Родина
Ро́дина (от род и др.-рус. родъ) — земля, где родился человек, его истоки; страна. Место, где он вырос, где он является гражданином; система взаимосвязей между человеком и окружающим его социумом, между индивидом и властью, между личностью и господствующей идеологией; источник, из которого возникло что-либо[1].
История понятия
Изначально понятие «родина» ограничивалось территорией, которую мы сегодня называем малой родиной: небольшие общины, роды, племена и народы селились на ограниченных участках земли и приспосабливались к ним. Со временем небольшие объединения расширялись, складываясь в полноценные народы и формируя понятие большой родины. Согласно точке зрения В. А. Тишкова (2003), формирование человеческих общин тесно связано с ландшафтом и доступными природными ресурсами. Александр Мерфи (1989) полагает, что человеческое воображение наделяет данную территорию культурным значением, придаёт ей смысл[1].
Тишков В. А. утверждает[1]:
Несмотря на условность групповых объединений, именно они, а не отдельные личности, формируют значение пространства, которое они занимают… Осмысленное пространство существует благодаря наличию сообщества людей, которые ощущают свою принадлежность к нему.
Этот смысл пространства обычно выражается через понятия «родина» и «родной дом». Бенедикт Андерсон подчёркивал, что родина часто воспринимается как нечто «данное природой», «не подлежащее выбору» и неизменное. Когда этническая общность ассоциируется у людей с определённым географическим местом, наполненным этническим смыслом, возникает совпадение этнической и территориальной идентичностей. Обе идентичности воспринимаются людьми как стабильные и постоянные, и в совокупности они могут формировать сложную этнотерриториальную идентичность[1].
Содержание понятия
Понятие родины представляет собой сложное, многогранное явление, охватывающее различные пространственные уровни. В первую очередь, родина — определённое место, связанное с жизнью человека. Размер пространства может существенно варьироваться: от конкретного населённого пункта, где он появился на свет и провёл детские годы, до страны, к которой он принадлежит как гражданин. В толковании В. И. Даля, родина — это и родная земля, и, в более широком смысле, государство, где человек родился, а в узком — конкретный город или деревня[2].
В. Н. Телия выделяет два аспекта: «большую родину» — страну рождения и гражданства, и «малую родину» — место, где человек впервые увидел свет. Ж. Б. Есмурзаева определяет родину как родную страну, родную землю и место, окружённое близкими людьми. Подобное восприятие характерно не только для русской культуры, находя аналоги в английском языке в словах Homeland, Motherland, Fatherland[2].
Русская философия
В русской философской мысли можно найти критику сведения родины к материальным и природным аспектам, отождествление её с местом жительства и общим опытом. Родина не определяется формальными признаками, такими как язык или гражданство. И. А. Ильин утверждал, что[3]
Родина — в первую очередь… её дух и её святыни», она представляет собой «нечто духовное, предназначенное для духовного
И. А. Ильин видел в эмигрантах «живые частицы России» и понимал родину как живой организм, воплощённый в каждом человеке, независимо от места его пребывания. С. Л. Франк акцентировал внимание на духовной и нравственной ценности родины. Г. П. Федотов полагал, что физическое отсутствие на родине не равно предательству или утрате. В то же время, по мнению И. А. Ильина, проживание на территории государства не гарантирует обретение родины. Он допускал возможность отторжения от привычного понимания Отечества и поиска новой, истинной родины. И. А. Ильин верил, что обретение родины помогает человеку преодолеть разобщённость, сближает его дух с духовной жизнью народа и осознаёт неразрывную связь личности с историческим путём родины[3].
Для русской философской мысли характерна идея родины как высшей ценности, которую нельзя ничем заменить. Ильин И. А. утверждал, что наличие родины, любовь к ней означают отличие человека духовного от «духовного идиота», для которого всё то, что обозначается словом «дух», является бессмысленным выражением. П. Б. Струве соглашался с тем определением роли родины, которое И. С. Тургенев вложил в уста Лежнёва[3]:
Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без неё обходится. Космополитизм — чепуха, космополитизм — нуль, хуже нуля
Б. К. Зайцев и Е. Н. Трубецкой рассматривали родину как духовное понятие, святыню, занимающую высокое положение в иерархии ценностей. Трубецкой Е. Н. приходит к выводу о том, что родина должна рассматриваться как единственная, незаменимая, абсолютная ценность, имеющая приоритет над всеми остальными, иначе «Родину… меняют на что-либо другое, более соответствующее интересу, вкусу, выгоде», как это было, например, в период Первой мировой войны, когда ставился вопрос о том, что предпочтительнее: спасение Отечества или классовые интересы. С. Н. Булгаков понимал родину как источник и детерминант всех помыслов и действий человека, его духовную основу и священный объект. В понимании П. А. Флоренского, родина, прежде всего, духовная сущность, высшая ценность, идеал, к которому стремится человек, в котором он ощущает насущную потребность. Истинная родина, как духовное образование, является, по мнению Флоренского, средоточием культурной жизни, выкристаллизовывающим культурное строительство русского народа. Родина — неуничтожаемая духовная идея. Если идея родины жива, то не всё погибло[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. ИРЯ РАН. Дата обращения: 9 августа 2025.
- ↑ 2,0 2,1 Есмурзаева Ж. Б. Концепт «Родина» (в русском и английском языках) в системе ценностных концептов языковой картины мира // Альманах современной науки и образования : журнал. — 2008. — Т. 2, № 8 (15). — С. 51—54.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Чикаева Т. А. (дата обращения: 22.08.2025). Родина как социально-философская категория: содержание понятия // Манускрипт : журнал. — 2016. — № №7-2 (69).