Родительская суббота
Роди́тельские суббо́ты — дни особого церковного поминовения умерших, закреплённые в православном календаре. Название происходит от традиции поминовения усопших родителей и предков в эти дни[1][2]. В эти дни совершаются заупокойные богослужения, на которых верующие молятся об упокоении душ умерших, испрашивая у Господа для них милосердия и прощения грехов[3].
В течение года выделяются семь основных таких дней, большинство из которых имеют переходящие даты, связанные с Пасхальным циклом, за исключением 9 мая — Дня поминовения усопших воинов. В эти дни принято посещать кладбища и устраивать поминальные застолья[3].
Вселенские родительские субботы
У верующих принято поминать умерших (нашедших покой в Боге) в субботу так как этот день упоминается в Ветхом Завете как день покоя[3].
Каждое воскресенье — это малая Пасха. Накануне этого светлого праздника мы молимся, чтобы Бог простил все грехи нашим ушедшим родственникам, близким — всем, кто умер с верой в будущее воскресениеАлексей Бессонов, священник
Среди родительских суббот особое место занимают Вселенские родительские субботы — Мясопустная и Троицкая, когда Церковь молитвенно поминает всех усопших православных христиан от века[4]. В эти два дня совершаются особые богослужения — вселенские панихиды. Мясопустная родительская суббота приходится на субботу за неделю до начала Великого поста и называется так потому, что приходится на Мясопустную неделю. В этот день православные христиане поминают всех крещёных усопших, в храмах служится вселенская панихида — «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших». Троицкая родительская суббота является второй вселенской родительской субботой и приходится на субботу, предшествующую празднику Троицы, или Пятидесятницы[3].
Частные родительские субботы
К частным родительским субботам относятся субботы второй, третьей и четвёртой седмиц Великого поста. Эти дни установлены потому, что во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается, если нет большого праздника. Следовательно, и главное литургическое поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших молитвенного представительства о них, Церковь установила три особых дня для молитвы о них Великим постом[3].
Особую категорию составляют дни поминовения усопших воинов. 9 мая — Поминовение усопших воинов — это единственный день особого поминовения усопших в году, который имеет фиксированную дату. В этот день после литургии в храмах служат панихиду о воинах, которые отдали свою жизнь за Родину. Димитриевская родительская суббота — суббота перед днём памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября по новому стилю. Димитриевская родительская суббота стала днём особого поминовения усопших после победы русских воинов в Куликовской битве в 1380 году. Сначала в этот день поминали именно тех, кто погиб на поле Куликовом, потом, с течением веков, традиция менялась[3].
Также в церковном календаре присутствуют День поминовения православных воинов, за веру, царя и Отечество на поле брани убиенных 11 сентября, установленный в память о погибших в Русско-турецкой войне 1768—1774 года, и Покровская родительская суббота в октябре, накануне большого праздника Покрова Пресвятой Богородицы, посвящённая взятию Казани войском Ивана Грозного[4].
Духовный смысл поминовения усопших
Духовный смысл родительских суббот заключается в вере в то, что смерть является не концом существования, а переходом в иную, вечную жизнь. Согласно христианскому вероучению, у Бога все живы, и молитвенная связь между живыми и усопшими не прерывается. Молитва об упокоении — это выражение любви к почившим и просьба к Господу о прощении их грехов и даровании им Царства Небесного[3].
Поскольку после смерти человек уже не может каяться и творить добрые дела, живые берут на себя этот подвиг, помогая своим усопшим сродникам молитвой, милостыней и добрыми делами, совершаемыми в их память[3]. Как писал святитель Иоанн Златоуст, «не напрасно узаконено апостолами творить пред страшными тайнами поминовение усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние»[5].
История установления и литургическое значение
Установление родительских суббот восходит к глубокой древности. Мясопустная родительская суббота, согласно церковному преданию, имеет апостольское происхождение, что подтверждается уставом преподобного Саввы Освященного, составленным в V веке на основе древнейшего предания. Обычай древних христиан собираться в определённые дни на кладбищах для поминовения умерших зафиксирован в письменных свидетельствах IV века[5].
Основанием для выделения Мясопустной субботы послужило то, что в следующее за ней воскресенье Церковь совершает воспоминание Второго пришествия Христова и Страшного суда. Таким образом, накануне этого дня, приближаясь к духовным подвигам Четыредесятницы, верующие входят в теснейший союз любви со всеми членами Царства Христова — как со святыми и живущими, так и с умершими, и Церковь предстательствует о всех усопших православных христианах, умоляя Праведного Судию явить им Свою милость[5]. Троицкая родительская суббота также является одной из древнейших. Она связана с Семиком — Троицкой седмицей, когда на Руси было принято хоронить тех, кто умер неестественной смертью. Для таких усопших за чертой города строились специальные сооружения — убогие дома, где устраивались общие могилы[4].
Богослужебные особенности
Богослужение в родительские субботы имеет свои особенности. Накануне, в пятницу вечером, в православных храмах служится парастас — великая заупокойная служба, название которой переводится с греческого как «ходатайство, предстояние». В саму субботу утром совершается заупокойная Божественная литургия, после которой следует общая панихида[5].
На парастасе или заупокойной Литургии верующие могут подать записки об упокоении с именами близких усопших. Согласно древней церковной традиции, в родительские субботы прихожане приносят в храм постные продукты и вино (кагор) «на канун» — специальный столик для пожертвований. Эти дары идут на нужды прихода и помощь малоимущим, что рассматривается как доброе дело в память об усопших[3].
Традиции и народные обычаи
В дни родительских суббот верующие посещают храмы, где молятся об упокоении душ усопших, ставят свечи, подают записки. Важной традицией является посещение кладбищ, где на могилах родственников зажигают свечи или лампады, читают молитвы. В народной традиции, восходящей к древнерусским обычаям, на кладбище приносят кутью — варёную пшеницу или рис с мёдом, изюмом и орехами, которая символизирует воскресение и вечную жизнь[5]. Однако Церковь напоминает, что оставлять еду на могилах, а тем более алкоголь, не соответствует христианскому пониманию поминовения, так как душа усопшего нуждается не в физической пище, а в молитвенной поддержке[4].
Более благочестивой практикой считается подача милостыни и совершение добрых дел в память об усопших. В некоторых регионах, особенно в сельской местности, сохранился обычай наводить порядок не только на могилах родных, но и на заброшенных захоронениях[6]. В культуре восточных славян поминальные дни были тесно связаны с представлениями о мире мёртвых. Считалось, что в это время усопшие могут посещать живых, поэтому для них накрывали столы, оставляли угощения. Эти обычаи, имеющие дохристианские корни, со временем переплелись с церковной традицией[7].
Заблуждения и суеверия
Вокруг родительских суббот сложился ряд заблуждений и суеверий, которые Церковь призывает избегать. Одним из распространённых является представление о том, что в эти дни обязательно нужно оставлять на могилах еду и алкоголь, что противоречит христианскому смыслу поминовения. Священнослужители подчёркивают, что главное — это молитва, а не внешние ритуалы[8].
Другим заблуждением является мнение, что чем больше денег пожертвовать на поминовение, тем оно будет действеннее. Иеромонах Макарий (Маркиш) отмечает, что такой подход превращает молитву в подобие оплаты коммунальных услуг и не соответствует духу христианства. Важно личное участие в богослужении и искренняя молитва, а не сумма пожертвований[8].
Также ошибочно полагать, что молиться об усопших можно только в родительские субботы. Согласно церковному уставу, поминовение совершается каждую субботу, если на неё не выпадает большой праздник, а в частном порядке молиться об усопших следует как можно чаще[8].
Примечания
- ↑ Скляревская Г. Н. Словарь православной церковной культуры. — СПб.: Наука, 2000. — С. 216. — ISBN 5-02-028443-2.
- ↑ Родительские субботы в 2025 году: расписание и традиции поминальных дней. РИА Новости. Дата обращения: 9 ноября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Даты Родительских суббот в 2026 году. Что можно и нельзя делать в дни поминовения усопших?. Лента.Ру (27 октября 2025). Дата обращения: 9 ноября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Родительские субботы в 2025 году. Сетевое издание «Комсомольская правда». Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Вселенская родительская суббота: история, смысл, содержание. Правмир (13 февраля 2016). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Гавришева А. Родительские субботы в 2025 году: поминальный календарь и православные традиции. Газета.ru (20 января 2025). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Леонова М. «Баба Яга – проводница в мир мертвых». Как наши предки поминали усопших. Аргументы и факты (13 апреля 2024). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Наймушин И. «Сделаешь это — будет грех». Главные заблуждения о родительских субботах. РИА Новости (18 февраля 2023). Дата обращения: 16 ноября 2025.