Церковный раскол XVII века
Церко́вный раско́л XVII ве́ка — раскол Русской Православной церкви в 1650—1660-х годах в результате реформ патриарха Никона. Суть преобразований состояла в исправлении и унификации церковных книг и богослужебных обрядов в соответствии с современными им греческими канонами, что, в свою очередь диктовалось расширением связей с греческим Востоком[1].
Церковная реформа
Предпосылки реформы
В конце 1640-х годов в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочествия». В него вошли видные церковные деятели и светские лица: духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, протопоп Казанского собора на Красной площади Иван Неронов, архимандрит Новоспасского монастыря, будущий патриарх, Никон, окольничий Ф. М. Ртищев. Наиболее заметным из провинциальных «ревнителей» был протопоп Аввакум из Юрьевца Поволжского. Царь Алексей Михайлович явно благоволил кружку. Целью его программы стало введение богослужебного единообразия, исправление ошибок и разночтений в церковных книгах, а также упрочение нравственных устоев духовенства[1].
Первые попытки реформ были предприняты в 1640-х годах. Но к концу 1640-х годов кружок потерял былое единомыслие. Одни «ревнители» (Иван Неронов, Аввакум) выступали за правку книг по древнерусским рукописям, другие (Вонифатьев, Никон, Ртищев), стояли за обращение к греческим образцам и уставам. По сути это был спор о месте России в православном мире. Никон полагал, что Россия для осуществления своей мировой миссии должна усвоить ценности греческой православной культуры. В итоге победила точка зрения Никона, ставшего в 1652 году патриархом. Тогда же начал он свою реформу, призванную ликвидировать расхождения в обрядах восточной и Русской церквей. Это было важно ещё и в связи с начавшейся борьбой с Речью Посполитой за присоединение Украины[1].
Основные положения реформы
Реформа патриарха Никона брала начало в 1653 году. Эта реформа несла в себе коренные изменения в религию, выражавшиеся следующими пунктами:
- крещение тремя перстами вместо двух;
- вместо земных поклонов поясные;
- троекратное пение «аллилуйя» в замен двукратному;
- движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него;
- по-иному стали писать имя Христа — «Иисус» вместо «Исус»[2][3].
Некоторые изменения также были внесены и в правила богослужения, а также в правила иконописи. Все книги и иконы, которые были написаны по старым образцам, должны были быть уничтожены. В 1667 году был отменён светский суд в отношении духовных лиц, а в 1677 году упразднён Монастырский приказ. Одновременно происходило быстрое экономическое укрепление церкви. Строились новые монастыри, к которым приписывалось значительное количество сёл. Осуществление реформы укрепило церковную иерархию и централизацию церкви. Русская православная церковь превратилась в крупнейшего феодала-землевладельца в России[3].
Также началась масштабная «книжная справа». В церковный обиход был введён новый Служебник, в основу которого было положено греческое издание 1602 года. Это вызвало множество разночтений с русскими богослужебными книгами. Таким образом, исправление книг, совершавшееся по новогреческим образцам, на практике не учитывало не только древнерусскую рукописную традицию, но и древние греческие рукописи.
Подобные изменения воспринимались многими верующими как посягательство на чистоту православия и вызывали протест, что приводило к расколу церкви и общества[1].
Итоги церковного раскола были запечатлены клятвами Поместных соборов 1656 и 1666—1667 годов господствующей частью Церкви[4].
Территория распространения старообрядчества
Противники реформы вынуждены были бежать от гонений властей, прежде всего, в поселения в северных районах страны (Поморье). Центром тут послужила Архангельская губерния, где зародилась Выговская пустынь, которая стала двигателем не только старообрядческой экономики, но и общероссийской экономики в целом. Также старообрядцы селились в Сибири, вокруг городов: Тюмень, Тобольск, Иркутск и на Дальнем Востоке, тогда ещё не освоенным регионом.
Селились они также и в центральной части России и Поволжья: вокруг городов Казани, Великого и Нижнего Новгорода, Владимира, Костромы, Ярославля.
К концу XVII века наблюдалась эмиграция староверов в другие страны: в Австрию, Пруссию, Турцию, Литву. Тем самым старообрядство получило распространение и за рубежом[5]. к началу XXI века староверы распространились во многих странах мира: Румыния (в румынском городе Браила с 1940 года размещается Историческая Белокриницкая митрополия всех древлеправославных христиан), Китай, Испания, Германия, Боливия, Бразилия, Уругвай, Аргентина, Чили, Перу, Венесуэла, США, Австралия.
Однако наиболее существенные общины сформировались в России, США (штаты Аляска и Орегон) и в странах Латинской Америки (Венесуэла, Парагвай, Мексика и другие)[6].
Раскол
Официально раскол как религиозно-общественное движение существовал с принятия собором 1667 года решения об осуждении и отлучении приверженцев старых обрядов — старообрядцев — как людей, отказывавшихся повиноваться авторитету официальной церкви. Фактически же он появился с начала реформ Никона.
Историки по-разному определяют причины, содержание и значение этого явления. Одни рассматривают раскол как исключительно церковное движение, отстаивающее «старину», другие видят в нём сложное социокультурное явление в форме церковного протеста.
Старообрядцы включали представителей разных групп населения: белого и чёрного духовенства, боярства, посадских людей, стрельцов, казачества, крестьянства. По разным оценкам, в раскол ушло от одной четверти до одной трети населения[1].
Лидеры раскола
Религиозная идеология, политическая борьба велась под прикрытием религиозной оболочки. Отношение первых расколоучителей: Аввакума, Ивана Неронова, инока Авраамия, дьякона Фёдора Иванова, попа Лазаря, Никиты Добрынина, Спиридона Потёмкина и других к государственной (царской) власти не было одинаковым. В своих сочинениях они по разному использовали те идейные посылы, теории, которые послужили источниками формирования старообрядческой идеологии, в том числе теорию «Москвы — третьего Рима», западнорусскую теорию «трёх отпадений» и другие[7].
Во второй половине XVII века появился целый ряд ярких расколоучителей — Спиридон Потёмкин, Иван Неронов, Лазарь, Епифаний, Никита Пустоясвят. Особое место среди них занимали женщины, в первую очередь боярыня Федосья Прокопьевна Морозова. Свой дом в Москве она сделала оплотом старообрядчества. В 1671 году она была заключена в земляную тюрьму, где умерла в 1675 году. Вместе с ней погибла её сестра Е. П. Урусова и Мария Данилова.
Крупнейшим представителем раннего старообрядчества был протопоп Аввакум Петров. Широкая осведомлённость в церковной литературе и природный дар к проповедованию способствовали быстрой карьере Аввакума в церкви — в 23 года он стал попом, а в 31 год его назначили протопопом в городе Юрьеве-Польском. Аввакуму было довольно сложно жить в окружении простых людей. Он считал своё стремление к святости и отвращение от мира естественным для человека, и это не давало ему возможности уживаться в каком-либо приходе из-за неустанного преследования им отступлений от обычаев церкви и мирских потех. В среде старообрядцев Аввакум является почитаемой фигурой, даже считается святым мучеником. Гонимый «паствой» Аввакум переезжает в Москву, где происходит его знакомство с придворным духовенством и молодым царём Алексеем Михайловичем. Его определили в церковь Казанской Божьей Матери, где вновь проявился его необычайный дар к проповедованию — послушать его проповеди стекалось огромное количество верующих. Именно Аввакум возглавил движение сопротивления церковной реформе. Он был сослан с семьей в Даурию. С 1658 года отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем начинали ухудшаться. В 1664 году после падения Никона, он был возвращён в Москву[8][9]. На Церковном соборе 1666 года он и его сподвижники были расстрижены, преданы анафеме и сосланы в Пустозерск. Место ссылки стало идейным центром старообрядчества, откуда послания пустозерских старцев рассылались по всей России. В 1682 году Аввакум и его союзники были казнены через сожжение в срубе. Взгляды Аввакума нашли отражение в его произведениях: «Книге бесед», «Книге толкований и нравоучений», «Книге обличений», автобиографическом «Житии».
Крупнейшим протестом против реформ стало Соловецкое восстание 1668—1676 годов. В Соловецкий монастырь стекались противники Никона, вместе с монахами в течение восьми лет сражавшиеся с царскими войсками[1][10].
Идеология раскола
Идеологической основой старообрядчества стали учение о «Третьем Риме» и «Повесть о Белом Клобуке», осуждённые собором 1666—1667 годов. Так как реформа Никона уничтожила истинное православие, Третий Рим, то есть Москва, оказалась на грани гибели, прихода Антихриста и конца света. Апокалиптические настроения занимали важное место в раннем старообрядчестве. Поднимался вопрос о дате конца света. Появилось несколько толкований о приходе Антихриста: по одним он уже пришёл в мир в лице Никона, по другим Никон был только его предтечей, по третьим в мире уже существует «мысленный» Антихрист. Если же Третий Рим пал, а четвёртому не бывать, то значит, священная история окончилась, мир оказался богооставленным, поэтому сторонникам старой веры должно уходить из мира, бежать в «пустыню».
Важное значение придавали староверы сохранению незыблемости обрядов не только в их содержании, но и форме. Нововведения Никона, считали они, разрушали канон, а значит, и саму веру. Также раскольники не признавали священства русской церкви, которая, по их мнению, лишилась благодати. Но при этом старообрядцы не сомневались в божественности царской власти и надеялись на то, что царь образумится.
Староверы отстаивали традиционную систему культурных ценностей, противясь распространению светского образования и культуры. Так, например, Аввакум отрицал науки, крайне негативно отзывался о новых веяниях в живописи.
Таким образом, сохранение национальной традиции в духе старообрядчества было чревато для его приверженцев духовным консерватизмом и отрывом от культурного прогресса[1].
Практика самосожжений
Широкое распространение эсхатологических настроений среди староверов приводило многих из них к крайнему отрицанию мира, который, по их мнению, был во власти Антихриста. Это выражалось в уходе из мира через самосожжение. Многие «гари» (самосожжения) совершались в ответ на гонения со стороны властей. К концу XVII века таким образом погибло более 20 тысяч человек.
Протопоп Аввакум считал «огненное крещение» путём к очищению и вечному блаженству. Некоторые расколоучители выступали против практики «гарей», например, инок Евфросин. Однако в последние десятилетия XVII века преобладал взгляд Аввакума[1][11].
Раздел старообрядчества
В конце XVII века произошло разделение старообрядцев на поповцев, признававших институт священства и принимавших к себе раскаявшихся иереев православной церкви, и беспоповцев, отрицавших существующую церковную иерархию и сохранивших из таинств только крещение и исповедь. Два данных течения, в свою очередь, дали начало многим толкам и согласиям, определившим развитие старообрядчества в XVIII—XIX веках[1].
Последствием церковного конфликта на Руси в XVII веке стало образование новых течений и группировок в православной церкви.
1. Старообрядцы — это одна из основных групп, которая возникла в результате раскола. Старообрядцы отстаивали традиционные обряды и вероучение, отказываясь от нововведений, которые были внесены в церковь. Они придерживались старых церковных канонов и обрядов и считали, что церковь должна сохранить свою чистоту и непорочность.
2. Новообрядцы — группа, которая возникла в результате раскола. Новообрядцы стремились к реформам в церкви и предлагали новые интерпретации веры и обрядов. Они отвергали некоторые традиционные обряды и практики, считая их устаревшими, и стремились к освобождению от старых ограничений и правил.
3. Церковные иерархи — в ходе раскола в православной церкви некоторые иерархи поддерживали старообрядческое движение, в то время как другие поддерживали новообрядцев. Это привело к разделению иерархии церкви и созданию различных церковных структур.
4. Государственная власть — власть в России играла важную роль в церковном расколе. Государство пыталось управлять и контролировать церковь, поддерживая определённые группы и стороны конфликта. Великие князья и цари принимали активное участие в урегулировании конфликта и преследовании одной из сторон.
5. Простые верующие — в ходе раскола множество простых верующих поддерживали как старообрядцев, так и новообрядцев. Они выражали свою поддержку и преданность определённым группам, часто из-за своих личных убеждений и предпочтений[12].
Итоги
Итоги церковной реформы:
1) реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую;
2) реформа патриарха Никона привела к превращению церкви в часть государственного аппарата;
3) церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли.
Значение реформаций патриарха Никона для Русской Церкви и по сей день огромно, так как была проведена наиболее тщательная и грандиозная работа по исправлению русских православных богослужебных книг. Она также дала мощный толчок развитию просвещения на Руси, необразованность которой сразу стала заметной при проведении церковной реформы в жизнь. Благодаря этой же реформе были укреплены и некоторые международные связи, которые помогли в дальнейшем появлению в России прогрессивных атрибутов европейской цивилизации[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Галимзянова Е. Церковный раскол XVII века // Энциклопедия «Всемирная история». — 2021.
- ↑ Мельникова К. К. Церковный раскол XVII века: предпосылки и последствия // Теологическое образование: проблемы и перспективы развития : Сборник материалов международной научно-практической Свято-Тихоновской конференции. — 2014. — С. 146—151.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Гаршин П. А., Бондарь С. А. (дата обращения: 11.06.2024). Причины, ход и последствия церковного раскола // Вестник магистратуры. — 2022. — № 11—5 (134).
- ↑ Синев М. Ю. Пути преодоления церковного раскола XVII века // Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых). — 2015. — № 1(5). — С. 55—59.
- ↑ Ожегин Е. Л. Правовое положение старообрядцев после церковного раскола XVII века // Научно-богословский вестник Пермской духовной семинарии. — 2021. — № 2(5). — С. 217—230.
- ↑ Орлова А. А. Старообрядчество, истоки южноамериканского сегмента и реалии современной политики // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2022. — № 8(72). — С. 198—205.
- ↑ Кущенко С. В. Из истории раннего старообрядчества // Карельский научный журнал. — 2016. — Т. 5. — С. 74—76.
- ↑ Ермизина В. А. Церковный раскол: сущность и последствия // Инновационный потенциал развития науки в современном мире : Сборник трудов по материалам IX Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ. — 2022. — С. 60—63.
- ↑ Глазкова Н. С. Протопоп Аввакум Петров — зачинатель церковного раскола или мученик за веру // Modern Science. — 2020. — № 2—2. — С. 97—100.
- ↑ Слепцова А. А. Иван Неронов — один из вождей церковного раскола XVII века // Актуальные проблемы истории, политологии и права. — 2015. — С. 52—55.
- ↑ Пулькин М. В. Самосожжения старообрядцев: проблема лидерства // Суицидология. — 2014. — Т. 5, № 1. — С. 56—63.
- ↑ Султыгова П. М. Церковный раскол на Руси в XVII веке // Матрица научного познания. — 2024. — № 1—1. — С. 171—178.