Дауншифтинг

Эта статья входит в число хороших статей
Материал из «Знание.Вики»

Да́унши́фтинг — социальный феномен добровольного замедления темпа жизни и сокращения доходов в результате изменения индивидуальной иерархии ценностей, названный по аналогии с автомобильной терминологией (англ. dowh shift — «сбавить скорость, притормозить, перейти на пониженную передачу»). Термин «дауншифтинг» в американской культуре противоположен термину «пленники успеха», под которыми понимают людей, пренебрегающих своими детьми и семьёй, ввиду увлеченности своей работой, сильным мотивом достижения успехов в карьере или желанием обретения материального благополучия[1].

Дауншифтинг как форма несогласия с «навязываемыми» обществом ценностями успеха и карьеры включает с себя идеи отрицания необходимости обязательного карьерного роста, возможности перехода на удаленную работу или смены профессии, переезда в менее урбанизированные области страны или другую страну, отказа от потребительских идеалов современного общества, выступающих в форме личностного самоопределения[2][3][4][5].

Вместе с этим под цифровым дауншифтингом (цифровым детоксом, медиашаббатом, медиааскетизмом, цифровой диетой и прочее) в молодёжной среде понимают сознательное ограничение потребления цифровой информации[6].

Происхождение термина «дауншифтинг»

Термин «дауншифтинг» начал активно использоваться после того, как в газете «Вашингтон Пост» вышла статья Сары Бон Браннок «Жизнь на пониженной передаче: дауншифтинг и новый взгляд на успех в 90-е»[7]. Эта статья рассказывала об особом социальном движении, история которого начинается с публикации книги «Дауншифтинг: достижение нового успеха на пониженной передаче», изданной в США в 1990 году Эми Солтсмен. Автор этой книги, позволившей спонтанным дауншифтерам осознать себя как общность, сформулировала в своей работе общие принципы дауншифтинга[1][3]:

  1. Добровольно сделать «шаг назад»,
  2. Вернуться к стабильному, спокойному состоянию,
  3. Снизить (хотя бы на время) требования к карьере,
  4. Уехать из большого города,
  5. Найти себе работу на дому на принципах самозанятости.

Синонимичным понятию «дауншифтинг» являются термины «медленная жизнь» (англ. slow living) или «добровольная простота» (англ. voluntary simplicity). Последний термин был введён в 1981 году Дуэйном Элджином в его книге «Добровольная простота». Под добровольной простотой автор книги понимал тенденцию отказа от внешне богатой жизни в пользу богатства души, проявляющуюся в изменении места ценности семьи, досуга и самореализации в смысловой сфере человека. Добровольная простота даёт свободу человеку и противопоставляется вынужденной, ограничивающей индивида, бедности[7].

Истоки дауншифтинга как социального движения

Антивоенное шествие хиппи (1967 год)

Массовое явление опрощения в США имело место в конце 1960-х годов, выразителем данных тенденций являлось такое социальное движение, как хиппи. Хиппи или «дети цветов» не только противостояли идеологии консьюмеризма американского общества, но и выступали против агрессивного, милитаристского характера американской политики и необходимости жить в обществе конкуренции, которую рассматривали как стремление «идти по головам» других людей ради успеха, власти, и увеличения капитала. Социальный состав хиппи в основном был представлен отпрысками благополучных и состоятельных, по американским меркам, семей. Хиппи, направляя свой протест против традиций и ценностей буржуазного общества, боролись за экологию, и отказывались от учёбы и будущей карьеры, так как ставили на первое место не материальные блага, а идеи духовности, любви и гармонии[8].

На смену «детям цветов» в конце 1970-х — начале 1980-х годов пришло поколение, исповедовавшее иные ценности и именовавшееся «яппи» (аббревиатура англ. yuppie — young urban professional person — молодой городской профессионал). Яппи — это возрастная когорта людей, которые превыше всего ценили деньги и успех в бизнесе[7]. Дауншифтинг, зарождавшийся в конце 1980-х — начале 1990-х годов, следовательно, являлся реакцией на ценности и идеалы поколения яппи и может рассматриваться как стремление нереволюционного создания альтернативных жизненных путей и возможностей развития внутри потребительского общества[4].

Явление дауншифтинга, оформившись в 1990-х годах, стало всё больше распространяться в развитых странах среди лиц в возрасте от 30 до 50 лет независимо от принадлежности к тому или иному социальному слою. Стоит отметить, что дауншифтинг — это явление, которое возникло в развитых странах на почве относительной стабильности и материального благополучия, сохраняющегося на протяжении нескольких поколений[2]. Интерес к дауншифтингу стал расти с начала этого века, когда специалисты по подбору персонала столкнулись с проблемой ухода добившихся определённых успехов в карьере сотрудников. Необходимо отметить, что такие крупные международные компании, как Procter & Gamble, Mars, Big 4, British American Tobacco, Marriot International являются основными «производителями» дауншифтеров[9].

Дауншифтинг — это протест, который ставит своей целью не разрушение прежней формы общества, а поиск и возможность реализации каждым человеком индивидуальной траектории жизни и обретении чувства соответствия жизни своим о ней представлениям. Философско-мировоззренческим обоснованием этого стремления является идея «жизни ради себя» или «жизни со своей семьёй» и «отказа от чужих целей». В качестве преимуществ дауншифтинга указывают: обретение свободного времени и душевного благополучия, а также переживание чувства авторства собственной жизни[3][4][5]. Выбор в данной дилемме осуществляется в ситуации реального понижения социального статуса и дохода, но человек получает возможность следовать собственным жизненным путём и стремиться к тому, что для него ценно[3].

Дауншифтинг как социальное движение

Британским гуру дауншифтеров является Ричард Кэннон, совершивший своё «снижение скорости» в 2000 году, которое он спланировал заранее. Он был успешным топ-менеджером компании British Rail, но в возрасте 50 лет у него начались проблемы со здоровьем, дочь попала в автокатастрофу и, пережив сильный кризис, к нему пришло осознание того, что работа не приносит счастья, а семья, которую он так любит, недополучает от него внимание и заботу. Кэннон Р. разбил в саду огород, завёл цыплят, взял отпуск, а потом ушёл с работы для того, чтобы не работать пять дней в неделю, а жить временными заработками, писать статьи для своего сайта и проводить время со своей семьёй. Вместе с этим Кэннон Р. признаётся, что у него нет тех заработков, что были раньше, и его «новая» жизнь не такая лёгкая, какой она ему представлялась, но он счастлив со своей семьёй и это, как он считает, и есть самое главное в дауншифтинге[4].

Французским лидером дауншифтинга может считаться Трейси Смит, которая оставила успешную карьеру и вместе с мужем и детьми отправилась в простую деревеньку на юго-западе Франции. Преодолев первые трудности в непривычных и некомфортных условиях непростой жизни при меньшем материальном достатке Трейси Смит обобщила собственный опыт и написала манифест дауншифтинга. Данная пошаговая система представляет собой не просто план обретения жизненного равновесия и гармонии, а стратегию «зелёного» дауншифтинга. Под «зелёным» дауншифтингом понимается как стремление к простой жизни в сельской местности, так и тенденция к отказу от ценностей общества потребления, к снижению количества повседневных стрессов, к обретению независимого графика жизни и к потреблению экологически чистых продуктов. В 2005 году во Франции прошла первая национальная неделя дауншифтинга, учредителем которой была Трейси Смит, ставшая мировым авторитетом в этой области[4].

Интерес к дауншифтингу в развитых странах имел настолько высокий спрос, что в 2004 году дауншифтинг стал трендом года в Австралии. Социологические исследования, проведённые в Австралии, объясняли это широкой распространённостью такого социально-психологического феномена как «синдром отсроченного счастья», для которого характерно стремление упорно работать, невзирая на проблемы со здоровьем или семьёй, терпеть сегодняшние неудобства или страдания ради блаженства в будущем[2]. Психолог Владимир Николаевич Дружинин называл такой вариант жизни «жизнь как предисловие», который характеризуется отношением к жизни сегодняшней, как к ненастоящей, как к подготовительному этапу перед жизнью истинной[10]. В целом, социологами были выявлены основные мотивы, побуждающие австралийцев к дауншифтингу[2]:

  1. Желание вести более сбалансированную жизнь, уменьшить количество стрессогенных факторов;
  2. Стремление преодолеть противоречие между личностными ценностями, верованиями и ценностями, проповедуемыми в организации;
  3. Поиск удовлетворяющей человека жизни;
  4. Забота о своем здоровье.

В России понятие дауншифтинга появилось в 2004 году в разделе курьёзов, где описывали аномальное поведение миллионеров, которые добровольно отказывались от материальных благ. Вероятно, одним из самых популярных русских дауншифтеров можно считать Германа Львовича Стерлигова, который был основателем и владельцем первых российских торговых бирж. Впоследствии он продал свой дом на Рублёвке, отошёл от дел и уехал в глухую деревню в Архангельской области. В этой деревне Герман Стерлигов ведёт натуральное, примитивно-рекреационное хозяйство, куда организуются туристические поездки с проживанием в гостинице, где проповедник русскости и псевдотрадиционализма проводит не только экскурсии по усадьбе, но и различные семинары и тренинги[11]. В 2007 году слово дауншифтинг стало в России «героем года», хотя всего за год до этого данный термин стал открытием года для широкой публики[4][12].

Дауншифтинг в искусстве и истории

На данный момент искусство и кинематограф уже осветили дауншифтинг как социальное явление. Идеи дауншифтинга можно повстречать на страницах книг «Ежевичное вино» Джоанн Харрисон, «Гоа-синдром» Александра Сухочёва, «Поколение Х» Дугласа Коупленда, «Москва-bad. Записки столичного дауншифтера» Алексея Шепелёва или при просмотре фильмов «Духless 2», «Путешествие Гектора в поисках счастья», «В диких условиях». Публикуются практичекие руководства или дауншифт-пособия о том, как управлять темпом своей жизни и стать не героем второго плана, а автором собственной жизни: «Жить не спеша» и «Всё самое лучшее просто» Брук Макэлри, «Дауншифтинг, или как работать в удовольствие, не зависеть от пробок и заниматься тем, чем хочется» Софьи Макеевой[13][14].

Диоген (Жан-Леон Жером)

Идеи дауншифтинга сегодня связываются с именами античных философов и исторических деятелей. К предтечам дауншифтинга причисляют Диогена Синопского, известного экстраординарностью своего образа жизни — он жил в амфоре. Диоген в молодости получил пророчество дельфийской пифии, которая предсказала ему, что он «переоценит ценности». Следуя предсказанию он стал фальшивомонетчиком, но после изгнания из родного города он поселился в Афинах. В Афинах Диоген продолжил заниматься перечеканкой общественных ценностей: он отрёкся от излишеств и исполнения общественных требований ради свободы и пропагандировал идеи космополитизма[15].

В ряду предтеч дауншфтинга стоит также известный атеист и философ Эпикур, пропагандировавший идею «неприметной жизни». Суть этой жизненной концепции сводится к тому, чтобы довольствоваться малым и удовлетворять только естественные и необходимые потребности[16]:

Простые кушанья доставляют такое же удовольствие, как и дорогая пища, когда всё страдание от недостатка устранено. Хлеб и вода доставляют величайшее удовольствие, когда человек подносит их к устам, чувствуя потребность.

К дауншифтерам относят императора Диоклетиана, отказавшегося от правления Римской империей ради того, чтобы выращивать цветы и овощи в своём поместье в Салоне[17][18]. Нельзя не отнести к дауншифтерам и принца Сиддхартху Гаутаму из рода Шакьев, который оставил свой дом, семью и имущество, чтобы обрести свободу[18][19].

В средневековой Европе стремление жить в простоте осуществил Франциск Ассизский. Франциск, родившийся и живший в зажиточной семье торговца, вёл в молодости разгульный образ жизни. Но однажды во время богослужения он решил избрать путь добровольной бедности и следовать проповеди евангельского учения. Впоследствии Франциск, живший скромной и простой жизнью, создал монашеский орден, прославившийся принятием обета бедности и миссионерством[20]. Дауншифтером допустимо считать и Поля Гогена, который стал художником только в середине жизни. В молодости он последовал рекомендации своей матери, которая советовала ему «сделать карьеру». Поль Гоген стал банковским служащим, женился и стал отцом четырёх детей, но в 1885 году он бросил службу и ушёл от семьи, чтобы полностью посвятить себя живописи[21].

В России первым дауншифтером называют Льва Николаевича Толстого, который отказался от прелестей светской жизни ради спасения души и призывал в своих художественных произведениях к этому других людей[22]. Его призывы были настолько громогласны, что даже появилось религиозно-этическое течение — толстовство. Приверженцы этого учения создавали колонии — «культурные скиты», в которых люди стремились жить по правде божьей: не противиться злу насилием, жить просто, быть источником любви и стремиться к нравственному самосовершенствованию. Стоит отметить, что сам Лев Толстой выступал против использования его учения в качестве новой доктрины и издал в 1906 году брошюру «Против толстовства»[23].

Варианты дауншифтинга

Один из участников климатического марша в Париже, проходившего 8 декабря 2018 года. Надпись на плакате — один из лозунгов «добровольной простоты»: «Работать меньше, чтобы меньше зарабатывать»!

Сегодня к дауншифтерами причисляют не только людей, которые отказываются от успешной, но полной непосильных тягот и лишений работы в пользу более размеренного, спокойного вида деятельности, позволяющего реализовывать собственные мечты. Так, израильский социолог Амитай Этциони выделяет три типа дауншифтеров[3]:

  • собственно дауншифтеров, представителей различных слоёв общества, изменивших темп работы с целью получить больше свободного времени при снижении доходов;
  • сторонников радикального упрощения образа жизни — высокооплачиваемых топ-менеджеров, разочаровавшихся в ценностях общества потребления и бросивших свою работу;
  • участников движения «простой жизни», избравших этот путь по идейным соображениям, например, экологические идеи или духовный поиск.

В целом дауншифтинг может быть классифицирован на умеренный или лёгкий дауншифтинг, последний из которых не требует тотального разрыва с привычным укладом жизни и окружающими людьми. Глубокий дауншифтинг предполагает радикальные изменения рода деятельности, стиля жизни и места жительства. Поэтому возможно представить четыре варианта приобщения к идеям дауншифтинга[4]:

  • смена места жительства, например, переезд на Гоа или Бали;
  • смещение баланса времени «работа — семья» в сторону обретения большей свободы в принятии решений, например, создание собственного бизнеса или работа в качестве самозанятого;
  • смена вида деятельности, например, уход с нелюбимой работы в бухгалтерии, чтобы начать работу инструктором по прыжкам с парашютом;
  • планирование «побега» от «несвободной» жизни, что проявляется в стремлении приобщения к группе дауншифтеров.

Дауншифтинг и скаппи

Развитие дауншифтинга и взаимотрансформация общества и данного социального движения способствовала зарождению и развитию нового социального движения — скаппи. Термин «скаппи» ввёл руководитель финансовой группы Sovereign Чарльз Фейлла, объединив слова «хиппи» и «яппи». Термином «скаппи» (аббревиатура англ. socially conscious upwardlymobile person — социально-сознательный «двигающийся вверх» человек) обозначают успешных, не покидающих карьерный путь людей, которые, не отказываясь от идей успешной жизни, проявляют социальную ответственность, являются носителями и пропагандистами идей экоориентированного развития общества и разумного потребления. Скаппи стремятся одеваться в натуральную одежду и пользоваться экологичными вещами, потому что придерживаются двух принципов[24]:

  • пользоваться вещами, при производстве и утилизации которых не загрязняется окружающая среда,
  • отчислять часть от заработанных средств в фонды, занимающиеся защитой живой природы.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Ильин В. И. Дауншифтинг. БРЭ. Дата обращения: 24 мая 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Ермакова С. Н. Дауншифтинг: социально-психологический феномен // Мониторинг общественного мнения. — 2012. — № 6 (112). — С. 97–107.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Корниенко О. Ю. Историко-социологический анализ феномена дауншифтинга как нового движения в карьере успешного человека // Вестник КемГУ. Политические науки и социология. — 2014. — Т. 1, № 1(57). — С. 92—95.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Мерзлякова В. Н. Альтернативные модели успешности в современной культуре: дауншифтинг // Вестник общественно мнения. — 2008. — № 4(96). — С. 33—42.
  5. 5,0 5,1 Солодников В. В. Профессиональная карьера 40-летних россиян: выбор профессии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2011. — № 1(101). — С. 129—145.
  6. Москвин А. С., Полуян Н. Н., Кушова И. И. Виртуальный дауншифтинг в учебной деятельности современных студентов (на примере Вятского государственного университета) // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016. — № 10—7. — С. 36—38.
  7. 7,0 7,1 7,2 Смакотина Н. Л., Семко С. В. Протестные процессы общества потребления в фокусе социокультурного анализа // Ценности и смыслы. — 2012. — № 5(21). — С. 106—119.
  8. Яцевич О. Е. Дауншифтинг: от истории к современности // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 9. — С. 184—186.
  9. Гнедаш Е. В. Дауншифтинг - феномен социального бытия // Государство, общество, Церковь в истории России ХХ века : Материалы XIII Международной научной конференции: в 2-х частях, ФГБОУ "Ивановский государственный университет", 12–13 марта 2014 года. — 2014. — С. 20—24.
  10. Дружинин В. Н. Варианты жизни // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2005. — Т. 2, № 3. — С. 108—124.
  11. Товбин К. М. Проект «Герман Стерлигов» как пример псевдотрадиционализма // Аналитика культурологии. — 2015. — № 1(31). — С. 194—215.
  12. Кронгауз М. А. Слово – герой года // Большой город. — 2007. — № 25.
  13. Дауншифтинг. LiveLib. Дата обращения: 18 июня 2023.
  14. Список лучших фильмов: Дауншифтинг. KinoInteres.ru. Дата обращения: 18 июня 2023.
  15. Лебедев А. В. Диоген Синопский. БРЭ. Дата обращения: 17 июня 2023.
  16. Эпикур. Эпикур привествует Менекея. СимпоZий Συμπόσιον. Дата обращения: 17 июня 2023.
  17. Маяк И. Л. Диоклетиан. БРЭ. Дата обращения: 17 июня 2023.
  18. 18,0 18,1 Чемулова А. В. Дауншифтинг как феномен современного общества // Электронный сетевой политематический журнал "Научные труды КубГТУ". — 2019. — № 4. — С. 93—102.
  19. Гожева Н. А. Будда Шакьямуни. БРЭ. Дата обращения: 17 июня 2023.
  20. Стецюра Т. Д., Пожидаева А. В. Франциск Ассизский. БРЭ. Дата обращения: 17 июня 2023.
  21. Стародубова В. В. Гоген. БРЭ. Дата обращения: 17 июня 2023.
  22. Ранчин А. М. Толстой. БРЭ. Дата обращения: 17 июня 2023.
  23. Религии народов современной России: словарь / Ред. кол.: Мчедлов М. П. (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др.. — М.: Республика, 2002. — С. 516. — 624 с. — ISBN 5-250-01818-1.
  24. Сластикова О. Скаппи: жить не в ущерб природе // Отходы и окружающая среда. — 2012. — № 6. — С. 43—45.

Ссылки