Конфликт (психология)

Автор: Агостино Масуччи (Agostino Masucci)
Спор Аякса и Одиссея за доспехи Ахилла. Агостино Масуччи

Конфли́кт (от лат. conflictus — столкновение) — проявление противоречий в интересах, целях и взглядах, возникающих в ходе социального взаимодействия, связанные с эмоциональными переживаниями[1]. Конфликты изучает отдельная наука — конфликтология. Вклад в эту науку внесли отечественные психологи и социологи (Анцупов Анатолий Яковлевич, Гришина Наталия Владимировна, Козырев Геннадий Иванович, Здравомыслов Андрей Григорьевич, Фельдман Давид Маркович, Петровская Лариса Андреевна), зарубежные авторы (Томас Карл Густав Адольф, Левин Курт, Зиммель Георг, Козер Льюис)[2].

Компоненты конфликта

Конфликты обладают как деструктивным, так и конструктивным потенциалом. Субъектами конфликта могут выступать социальные группы, представители фауны, а также технические объекты.

С психологической точки зрения, конфликт представляет собой проявление интерактивной стороны общения и характеризуется специфической структурой, включающей три основных компонента[3]:

  1. Интерактивный компонент — это действия субъектов, направленные на удовлетворение собственных потребностей и защиту интересов.
  2. Когнитивно-перцептивный компонент — мысленное восприятие и интерпретация действий другой стороны как угрожающих удовлетворению потребностей или поддержанию позитивной самооценки.
  3. Аффективный компонент — негативные эмоциональные переживания (гнев, раздражение, обида), возникающие как следствие неудовлетворения или страха неудовлетворения значимых потребностей.

Реальный открытый конфликт возникает только при одновременном наличии всех трёх компонентов. Сочетание этих элементов создаёт конфликтную ситуацию — условие для возникновения противостояния. Для перерастания потенциального конфликта в открытое столкновение необходим инцидент (повод) — конкретное действие или событие, которое запускает непосредственно конфликтное взаимодействие[3].

Классификации конфликтов

Конфликты классифицируют по различным основаниям. Далее представлены наиболее часто встречающиеся классификации[4]:

Основание классификации Тип конфликта Краткая характеристика
По уровням Внутриличностный Столкновение мотивов, потребностей и ценностей в сознании одного человека.
Межличностный Противостояние между двумя и более индивидами.
Внутригрупповой Конфликт внутри одной социальной группы.
Межгрупповой Столкновение между разными социальными группами.
По социальным последствиям Конструктивный Ведёт к позитивным изменениям, развитию и улучшению ситуации.
Деструктивный Имеет разрушительные последствия, разрушает отношения и организацию.
По предмету Экономический Столкновение экономических интересов (ресурсы, финансы, собственность).
Социально-политический Противоречия в сфере власти и социальных отношений.
Идеологический Столкновение разных систем взглядов и ценностей.
Социально-психологический Нарушения в межличностных отношениях (несовместимость, борьба за лидерство).
Социально-бытовой Бытовые разногласия, разные представления о повседневной жизни.
По направленности Горизонтальный Между сторонами равного статуса.
Вертикальный Между начальством и подчиненными.
Смешанный Сочетание вертикальных и горизонтальных противоречий.
По временным параметрам Бурные быстротекущие Интенсивные, кратковременные, с эмоциональным накалом.
Острые длительные Затяжные конфликты с глубокими противоречиями.
Слабовыраженные вялотекущие Малоинтенсивные, с пассивностью сторон.
Слабовыраженные быстротекущие Кратковременные эпизодические столкновения.

Психологические теории конфликтов

Психологические теории конфликтов рассматривают внутриличностные и межличностные противоречия через призму личностных факторов, таких как мотивы, потребности, бессознательные влечения и условия социальной среды. Среди наиболее влиятельных зарубежных подходов выделяются психоаналитическое, бихевиористское и гуманистическое направления[3].

Психоаналитический подход

В рамках психоанализа, основанного Зигмундом Фрейдом и развитого его последователями и оппонентами (Адлер Адлер, Карен Хорни, Эрих Фромм), конфликт рассматривается как следствие глубинных психических противоречий. Основными причинами конфликтов объявляются[5]:

  • Противоречие между природными инстинктами (принцип удовольствия) и морально-общественными нормами (принцип реальности и совести). По Фрейду, психический конфликт возникает из-за вынужденного отказа от немедленного удовлетворения желаний и может находить разрешение через сублимацию (например, творчество).
  • Чувство неполноценности и незащищённости перед агрессивным миром. Альфред Адлер связывал возникновение конфликта с ощущением ущербности, зарождающимся в детстве. Стремление компенсировать это чувство ведёт к совершенствованию, однако, выходя за рамки, превращается в сверхкомпенсацию — стремление к мнимому превосходству. Таким образом, конфликт — это одновременно попытка избавиться от неполноценности и проявление стремления к превосходству.
  • Естественная реакция на враждебный мир и стремление преодолеть экзистенциальное отчуждение. Эрих Фромм видел причину конфликтов в невозможности для индивида реализовать свои потребности в современном обществе, что порождает одиночество и изоляцию. Он выделял два типа агрессии: доброкачественную (защитную) и злокачественную (немотивированную, rooted в самой природе человека).
  • Внутриличностный разрыв между несовместимыми стремлениями. Карен Хорни описывала невротический конфликт как одновременное, но противоречивое стремление к доминированию («никто, кроме меня») и всеобщей любви[6].

Разрешение конфликтов в психоаналитической традиции возможно с помощью специальных методов, таких как психоанализ, направленных на осознание и проработку бессознательных противоречий.

Бихевиористский подход

Бихевиоризм рассматривает конфликтное поведение не как следствие внутренних противоречий, а как реакцию на внешние стимулы. Основная схема «стимул → реакция» aplicada к конфликтам звучит как «ситуация → конфликтное поведение».

Ключевым понятием здесь является фрустрация — негативное психическое состояние, возникающее при невозможности удовлетворения потребностей из-за непреодолимых препятствий. Согласно концепции фрустрационной детерминации агрессии (Йельская школа: Дж. Доллард, Н. Миллер и др.), фрустрация закономерно приводит к агрессивному поведению.

С точки зрения теории социального научения, деструктивное и конфликтное поведение является следствием научения. Если такая модель поведения получает подкрепление, она закрепляется в поведенческом репертуаре личности[7].

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс) рассматривает конфликты как неотъемлемую часть бытия здоровой личности, а не только как симптом невроза.

  • Абрахам Маслоу полагал, что конфликты присущи и здоровым людям, а ключевой вопрос заключается в ресурсах, которыми человек располагает для их разрешения. Он допускал, что конфликт может быть позитивным и полезным фактором развития[8].
  • Карл Роджерс видел причину межличностных конфликтов в нарушении условий бесконфликтного общения: позитивного принятия, эмпатии и конгруэнтности. Он обосновывал inherentную способность личности двигаться от конфликта к его разрешению, опираясь на внутренние ресурсы для изменения Я-концепции и поведения. Важным источником внутриличностного конфликта является большой разрыв между «Я-реальным» и «Я-идеальным», что ведёт к падению самооценки и потере уверенности[8].

Поведение в конфликте

Поведение в конфликте — совокупность способов и стратегий, которые индивид или группа используют при возникновении противоречий, направленных на достижение своих целей или управление ситуацией. Американские психологи Кеннет Томас и Ральф Килмен выделили пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации. В основе этой классификации лежат два параметра: степень реализации собственных интересов и уровень кооперативности, учёта интересов другой стороны[8].

Стиль поведения Сущность / Цель Ключевые особенности Когда применяется?
Приспособление (Уступчивость) Сохранение отношений за счет сглаживания разногласий и ущемления собственных интересов.
  • вклад индивида невелик;
  • пассивная форма поведения;
  • жертва собственными интересами ради отношений;
  • предмет спора важнее для оппонента;
  • важнее сохранить отношения, чем отстоять интересы;
  • недостаток власти или шансов на победу;
Уклонение (Избегание, Уход) Уход от конфронтации, неотстаивание своих прав и позиции.
  • уклонение от спора и ответственности;
  • пассивная форма;
  • может переводить конфликт в скрытую форму;
  • исход конфликта не важен;
  • слишком сложная или требующая больших сил ситуация;
  • недостаток власти для решения в свою пользу;
Противоборство (Конкуренция) Активная борьба за свои интересы, стремление к победе любой ценой.
  • применение власти, принуждения, давления;
  • восприятие ситуации как вопроса победы/поражения;
  • жесткая позиция, антагонизм.
  • ситуация крайне значима;
  • необходимость быстрого решения;
  • есть достаточно власти для навязывания своего решения.
Сотрудничество Поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы всех участников, включая свои.
  • открытый обмен мнениями;
  • совместный поиск решения;
  • единственный стиль, полностью устраняющий причины конфликта.
  • есть время и желание разобраться в глубинных причинах;
  • решение важно для всех сторон;
  • участники готовы к открытому диалогу.
Компромисс Поиск решения на основе взаимных уступок; частичное удовлетворение интересов каждой стороны.
  • промежуточное, частично устраивающее решение;
  • сочетает активные и пассивные элементы;
  • причины конфликта до конца не устранены.
  • стороны обладают равной властью;
  • есть взаимоисключающие интересы;
  • ограниченность во времени (нужно быстрое решение).

Примечания

  1. Мещерякова Б. Г. . Большой психологический словарь. — Москва: Педагогика-Пресс, 1999. — С. 440.
  2. Зубова Л. В. , Кириенко А. А. Психология конфликта. — Оренбург: ОГУ, 2021.
  3. 3,0 3,1 3,2 Дубовицкая Т. Д. Конфликтология : курс лекций / Т. Д. Дубовицкая. — Москва: ФЛИНТА, 2022. — С. 104. — ISBN 978-5-9765-4916-6.
  4. Замедлина, Е. А. Конфликтология : учебное пособие / Е. А. Замедлина. — Москва: РИОР : ИНФРА-М, 2022. — С. 141. — ISBN 978-5-369-01082-2.
  5. Гришина, Н. В. . Психология конфликта : учебное пособие / Н. В. Гришина. — Санкт-Петербург: Питер, 2015. — С. 576. — ISBN 978-5-496-01114-3.
  6. Хорни К. Наши внутренние конфликты: конструктивная теория невроза / 2019. — Санкт-Петербург: Питер. — С. 288. — ISBN 978-5-4461-1156-2.
  7. Доллард Дж. Фрустрация и агрессия. — Нью-Хейвен, шт. Коннектикут: Йельский университет, 1939. — С. 256. — ISBN OCLC 256003.
  8. 8,0 8,1 8,2 Абрахам Маслоу. Мотивация и личность. — Санкт-Петербург: Евразия, 1999.

Ссылки