Результативность
Результати́вность (англ. effectiveness) — показатель, характеризующий степень достижения поставленных задач. Акцент в понятии делается на соответствии результата с целями, которые были поставлены изначально[1].
Соотношение с эффективностью
Понятие «результативность» часто используется вместе с синонимичным понятием «эффективность». Оба понятия являются многоаспектными показателями деятельности системы, организации или личности, однако, между ними существует принципиальное различие[2].
Результативность является первичным показателем, который свидетельствует о степени достижения цели. Под эффективностью понимается соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Таким образом, оценка эффективности является вторичным процессом, так как представляет собой оценку достижения экономического эффекта. Следует отметить, что нецелесообразно проводить оценку эффективности при низкой результативности, так как в этом случае задачи не были выполнены[2].
Ключевые показатели результативности
Ключевые показатели результативности (KPI) — метрики, показывающие насколько эффективно достигаются цели и выполняются задачи, которые выражаются в цифрах или процентах. Они позволяют объективно оценивать результаты работы компании, подразделения или отдельных работников. На их основе можно не только анализировать текущее состояние бизнес-процессов, но и формировать стратегические планы для будущего развития[3].
Регулярный мониторинг ключевых показателей результативности помогает своевременно выявлять отклонения и оперативно вносить корректировки в работу. KPI могут изменяться согласно виду деятельности, но основными из них являются финансовые KPI, операционные KPI и клиентские KPI[4].
Финансовые показатели
Данные KPI отражают достижение финансовых целей, а также управление ресурсами. К ним относятся[5]:
- прибыль — общий доход минус расходы;
- рентабельность инвестиций — отношение прибыли к инвестициям;
- оборот — общий объём продаж за конкретный период;
- операционная эффективность — насколько эффективно тратятся ресурсы;
- денежный поток — наличие «живых» денег для развития;
- финансовая устойчивость — способность компании выдержать нагрузку по долгам;
- юнит-экономика — доход с одного клиента.
Операционные показатели
Данные KPI помогают оценить эффективность процессов и операций внутри компании. К ним относятся[6]:
- производительность — количество выполненных задач за единицу времени;
- качество — процент правильно выполненных задач;
- время выполнения — среднее время, затраченное на выполнение одной задачи;
- запасы сырья — ресурсы, которые компания использует для производства своей продукции.
Клиентские показатели
Данные KPI помогают оценить, насколько успешно компания удовлетворяет потребности своего клиента, а также в целом качество их взаимодействия. Это можно отследить с помощью следующих метрик:
- удовлетворённость клиентов — основной показатель, так как он напрямую влияет на удержание клиентов и их доверие к компании;
- удержание клиентов — процент клиентов, пользующихся услугами компании;
- частота покупок — среднее количество покупок на одного клиента за конкретный период[6].
Результативность в разных сферах деятельности
Критерии результативности значительно меняются в зависимости от вида деятельности, так как она является мерой эффективности и качества достижения в конкретных условиях. Отследить результативность можно в следующих сферах деятельности[4]:
- В менеджменте и бизнесе организационная результативность — ключевой показатель успеха компании. Для её оценки берутся такие метрики, как рост доли рынка, повышение лояльности клиентов и увеличение прибыли. Также могут рассматриваться отдельные подразделения, например, отдел маркетинга, продаж, производства, и достижение их локальных целей, которые ведут к реализации плана организации в целом.
- В образовании результативность обучения определяется степенью достижения обучающимися планируемых образовательных результатов. К основным критериям оценки результативности относятся предметные результаты (знания, умения и навыки по конкретной дисциплине), метапредметные результаты (умение учиться, работать с информацией, решать поставленные проблемы и сотрудничать) и личностные результаты (развитие ценностных ориентаций, гражданской позиции и эмоционального интеллекта)[7].
- В науке результативность научной деятельности можно оценить с помощью публикационной активности (индекс Хирша), количества патентов и внедрённых разработок[8]. Однако в данной области существует риск подмены реальной результативности (прорывное открытие) формальной (большое количество публикаций в псевдонаучных журналах).
- В личностном развитии результативность — это способность человека ставить цели и достигать их, эффективно управляя своим временем и ресурсами[9]. Человек может стремится к конкретной цели (получение образования, продвижение по карьерной лестнице, овладение иностранным языком) или к качественным изменениям (стремление к финансовой стабильности, повышение уровня самоконтроля, улучшение отношений с коллегами)[10].
Способы подсчёта результативности
Подсчёт результативности — важный этап управления производительностью. В зависимости от контекста (оценка работы сотрудников или бизнеса) используют разные методы подсчёта. Современными методами являются количественные и качественные, а также комплексные системы подсчёта[11].
Количественные методы
Количественные методы опираются на статистические показатели. К ним относятся KPI, «линейный» и «нелинейный» (способ «Лупа») способы подсчёта[1].
«Линейный» способ подсчёта результативности имеет следующую формулу: Результативность = Факт/План * 100 %[12]. Например, если измеряемая величина составила 81 при плане 90, то результативность составит в этом случае 81/90 * 100 % = 90 %[1].
С помощью «нелинейного» способа, или способа «Лупа», можно подсчитать результативность за конкретный отрезок, не учитывая все результаты[1]. Применяется этот способ в случаях, когда необходимо:
- сфокусировать внимание на определённом отрезке;
- немного поднять «потолок» премирования, то есть чтобы показатель не имел только демотивирующее значение.
Если используется несколько показателей для определения оценки эффективности, рекомендуется применение минимальной результативности (наименьшее из допустимых значений для того или иного показателя результативности в системе мотивации)[13]. Показатель минимальной результативности используется, когда необходимо получить сбалансированное достижение всех заданных показателей[1].
Качественные методы
Качественные методы ориентированы не на числовые данные, а на описание и анализ нематериальных или субъективных характеристик[11]. Они включают в себя экспертные оценки, сбор обратной связи с помощью интервью и опросов, анализ кейсов, тестирование компетенций и профилирование, которые дают возможность выявить сильные и слабые стороны каждого сотрудника[14].
К качественным методикам оценки результативности персонала также относят метод «360 градусов». Эта оценка представляет собой круговую диаграмму, в которой анонимно руководитель, коллеги, реже клиенты и сам сотрудник выставляют баллы по конкретным критериям. Данный метод подходит тем компаниям, в которых сотрудники часто взаимодействуют друг с другом и, таким образом, могут дать оценку своим коллегам[15].
Комплексные системы
К наиболее известным системам относятся сбалансированная система показателей (BSC), методика OKR, бенчмаркинг, SWOT-анализ и SMART-цели. Они позволяют оценить результативность не по одному, а по совокупности взаимосвязанных показателей, которые объединяет общая стратегия[4].
Выбор метода комплексной системы зависит от целей оценки, специфики деятельности организации, доступности данных и ресурсов. Часто используется комбинация методов. Например, BSC для стратегического управления, SWOT-анализ для выявления сильных и слабых сторон и бенчмаркинг для сравнения с конкурентами[16].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Гапоненко А. Л. Результативность. Большая российская энциклопедия (22 мая 2022). Дата обращения: 30 сентября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 Глебова Е. В., Максимова В. В. Соотношение понятий «эффективность» и «результативность» на примере оценки системы менеджмента качества // Научные труды Дальрыбвтуза : журнал. — 2018. — Т. 45, № 2. — С. 62. — ISSN 2222-4661.
- ↑ Валькова Н. Что такое KPI простыми словами и как его рассчитать. Радио РБК (21 марта 2025). Дата обращения: 6 октября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Примеры результативности: как измерять и что учитывать. Образовательная платформа Skypro. Дата обращения: 30 сентября 2025.
- ↑ Финансовые KPI: как правильно ставить и измерять показатели эффективности. Финансовый университет SF Education. Дата обращения: 6 октября 2025.
- ↑ 6,0 6,1 Примеры KPI для бизнеса. Финансовый маркетплейс «Сравни.ру». Дата обращения: 6 октября 2025.
- ↑ ФГОС Основное общее образование. Московская академия профессиональных компетенций (11 декабря 2020). Дата обращения: 6 октября 2025.
- ↑ Осипов А. Н., Эттингер А. П. Индекс Хирша: определение, расчёт, использование // Вестник Российского государственного медицинского университета : журнал. — 2013. — № 1. — С. 75.
- ↑ Хайду Н. Как повысить личную эффективность. Битрикс24 (2 мая 2025). Дата обращения: 6 октября 2025.
- ↑ Ванюкова Е. М. Жизненные стремления личности как фактор психологического благополучия // Вестник науки : журнал. — 2025. — Т. 3, № 6. — С. 1480.
- ↑ 11,0 11,1 Эффективность в работе: компоненты, методы измерения и факторы. Образовательная платформа Skypro. Дата обращения: 30 сентября 2025.
- ↑ Кавтрева А. Линейный способ получения результативности. Сайт по бизнесу TRIZ-RI. Дата обращения: 6 октября 2025.
- ↑ Алевтина Кавтрева, Ксения Ткалич (Ремизова). Минимальная результативность. Сайт по бизнесу TRIZ-RI Group. Дата обращения: 6 октября 2025.
- ↑ Дворцевая В. , Каадзе А. Г. Оценка персонала: подходы, методы и этапы анализа эффективности кадров. Комсомольская правда (12 декабря 2023). Дата обращения: 6 октября 2025.
- ↑ Yva.ai. 7 подходов к оценке эффективности: как измерить результаты деятельности сотрудников?. Логистический портал Lobanov Logist (17 октября 2021). Дата обращения: 4 октября 2025.
- ↑ Бенчмаркинг. Альфа-Курс (11 июля 2025). Дата обращения: 5 октября 2025.