Великая пятница
Вели́кая пя́тница (Страстна́я пя́тница, греч. Μεγάλη Παρασκευή, церк.-слав. Вели́кїй пѧто́къ, лат. Dies Passionis Domini) — пятница Страстной недели, которая посвящена воспоминанию осуждения на смерть, крестных страданий и распятия Иисуса Христа, а также снятию с креста Его тела и погребения. Один из главных дней церковного календаря[1][2][3].
Значение
Страстная седмица (греч. Ἁγία καὶ Μεγάλη Ἑβδομάς) — в исторических христианских церквях предшествующая Пасхе неделя, во время которой вспоминается Тайная вечеря, предание на суд, распятие и погребение Иисуса Христа. Каждый день Страстной седмицы наделен особым значением, поэтому их называют Великими или Страстными. В течение этой недели не празднуют дни святых, на протяжении всего Великого поста не проводят таинство крещения и обряд венчания. Все церковные службы посвящены Иисусу Христу. В православии представляет собой самостоятельную часть литургического года, следующую за Великим постом, но не являющуюся его частью[4][5].
Великая (Страстная) пятница — это день, когда Иисуса Христа бичевали, судили, приговорили к смертной казни, привели на лобное место и распяли. На третий день после казни свершилось чудо — Воскресение Христа. В православии на утрене читаются Царские часы — двенадцать Евангелий Святых Страстей Христовых , на вечерне выносится Святая Плащаница — символизирующей ткань, в которую было завернуто тело Спасителя после смерти и поётся Особый канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы»[4][5]. Литургия в этот день не совершается, чем подчёркивается исключительность и этого дня, и жертвы Христа на Голгофе. Исключение составляют случаи совпадения Благовещения Пресвятой Богородицы и Страстной пятницы — в этом случае положено служить литургию Иоанна Златоуста. В Великую пятницу принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Иисуса Христа[6]
В католицизме Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота объединены под названием Пасхальное триденствие, а Страстная седмица считается последней неделей Великого поста[4][5].
Богослужение Великой пятницы, хоть и проникнуто скорбью по смерти Спасителя, но уже готовит верующих к предстоящей Пасхе:
Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на Кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый Господи, слава Тебе.
Людие злочестивии и беззаконнии, вскую поучаются тщетным? Вскую Живота всех на смерть осудиша? Велие чудо, яко Создатель мира в руки беззаконных предается, и на древо возвышается Человеколюбец, да яже во аде узники свободит, зовущия: Долготерпеливе Господи, слава Тебе.
Днесь, зрящи Тя, Непорочная Дева, на Кресте Слове возвышаема, рыдающи матернею утробою, уязвляшеся сердцем горце, и стенящи болезненно из глубины души, лице со власы терзающи. Темже и перси биющи, взываше жалостно: увы Мне, Божественное Чадо! Увы Мне, Свете мира! Что зашел еси от очию Моею, Агнче Божий? Темже воинства безплотных, трепетом содержими бяху, глаголюще: Непостижиме Господи, слава Тебе.[7]
Богослужение
Утреня
Церковная служба в Страстную пятницу начинается вечером в четверг. Читают двенадцать отрывков из Евангелий, посвященных страданиям и смерти Спасителя. В Евангелии от Иоанна сказано: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»[8].
Чтения Двенадцати Евангелий включает в себя[9]:
- Прощальная беседа Иисуса с учениками и первосвященническая молитва;
- арест Иисуса в Гефсиманском саду, суд первосвященника Анны, троекратное отречение Петра в изложении Иоанна Богослова;
- Суд первосвященника Каиафы, троекратное отречение апостола Петра в изложении Матфея;
- Тайная беседа Иисуса с Понтий Пилатом, суд Пилата в изложении Иоанна Богослова;
- Самоубийство Иуды, суд Пилата (в изложении Матфея), Иисус в претории, крестный путь Иисуса (в изложении Матфея;
- Иисус в претории, крестный путь Иисуса в изложении Марка, распятие Иисуса, насмешки над Ним;
- Распятие Иисуса Христа, насмешки над Ним, крестная смерть и сопровождающие её знамения;
- Слова Иисуса Христа на Кресте, исповедание благоразумного разбойника;
- Богородица и Иоанн Богослов у креста, крестная смерть, прободение копьём Лонгина;
- Иосиф Аримафейский у Пилата, погребение Христа в изложении апостола Марка;
- Погребение Христа в изложении Иоанна Богослова;
- Стража у гроба.
Царские Часы
Утром Страстной пятницы проходят Царские часы, когда читают отрывки о крестных муках[10]:
- Первый час (соответствует 7 часам утра) — освящает молитвой наступивший день, вспоминается множество событий: непрестанное славословие ангелов, изгнание из рая Адама и Евы, ночную молитву Господа Иисуса Христа, его страдания на суде Каиафы, Страшный суд. Эта служба возникла позже других трёх, которые были известны ещё в апостольские времена.
- Третий час (9 часов утра) — воспоминаются произошедшие в это время суток Суд Пилата и, позднее, сошествие Святого Духа на апостолов.
- Шесты́й час (12 часов — полдень) — воспоминается грехопадение прародителей и пригвождение Иисуса Христа ко кресту.
- Девятый час (3 часа дня) — вспоминается крестная смерть Господа Иисуса Христа.
Великая вечерня
Вечером в Великую пятницу начинается новый богослужебный день — Великая суббота. В храме проходит особая служба с обрядом погребения Святой Плащаницы — её выносят их храма, духовенство и прихожане обходят храм крестным ходом под пение «Cвятый Боже». Затем Плащаницу возвращают в храм для поклонения. В заключение этой службы читается пророчество Иезекииля о воскрешении мертвых: «И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь». Христиане вступают в Великую субботу[11][9].
Малое повечерие
Согласно Уставу, Малое Повечерие должно совершаться вслед за вечерней. В отдельные дни Устав указывает совершать малое повечерие келейно. Малое повечерие (также и полунощницу) предписано совершать даже в дни великих праздников, если в храме по какой-либо причине нет Всенощного бдения (для этой цели в октоихе на воскресных службах всех восьми гласов приводятся специальные каноны, пое́мые на повечерии)[12][13].
- Порядок совершения Малого повечерия
- Начальные молитвы
- «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.», «Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу» — трижды с поклонами, псалом 50: «Помилуй мя Боже…», псалом 69: «Боже, в помощь мою вонми́…», псалом 142: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во Истине Твоей…», Славословие: «Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение…», «Сподоби Господи в нощь сию без греха сохранитися нам…», Никео-Цареградский Символ веры, Каноны, Достойно есть, Трисвятое по Отче наш.
- Возглас священника: «Яко Твое есть Царство…»
- Хор поёт тропари: храма, дня седмицы, празднуемых святых, заупокойный и богородичен
- Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время и на всякий час…» «Господи помилуй» (трижды) «Слава… И ныне…» «Честнейшую херувим…» «Именем Господним благослови, отче»
- и далее всё окончание как на Великом повечерии.
В современной Русской Церкви, ввиду повсеместной практики сокращения богослужения, при которой непосредственно присоединяется служение утрени сразу после вечерни, малое повечерие де-факто вышло из богослужебного обихода, используется только в период пения триоди как на приходах, так и в большинстве монастырей; иногда совершается как братская служба после вечерней трапезы. В период Пасхальной седмицы вместо малого повечерия должен совершаться Пасхальный час.
Запреты в Страстную пятницу
В Страстную пятницу верующие скорбят о мучениях Иисуса Христа и ждут Пасху. Они строжайшим образом ограничивают себя в пище. Кроме ограничений в еде установлены другие запреты:
- Праздновать и употреблять алкоголь;
- Все дела, связанные с работой по дому, в том числе уборкой и стиркой нужно завершить в Чистый четверг;
- Нарушать Великий пост;
- Печь куличи, делать творожную пасху, красить яйца, готовить пасхальный стол[11].
Примечания
- ↑ Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий / Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. — Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. — 350 с
- ↑ Чтение на каждый день Великого поста / [сост. Д. Дементьев]. — 5-е изд. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 447 с. — ISBN 978-5-7533-0513-8
- ↑ Великая пятница Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — Москва : Церковно-науч. центр "Православная энцикл.", Т. 7: Варшавская епархия — Веротерпимость. Т. 7. — 2004. — 749 с. — ISBN 5-89572-010-2
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-143-0.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
- ↑ О постах и трапезах . Азбука веры. Дата обращения: 29 августа 2024.
- ↑ Великая пятница Страстной седмицы . Фома. Дата обращения: 29 августа 2024.
- ↑ Страстная пятница. Справка . РИА Новости. Дата обращения: 29 августа 2024.
- ↑ 9,0 9,1 Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — Москва : Церковно-науч. центр "Православная энцикл.", 2000. — ISBN 5-89572-005-6
- ↑ Толковый Типикон : Объяснительное изложение Типикона с историческим введением / Составил профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович. — 2-е изд., испр. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 815 с
- ↑ 11,0 11,1 Страстная пятница: значение, правила и богослужение . Коммерсантъ. Дата обращения: 29 августа 2024.
- ↑ Повечерие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Смысл и значение православно-христианского ежедневного богослужения / Е.И. - 4-е изд. — Москва : Афонск. рус. Пантелеймонов монастырь, 1904. — 112 с
Литература
- Великая пятница Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — Москва : Церковно-науч. центр "Православная энцикл.", Т. 7: Варшавская епархия — Веротерпимость. Т. 7. — 2004. — 749 с. — ISBN 5-89572-010-2
- Страстная пятница / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 175–178. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
- Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий / Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. — Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. — 350 с
- Чтение на каждый день Великого поста / [сост. Д. Дементьев]. — 5-е изд. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 447 с. — ISBN 978-5-7533-0513-8
Ссылки
- Великая пятница Страстной седмицы . Фома. Дата обращения: 29 августа 2024.
- Страстная пятница. Справка . РИА Новости. Дата обращения: 29 августа 2024.
- Страстная пятница: значение, правила и богослужение . Коммерсантъ. Дата обращения: 29 августа 2024.