Великий четверг

Материал из «Знание.Вики»
Великий четверг
Тайная вечеря - Леонардо да Винчи
Тайная вечеря - Леонардо да Винчи
Тип Христианский
Дата четверг Страстной седмицы

Вели́кий четве́рг (Страстной или Чистый четверг) — особый день Страстной недели в христианстве, когда верующие вспоминают Тайную вечерю, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии и омыл ноги ученикам, а также молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды Искариота[1].

Литургические особенности

В Великий четверг совершается особая литургия святителя Василия Великого. Она имеет непосредственную связь с Тайной вечерей как в общем смысле (каждая литургия связана с этим событием), так и конкретно в день её ежегодного воспоминания. Поэтому литургия в Великий четверг обладает рядом уникальных особенностей, присущих только ей[2].

Древние традиции и обычаи

Беато Анджелико «Тайная вечеря» (монастырь Сан-Марко, Флоренция)

Согласно византийской традиции, в Великий четверг совершается омовение престола. Этот обряд символически напоминает о подготовке сионской горницы к Тайной вечере апостолами Петром и Иоанном. В древности литургия в этот день сопровождалась особыми покаянными чинами. А в послевизантийской практике Афона и Русской Церкви совершалось общее елеосвящение[2].

Стремление к причастию

Великий четверг знаменателен особым воспоминанием Тайной вечери. Поэтому даже те христиане, которые обычно редко причащаются (как это сложилось в синодальный период), стремятся приступить к Святым Таинствам именно в этот день[2].

Народные традиции и обычаи

В народе Великий четверг также называют Чистым четвергом. Согласно давним поверьям, в этот день принято наводить чистоту и украшать жилище, красить яйца, печь куличи и купаться. Отсюда и происходит название «Чистый четверг»[3].

Утреня Великого четверга

Особенности богослужения

Утреня в Великий четверг совершается по чину великопостной. После шестопсалмия вместо привычного «Бог Господь» поётся Аллилуиа со стихами. В Великий четверг и Великую пятницу Троичные тропари заменяются на троекратное пение тропаря «Егда славные ученицы». Этот тропарь напоминает верующим о духовной, а затем и физической гибели Иуды Искариота, одного из двенадцати апостолов, который добровольно отверг своё апостольство[4].

Символизм каждения и чтения Евангелия

Во время пения тропаря «Егда славные ученицы» по обычаю, не прописанному в Типиконе, совершается полное каждение храма и молящихся. Это действие символизирует благодать Святого Духа, наполняющую церковь и верующих. После тропаря читается повествование о Тайной вечере из Евангелия от Луки (Лк. 22:1-39), напоминающее о событиях этого дня[4].

Канон «Сеченое сечется»

В отличие от будних дней Великого поста и предшествующих дней Страстной седмицы, данный канон является полным и содержит 8 песнопений. Он написан преподобным Космой Маюмским, и его обычно называют по первым словам ирмоса «Сеченое сечется». В тропарях канона последовательно раскрываются прообразы Тайной вечери из Ветхого завета, повествуется о смирении Христа, умывшего ноги ученикам, и обличается предательство Иуды, который, несмотря на своё решение предать Учителя, всё же простер руку к евхаристическому Хлебу[5].

Ексапостиларий

После девятой песни канона молящиеся с коленопреклонением троекратно поют Светилен. Это песнопение является реминисценцией притчи о брачном пире и призывает верующих задуматься о своей готовности к встрече с Господом[6].

Главная тема стихир утрени

Ге Н. Н. «Тайная вечеря». Тень уходящего во тьму Иуды зловеще падает на участников вечери

Основной темой стихир утрени «на хвалитех» и «на стиховне» является неблагодарность и сребролюбие Иуды Искариота. Авторы молитвенных песнопений пытаются проникнуть в помрачённую душу предателя, чтобы понять, что привело его к отступничеству. Через эти тексты верующие призываются к самоанализу и борьбе с собственными страстями, которые могут отдалить человека от Бога[7].

Первый час и паремия из пророка Иеремии

К утрени Великого четверга присоединяется последование первого часа. Особенностью этого богослужения является чтение паремии из книги пророка Иеремии (Иер. 11:18-23 и Иер. 12:1-15). В этом отрывке Иеремия жалуется Богу на своих сограждан из Анафофа, которые замышляют убить его. В ответ Господь говорит о Своём долготерпении и милосердии. Церковь рассматривает этот текст как одно из ветхозаветных пророчеств о страданиях Христа[8].

Литургия Василия Великого и её связь с Тайной вечерей

В Великий четверг Литургия Василия Великого соединяется с вечерней. Это связано как со временем вспоминаемых событий, так и с древним обычаем совершать литургию в важные постные дни вечером, после разрешения поста. Сама литургия вводит участников в основную тему дня — Тайную вечерю. Стихотворные строки на «Господи, воззвах» (которые также являются стихирами «на хвалитех» утрени) посвящены второй важной теме — предательству Иуды[9].

Символическое значение паремий

Моисей восходит на гору Хорив

После вечернего входа и пения «Свете тихий» читаются три паремии. Первая — из книги Исход (Исх. 19:10-19), повествующая о подготовке Моисеем народа Израильского к встрече с Богом на горе Хорив. Вторая — из книги Иова (Иов. 38:1-23 и Иов. 42:1-5), где Бог говорит с Иовом, и все вопросы и недоумения последнего рассеиваются в присутствии Творца. Третья паремия — из книги пророка Исаии (Ис. 50:4-11), содержащая пророчество о страданиях и торжестве Мессии[4].

Связь паремий с Тайной вечерей

Несмотря на кажущееся разнообразие сюжетов, все три паремии предваряют воспоминание Тайной вечери. Первая напоминает о трепете народа Божьего перед недоступным и непостижимым Богом, в то время как на Тайной вечере Сам Бог снисходит к апостолам и даёт им Свои Тело и Кровь. Вторая паремия показывает, что личная встреча с Богом рассеивает все вопросы и сомнения, а Евхаристия даёт верующему возможность такой встречи. Третья прямо указывает на страдания и победу Христа[10].

Апостольское чтение и его значение

После паремий читается отрывок из Первого послания к Коринфянам (1Кор. 11:23-32), в котором апостол Павел напоминает верующим о величии и важности таинства Евхаристии. Это чтение призвано подготовить сердца участников литургии к достойному принятию Святых Даров[11].

Евангельское чтение Великого четверга

Евангельское чтение Страстного четверга (Мф. 26:1-75 с добавлением фрагментов Лк. 22:43-45 и Ин. 13:3-17) охватывает ряд ключевых событий последних дней земной жизни Спасителя. Среди них замыслы первосвященников об убийстве Иисуса, вечеря в Вифании и помазание Христа миром, планы Иуды о предательстве, умовение Господом ног учеников, Тайная вечеря, предсказание об отречении Петра, молитва в Гефсиманском саду, арест Иисуса и предательство Иуды, суд синедриона над Христом и Его избиение, передача Иисуса Пилату и отречение Петра[12].

Литургические особенности Великого четверга

Главной особенностью литургии Великого четверга является исполнение «Вечери Твоея тайныя» вместо Херувимской песни, а также причастного стиха, «Да исполнятся уста наша» и песнопения во время причащения верующих[13].

Обряд омовения ног

По уставу после заамвонной молитвы, читаемой в конце литургии, совершается обряд омовения ног, символически воспроизводящий действия Христа на Тайной вечере (Ин. 13:1-17). В Русской Православной Церкви он совершается при архиерейском служении в кафедральных соборах и некоторых монастырях. Во время чина читается соответствующий фрагмент Евангелия от Иоанна, повествующий об умовении Спасителем ног учеников[14].

Двенадцать Евангелий Святых Страстей Христовых

Особым богослужебным последованием Страстного четверга является чтение «12 Евангелий Святых Страстей Христовых» на утрене Великой пятницы (в приходской практике обычно совершается вечером в Чистый четверг). Это последование состоит из двенадцати евангельских отрывков, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя: от прощальной беседы с учениками после Тайной вечери до погребения во гробе Иосифа Аримафейского[15].

Значение чтения Страстных Евангелий

Чтение Страстных Евангелий позволяет верующим глубоко погрузиться в события последних дней земной жизни Христа, сопереживать Его страданиям и осознавать величие жертвы, принесённой ради спасения человечества. Это последование призвано пробудить в сердцах христиан благоговение, покаяние и любовь к своему Спасителю[16].

Великий четверг в Армянской Апостольской Церкви

В Армянской Апостольской Церкви богослужения Великого четверга посвящены воспоминанию Тайной вечери. На утрене читается отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 12:27-43), повествующий о последней публичной проповеди Христа в Иерусалиме. Третий час включает в себя чин покаяния, а вечером совершается обряд омовения ног. Во время литургии в качестве паремий предлагаются чтения из книги Бытия (жертвоприношение Авраама, Быт. 22:1-18), пророка Исаии (пророчество о Мессии, Ис. 61:1-11), Первого послания к Коринфянам (поучение апостола Павла о Тайной вечере, 1Кор. 11:23-32) и Евангелия от Матфея (повествование о Тайной вечере, Мф. 26:17-30)[17].

Традиции и современная практика в Западно-сирском обряде

Согласно традиции Западно-сирского обряда, в Страстной четверг должна пройти литургия с освящением мира и омовением ног. Однако сейчас эти чинопоследования разделены: обряд омовения совершается вечером отдельно от богослужения, а чтение молитвы освящения мира происходит в один из предыдущих дней Четыредесятницы[18].

Великий четверг в Восточно-сирийском обряде

В Ассирийской Церкви Востока и Халдейской Католической Церкви Страстной четверг называется Четвергом Пасхи и не относится к Великому посту. В этот день служится торжественная литургия Нестория — одна из пяти в году. Паремии на этой литургии включают отрывки из книги Исход (заповедь Моисею и Аарону о ветхозаветной Пасхе, Исх. 12:1-20) и пророка Захарии (пророчества о Мессии, Зах. 9:9-12, 11:12-13, 12:9-14, 13:7-9). Апостольское чтение также посвящено Тайной вечере (1Кор. 11:23-32), а евангельское чтение представляет собой составной текст о событиях Тайной вечери[19].

Отношение Церкви к народным обычаям Великого четверга

В истории Русской Православной Церкви встречаются упоминания о народных обычаях, связанных с Великим четвергом, например, освящение четверговой соли. Стоглавый собор 1551 года осудил эти практики, назвав их «эллинским» (языческим) заблуждением и «еретической хулой». Несмотря на это, традиция освящать четверговую соль в храмах сохранялась в Малороссии вплоть до XIX века, а в некоторых приходах Русской Православной Церкви существует и по сей день[20].

Современный взгляд на «четверговую соль»

В наши дни некоторые священнослужители Русской Православной Церкви по-прежнему расценивают обычай освящения четверговой соли как «языческий предрассудок» и «околоцерковное суеверие». Они призывают верующих сосредоточиться на духовном смысле праздника и участии в богослужениях Великого четверга, а не на соблюдении народных традиций, не имеющих прямого отношения к церковной жизни[21].

Очистительные обряды Чистого четверга и Страстной недели

В народной традиции восточных и западных славян Чистый четверг и вся Страстная неделя были тесно связаны с очистительными обрядами. У восточных славян они совершались преимущественно в Чистый четверг, тогда как в западнославянских землях, главным образом, в Страстную пятницу. Очистительные ритуалы затрагивали различные сферы жизни: заботу о здоровье человека, приготовление пищи и мытьё посуды, а также уборку жилища и прилегающей к нему территории[20].

Обряды, связанные с «новым» огнём

Некоторые обряды Великого четверга были направлены на получение «нового», «молодого» и «живого» огня взамен старого, утратившего свою силу. Чаще всего для этого приносили домой горящую свечу с вечернего богослужения «Двенадцати Страстных Евангелий», от которой затем зажигали лампады и огонь в печи. В некоторых случаях огонь добывали более архаичным способом — его «вытирали» женатые мужчины с помощью деревянных палки и плашки. Считалось, что огонь, полученный в Великий четверг, обладает особой магической силой[22].

Магические свойства хлеба и соли

Подобно «новому» огню, хлеб и соль, приготовленные в Великий четверг, также наделялись целительными и защитными свойствами. Люди верили, что употребление этих продуктов способно уберечь от болезней, сглаза и других напастей[23].

Ритуалы «магии первого дня»

Значительная часть ритуалов Великого четверга была связана с так называемой «магией первого дня». Эти обряды были призваны обеспечить удачу в личной жизни, хороший урожай, благополучие домашнего скота, а также защитить дом и крестьянский двор от злых сил. Люди верили, что правильное исполнение ритуалов в первый день гарантирует успех и процветание на весь последующий год[24].

Своеобразие обычаев финно-угорских народов

Финно-угорские народы, такие как удмурты, бесермяне и марийцы, также имели свои уникальные обычаи, связанные с Великим четвергом. Удмурты рано утром шли за «новой», или «сумеречной» водой, которую набирали по течению родника и считали святой. Ею они умывались от сглаза и окропляли дом и скот. У бесермян и северных удмуртов дети в этот день собирали по домам цветные нити и лоскуты ткани, которые завязывали на запястье, а затем делали из них кукол. Бесермяне носили эти нитки на руке до начала весеннего сева, а затем бросали их в воду, веря, что они унесут с собой болезни. Марийцы называли Великий четверг «Сорта» («свеча») и считали его первым поминальным днём в году[25].

Примечания

  1. Гермоген Шиманский. Особенности богослужения в Великий четверг // Литургика. Дата обращения: 7 ноября 2016. Архивировано 7 ноября 2016 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Великий четверг в Православной энциклопедии. Дата обращения: 24 июля 2009. Архивировано 1 мая 2009 года.
  3. 2 мая — Великий (Чистый) четверг. Дата обращения: 3 мая 2013. Архивировано из оригинала 21 августа 2014 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 Типикон 1862. Глава 50. Последование утрени Великого четверга. Дата обращения: 19.06.2024
  5. Ловягин Е.И. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках.. — СПб., 1855. — С. 204-215.
  6. Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. — Киев, 1910. — С. 492.
  7. Митрополит Иларион (Алфеев). Иуда-предатель. Размышления на Страстной седмице. — М., 2019. — 58-63 с.
  8. Ловягин Е.И. Об отношении писаний св. отцев и учителей Церкви к богослужению нашей Православной Церкви. — СПб., 1858. — С. 121-122.
  9. Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. — М., 1997. — С. 111.
  10. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга 11. — М., 2011. — С. 689-690.
  11. Феофан Затворник, свт. Толкование Первого послания апостола Павла к Коринфянам. — М., 2004. — С. 494-498.
  12. Иларион (Алфеев), митр. Евангелие от Матфея. Исторический и богословный комментарий. — М., 2019. — Т. 2. — С. 341-389.
  13. Киприан (Керн), архим. Евхаристия. — М., 1999. — С. 223-224.
  14. Никольский К., прот. 7/8 // Обряд умовения ног в Великий четверг. Богословский вестник. — 1915. — Т. 2. — С. 533-545.
  15. Страстные Евангелия. Архивная копия от 15 апреля 2017 на Wayback Machine // Булгаков С. В. Настольная книга для священнослужителей.
  16. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 84. М., 2001. С. 900-901.
  17. Тер-Нерсесян С. Армянская Апостольская Церковь. М., 2017. С. 159-160.
  18. Селезнев Н.Н. Христология Ассирийской Церкви Востока. — М., 2002. — С. 87-88.
  19. Брок С. Богослужение в Ассирийской Церкви Востока: исторический очерк. — М., 2008. — С. 111-113.
  20. 20,0 20,1 Т. А. Агапкина. Чистый четверг // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. — М.: Институт славяноведения РАН, 2012.
  21. Что такое «четверговая соль»? Дата обращения: 23 января 2019. Архивировано 18 октября 2018 года.
  22. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. — СПб., 1995. — С. 81-82.
  23. Четверговый хлеб. Архивная копия от 10 января 2015 на Wayback Machine // Российский Этнографический Музей.
  24. Верес. Архивная копия от 10 января 2015 на Wayback Machine // Российский Этнографический Музей.
  25. Попова Е. В. Календарные обряды бесермян. Ижевск: УдмИИЯЛ, 2004. Архивная копия от 25 октября 2017 на Wayback Machine С. 80-81.

Ссылки