Командообразование
| Наука | |
| Командообразование | |
|---|---|
| | |
| Тема | Командообразование |
| Предмет изучения | построение команды, корпоративная культура |
| Период зарождения | XX век |
| Значительные учёные | Элтон Мэйо |
Командообразова́ние (англ. Team building — «построение команды») — построение продуктивной команды, процесс создания и укрепления командных связей, направленный на улучшение взаимодействия, коммуникации и продуктивности в коллективе[1].
В сфере управления персоналом командообразование — короткое (от двух часов до трёх дней) мероприятие по улучшению работы в команде. Это специальные игры, соревнования, упражнения и тренинги. Они помогают улучшить отношения сотрудников, что положительно отражается на эффективности работы команды. Таким образом, командообразование — часть корпоративной культуры[2].
Цели и задачи командообразования
Технологии командообразования — это не выбранные случайным образом игры или упражнения, которые выполняет коллектив. Тимбилдинг является стратегией: она направлена на создание команды и сплочение её участников. Эффективное командообразование направлено на достижение следующих целей[2]:
- Повышение эффективности работы команды
- Улучшение коммуникации внутри команды
- Создание позитивной атмосферы
- Развитие лидерских качеств.
В процессе командообразования участники команды учатся находить компромиссы, работать со своими эмоциями и решать возникающие проблемы. Также они тренируют навыки делового общения, планирования, лидерства, способности брать на себя ответственность, генерировать и формулировать идеи, разрешать конфликты[2].
Тимбилдинг даёт возможность людям из команды узнать друг друга ближе, научиться строить отношения, основанные на доверии. Грамотно подобранные упражнения помогают убрать психологические барьеры, которые могут возникнуть из-за ошибочных суждений о других людях и их поведении. Исходя из этого, основными задачами командообразования являются следующие[3]:
- Формирование единой команды
- Укрепление доверия
- Повышение мотивации
- Решение конфликтов[1].
Возникновение концепции командообразования. Хоторнский эксперимент
Точно определить конкретную дату, с которой можно было бы дать старт командообразованию, довольно сложно. Также неизвестна точная дата появления терминов «командообразование», «тимбилдинг» в литературе. Однако одним из первых основателей концепции можно считать американского профессора, психолога и социолога Элтона Мэйо. С 1927 по 1932 год он провёл на территории предприятий «Вестерн Электрик Хауторн Воркс» в Чикаго серию исследований, вошедших в историю как Хоторнский эксперимент (Hawthorne experiment). Элтон Мэйо пытался выяснить, как душевное состояние сотрудников и их коммуникация между собой влияют на эффективность рабочего процесса в целом[4].
В ходе эксперимента он смог обнаружить ряд психологических стимулов, не связанных напрямую с повышением оплаты труда, но способных легко увеличить продуктивность как отдельных сотрудников, так и команды в целом. Среди этих стимулов — проявление интереса и внимания со стороны руководства к работе участника эксперимента, усиление его чувства вовлечённости в процесс и осознание значимости того, что он делает. Также профессор был одним из первых, кто заявил, что рабочее место обладает своей культурой, оказывающей огромное влияние на общую эффективность сотрудников[5].
Исследования учёного помогли многим руководителям увидеть в заботе о своих подчинённых не форму благотворительности, а инструмент повышения производительности. Переход к более этичным формам управления поставил перед менеджерами XX века множество новых вопросов, ответом на один из которых стал тимбилдинг[4].
Составляющие процесса командообразования
Команда — это небольшая группа людей, стремящихся к достижению общей цели, постоянно взаимодействующих и координирующих свои усилия. Основой системы внедрения командного менеджмента является формирование и развитие навыков командной работы (англ. team-skills). К таким навыкам относятся следующие: гармонизация общей цели с персональными целями; принятие ответственности за результат команды; ситуационное лидерство (лидерство под задачу) и гибкое изменение стиля в соответствии с особенностями задачи; конструктивное взаимодействие и самоуправление; принятие единого командного решения и его согласование с членами команды[6].
Формирование командного духа (англ. team-spirit), то есть совокупности психологических феноменов, характеризующих неформальные отношения сотрудников к коллегам и организации. Развитие командного духа представляет собой комплекс мер, направленных на усиление чувства сплочённости, формирование устойчивого чувства «мы»; развитие доверия между сотрудниками, понимание и принятие индивидуальных особенностей друг друга; создание мотивации на совместную деятельность; создание опыта высокоэффективных совместных действий; повышение неформального авторитета руководителей; развитие лояльности участников программы по отношению к организации[6].
Формирование команды (англ. teambuilding) — механические действия по подбору, оптимизации структуры команды и функционально-ролевого распределения. Сюда включаются эффективное использование сильных сторон состава команды, распределение ролей в команде для оптимального достижения результатов[6].
Этапы формирования команды. Модель Брюса Такмана
Процесс создания команд – это не просто способ для делегирования задач и ответственности. Формирование эффективной команды не может происходить без выбора оптимального вида руководства, раскрытия творческого потенциала членов команды и готовности умело справляться с возникающими конфликтами. Для этого важно внимательно подойти к выбору механизма командообразования, который бы сочетался со спецификой организации[7].
В 1965 году психолог Брюс Такман выявил, что все команды проходят 5 этапов развития. Эта групповая динамика получила название «Модель Такмана». Каждый этап уникален[7]:
- Формирование (англ. Forming) — начальный этап знакомства участников команды друг с другом. На этом этапе происходит осознание общих целей и задач.
- Бурление (англ. Storming) — стадия конфликта и разногласий. Члены команды начинают выражать свою позицию и мнение.
- Нормализация (англ. Norming) — на этом этапе происходит установление норм и правил поведения. Команда начинает взаимодействовать более согласованно.
- Выполнение (англ. Perfoming) — финальная стадия. Команда максимально продуктивно взаимодействует и решает поставленные задачи.
- Расставание (англ. Adjourning). На этой стадии либо проект завершается, либо из-за недостижения цели коллектив распадается[8].
Понимание процесса формирования и развития команды может увеличить шансы на достижение целей проекта. Главными причинами роста числа команд является то, что они позволяют добиться заметного повышения продуктивности и качества работы, а также улучшения морального климата коллектива[7].
Литература
- Надточий Ю. Б. Командообразование: Учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2020. — 283 с. — ISBN 978-5-394-03751-1.
- Корниенко В.И. Командообразование: Учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2023. — 291 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Хэкман М. З. Лидерство: коммуникативная перспектива. — Лонг-Гроув, Иллинойс: Waveland Press, 2009. — 504 с. — ISBN 978-1-57766-579-3.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Командообразование: принципы, задачи, практические рекомендации. ООО «Бизнес-решения» (25 июня 2024). Дата обращения: 6 октября 2025.
- ↑ Воловик К. Для чего компании нужен тимбилдинг. Деловая среда (29 марта 2022). Дата обращения: 6 октября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 Казначеевская Г. Б. Менеджмент. — Феникс, 2014. — 352 с. — ISBN 978-5-222-21777-1.
- ↑ Фаткуллина Г. Р. Хоторнский эксперимент // Экономика и социум : журнал. — 2015. — № 1-4 (14). — С. 982—985.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Юрьева О.В., Кукушкина О.Ю., Михайлов Ф.Б., Насретдинова К.Р. Командообразование: учебно-методическое пособие. — Издательство: Казань, 2022. — С. 17. — 80 с.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Семина А. П., Федотова М. А. Формирование и развитие эффективной команды // Московский экономический журнал. — 2019. — № 13. — С. 580—587.
- ↑ Тромпенаарс Ф., Куберг П. Х. 100 ключевых моделей и концепций управления. — М.: Манн, 2020. — С. 527-529. — ISBN 978-5-00100-648-0.