Житие протопопа Аввакума

Материал из «Знание.Вики»
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное
Житие протопопа Аввакума
Жанр житие, автобиография
Автор Аввакум Петров, протопоп
Язык оригинала русский
Дата написания 16721673 год

«Житие́ протопо́па Авваку́ма, им сами́м напи́санное» — сочинение духовного идеолога старообрядческой церкви[1], считающееся значительным явлением в истории русской литературы XVII века. Главная особенность произведения — реалистический стиль, насыщенность элементами живой русской речи и богатая образность. Исследователи отмечают не только уникальный художественный язык, новаторский для своего времени, но также историчность[2] и реализм описываемых событий[3].

Это автобиография Аввакума Петрова, вдохновителя церковного раскола XVII века, повествующая о его жизни, гонениях за веру, перенесённых протопопом Аввакумом и его сподвижниками, о чудесах, которые он совершал сам и которым был свидетелем. Аввакум пишет свою книгу в продолжение религиозно-политической полемики и открывает для русской литературы жанр автобиографии, прокладывая дорогу психологизму, юмору и бытописательству[4].

Предыстория

Боярыня Морозова посещает Аввакума в темнице

Во второй половине XVII века царь Алексей Михайлович и новый патриарх Никон начали реформу русской церкви путём приведениях некоторых элементов обрядности в соответствие с уставом Константинопольского Собора, что придавало Москве статус нового центра вселенского православия. Население не было подготовлено к таким изменениям и отреагировало: возмутились нижние чины «белого» и «чёрного» духовенства, предвидя неизбежность переучиваться по новым правилам богослужения. Среди противников реформы оказались также бояре и дворяне. Аввакум стал идеологом и признанным вождём оппозиционного движения. Будучи заметной фигурой среди церковников, он общался со многими видными боярскими семьями. Он, популярный в Москве проповедник, проявил неповиновение верховной власти и в своих посланиях побуждал общественность к открытому сопротивлению правительственным мероприятиям. Так как авторитет протопопа Аввакума был высок, его сначала не казнили, а отправили в ссылку и в заточение, где он продолжал работать, рассылая свои послания. Историю своей жизни и борьбы Аввакум воплотил в пространном повествовании, выдержанном в форме жития святого[2].

Аввакум пишет не только собственную биографию, но и биографии своих современников, которые выступают борцами за свои убеждения, за «старую веру»[5]. Кроме того, протопоп Аввакум также написал десятки других сочинений, включая послания своим единомышленникам[1]. Называя себя, вслед за апостолом Павлом, «меньшим из всех святых», Аввакум приравнивает рассылаемые им по Руси послания к апостольской проповеди, завещанной ему «по дару благодати Божия», которой он удостоился своим страданием за Христа. И ко времени создания своего автобиографического жития, он вполне уверовал в своё предназначение пророка, призванного донести до русской христианской общины слово божественной правды[6].

«Житие» написано в Пустозёрской тюрьме в 16721673 годах за 10 лет до смерти автора и известно в трёх основных редакциях: первая редакция была написана в 16721673 годах, последняя — не позднее 1676 года, вторая — когда-то в промежутке[4].

Сюжет

Предисловие

В предисловии Аввакум объясняет замысел своего труда как поручение, данное ему его «духовным отцом» иноком Епифанием: он будет писать исповедь, построенную на своём жизнеописании[2].

Появившееся в России в 1654 году затмение было воспринято как знамение того, что патриарх Никон искажал веру. Через 14 лет, когда Аввакума со сторонниками остригли и бросили в темницу, снова произошло затмение.

Начальный период жизни Аввакума

Протопоп Аввакум повествует о своём детстве: родился он в земле Нижегородской, отец его, Пётр, был священником и любил выпить, а мать Мария соблюдала посты и много молилась. Аввакум стал серьёзно задумываться о своей душе и смерти, после того как увидел у соседа мёртвое животное. С того времени он начал молиться каждую ночь. Когда его отец умер, мать женила его на Анастасии, бедной дочери кузнеца, и вскоре тоже умерла. Когда Аввакуму исполнился 21 год, его назначили дьяконом, через 2 года попом, а через 8 лет — протопопом. Со временем него насчитывалось около 500 духовных детей.

Когда я в попах был, тогда имел у себя детей духовных много, по сие время сот с пять или шесть будет. Без отдыха я, грешный, подвизался в церквах, и домах, и на площадях, по городам и селам, да еще и в царствующем граде, и в стороне Сибирской, проповедуя и уча слову Божию, лет с двадцать пять тому будет.

Описывая своё духовное состояние, Аввакум рассказывает, как он ощутил «блудный огонь» во время исповеди девушки, после чего держал руку над пламенем свечи, «покуда не угасло злое разжжение», а дома он плакал перед иконой и в видении увидел, как 2 корабля из золота двух его духовных детей плыли по Волге, и среди них появился третий, разноцветный, который принадлежал ему.

Когда один начальник был зол на протопопа и пытался его убить, ружьё не произвело выстрела. И после этого начальник выгнал Аввакума вместе с семьей из дома. Взяв свою жену и новорожденного ребёнка, аввакум пошёл в Москву, по дороге окрестив младенца. В Москве ему дали грамоту чтобы он возвращался обратно, но, вернувшись в разорённый дом, он встретил новые проблемы. Сначала он выгнал с места скоморохов и отнял у них медведей, а потом воевода Шереметьев взял Аввакума на свой корабль, но пытался скинуть его в воду, после того как протопоп отказался благословить его сына, который сбрил бороду.

Ещё один начальник так ненавидел Аввакума, что хотел взять его дом приступом, но той же ночью ему стало плохо, и он позвал Аввакума, чтобы просить прощения. Протопоп простил его, помазал маслом и тот выздоровел, и вместе с женой стали духовными детьми Аввакума.

Протопопа снова стали гнать с его места. Государь переправил его в Юрьевец-Повольский, где его встретили новые беды: на него нападали и били, пытались взять его дом приступом, тогда он опять пошёл в Москву. Царь был недоволен тем, что он снова оставил своё место, но разрешил ему жить в Москве при Казанской церкви.

Начало борьбы с Никоном. Гонения и ссылка в Сибирь

Когда Никон, новый патриарх, велел уменьшить число поклонов и креститься тремя перстами, Аввакум и Даниил решили обличить его ересь и написали обо всём царю, после чего Даниила расстригли и выслали в Астрахань по приказу Никона, а Аввакума посадили на цепь в темнице, не кормили 3 дня, но потом дали тарелку щей и не посмели расстричь. Вместе с семьей его сослали в Сибирь, там устроили служить в церкви, но жизнь Аввакума спокойной не была. Дьяк Иван Струна чинил обиды и ему и дьяку Антону, а за мзду хотел покрыть грех кровосмешения. За это Аввакум проклял и стегнул его ремнем, за что родственники Струны решили убить его.

Аввакума повезли на реку Лену, а по дороге уже переназначили в Даурию, где его отдали под начало жестокому воеводе Пашкову. Встретив корабль с двумя вдовами, которые плыли в монастырь, Пашков велел им вернуться и выйти замуж, а Аввакум выразил противоположную точку зрения, за что был избит кнутом.

Бросили его на несколько месяцев в тюрьму, а его семья жила за 20 верст от него, им запрещали видеться с Аввакумом. Весной они отправились дальше, а Аввакума заставили тянуть лямку и идти по берегу. Потом начался голод, от которого многие умирали. В то время приходилось питаться «всякой скверной», есть сосновую кашу и траву с корнями.

Милорадович С. Д. Путешествие Аввакума по Сибири.

Воевода Пашков прислал к протопопу двух бесноватых женщин, которые выздоровели после того, как он о них помолился, и остались у него жить. Но после того как Пашков забрал их, беснование вернулось. Тайком они убежали к Аввакуму, и он снова исцелил их.

Возвращение из сибирской ссылки

В 1662 году, возвращаясь в Москву[7], голодные люди брели и падали, а жена протопопа изнемогала, но была твёрдой.

В одну пору протопопица, бедная, брела-брела да и повалилась, и встать не может. А другой, тоже измученный, тут же взвалился: оба барахтаются, а встать не могут. После мне, бедная, пеняет: «Долго ль-де, протопоп, сего мучения будет?» И я ей сказал: «Марковна, до самой до смерти». Она же в ответ: «Добро, Петрович, тогда ещё побредём».

Жена воеводы приводила своего сына к Аввакуму для благословения, но когда он заболел, она решила отвести его у шептуну, от чего мальчик разболелся ещё больше. Протопоп разозлился на неё. Она просила прощения и принесла ему ребёнка, Аввакум помолился, и малыш выздоровел.

Поехав в новое назначение, Пашков не взял Аввакума, которому пришлось поехать отдельно. По пути он встретил никониан и обличал их по дороге до самой Москвы.

Для Аввакума Даурская ссылка воспринималась как своеобразная «инициация», способ приобщения «к божественным тайнам», а его «чудесное» возвращение оттуда — признак избранности, свидетельство установившихся у него особых, доверительных отношений с Богом[6].

Жизнь по возвращении и новые гонения

В Москве приняли хорошо, поставили его в Кремле на соборе и предоставили по желанию выбрать любую профессию, если только он будет верить так, как Никон, но он отказался. Тогда царь сказал ему, чтобы он молчал о том, что не хочет верить, как Никон. Протопоп согласился и остался жить у своей духовной дочери. Возвратившийся из Сибири Аввакум был не только общепризнанным лидер старообрядческой оппозиции, но и уважаемым и влиятельным человеком в среде царской администрации[6].

Через полгода, Аввакум снова написал письмо царю о том чтобы ересь Никона прекратилась, за что был сослан на Мезень, а через полтора года снова возвращён в Москву. Его жена же и младшие дети остались на прежнем месте.

Аввакум проклял никониан, за что его расстригли, прокляли и держали на цепи в темнице в Пафнутьевом монастыре. Аввакума начали посещать его дети вместе с юродивым Феодором, который сбежал из Рязани. Потом протопопа привезли в Москву, в Чудов монастырь, где он спорил с патриархами о вере. Сам царь просил его, чтобы он хоть в чём-то согласился с ними, но Аввакум не соглашался.

Его сослали в Пустозёрск, откуда он писал всем православным и царю. Он знал, что на Мезени казнили некоторых из его духовных детей и хотели повесить его сыновей, но они покаялись, и тогда их с матерью закрыли в земляную тюрьму. Потом и его самого хотели посадить в земляную тюрьму, из-за чего он думал уморить себя голодом.

Власти схватили священника Лазаря, отсекли ему правую руку и язык, который через 2 года снова вырос. Так же поступили и с Епифанием, дьяконом Феодором, а в Москве сожгли противников Никона.

В темнице Аввакум успешно молитвой изгонял бесов из разных людей. Повествуется, в частности, о духовной дочери Анне, жившей в Тобольске. Она перестала слушаться Аввакума и желала выйти замуж, после чего на неё напал бес. Потом случилось так, что она заснула на 3 дня и 3 ночи, а проснувшись, рассказала свой сон о том как всё-таки вышла замуж, а по возвращении Аввакума она обратилась в монахини, и он простил её.

Аввакум исцелял младенцев, которые страдали от грыжи и избавлял от бесов. Он выступал против церковной реформы, которая, по его мнению, приводила к полной духовной катастрофе вселенского масштаба[1].

Значение произведения

Для древнерусской литературы «Житие протопопа Аввакума» — необычное и непредсказуемое произведение[8]. Жанр агиографии предполагает описание жизни святого, являющегося героем и примером для подражания христиан[2]. Святой не может сам писать свое житие[9]. Ещё живущему, а тем более священнику, христианский канон воспрещал писать собственное «житие»[6]. Однако Аввакум (и его духовный отец Епифаний) приходит к решению писать житие на автобиографическом материале, он убеждён, что достоин стать героем[2]. таким образом, это фактически первая автобиография в истории русской литературы[9].

Несмотря на принадлежность к жанру жития, в произведении нет привычной для литературы такого рода назидательности. Жизнеописание подвижника выполнено в поэтическом ключе[2]. История мятущейся человеческой души изложена ярким и необычным языком[9]. Литературной изысканности и велеречию придворной поэзии Симеона Полоцкого он противопоставляет простоту и искренность выражения. Аввакум преодолевает книжные условности, стесняющие его грамматические правила. Главное для него — это свободное выражение мыслей и чувств[2]. С юности хорошо знакомый с древнерусской письменностью, протопоп Аввакум насыщает произведение ссылками на литературу. Он обращается не только к авторитету Библии (что естественно для подобного рода литературы), но также цитирует исторические и повествовательные произведения[10].

«Житие» активно распространялось в списках и при жизни Аввакума, и после его казни, как и другие его сочинения и письма с наставлениями в жизни и вере, которые он писал из заключения своим духовным детям, но все эти тексты были известны только в среде старообрядцев. В области светской культуры творчество Аввакума долго оставалась неизвестным, о нём не упоминают ни Тредиаковский, ни Сумароков, ни Ломоносов, ни Пушкин. Первое печатное издание «Жития» вышло в 1861 году в типографии издателя Дмитрия Кожанчикова в Санкт-Петербурге. Публикация была встречена с большим интересом. Язык и своеобразие стиля «Жития протопопа Аввакума» отмечали Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой. Аввакума ценили писатели Серебряного века: о нём писали в стихах и прозе Дмитрий Мережковский, Максимилиан Волошин, Алексей Ремизов. Советским литературоведением Аввакум был «канонизирован» в качестве народного бунтаря[4].

В настоящее время «Житие протопопа Аввакума» в России включено в программу школьного курса литературы[2].

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Аторин Р. Ю. Провиденциализм как религиозно-мировоззренческий ориентир протопопа Аввакума в оценке им церковной реформы XVII века // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. — 2009. — Т. 9, № 10 (65). — С. 156—162.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Дашевский В. А. Житие бунтаря (протопоп Аввакум и его роль в развитии русской агиографии) // Филологический класс. — 2004. — № 11. — С. 66—71. — ISSN 2071-2405 ISSN: 2071-2405.
  3. Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — Л.: Художественная литература, 1971. — С. 146. — 416 с.
  4. 4,0 4,1 4,2 Бабицкая В. Житие протопопа Аввакума. Полка. Дата обращения: 18 июля 2023.
  5. Титова Л. В. Тексты агиографического характера в старообрядческих полемических сочинениях XVII в // Сибирский филологический журнал. — 2012. — № 2. — С. 42—47.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Бубнов Н. Ю. «Слово о полку Игореве» и «Житие» протопопа Аввакума // Наука и библиотека: сборник научных трудов. — 2022. — № 5. — С. 18—36.
  7. Понырко Н. В. Житие протопопа Аввакума. В 2 книгах (комментарии к тексту). — 2016. — 218 с.
  8. Валентинова О. И. «Житие протопопа Аввакума: семиотика нового стиля // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. — 2011. — № 2. — С. 33—40.
  9. 9,0 9,1 9,2 Эйдельман Т. «Житие протопопа Аввакума» — исповедь мученика, бред фанатика или литературный шедевр?. Предание.ру. Дата обращения: 18 июля 2023.
  10. Сарафанова Н. С. Произведения древнерусской письменности в сочинениях Аввакума // Труды отдела древнерусской литературы. — 1962. — Т. 18. — С. 229—340.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!