Волошин, Максимилиан Александрович

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Максимилиан Александрович Волошин
Maximilian Voloshin (1877 - 1932).jpg
Имя при рождении Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин
Дата рождения 16 (28) мая 1877(1877-05-28)
Место рождения Киев, Российская империя
Дата смерти 11 августа 1932(1932-08-11) (55 лет)
Место смерти Коктебель, СССР
Гражданство  Российская империя  СССР
Род деятельности поэт, художник, литературный критик и искусствовед
Отец Александр Кириенко-Волошин, юрист, коллежский советник
Мать Елена Оттобальдовна Глазер

Максимилиан Александрович Волошин (имя при рождении — Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин; 16 (28) мая 1877, Киев — 11 августа 1932, Коктебель) — русский и советский поэт, художник, литературный критик и искусствовед.

Имя Максимилиана Волошина навсегда и прочно соединено с названием живописного уголка на юго-востоке Крыма — Коктебелем. Именно благодаря Волошину Коктебель на много лет становится центром притяжения для всех, кто составил славу Серебряного века русской поэзии, а позднее и других поколений литераторов. Поэт называл Коктебель «родиной духа», а сам по праву стал настоящим «гением места» для некогда пустынной долины у подножия Карадага[1].

Биография и творчество

Именно от матери, Елены Оттобальдовны Глазер, он в полной мере унаследовал и экстравагантную манеру поведения, и весьма оригинальный стиль в одежде. Она была удивительной женщиной, не терявшей самообладания ни при каких обстоятельствах. Даже расставание с отцом Максимилиана не заставило её пасть духом. Она устроилась на службу в контору железной дороги и всячески демонстрировала собственную независимость. Когда же её бывший муж скончался, Елена Глазер подписывалась не иначе как «неутешная вдова». Правда, все, кому довелось прочесть эту подпись, удивлялись и говорили о том, что уж на неутешную вдову мать Максимилиана Волошина была похожа меньше всего[2].

Она лихо подкуривала папироски и носила исключительно мужские костюмы. Сына она пыталась воспитать мужественным и бесстрашным, ходили слухи о том, что после переезда в Коктебель маменька будущего поэта договаривалась с местными мальчишками, чтобы они дрались с её сыном. В гувернантки же сыну она выбрала отважную цирковую наездницу. В воина Максимилиан не превратился, но с матерью был чрезвычайно близок до конца её дней.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/260622/53613/?ysclid=ll84frvsvg767848795

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/260622/53613/?ysclid=ll84frvsvg767848795

Его отец, юрист и коллежский советник Александр Кириенко-Волошин, происходил из рода запорожских казаков, мать — Елена Глазер — из обрусевших немецких дворян.

Детство Волошина прошло в Таганроге. Отец умер, когда мальчику было четыре года, и мать с сыном перебрались в Москву[3].

«Конец отрочества отравлен гимназией», — писал поэт, которому учеба была не в радость. Зато он с упоением отдавался чтению. Сначала Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Гоголь и Достоевский, позднее — Байрон и Эдгар По.

В 1893 году мать Волошина приобрела небольшой участок земли в татарско-болгарской деревушке Коктебель и перевела 16-летнего сына в гимназию в Феодосии. Волошин влюбился в Крым и пронес это чувство через всю жизнь.

В 1897 году по настоянию матери Максимилиан Волошин поступил в Московский университет на юридический факультет, но проучился недолго. Примкнув к Всероссийской студенческой забастовке, был отстранен от занятий в 1899 году за «отрицательное мировоззрение и агитационную деятельность» и выслан в Феодосию.

В последующие два года Волошин совершил несколько путешествий в Европу. Он посетил Вену, Италию, Швейцарию, Париж, Грецию и Константинополь. А заодно передумал восстанавливаться в университете и решил заняться самообразованием. Странствия и ненасытная жажда познания окружающего мира стали тем двигателем, благодаря которому и раскрылись все грани дарования Волошина.


Он изучал литературу в лучших европейских библиотеках, слушал лекции в Сорбонне, посещал уроки рисования в парижской мастерской художницы Елизаветы Кругликовой. Кстати, заняться живописью он решил, чтобы профессионально судить о чужом творчестве. В общей сложности он пробыл за границей с 1901 по 1916 год, живя попеременно то в Европе, то в Крыму.

Более всего он любил Париж, куда и наведывался часто. В этой Мекке искусства начала ХХ века Волошин общался с поэтом Гийомом Аполлинером, писателями Анатолем Франсом, Морисом Метерлинком и Роменом Ролланом, художниками Анри Матиссом, Франсуа Леже, Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Диего Риверой, скульпторами Эмилем Антуаном Бурделем и Аристидом Майолем. Интеллектуал-самоучка удивлял современников своей разносторонностью. На родине легко вошел в круг поэтов-символистов и художников-авангардистов. В 1903 году Волошин начал строить в Коктебеле дом по собственному проекту.

В 1910 году вышел первый сборник его стихов. В 1915-м — второй — об ужасах войны. Он не принял Первую мировую, как позже не принял и революцию — «космическую драму бытия». В Советской России выходят его «Иверия» (1918) и «Демоны глухонемые» (1919). В 1923 году начинается официальная травля поэта, его перестают издавать.

Серебряный век как субкультура

Поэзия серебряного века. Символизм, футуризм, акмеизм

Литература 1920-х годов

С 1928 по 1961 год в СССР не было издано ни одной его строчки. А ведь кроме поэтических сборников, творческий багаж Волошина-критика содержал 36 статей о русской литературе, 28 — о французской, 35 — о русском и французском театре, 49 — о событиях французской культурной жизни, 34 статьи о русском изобразительном искусстве и 37 — об искусстве Франции.

После революции Волошин постоянно жил в Крыму. В 1924 году он создал «Дом поэта», напоминающий своим обликом одновременно средневековый замок и средиземноморскую виллу. Здесь бывали сестры Цветаевы, Николай Гумилев, Сергей Соловьев, Корней Чуковский, Осип Мандельштам, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Александр Грин, Алексей Толстой, Илья Эренбург, Владислав Ходасевич, художники Василий Поленов, Анна Остроумова-Лебедева, Кузьма Петров-Водкин, Борис Кустодиев, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александр Бенуа…

В Крыму по-настоящему раскрылся и дар Волошина-художника. Живописец-самоучка оказался талантливым акварелистом. Свою Киммерию, однако, писал не с натуры, а по собственному методу законченного изображения, благодаря которому из-под его кисти выходили безукоризненные по форме и свету виды Крыма. «Пейзаж должен изображать землю, по которой можно ходить, — говорил Волошин, — и небо, по которому можно летать, то есть в пейзажах… должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью…»

Максимилиан Волошин был поклонником японской гравюры. По примеру японских классиков Кацусика Хокусая и Китагава Утамаро свои акварели он подписывал строками своих же стихов. Каждый цвет для него имел особое символическое значение: красный — это земля, глина, плоть, кровь и страсть; синий — воздух и дух, мысль, бесконечность и неизвестность; желтый — солнце, свет, воля, самоосознанность; лиловый — цвет молитвы и тайны; зеленый — растительного царства, надежды и радости бытия.

Личная жизнь

Волошин и Сабашникова

Год 1903 был для Макса судьбоносным. Он познакомился с Маргаритой Сабашниковой, художницей с чертами лица древнеегипетской царицы. А в Коктебеле полным ходом шло строительство дома, который впоследствии станет легендарным. Маргарита, или, как её звали друзья, Маргоря, приехала в Париж учиться, в России она брала уроки у И. Е. Репина — и тот считал её весьма одарённой. Макс был околдован ей едва ли не с первой встречи[4].

Смешной поэт таскал свою избранницу по всем парижским музеям, они вместе рисовали, говорили обо всём — и постепенно Макс понял, что перед ним его судьба. Но сама Маргоря не торопилась отвечать на чувства чудака — сердце её не принадлежало никому, девушка, вполне в духе Серебряного века, ощущала себя «мёртвой и алебастровой». Волошин приходил в отчаяние от её холодности, терял надежду, обретал её заново — и в конце концов добился своего: они поженились и отправились в нелепое свадебное путешествие по Дунаю.

Долго этот брак не продержался. В Петербурге молодые поселились в знаменитом доме на углу Таврической и Тверской, сняв квартиру под «Башней» Вячеслава Иванова, а потом и попросту переехав к Ивановым. Волошин и Иванов давно интересовались друг другом, Макс преклонялся перед своим старшим товарищем и мэтром, на знаменитые «среды» в «Башню» съезжался весь цвет богемы обеих столиц. Вскоре случилось то, что и должно было случиться: Иванов и Маргоря влюбились друг в друга. Смятенная Маргарита пришла к супруге Иванова, Лидии Зиновьевой-Аннибалл, чтобы проститься и немедленно уехать. Но та решительно ответила молодой женщине, что уезжать никуда не надо, потому что Маргарита уже очень важный для них обоих человек. Лидия с мужем настолько полно слились, что готовы к открытым отношениям — и предложила… тройственный союз — как высшую и наиболее полную форму эроса и эзотерического откровения.

Правда, Максу места здесь не оставалось, но он, искренне любя Маргорю и преклоняясь перед Ивановыми, предоставил ей полную свободу действий. При этом на бытовом уровне всё шло, как было: Волошин и Иванов работали над общими проектами, обе семьи (или уже практически одна?) жили совместно. Эта мучительная для всех четверых коллизия разрешилась драматично. Маргарита чувствовала себя обязанной объяснить родителям изменившиеся обстоятельства своей семейной жизни: она больше не расстанется с Ивановыми, Вячеслав ёе любит, а Макс и Лидия согласны. «Мама пришла в неописуемый ужас. Она заявила, что я уйду к Ивановым только через её труп, и она была в таком состоянии, что можно было в это поверить». В результате Макс с матерью, Еленой Оттобальдовной, вернулись в Коктебель, покинув «круг людей, специализирующихся на психологических и половых экспериментах», Маргорю её родные поместили в санаторий, брак Волошиных, и без того некрепкий, фактически распался, но Маргарита и Макс нашли в себе силы расстаться друзьями.

В 1922 году Волошин познакомился с Марией Заболоцкой. В 1927 году они поженились. Эта женщина не только была рядом с художником до самой его смерти в 1932 году, но и сумела сохранить его творческое наследие и «Дом поэта», в котором сегодня находится дом-музей поэта-живописца.

Максимилиан Александрович Волошин — краткая биография (makingbook.ru)[5]

Память

  • 1 августа 1984 года в Коктебеле состоялось торжественное открытие музея «Дом-музей Максимилиана Волошина». 19 июня 2007 года в Киеве состоялось открытие мемориальной доски на доме, в котором родился Максимилиан Александрович Волошин (дом № 24 на бульваре Тараса Шевченко в Киеве).
  • Учреждены Международный Волошинский конкурс, Международная Волошинская премия и фестиваль «Волошинский сентябрь».
  • Образ Максимилиана Волошина присутствует в фильме 1987 года «В Крыму не всегда лето» режиссера Виллена Новака.
  • В 2007 году имя М. А. Волошина было присвоено библиотеке № 27, расположенной в Новодевичьем проезде в Москве[6].

Примечания

  1. Максимилиан Волошин – поэт, художник, «гений места». Дата обращения: 10 августа 2023.
  2. 5 женщин, оказавших влияние на жизнь самого эксцентричного русского поэта Максимилиана Волошина. Дата обращения: 12 августа 2023.
  3. Максимилиан Волошин. Дата обращения: 12 августа 2023.
  4. Макс Волошин: последний киммериец. Дата обращения: 12 августа 2023.
  5. Максимилиан Александрович Волошин — краткая биография. Дата обращения: 12 августа 2023.
  6. МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН ДЕТИ. МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН. Дата обращения: 12 августа 2023.

Ссылки