Дауншифтинг
Да́унши́фтинг — социальный феномен добровольного замедления темпа жизни и сокращения доходов в результате изменения индивидуальной иерархии ценностей, названный по аналогии с автомобильной терминологией (англ. dowh shift — «сбавить скорость, притормозить, перейти на пониженную передачу»). Термин «дауншифтинг» в американской культуре противоположен термину «пленники успеха», под которыми понимают людей, пренебрегающих своими детьми и семьёй, ввиду увлеченности своей работой, сильным мотивом достижения успехов в карьере или желанием обретения материального благополучия[1].
Дауншифтинг как форма несогласия с «навязываемыми» обществом ценностями успеха и карьеры включает с себя идеи отрицания необходимости обязательного карьерного роста, возможности перехода на удаленную работу или смены профессии, переезда в менее урбанизированные области страны или другую страну, отказа от потребительских идеалов современного общества, выступающих в форме личностного самоопределения[2][3][4][5].
Вместе с этим под цифровым дауншифтингом (цифровым детоксом, медиашаббатом, медиааскетизмом, цифровой диетой и прочее) в молодёжной среде понимают сознательное ограничение потребления цифровой информации[6].
Происхождение термина «дауншифтинг»
Термин «дауншифтинг» начал активно использоваться после того, как в газете «Вашингтон Пост» вышла статья Сары Бон Браннок «Жизнь на пониженной передаче: дауншифтинг и новый взгляд на успех в 90-е»[7]. Эта статья рассказывала об особом социальном движении, история которого начинается с публикации книги «Дауншифтинг: достижение нового успеха на пониженной передаче», изданной в США в 1990 году Эми Солтсмен. Автор этой книги, позволившей спонтанным дауншифтерам осознать себя как общность, сформулировала в своей работе общие принципы дауншифтинга[1][3]:
- Добровольно сделать «шаг назад»,
- Вернуться к стабильному, спокойному состоянию,
- Снизить (хотя бы на время) требования к карьере,
- Уехать из большого города,
- Найти себе работу на дому на принципах самозанятости.
Синонимичным понятию «дауншифтинг» являются термины «медленная жизнь» (англ. slow living) или «добровольная простота» (англ. voluntary simplicity). Последний термин был введён в 1981 году Дуэйном Элджином в его книге «Добровольная простота». Под добровольной простотой автор книги понимал тенденцию отказа от внешне богатой жизни в пользу богатства души, проявляющуюся в изменении места ценности семьи, досуга и самореализации в смысловой сфере человека. Добровольная простота даёт свободу человеку и противопоставляется вынужденной, ограничивающей индивида, бедности[7].
Истоки дауншифтинга как социального движения
Массовое явление опрощения в США имело место в конце 1960-х годов, выразителем данных тенденций являлось такое социальное движение, как хиппи. Хиппи или «дети цветов» не только противостояли идеологии консьюмеризма американского общества, но и выступали против агрессивного, милитаристского характера американской политики и необходимости жить в обществе конкуренции, которую рассматривали как стремление «идти по головам» других людей ради успеха, власти, и увеличения капитала. Социальный состав хиппи в основном был представлен отпрысками благополучных и состоятельных, по американским меркам, семей. Хиппи, направляя свой протест против традиций и ценностей буржуазного общества, боролись за экологию, и отказывались от учёбы и будущей карьеры, так как ставили на первое место не материальные блага, а идеи духовности, любви и гармонии[8].
На смену «детям цветов» в конце 1970-х — начале 1980-х годов пришло поколение, исповедовавшее иные ценности и именовавшееся «яппи» (аббревиатура англ. yuppie — young urban professional person — молодой городской профессионал). Яппи — это возрастная когорта людей, которые превыше всего ценили деньги и успех в бизнесе[7]. Дауншифтинг, зарождавшийся в конце 1980-х — начале 1990-х годов, следовательно, являлся реакцией на ценности и идеалы поколения яппи и может рассматриваться как стремление нереволюционного создания альтернативных жизненных путей и возможностей развития внутри потребительского общества[4].
Явление дауншифтинга, оформившись в 1990-х годах, стало всё больше распространяться в развитых странах среди лиц в возрасте от 30 до 50 лет независимо от принадлежности к тому или иному социальному слою. Стоит отметить, что дауншифтинг — это явление, которое возникло в развитых странах на почве относительной стабильности и материального благополучия, сохраняющегося на протяжении нескольких поколений[2]. Интерес к дауншифтингу стал расти с начала этого века, когда специалисты по подбору персонала столкнулись с проблемой ухода добившихся определённых успехов в карьере сотрудников. Необходимо отметить, что такие крупные международные компании, как Procter & Gamble, Mars, Big 4, British American Tobacco, Marriot International являются основными «производителями» дауншифтеров[9].
Дауншифтинг — это протест, который ставит своей целью не разрушение прежней формы общества, а поиск и возможность реализации каждым человеком индивидуальной траектории жизни и обретении чувства соответствия жизни своим о ней представлениям. Философско-мировоззренческим обоснованием этого стремления является идея «жизни ради себя» или «жизни со своей семьёй» и «отказа от чужих целей». В качестве преимуществ дауншифтинга указывают: обретение свободного времени и душевного благополучия, а также переживание чувства авторства собственной жизни[3][4][5]. Выбор в данной дилемме осуществляется в ситуации реального понижения социального статуса и дохода, но человек получает возможность следовать собственным жизненным путём и стремиться к тому, что для него ценно[3].
Дауншифтинг как социальное движение
Британским гуру дауншифтеров является Ричард Кэннон, совершивший своё «снижение скорости» в 2000 году, которое он спланировал заранее. Он был успешным топ-менеджером компании British Rail, но в возрасте 50 лет у него начались проблемы со здоровьем, дочь попала в автокатастрофу и, пережив сильный кризис, к нему пришло осознание того, что работа не приносит счастья, а семья, которую он так любит, недополучает от него внимание и заботу. Кэннон Р. разбил в саду огород, завёл цыплят, взял отпуск, а потом ушёл с работы для того, чтобы не работать пять дней в неделю, а жить временными заработками, писать статьи для своего сайта и проводить время со своей семьёй. Вместе с этим Кэннон Р. признаётся, что у него нет тех заработков, что были раньше, и его «новая» жизнь не такая лёгкая, какой она ему представлялась, но он счастлив со своей семьёй и это, как он считает, и есть самое главное в дауншифтинге[4].
Французским лидером дауншифтинга может считаться Трейси Смит, которая оставила успешную карьеру и вместе с мужем и детьми отправилась в простую деревеньку на юго-западе Франции. Преодолев первые трудности в непривычных и некомфортных условиях непростой жизни при меньшем материальном достатке Трейси Смит обобщила собственный опыт и написала манифест дауншифтинга. Данная пошаговая система представляет собой не просто план обретения жизненного равновесия и гармонии, а стратегию «зелёного» дауншифтинга. Под «зелёным» дауншифтингом понимается как стремление к простой жизни в сельской местности, так и тенденция к отказу от ценностей общества потребления, к снижению количества повседневных стрессов, к обретению независимого графика жизни и к потреблению экологически чистых продуктов. В 2005 году во Франции прошла первая национальная неделя дауншифтинга, учредителем которой была Трейси Смит, ставшая мировым авторитетом в этой области[4].
Интерес к дауншифтингу в развитых странах имел настолько высокий спрос, что в 2004 году дауншифтинг стал трендом года в Австралии. Социологические исследования, проведённые в Австралии, объясняли это широкой распространённостью такого социально-психологического феномена как «синдром отсроченного счастья», для которого характерно стремление упорно работать, невзирая на проблемы со здоровьем или семьёй, терпеть сегодняшние неудобства или страдания ради блаженства в будущем[2]. Психолог Владимир Николаевич Дружинин называл такой вариант жизни «жизнь как предисловие», который характеризуется отношением к жизни сегодняшней, как к ненастоящей, как к подготовительному этапу перед жизнью истинной[10]. В целом, социологами были выявлены основные мотивы, побуждающие австралийцев к дауншифтингу[2]:
- Желание вести более сбалансированную жизнь, уменьшить количество стрессогенных факторов;
- Стремление преодолеть противоречие между личностными ценностями, верованиями и ценностями, проповедуемыми в организации;
- Поиск удовлетворяющей человека жизни;
- Забота о своем здоровье.
В России понятие дауншифтинга появилось в 2004 году в разделе курьёзов, где описывали аномальное поведение миллионеров, которые добровольно отказывались от материальных благ. Вероятно, одним из самых популярных русских дауншифтеров можно считать Германа Львовича Стерлигова, который был основателем и владельцем первых российских торговых бирж. Впоследствии он продал свой дом на Рублёвке, отошёл от дел и уехал в глухую деревню в Архангельской области. В этой деревне Герман Стерлигов ведёт натуральное, примитивно-рекреационное хозяйство, куда организуются туристические поездки с проживанием в гостинице, где проповедник русскости и псевдотрадиционализма проводит не только экскурсии по усадьбе, но и различные семинары и тренинги[11]. В 2007 году слово дауншифтинг стало в России «героем года», хотя всего за год до этого данный термин стал открытием года для широкой публики[4][12].
Дауншифтинг в искусстве и истории
На данный момент искусство и кинематограф уже осветили дауншифтинг как социальное явление. Идеи дауншифтинга можно повстречать на страницах книг «Ежевичное вино» Джоанн Харрисон, «Гоа-синдром» Александра Сухочёва, «Поколение Х» Дугласа Коупленда, «Москва-bad. Записки столичного дауншифтера» Алексея Шепелёва или при просмотре фильмов «Духless 2», «Путешествие Гектора в поисках счастья», «В диких условиях». Публикуются практичекие руководства или дауншифт-пособия о том, как управлять темпом своей жизни и стать не героем второго плана, а автором собственной жизни: «Жить не спеша» и «Всё самое лучшее просто» Брук Макэлри, «Дауншифтинг, или как работать в удовольствие, не зависеть от пробок и заниматься тем, чем хочется» Софьи Макеевой[13][14].
Идеи дауншифтинга сегодня связываются с именами античных философов и исторических деятелей. К предтечам дауншифтинга причисляют Диогена Синопского, известного экстраординарностью своего образа жизни — он жил в амфоре. Диоген в молодости получил пророчество дельфийской пифии, которая предсказала ему, что он «переоценит ценности». Следуя предсказанию он стал фальшивомонетчиком, но после изгнания из родного города он поселился в Афинах. В Афинах Диоген продолжил заниматься перечеканкой общественных ценностей: он отрёкся от излишеств и исполнения общественных требований ради свободы и пропагандировал идеи космополитизма[15].
В ряду предтеч дауншфтинга стоит также известный атеист и философ Эпикур, пропагандировавший идею «неприметной жизни». Суть этой жизненной концепции сводится к тому, чтобы довольствоваться малым и удовлетворять только естественные и необходимые потребности[16]:
Простые кушанья доставляют такое же удовольствие, как и дорогая пища, когда всё страдание от недостатка устранено. Хлеб и вода доставляют величайшее удовольствие, когда человек подносит их к устам, чувствуя потребность.
К дауншифтерам относят императора Диоклетиана, отказавшегося от правления Римской империей ради того, чтобы выращивать цветы и овощи в своём поместье в Салоне[17][18]. Нельзя не отнести к дауншифтерам и принца Сиддхартху Гаутаму из рода Шакьев, который оставил свой дом, семью и имущество, чтобы обрести свободу[18][19].
В средневековой Европе стремление жить в простоте осуществил Франциск Ассизский. Франциск, родившийся и живший в зажиточной семье торговца, вёл в молодости разгульный образ жизни. Но однажды во время богослужения он решил избрать путь добровольной бедности и следовать проповеди евангельского учения. Впоследствии Франциск, живший скромной и простой жизнью, создал монашеский орден, прославившийся принятием обета бедности и миссионерством[20]. Дауншифтером допустимо считать и Поля Гогена, который стал художником только в середине жизни. В молодости он последовал рекомендации своей матери, которая советовала ему «сделать карьеру». Поль Гоген стал банковским служащим, женился и стал отцом четырёх детей, но в 1885 году он бросил службу и ушёл от семьи, чтобы полностью посвятить себя живописи[21].
В России первым дауншифтером называют Льва Николаевича Толстого, который отказался от прелестей светской жизни ради спасения души и призывал в своих художественных произведениях к этому других людей[22]. Его призывы были настолько громогласны, что даже появилось религиозно-этическое течение — толстовство. Приверженцы этого учения создавали колонии — «культурные скиты», в которых люди стремились жить по правде божьей: не противиться злу насилием, жить просто, быть источником любви и стремиться к нравственному самосовершенствованию. Стоит отметить, что сам Лев Толстой выступал против использования его учения в качестве новой доктрины и издал в 1906 году брошюру «Против толстовства»[23].
Варианты дауншифтинга
Сегодня к дауншифтерами причисляют не только людей, которые отказываются от успешной, но полной непосильных тягот и лишений работы в пользу более размеренного, спокойного вида деятельности, позволяющего реализовывать собственные мечты. Так, израильский социолог Амитай Этциони выделяет три типа дауншифтеров[3]:
- собственно дауншифтеров, представителей различных слоёв общества, изменивших темп работы с целью получить больше свободного времени при снижении доходов;
- сторонников радикального упрощения образа жизни — высокооплачиваемых топ-менеджеров, разочаровавшихся в ценностях общества потребления и бросивших свою работу;
- участников движения «простой жизни», избравших этот путь по идейным соображениям, например, экологические идеи или духовный поиск.
В целом дауншифтинг может быть классифицирован на умеренный или лёгкий дауншифтинг, последний из которых не требует тотального разрыва с привычным укладом жизни и окружающими людьми. Глубокий дауншифтинг предполагает радикальные изменения рода деятельности, стиля жизни и места жительства. Поэтому возможно представить четыре варианта приобщения к идеям дауншифтинга[4]:
- смена места жительства, например, переезд на Гоа или Бали;
- смещение баланса времени «работа — семья» в сторону обретения большей свободы в принятии решений, например, создание собственного бизнеса или работа в качестве самозанятого;
- смена вида деятельности, например, уход с нелюбимой работы в бухгалтерии, чтобы начать работу инструктором по прыжкам с парашютом;
- планирование «побега» от «несвободной» жизни, что проявляется в стремлении приобщения к группе дауншифтеров.
Дауншифтинг и скаппи
Развитие дауншифтинга и взаимотрансформация общества и данного социального движения способствовала зарождению и развитию нового социального движения — скаппи. Термин «скаппи» ввёл руководитель финансовой группы Sovereign Чарльз Фейлла, объединив слова «хиппи» и «яппи». Термином «скаппи» (аббревиатура англ. socially conscious upwardlymobile person — социально-сознательный «двигающийся вверх» человек) обозначают успешных, не покидающих карьерный путь людей, которые, не отказываясь от идей успешной жизни, проявляют социальную ответственность, являются носителями и пропагандистами идей экоориентированного развития общества и разумного потребления. Скаппи стремятся одеваться в натуральную одежду и пользоваться экологичными вещами, потому что придерживаются двух принципов[24]:
- пользоваться вещами, при производстве и утилизации которых не загрязняется окружающая среда,
- отчислять часть от заработанных средств в фонды, занимающиеся защитой живой природы.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Ильин В. И. Дауншифтинг . БРЭ. Дата обращения: 24 мая 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Ермакова С. Н. Дауншифтинг: социально-психологический феномен // Мониторинг общественного мнения. — 2012. — № 6 (112). — С. 97–107.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Корниенко О. Ю. Историко-социологический анализ феномена дауншифтинга как нового движения в карьере успешного человека // Вестник КемГУ. Политические науки и социология. — 2014. — Т. 1, № 1(57). — С. 92—95.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Мерзлякова В. Н. Альтернативные модели успешности в современной культуре: дауншифтинг // Вестник общественно мнения. — 2008. — № 4(96). — С. 33—42.
- ↑ 5,0 5,1 Солодников В. В. Профессиональная карьера 40-летних россиян: выбор профессии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2011. — № 1(101). — С. 129—145.
- ↑ Москвин А. С., Полуян Н. Н., Кушова И. И. Виртуальный дауншифтинг в учебной деятельности современных студентов (на примере Вятского государственного университета) // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016. — № 10—7. — С. 36—38.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Смакотина Н. Л., Семко С. В. Протестные процессы общества потребления в фокусе социокультурного анализа // Ценности и смыслы. — 2012. — № 5(21). — С. 106—119.
- ↑ Яцевич О. Е. Дауншифтинг: от истории к современности // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 9. — С. 184—186.
- ↑ Гнедаш Е. В. Дауншифтинг - феномен социального бытия // Государство, общество, Церковь в истории России ХХ века : Материалы XIII Международной научной конференции: в 2-х частях, ФГБОУ "Ивановский государственный университет", 12–13 марта 2014 года. — 2014. — С. 20—24.
- ↑ Дружинин В. Н. Варианты жизни // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2005. — Т. 2, № 3. — С. 108—124.
- ↑ Товбин К. М. Проект «Герман Стерлигов» как пример псевдотрадиционализма // Аналитика культурологии. — 2015. — № 1(31). — С. 194—215.
- ↑ Кронгауз М. А. Слово – герой года // Большой город. — 2007. — № 25.
- ↑ Дауншифтинг . LiveLib. Дата обращения: 18 июня 2023.
- ↑ Список лучших фильмов: Дауншифтинг . KinoInteres.ru. Дата обращения: 18 июня 2023.
- ↑ Лебедев А. В. Диоген Синопский . БРЭ. Дата обращения: 17 июня 2023.
- ↑ Эпикур. Эпикур привествует Менекея . СимпоZий Συμπόσιον. Дата обращения: 17 июня 2023.
- ↑ Маяк И. Л. Диоклетиан . БРЭ. Дата обращения: 17 июня 2023.
- ↑ 18,0 18,1 Чемулова А. В. Дауншифтинг как феномен современного общества // Электронный сетевой политематический журнал "Научные труды КубГТУ". — 2019. — № 4. — С. 93—102.
- ↑ Гожева Н. А. Будда Шакьямуни . БРЭ. Дата обращения: 17 июня 2023.
- ↑ Стецюра Т. Д., Пожидаева А. В. Франциск Ассизский . БРЭ. Дата обращения: 17 июня 2023.
- ↑ Стародубова В. В. Гоген . БРЭ. Дата обращения: 17 июня 2023.
- ↑ Ранчин А. М. Толстой . БРЭ. Дата обращения: 17 июня 2023.
- ↑ Религии народов современной России: словарь / Ред. кол.: Мчедлов М. П. (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др.. — М.: Республика, 2002. — С. 516. — 624 с. — ISBN 5-250-01818-1.
- ↑ Сластикова О. Скаппи: жить не в ущерб природе // Отходы и окружающая среда. — 2012. — № 6. — С. 43—45.
Ссылки
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Знание.Вики. |