Договоры Руси с Византией
Догово́ры Руси́ с Византи́ей — первые известные международные договоры Киевской Руси, заключённые в 907, 911, 944, 971, 1043 годах между киевскими князьями и византийскими императорами. Самые ранние письменные источники русского права; содержат нормы Закона Русского (древнерусского правового обычая)[1].
Составлению Русско-византийского договора предшествовали Царьградские походы киевских князей на Византию, другие их военные кампании. Тексты Русско-византийского договора сохранились в «Повести временных лет». Они являются переводами, сделанными с аутентичных копий актов из специальных копийных книг[2].
Русско-византийские отношения
Первое известное появление русских в Константинополе относится к 838 году, когда к василевсу Феофилу прибыла делегация от некоего народа «Рос», которая за тем в составе византийского посольства оказалась при дворе императора франков Людовика Благочестивого в Ингельгейме в 839 году[3].
В период становления русско-византийских отношений с IX века по первую половину X русские народы, учитывая богатство и мощь Византии, воспринимали ромеев как важнейших торговых партнёров. Несмотря на заинтересованность византийцев в русском импорте, для установления долгосрочных, прочных отношений и выгодных коммерческих связей требовался военный нажим со стороны Руси. По словам Георгия Курбатова, историка-медиевиста[4]:
«Русская военно-торговая верхушка буквально „пробивала“ себе дорогу к Константинополю»
На пути к Византии лежала степь, в ней в разное время господствовали тюркоязычные кочевые народы: хазары, печенеги, половцы, татары. Переход торговых караванов по Днепру был связан с трудностями. Император Константин Багрянородный в трактате «Об управлении империей» называет путешествие русов «мучительным и страшным, невыносимым и тяжким» — долгий сплав по Днепру, через пороги, на которых челны нужно было перетаскивать вручную под налётами степняков. Контакты Византии с Русью постоянно расширялись.
Отношения между странами не ограничивались торговыми контактами. Византия заключала контракты с русско-скандинавскими воинами. Варяго-русские отряды оказались наиболее боеспособные подразделения византийской армии. Велика была роль Византии и в культурном становлении Древней Руси. Правители Руси приглашали архитекторов и иконописцев, привозили из Византии книги. Между Русью и Византией установились тесные военно-торговые связи, которые не прекращались во времена вооружённых конфликтов.
Древняя Русь силой навязала себя Византии в качестве партнёра в системе межгосударственных отношений, но одновременно она попала в сферу влияния высокой византийской цивилизации.Геннадий Григорьевич Литаврин
Результатом плотных и длительных связей между странами являются массовые заимствования слов: «огурец», «свёкла», «уксус», «лохань», «скамья», «палаты», «литавры», «каморка», «финифть», «хрусталь», «парус» и многие другие. Самым значимым из всех заимствований является числительное «сорок» вместо общеславянского «четырдесеть»[5].
Образовывались браки между династиями: князь Владимир Святославич взял в жёны сестру византийского императора Василия II. Матерью Владимира Мономаха была Мария, дочь императора Константина IX Мономаха. Второй женой московского князя Ивана III стала племянница последнего императора Византии Константина XI Софья Палеолог[6].
Русские походы на Царьград
Поход Аскольда и Дира 860 года
Первый военный поход на Византию предпринят киевскими князьями Аскольдом и Диром летом 860 года. В одной из византийских малых хроник — «Брюссельской хронике» — приводится точная дата нападения Руси — 18 июня. В это время император Византии Михаил III с войском и флотом находился в военном походе против сарацин, поэтому появление у стен Константинополя кораблей «свирепого варварского народа рос, пришедшего от берегов северного Тавра» стало неожиданность для византийцев[7].
Нападавшие разграбили окрестности и осадили столицу, войско которой было занято в военном походе. По свидетельству Константинопольского патриарха Фотия, городу помогла милость Божия. Летописец Георгия Амартола описывает эти события так: 18 июня 860 года, когда патриарх Фотий во главе крестного хода обошёл стены осаждённого города и на глазах у неприятеля опустил в волны залива Золотой Рог край ризы Божией Матери. Он её взял из Влахернской церкви, внезапно поднялась на море сильная буря и русский флот потерпел поражение от стихийного бедствия. Крещение Руси связано с этим событием. Оно описано в Окружном послании Константинопольского патриарха Фотия 867 года[8].
Поход Олега 907 года
Второй поход организован великим киевским князем Олегом. Упоминание о нём содержится в «Повести временных лет» и «Временнике» в составе Новгородской первой летописи. Надёжность и достоверность сведений об этом походе поставлена под сомнение. Молчание византийских авторов о огромном вражеском флоте под стенами Константинополя стало главным аргументом учёных, отрицающих историческую реальность похода Олега. Эта позиция озвучена в очерках по истории России, которые в 1920-е годы написаны на заказ за гонорар русским эмигрантом Николаем Валериановичем Брянчаниновым на французском языке. Эмигрировавший в Рим после Октябрьской революции Николай Баумгартен, отрицающий достоверность древнерусской истории до 941 года, так же считал поминание о походе Олега вымыслом летописцев. Британский историк Стивен Рансимэн предположил, что описанный в летописи поход Олега остался планом, либо достиг Болгарии, но не Константинополя. Сторонниками этой версии является и немецкий учёный Герхард Лер, который в своей хрестоматии по древнейшей истории Руси описал этот факт со ссылкой на Брянчанинова[9].
Бельгийский исследователь Анри Грегуар в 1937 году опубликовал статью «Легенда об Олеге и экспедиция Игоря». В статье он выразил сомнение не только в походах на Византию, но и в существовании князя киевского Вещего Олега. Мнение Грегуара послужили аргументом в статье Р. Долли в статье «Мифическая кампания Олега против Константинополя». В ней доказывается исторический вымысел военного похода.
Сторонники исторической реальности походов Олега аргументируют свою позицию наличием мирного договора. Византинист Ромелли Дженкинз в своих исследованиях приводит византийскую хронику анонимного автора X века. Её назвали хроникой Псевдо-Симеона, где можно усмотреть следы сообщения о нападении народа Рос во времена правления Льва VI[10]. «Повесть временных лет» перечисляет более дюжины племён, мобилизованных Олегом для похода на греков и сообщает дату похода — 907 год. Дженкинз и многие зарубежные и отечественные исследователи на основе хроники Симеона Логофета и хроники Псевдо-Симеона пришли к выводу: военный поход имел место быть в 904 году. Некоторые учёные заняли компромиссную позицию: Владимир Николаев в своей статье предположил, что в июле 904 года на Византию действительно напали «росы-дромиты», но это был не военный поход князя Олега, осуществлённый только в 907 году, а шайка «причерноморской вольницы». Об успешности похода можно судить потому, что правительство императора Льва VI пошло на ряд существенных торгово-экономических уступок, закреплённых в византийско-русских договорах 907 и 911 годов[11].
Походы Игоря в 941 и 944 годах
«Феофан же встретил их в ладьях с огнем и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русичи же, видя пламя, бросались в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились восвояси. И, придя в землю свою, поведали — каждый своим — о происшедшем и о ладейном огне. Будто молнию небесную, — говорили они, — имеют у себя греки, и пуская её, пожгли нас; оттого и не одолели их. Игорь же, вернувшись, начал собирать множество воинов и послал за море к варягам, приглашая их на греков, снова собираясь идти на них»
.В 941 году киевский князь Игорь совершил неудачный поход на Византию. Русские ладьи подошли морем к берегам Византии, о чём в Царьграде получили весть от болгар. Против них был выслан протовестиарий Феофан. Он по преданию сжёг ладьи русского войска «греческим огнём». Потерпев поражение на море, руссы пристали к берегам Малой Азии, которую неоднократно опустошали, но здесь они были застигнуты и разбиты патрикием Бардою и доместиком Иоанном. Спустившееся к ладьям войско руссов нагнали и атаковали Феофаном. Малый остаток дружины Игоря возвратились на Русь. Поход 941 года стал серьёзным поражением русского войска. Часть историков сходится на мнении, что причиной этому было недостаточность воинов: в отличие от походов Олега, совершённых соединёнными силами многих племён. Поход Игоря был организован преимущественно воинами-дружинниками[12].
После возвращения Игорь принимает решение выступить походом. Он начал подготовку, собрал множество воинов, нанял варягов из-за моря и печенегов, пригласил их для похода на греков. В 944 году Игорь вёл на Византию огромную флотилией и большие сухопутные силы. Получив от корсунцев и болгар весть о том, что на Византию движется большое русское войско, император Роман I Лакапин отдаёт приказ своим боярам не дожидаться, когда флотилия подойдёт к Константинополю. Встреча состоялась на Дунае. Послы предложили киевскому князю Игорю ткани, золото и обратились с просьбою:
«Не ходи, но возьми дань, которую брал Олег, придам и ещё к ней»
Игорь посоветовался с дружиной и принял решение не воевать. Он с почестями сопровождён в столицу империи, где подписал русско-византийский договор на выгодных для Руси условиях[12].
Походы Святослава в 968—971 годах
В 968—971 годах Русь и Византия боролись за сферы влияния на Дунае. Сначала военные действия складывались удачно для русского войска под командованием киевского князя Святослава Игоревича. Войско выступало совместно с болгарами, с венграми и печенегами. К концу 970 году Византии удалось решить внутриполитические проблемы, связанные с восстанием военачальника Варды Фоки. Император начал готовить новую армию.
Весной 971 года в дни празднования Пасхи неожиданно для русов Иоанн Цимисхий осуществил прорыв через Балканский хребет и вышел в Болгарию. Во время битвы союзники покинули Святослава и перевес сил оказался на стороне Византии. Армия Цимисхия блокировала русское войско в дунайской крепости Доростол. В июле 971 года Святослав попытался прорвать кольцо блокады, но был ранен в бою. Войскам пришлось отступить и начать переговоры о мире. Договор заключён в 971 году[13].
Поход Владимира Ярославовича 1043 года
Между Русью и Византией установились дружеские отношения. Вопрос о причинах войны 1043 года остаётся дискуссионным. Часть историков предполагает: причина похода лежит в желании Руси избавиться от церковно-иерархической зависимости византийской империи. Русское войско выступило в поход весной 1043 года во главе со старшим сыном Ярослава Мудрого, Владимиром. В русских летописях Владимир является исполнителем воли отца, в византийских же источниках упоминаний о Ярославе вовсе не содержится, а его сын выступает инициатором и предводителем похода. По данным русских летописей, воеводство поручено Вышате. Александр Нечволодов сообщает о ещё одном полководце — Иване Творимиче[14].
К столице византийской империи русские отряды подошли в июле 1043 года. Войска Владимира встали на якорь вблизи входа в Босфор из Мраморного моря. Византийские источники единодушно сообщают о нежелании обеих сторон вступать в бой. В полной готовности войска простояли на протяжении дня. Бой начался к вечеру по инициативе византийской стороны. В ходе морских сражений русские корабли понесли большой урон. Они столкнулись с «греческим огнём».
Столкновение в ходе данной войны произошло близ Варны. Пешее войско, возглавляемое воеводой Вышатой, настиг Паристрион Катакалон Кекавмен с имперскими воинами. В ходе сражения русское войско потерпело поражение. Война 1043 года была последней между Русью и Византией. Затем взаимоотношения между государствами ослабевают[14].
Мирные договоры
Договоры Руси с Византией IX—X веков являются источником по истории Древней Руси, древнерусского и международного права и русско-византийских отношений. В числе первых русско-византийских соглашений «Повесть временных лет» упоминает договор «мира и любви», заключённый после похода войска русов на Царьград в 860 году. По результатам военных походов были заключены и другие договоры первых русских князей молодого государства c мощной империей. В договорах определялись юридические нормы в отношении русских на территории Византии, оговаривались правила торговли для русских купцов в Константинополе, рассматривались вопросы военного сотрудничества, обмена пленными и прочее[13].
Объём правовых норм и подробность определений в текстах различны: наиболее полно представлены в договоре 944 года, менее полно — в договоре 911, кратко — в договоре 971. В зависимости от политической ситуации менялись условия и объём прав в договорах — от наиболее выгодных для Древнерусского государства, закреплённых договором 911 года, до перечисления его обязательств в договоре 971[13].
Договор 860 года
После похода Аскольда и Дира, в октябре-ноябре 860 года, в Константинополь прибыло русское посольство для заключения договора «любви и мира». В условия мирного договора входили положения о выплате Византией русским ежегодной дани, о разрешении руссам вступать в византийскую армию, вести торговлю на территории империи, прежде всего в столице, а также обмениваться дипломатическими миссиями. Важнейшим в договоре оказался пункт о крещении[15].
Договор 907 года
Факт первого русско-византийского договора оспаривается некоторыми историками. Текст договора представляет собой летописную конструкцию, сократившую текст договора 911 года. По другому предположению, рассматривается как подготовительный к договору 911 года[16].
Договор 911 года
Заключён 2 сентября 911 года после нападения на Константинополь киевского князя Олега около 907 года. По договору русской стороне предложены выгодные условия. Русские купцы были освобождены от уплаты обычной 10-процентной таможенной пошлины на все товары, ввозимые и вывозимые из Золотого Рога. Им отведено специальное место проживания в предместье, в квартале Святого Маманта, расположенном на европейском берегу Босфора, к северу от Золотого Рога. Там на шесть месяцев в году им предоставлялось бесплатное жильё, «возможность мыться в банях, сколько захотят». В целях безопасности русским разрешалось въезжать в Константинополь только через одни ворота, без оружия, в количестве не более 50 человек одновременно и в сопровождении императорского чиновника[17].
Договор 944 года
«Повесть временных лет» полностью цитирует мирный договор и датирует его 945 годом. Упоминание в договоре императора Романа I, который в декабре 944 года был свергнут сыновьями, Стефаном и Константином, указывает на 944 год. Византии необходимо было заручиться мирными отношениями с набиравшей силу Киевской Русью. Условия договора были удачным для Руси, как и условия договора 911 года. За русскими купцами закреплялись широкие права и привилегии на территории Византийской империи. Византийским купцам предоставлялись такие же права на территории Киевской Руси. В договоре определялись точные суммы денежных штрафов за различные проступки, устанавливались суммы выкупа за пленников. В договоре 944 года Русь впервые признаётся суверенным государством, что следует считать значимым достижением русской дипломатии[18].
Сформулировано положение о военной взаимопомощи между русским великим князем и византийским императором. Русь обязалась участвовать в войнах на стороне Византии. Если русский попал в рабство будучи куплен греком — грек получает ту цену, которую он заплатил. Для остальных русских пленных действовала единая ставка — 10 золотников[19]:
«Если окажутся русские в рабстве у греков, то, если это пленники, — пусть выкупают их русские по 10 золотников»
Для сравнения: в предыдущем мирном договоре, заключённом при Олеге, цена за греческих пленников была установлена в 20 золотников за одного пленника. В то же время византийцы могли выкупать своих пленных у русских на более выгодных условиях: 10 золотников за «юношу или девицу добрую», 8 золотников — за пленника среднего возраста, 5 золотников — за старика или ребёнка[20].
Обязанность Византии участвовать в войнах на стороне Руси обусловлена её отказом согласно договору от любых территориальных претензий на «Корсунскую страну» (византийскую колонию в Крыму). Помимо этого Русь обязана была защищать «Корсунскую страну» от вторжений со стороны кочевников-булгар Причерноморья:
«если придут чёрные болгары и станут воевать в Корсунской стране, то повелеваем князю русскому, дабы не пускал их»
Договор также содержал иные обязательства Руси в отношении «Корсунской страны»[20].
Договор 971 года
Мирный договор 971 года в целом восстанавливал довоенную систему взаимоотношений. При его заключении русы поклялись своим оружием и именем языческих богов Перуна и Велеса никогда больше не нападать на Византию и подчинённые ей территории в Херсонесе и Болгарии. Текст клятвы сохранился в «Повести временных лет».
Договор 1043 года
Подвёл итог русско-византийской войне 1043 года. Воевода Вышата был отпущен из плена и вернулся в Киев. Заинтересованность Византии в мире была вызвана новой угрозой её северным границам со стороны печенегов. Русь снова становилась союзником Византии, уже в 1047 году русские отряды сражались в составе её армии против мятежника Льва Торника. Вскоре союз был скреплён браком князя Всеволода Ярославича с византийской царевной, которую русские летописи называют дочерью императора Константина Мономаха (Мономахиня).
Примечания
- ↑ Платонова Н. И. Договоры Руси и Византии и социальные верхи русского общества х века (к постановке проблемы) // Stratum plus. Археология и культурная антропология : журнал. — 1999. — № 5.
- ↑ Русско-Византийские договоры . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ Андрей Слядзь. Русско-византийские отношения . БРЭ (26.11.2021). Дата обращения: 7 июля 2024.
- ↑ Курбатов Г.Л. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. — Л.: Лениздат, 1988.
- ↑ Иванов С. Византия и Русь. Что и зачем заимствовала Русь у Константинополя . Arzamas. Дата обращения: 15 июля 2024.
- ↑ Что Киевская Русь переняла у Византии . Кириллица. Дата обращения: 15 июля 2024.
- ↑ Первый Аскольдов поход . История.рф. Дата обращения: 15 июля 2024.
- ↑ Русь у стен Царьграда . Православие.ру. Дата обращения: 10 июля 2024.
- ↑ Laehr G. Die Anfänge des russischen Reiches: Politische Geschichte im 9. und 10. — Berlin, 1930.
- ↑ Кузенков П.В. Русь Олега у Константинополя в 904 году // Причерноморье в Средние века : журнал. — 2011.
- ↑ Николаев В. Д. Свидетельство хроники Псевдо-Симеона о руси-дромитах и поход Олега на Константинополь в 907 г. — Москва, 1981.
- ↑ 12,0 12,1 Соловьев С. М. История России с древнейших времен. — М.: Голос; Колокол-Пресс, 1993.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Заключён русско-византийский договор . Президентская библиотека. Дата обращения: 15 июля 2024.
- ↑ 14,0 14,1 1043: князь Владимир Ярославович идет на Константинополь . Военное обозрение (11 октября 2022). Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ 8 июля — 860 г. «Договор мира и любви» с Византией . dimitri.moseparh.ru (8 июля 2019). Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ Бибиков М. В. Русь в византийской дипломатии: договоры Руси с греками X в // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2005. — № 1. — С. 5—15.
- ↑ 2 сентября 911 г. был заключён первый международный договор между Русью и Византией . Военное обозрение (2 сентября 2012). Дата обращения: 24 ноября 2024.
- ↑ Русско-византийские договоры . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 15 июля 2024.
- ↑ Королёв А. С. Загадки первых русских князей. — М.,: Вече, 2002.
- ↑ 20,0 20,1 Се Повести временных лет (Лаврентьевская летопись) / сост. А. Г. Кузьмин, В. В. Фомин. — М.,: Просвещение, 1993.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |