Кампари

горький ликёр биттер
Кампари
итал. Campari
Campari-Botella-2018.jpg
Страна происхождения  Италия
Основатель Гаспаре Кампари итал. Gaspare Campari
Год основания XIX век
Крепость 20,5—28,5 %
Состояние выпускается
Тип горький ликёр биттер
Производитель Gruppo Campari
Сайт campari.com

Кампа́ри (итал. Campari) — ярко-красный итальянский горький алкогольный напиток, ароматизированный букетом пряных трав с фруктовыми нотами. Кампари относится к группе биттеров (горьких ликёров) и имеет узнаваемый фирменный цвет — карминовый оттенок красного. Классическая рецептура и современные технологии производства позволили кампари получить известность и закрепиться в основе ряда известных и популярных коктейлей[1].

Знаковый биттер броского насыщенного цвета изобрёл во второй половине XIX века мастер ликёров Гаспаре Кампари (итал. Gaspare Campari). Напиток, выпускаемый итальянским производителем Gruppo Campari, сохраняет классический рецепт, следуя при этом современным экологическим трендам. Компания с 2006 года прекратила использовать натуральный краситель, получаемый из насекомых вида кошениль, заменив его искусственным[2].

История

Рождение бренда

Завод Кампари в Сесто-сан-Джовани

Создатель биттера кампари Гаспаре Кампари родился в 1828 году в коммуне Кассольново итальянской провинции Павия, относящейся к региону Ломбардия. Гаспаре рос в многодетной семье фермера и с 14 лет зарабатывал в местном баре, смешивая напитки. К концу 1840-х годов он уже разработал авторский аперитив типа биттеров и успешно торговал им в Италии под наименованием Bitter all'Uso d'Olanda. В 1860 году Гаспаре благодаря многочисленным экспериментам создал рецепт биттера, который счёл настолько совершенным, что дал ему своё имя — Кампари[3].

Завод Кампари в Нови-Лигуре

В 1862 году Гаспаре, женившись во второй раз, переехал в Милан и открыл два заведения: «Caffe Campari» напротив Миланского собора (Duomo di Milano) и кафе «Camparino». Сыновья Гаспаре Давиде и Гвидо Кампари помогали отцу в бизнесе. Они занимались этим и после смерти отца в 1882 году. В 1904 году было налажено массовое производство бутилированного напитка в Сесто-Сан-Джованни в провинции Милан. Эта производственная площадка проработала до 2005 года, когда компания открыта новое производство в Нови-Лигуре в провинции Алессандрия, регион Пьемонт. В Сесто-Сан-Джовани работает штаб-квартира и Музей Кампари[4].

Сесто-сан-Джовани. Музей Кампари

Мировая известность

Campari soda. Оригинальный флакон дизайна 1930 года от Фортунато Деперо

В 1926 году Давиде, сын Гаспаре, преобразовал бизнес, отказавшись от выпуска всех напитков, кроме биттера Campari и ликёра Campari. Давиде Кампари проявил предприимчивость, чтобы фамильный бренд получил известность по всему миру. В 1932 году линейку продуктов дополнил первый в истории аперитив в одноразовой упаковке Camparisoda. Флакон был создан известным художником футуристического направления Фортунато Деперо. Эффектная форма флакона напоминает перевёрнутый стакан. Эта культовая упаковка стала символом удобных дизайнерских предметов как в Италии, так и в целом мире. Инновационность флакона от Деперо было то, что впервые выпускалась разовая порция готового к употреблению коктейля из биттера и газировки[5].

Спустя десять лет после смерти в 1936 году Давиде Кампари компания получила наименование Davide Campari-Milano S.p.A. Она продолжала специализироваться на своём главном продукте. В 1970-х годах компанию приобрёл Доменико Гараволья. В 1990-х годах произошла консолидация мирового рынка, и компания Campari создала группу брендов Gruppo Campari. На протяжении следующих 30 лет группа компаний прирастала новыми брендами[6]

Производство

Рецептура

Рецепт элитного алкогольного напитка охраняется патентным правом, но известно, что Гаспаре Кампари включил в него до 68 натуральных ингредиентов. Среди них называют горечавку жёлтую, цветки полыни, померанец миртолистный, аир, ревень пальчатый, каскароллу, мёд, кору хинного дерева, специи, ежевику, листья винограда, мох, фруктовую цедру и даже пепел, землю и лесную подстилку. Любители напитка создают в домашних условиях нечто подобное, пытаясь угадать тайный рецепт[3].

Кампари окрашен в яркий насыщенный карминовый оттенок красного цвета. Первоначально он достигался при помощи кармина — натурального красителя, получаемого из сушёных тел самок насекомых вида кошениль, паразитирующих на кактусах. В 2006 году Gruppo Campari отказалась от применения кошенили в своих напитках, заменив её искусственными красителями, которые получают из нефтепродуктов. Причиной этого решения называлась нестабильность поставок кошенили[2]. Кармин — пищевая добавка Е120, которая несовместима с рационом вегетарианцев и веганов, а также запрещена к употреблению в пищу мусульманам[7].

Технология

Технология производства кампари сходна с производством любого ликёра или аперитива. Кампари относят одновременно к двум группам напитков — вермутам и биттерам. С вермутами его роднит технология смешивания белых вин, спирта и набора трав, пряностей и цветов. К биттерам кампари относят из-за горьковатого вкуса, способствующему выделению желудочного сока. По причине содействия пищеварению его относят к аперитивам[4].

Получение аперитивов, ликёров и настоек происходит в несколько этапов. Сначала происходит мацерация — настаивание вина на ароматических травах или фруктах, потом этот концентрат смешивают с водой, сахарным сиропом и красителем. Готовый биттер имеет специфичный горький вкус и крепость 20,5 — 28.5 % в зависимости от страны продажи. В США крепость кампари составляет 24%, в странах Евросоюза и в России — 25 %, в Аргентине и Бразилии — 28 %[4].

Маркетинг

Афиша Campari 1904 года. Художник Джон Ласкофф
Афиша Campari 1921 года. Художник Леонетто Каппьелло

Кампари стал очень популярен благодаря грамотному маркетингу. Для разработки упаковки и визуальной рекламы компания привлекала известных художников и дизайнеров: Джованни Мингоззи, Карло Физанотти, Бруно Мунари, Аттилио Росси, Франц Маранголо, Нино Нанни. С 1980-х Gruppo Campari начала сотрудничать с итальянский кинорежиссёром Федерико Феллини. В рекламных акциях компании участвовали знаменитые актрисы Ева Мендес, Пенелопа Крус, Джессика Альба, Милла Йовович, Сальма Хайек и другие. Покровительство искусству и привлечение к продвижению продукции медийных личностей способствовало расширению географии продаж и превращению компании в международный холдинг[4].

Коктейли с Кампари

Кампари можно употреблять в чистом виде с добавлением льда (Campari on the rocks), чтобы ощутить нюансы вкуса. Но чаще в него добавляют апельсиновый сок — этот способ употребления указан на этикетке. Такой напиток представляет собой простейший коктейль и называется Campari Orange или Гарибальди. Насыщенный цвет Campari, его изысканный, пикантный вкус и аромат сделали этот напиток излюбленным ингредиентом множества коктейлей[4].

В число наиболее популярных коктейлей входят: Негрони (кампари, вермут Cinzano rosso и джина), Американо (кампари, вермут Cinzano rosso и содовая), Русский кампари (кампари, водка, лёд), Вэйв (кампари, клубничный и апельсиновый сок), Кампаринья (кампари, лайм, тростниковый сахар)[4][3].

Примечания

  1. Знаковый красный итальянский биттер (англ.). Campari (официальный сайт) (2025). Дата обращения: 24 октября 2025.
  2. 2,0 2,1 Саймонсон Р. В чём секрет этого ярко-красного напитка? Жучки. Нью-Йорк Таймс (26 ноября 2018). Дата обращения: 24 октября 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 Рубиновый ликёр. История Кампари. fanbar.ru (2025). Дата обращения: 24 октября 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Руденко А. Топ-10 классических и современных коктейлей с ликером «Кампари». РБК (23 января 2025). Дата обращения: 24 октября 2025.
  5. FundingUniverse.com, «История Davide Campari-Milano S.p.A.» // Международный справочник по истории компаний. — St. James Press, 2004. — Т. 57.
  6. Бренды Кампари Групп. Campari group (официальный сайт) (2025). Дата обращения: 24 октября 2025.
  7. Опасный красный или почему кармин запрещен в исламе. Комитет по стандарту Халяль (2025). Дата обращения: 24 октября 2025.

Литература

  • Росси П. История итальянских аперитивов. — Милан: Mondadori, 2015. — С. 89-112.
  • Бьянки М. Маркетинговая стратегия Campari: от локального бренда к мировому признанию. — 2018. — № 3. — С. 45-52.