.
Деяния совещания глав и представителей автокефальных церквей фиксируют принятие 17 июля резолюции о церковном календаре. Она устанавливала обязательность юлианского исчисления для Пасхи при допустимости существующих календарей для неподвижных праздников.
Решения 1948 года фактически закрепили существующее разнообразие календарных практик в православном мире. Они признали невозможность быстрой унификации при сохранении единства в вычислении главного христианского праздника. Резолюция по вопросу «О Церковном календаре» содержала компромиссное решение. Она предписывала празднование Пасхи исключительно по старому юлианскому стилю, но допускала для неподвижных праздников использование существующих в различных церквах календарных систем.
Современные календарные системы в православии
Юлианская традиция
Ряд поместных церквей сохраняет приверженность традиционному юлианскому календарю. Особый статус имеет Афон, использующий исключительно юлианское исчисление даже в административной документации, несмотря на каноническую принадлежность к Константинопольской церкви. Польская православная церковь, согласно польским источникам, вернулась к юлианскому календарю 15 июня 2014 года, подтвердив значимость традиционного исчисления.
Современная разница между юлианским и григорианским календарями составляет тринадцать дней. Это объясняет смещение православных праздников относительно католических дат. Математические расчёты показывают, что эта разность увеличится до четырнадцати дней с 1 марта 2100 года вследствие различий в правилах високосных лет. Приверженность юлианскому календарю связана не только с богословскими соображениями. Она также отражает стремление сохранить литургическую преемственность и избежать нарушения традиционного ритма церковной жизни, сформировавшегося на протяжении столетий.
Русская православная церковь после 1917 года неоднократно рассматривала возможность календарной реформы. Однако каждый раз РПЦ приходила к выводу о необходимости сохранения традиционного юлианского исчисления для поддержания единства с православной традицией и избежание раскола среди верующих.
| Юлианский календарь на 2025 год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Январь
|
Февраль
|
Март
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Апрель
|
Май
|
Июнь
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Июль
|
Август
|
Сентябрь
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Октябрь
|
Ноябрь
|
Декабрь
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новоюлианский компромисс
Константинопольская церковь 23 марта 1924 года приняла новоюлианский календарь, созданный как компромисс между традицией и астрономической точностью. За этим решением последовали одиннадцать из пятнадцати автокефальных церквей, создав смешанную систему: неподвижные праздники отмечаются по новоюлианскому исчислению, совпадающему с григорианским до 2800 года, тогда как Пасха сохраняет юлианские расчёты.
Новоюлианский календарь представляет попытку сочетать современную астрономическую точность с сохранением пасхальных традиций. Это позволяет церквам участвовать в общемировом календарном пространстве без нарушения канонических норм празднования Пасхи.
В результате принятия новоюлианского календаря одиннадцатью из пятнадцати автокефальных православных церквей сформировалась современная календарная ситуация. При ней неподвижные праздники отмечаются в разные даты, но Пасха празднуется одновременно всеми православными церквами согласно традиционным расчётам[8].
Григорианская практика
Финская православная церковь занимает уникальное положение, являясь единственной, празднующей все торжества, включая Пасху, по григорианскому календарю. Такая практика отражает особые исторические условия формирования автономной церкви в западноевропейском культурном контексте.
Финский опыт демонстрирует возможность полной интеграции православного богослужебного календаря в западную календарную систему. Однако такой подход остаётся исключительным в православном мире и вызывает дискуссии о каноничности подобной практики.
Автономная Финская православная церковь остаётся единственной в православном мире, которая все праздники, включая Пасху, совершает по григорианскому календарю. Это создаёт особую ситуацию календарного изолирования от остального православного сообщества в вопросах празднования главных торжеств[9].
Праздничный цикл и богослужебный год
Начало литургического года
Православный литургический год открывается первым сентября, сохраняя византийскую традицию осеннего индикта. Параллельно действует пасхальный цикл, начинающийся за одиннадцать воскресений до главного праздника с воскресенья Закхея в славянской традиции или воскресенья Хананеянки в греческой практике. Православный календарь характеризуется наличием двух типов праздников. Неподвижные праздники отмечаются в одни и те же календарные дни каждый год, а подвижные — даты которых изменяются в зависимости от пасхальных вычислений и образуют так называемый пасхальный цикл.
Новый пасхальный цикл в православной традиции начинается с воскресенья Закхея в славянской практике или воскресенья Хананеянки в греческой традиции. Он наступает за одиннадцать воскресений до Пасхи и продолжается до аналогичного воскресенья следующего года.
Непереходящие праздники
Двенадцать Великих праздников составляют основу неподвижного календарного цикла. Рождество Богородицы (8 сентября) открывает праздничную последовательность, за которым следуют Воздвижение Креста (14 сентября), Введение во храм Богородицы (21 ноября), Рождество Христово (25 декабря), Богоявление (6 января), Сретение (2 февраля), Благовещение (25 марта), Преображение (6 августа) и Успение Богородицы (15 августа).
Для церквей, следующих юлианскому календарю, празднование неподвижных торжеств в современном григорианском исчислении происходит с добавлением тринадцати дней. Это создаёт характерное смещение православных праздников относительно западнохристианских дат.
Двенадцать Великих праздников не включают Пасху. Она стоит выше и превосходит все остальные праздничные дни, образуя особую категорию главного торжества церковного года, к которому привязаны все подвижные празднования[10].
Переходящие праздники
Пасхальный цикл включает три подвижных Великих праздника: Вербное воскресенье непосредственно предшествует Пасхе, Вознесение отмечается через сорок дней после воскресения Христова, а Пятидесятница завершает пасхальный период через пятьдесят дней после главного торжества.
Подвижные праздники тесно связаны с Пасхой и образуют единый богослужебный комплекс. Он определяет ритм церковной жизни в весенне-летний период и создает литургическое единство всех православных церквей независимо от используемого календаря.
Из двенадцати Великих праздников три относятся к пасхальному циклу: Вербное воскресенье (воскресенье перед Пасхой), Вознесение (сороковой день после Пасхи) и Пятидесятница (пятидесятый день после Пасхи). Это подчёркивает центральное значение Воскресения Христова в структуре церковного года.
Посты и богослужебные сезоны
Четыре цикла
Православный календарь структурируется четырьмя постовыми периодами различной продолжительности. Рождественский пост длится сорок дней, подготавливая верующих к празднованию Рождества Христова.
Апостольский пост имеет переменную продолжительность от второго понедельника после Пятидесятницы до праздника апостолов Петра и Павла. Успенский пост составляет две недели с первого по четырнадцатое августа, предваряя Успение Богородицы.
Помимо Великого поста, предшествующего Пасхе, три других постовых периода создают ритмичную систему духовной подготовки к главным праздникам церковного года. Они обеспечивают равномерное распределение аскетических практик в течение литургического цикла.
Четыре постовых периода в православном календаре имеют различную литургическую значимость. Великий пост перед Пасхой, Рождественский пост продолжительностью сорок дней, Апостольский пост переменной длительности и Успенский пост в течение двух недель создают сбалансированную систему духовной подготовки[11].
Предпасхальные и послепасхальные сезоны
Воскресенье Мытаря и фарисея отстоит на три недели от начала Великого поста. Оно открывает подготовительный период к главному посту церковного года. Сезон Триодин охватывает время от воскресенья Мытаря и фарисея до Великой субботы, характеризуясь особыми богослужебными текстами и постовой дисциплиной. Пентикостарион представляет радостный период от Пасхи до Пятидесятницы, отмеченный торжественными богослужениями и отменой постовых ограничений.
Названия богослужебных сезонов происходят от специальных литургических книг. Триодин содержит трёхперстные каноны постного периода, а Пентикостарион включает праздничные тексты пятидесятидневного пасхального времени, что отражает глубокую связь календарной структуры с богослужебной традицией. Сезон от воскресенья Мытаря и фарисея через Великую субботу называется Триодин. В свою очередь, период от Пасхи через Пятидесятницу именуется Пентикостарион. Он создаёт чёткую литургическую периодизацию церковного года с особыми богослужебными характеристиками каждого сезона.
Примечания
- ↑ О календаре. Новый и старый стиль: Сборник статей / Ред.-сост. А. Чхартишвили. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2000. — С. 95–108.
- ↑ 2,0 2,1 Эволюция российского календаря. Алмакс. Дата обращения: 8 декабря 2024.
- ↑ Симеон Фрёйсхов. Раннее развитие богослужебной системы восьми гласов в Иерусалиме. Азбука веры. Дата обращения: 8 декабря 2024.
- ↑ Календарный вопрос в Поместных Православных Церквах в XX веке.. Русская народная линия. Дата обращения: 8 сентября 2025.
- ↑ Новый «Новый год» по Указу Петра I. Российская государственная библиотека. Дата обращения: 8 сентября 2025.
- ↑ Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Книга VI: Деяния LXVI-LXXVII. — М.: Издание Соборного Совета, 1918. — С. 185–188.
- ↑ Обновленчество // Православная энциклопедия. — М., 2017. — Т. 52. — С. 341–389.
- ↑ Новоюлианский календарь // Большая российская энциклопедия.
- ↑ Финляндская православная церковь. Официальный сайт.
- ↑ Церковные праздники. РУЧ. Дата обращения: 8 сентября 2025.
- ↑ Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Отдел церковно-календарный. — Киев, 1913. — С. 560—580.
Ссылки
- Православный календарь Архивная копия от 25 ноября 2011 на Wayback Machine
- Православный календарь Архивная копия от 4 марта 2011 на Wayback Machine
- Православный церковный календарь с 100 по 20000 год с постами и Великими праздниками Архивная копия от 15 января 2010 на Wayback Machine
- Вычисляемый православный календарь Архивная копия от 28 августа 2010 на Wayback Machine
- Православный календарь (с календарём православных постов) Архивная копия от 2 апреля 2022 на Wayback Machine
- Часы с Православным календарём
- Перевод современных дат в византийское летосчисление Архивная копия от 13 апреля 2010 на Wayback Machine
- Церковный календарь на телеканале «Союз»
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |