Успенский, Глеб Иванович
Глеб Иванович Успенский | |
---|---|
Портрет работы Н. Ярошенко (1884) | |
Псевдонимы | Г. Брызгин |
Дата рождения | 13 (25) октября 1843 |
Место рождения | Тула, Российская империя |
Дата смерти | 24 марта (6 апреля) 1902 (58 лет) |
Место смерти |
Санкт-Петербург, Российская империя |
Род деятельности | писатель |
Направление | реализм |
Жанр | очерк, рассказ, повесть |
Язык произведений | русский |
Автограф |
Глеб Ива́нович Успе́нский (13 (25) октября 1843, Тула, Российская империя — 24 марта (5 апреля) 1902, Санкт-Петербург) — русский писатель, прозаик и публицист XIX века. Его творчество и жизнь отразили важные социальные и культурные изменения, происходившие в России в этот период. Успенский был не только писателем, но и активным общественным деятелем. Он начал свою карьеру как публицист, часто затрагивая острые социальные вопросы и критикуя существующий порядок вещей. Его проза, насыщенная глубокими размышлениями о судьбе человека и общества, способствовала формированию новых идей и взглядов на социальные проблемы, которые были актуальны для России того времени. Его жизнь была полна трудностей и личных трагедий, что также нашли отражение в его творчестве. Успенский не просто описывал реальность, но и боролся за средства её изменения, что и сделало его «героем времени»[1].
Биография
Детство и юность
Глеб Иванович Успенский появился на свет 25 октября 1843 года в семье чиновника, занимавшего должность секретаря палаты государственных имуществ. Его отец, происходивший из крестьянской среды и сын сельского дьячка, привнёс в дом атмосферу трудолюбия и ответственности. С раннего детства Глеб рос в окружении любви и заботы. Важную роль в его воспитании сыграла бабушка, которая с увлечением рассказывала ему сказки и истории. Дед Глеба, обладавший глубокими знаниями о жизни крестьян, был человеком, к мнению которого прислушивался сам Лев Толстой. Родственники по материнской линии также были приверженцами искусства и литературы. В доме Успенских была небольшая, но ценная библиотека, в которой находились произведения классиков русской литературы. Именно здесь, среди книг, Глеб впервые познакомился с творчеством Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. Успенский проявлял выдающиеся актёрские способности, декламируя поэтические произведения перед родными. Его добрый и кроткий характер делал его любимцем в кругу близких. С 1853 года Глеб начал обучение в Тульской гимназии, где его таланты и способности стали проявляться с ещё большей силой. Он добивался впечатляющих успехов в учёбе, проявляя интерес не только к литературе, но и к другим предметам. В гимназии он продолжал развивать свои актёрские навыки, участвуя в школьных спектаклях и литературных вечерах. Это время стало для него не только периодом учёбы, но и важным этапом формирования его личности, его взглядов на жизнь и искусства. Переезд семьи в Чернигов стал значительным поворотным моментом в жизни Глеба Ивановича Успенского. Стресс от смены обстановки, а также проблемы со здоровьем сказались на его учебных успехах и общем состоянии. Окончив гимназию, Успенский поступил в Петербургский университет. Через год — перевод в Московский университет и последующее отчисление из-за финансовых трудностей. Это время научило его ответственности и вынудило искать пути к самодостаточности, что и привело к работе в типографии «Московских ведомостей». Утрата отца в 1864 году стала для него тяжелейшим ударом. Неожиданная смерть родителя поставила его перед необходимостью заботиться о своих младших братьях и сёстрах, что сделало его жизнь ещё более сложной и напряжённой. Опыт голода и скитаний, впоследствии ставший частью его биографии, жёстко закалил Успенского и сформировал его взгляды на общественную жизнь и человеческие страдания. Столкнувшись с такими трудностями, он не только становился более чувствительным и отзывчивым к социальным вопросам, но и начал активно участвовать в литературной и общественной борьбе за справедливость[2].
Образование
Глеб Иванович Успенский учился в Тульской и Черниговской гимназиях. В 1861 году он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Однако из-за материальных трудностей был отчислен. В 1862 году он попытался продолжить учёбу в Московском университете, но через год также был отчислен за неуплату[2].
Начало литературной деятельности
Литературная деятельность Успенского началась в сложных условиях, когда он искал своё место в мире литературы и пытался утвердиться как автор. Его первые шаги в литературе связаны с журналом «Ясная Поляна», основанным Л. Н. Толстым, где он использовал псевдоним Г. Брызгин. Это позволило ему начать публиковаться и набирать опыт. Работа в московском журнале «Зритель» и других малых журналах стала важным этапом, где он мог экспериментировать с жанрами и стилями[3]. Переезд в Петербург в 1863 году открыл новые двери: публикации в толстых журналах, таких как «Библиотека для чтения» и «Русское слово», свидетельствовали о том, что его талант начинает быть замеченным читателями и критиками. Сотрудничество с Некрасовым и работа в «Современнике» стали значимыми вехами в карьере Успенского[4]. После закрытия «Современника» в 1866 году писатель Успенский столкнулся с тяжёлыми временами, оказавшись без работы и средств к существованию. Два года стали для него периодом глубоких испытаний и финансовых трудностей. В условиях неопределённости и нужды ему пришлось пережить атмосферу «растеряевщины», которая нашла отражение в его очерках и рассказах. К этому времени его произведения стали более мрачными и пронизанными темами страдания и социального неравенства. Глеб Успенский в своём творчестве проявляет уникальную проницательность, анализируя социальные и нравственные аспекты жизни пореформенного общества. Его сотрудничество с Некрасовым и работа в «Отечественных записках» в 1868 году предоставили ему платформу для реализации своих идей и взглядов. Успенский не просто фиксирует происходящее, но и пытается понять глубинные причины социального недовольства и противоречия человеческой души. Его литературный стиль отличается строгим реализмом, который не боится отображать суровую действительность — простое и порой жестокое отражение жизни становится неотъемлемой частью его произведений. Это позволяет ему не просто обличать уродства общества, но и вызывать у читателя глубокие размышления о судьбах людей и общества в целом. Особое внимание он уделяет внутреннему миру героев, их чувствам и переживаниям. Успенский становится не просто свидетелем своего времени, но и глубоким аналитиком, готовым ставить перед собой и читателем сложные вопросы о человеческой природе, морали и социальной справедливости[2].
Смерть
Начиная с 1889 года, Успенский столкнулся с серьёзными проблемами со здоровьем, когда у него началось нервное расстройство, перешедшее в прогрессивный паралич. В 1892 году он был помещён в больницу для душевнобольных в Новгороде, где провёл почти десять лет. Успенский скончался 24 марта 1902 года от паралича сердца, и его похоронили на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге[5].
Личная жизнь
Глеб Иванович Успенский женился в 1870 году на Александре Васильевне Бараевой, учительнице. Их брак был довольно счастливым, несмотря на трудности с материальным положением. У супругов родилось пятеро детей[2].
Творчество
Рассказы и очерки Успенского первой половины 60-х годов охватывают широкий спектр тем и сюжетов, отражая жизнь различных слоёв общества и их повседневную реальность. Его произведения пронизаны тонким юмором и острым социальным комментарием, что позволяет читателю глубже понять жизнь и быт как чиновников, так и простых людей. Тематика чиновничества в его работах, таких как «Гость» и «Эскизы чиновничьего быта», показывает бюрократическую рутину и комические, порой абсурдные ситуации, с которыми сталкиваются герои. Произведения, посвящённые жизни мелкого трудового и мещанского люда, такие как «Старьевщик» и «Дворник», рисуют яркие образы обыденности и трудностей, с которыми борются простые люди. Успенский умело передаёт настроение и атмосферу городской провинции, что делает его очерки особенно живыми и выразительными. Появление деревенских тем, таких как «В деревне» и «Сельских сценах» поднимают темы крестьянского быта, традиций и проблем, с которыми сталкиваются сельские жители. Очерк «Нравы Растеряевой улицы» в 1866 году стал первым крупным произведением в творчестве Успенского, демонстрируя его талант как наблюдателя и реалиста. Писатель сумел передать многообразие жизни города Тулы, фокусируясь как на бедности и трудностях простых людей, так и на пороках и заблуждениях более обеспеченных слоёв общества. Через образы мещан, чиновников и купцов он мастерски иллюстрирует контрасты, существующие в обществе, и вскрывает социальные проблемы своего времени[6].
С 1868 года Глеб Иванович Успенский начал сотрудничество с журналом «Отечественные записки», где публиковал значительное количество своих произведений. В этот период он стал одним из видных авторов-демократов, активно отражая в своих текстах социальные и политические вопросы своего времени. Его работы отличались вниманием к проблемам общества, критическим взглядом на существующий порядок и стремлением к изменениям, что сделало его важной фигурой в литературной жизни России конца XIX века. В это время он выезжал за границу, где сблизился с представителями революционного движения «Народная воля» и находился под негласным надзором полиции. После возвращения в Россию работал в управлении Сызрано-Вяземской железной дороги. В качестве корреспондента он также посетил Сербию во время войны с Турцией. Впечатления от своих поездок и наблюдений за окружающей действительностью Успенский ярко запечатлел в своих произведениях, включая цикл очерков и рассказов «Новые времена, новые заботы».
Успенский стремился глубже понять жизнь русского крестьянства и жил в деревнях Сябреницы Новгородской губернии и Сколково Самарской губернии. Его произведения стали отражением правдивого изображения деревенской жизни, в которых он описывал разложение крестьянской общины и рост кулачества. Циклы «Власть земли», «Из деревенского дневника» и «Кой-про что» ярко иллюстрируют эти темы.
В 1879 году Успенский переехал в Петербург, где продолжил активно работать, создавая циклы, посвящённые духовным исканиям русской интеллигенции, такие как «Без определённых занятий» и «Волей-неволей», а также рассказ об искусстве «Выпрямила». Он также совершал поездки в Сибирь и на Кавказ, что обогатило его литературный опыт. Последние произведения, такие как «Живые цифры» и «Поездки к переселенцам», были сосредоточены на жизни народа и отражали его глубокую привязанность к социальным вопросам и судьбе простых людей[7].
Весной 1884 года журнал «Отечественные записки» был закрыт, и Глеб Иванович начал публиковать свои очерки в других изданиях, таких как «Русская мысль», «Северный вестник» и газета «Русские ведомости». В конце мая — начале июня 1889 года он совершил поездку в Оренбургскую и Уфимскую губернии. Результатом этой поездки стали его очерки «От Оренбурга до Уфы», которые были опубликованы в том же году в газете «Русские ведомости». Эти работы стали важной частью его литературного наследия и отражали его наблюдения и впечатления от путешествий по России[6].
Произведения
- «Михалыч» (очерк, 1862)
- «Старьевщик» (рассказ, 1863)
- «Нравы Растеряевой улицы» (цикл очерков, 1866)
- «Пятница. Народный рассказ» (рассказ, 1867)
- «Будка» (рассказ, 1868)
- «Разоренье» (трилогия повестей)
- «Наблюдения Михаила Ивановича» (повесть, 1869)
- «Тише воды, ниже травы» (повесть, 1870)
- «Наблюдения одного лентяя» (повесть, 1871)
- «Новые времена, новые заботы» (цикл очерков и рассказов, 1871)
- «Власть земли» (цикл очерков, 1882)
- «Выпрямила» (рассказ, 1885)
- «Буржуй» (рассказ, 1885)
- «От Оренбурга до Уфы» (очерк, 1889)[6][7]
Экранизации произведений
В 1959 году была поставлена комедия М. Нарокова «Растеряева улица», основанная на очерках Г. Успенского, таких как «Нравы Растеряевой улицы», «Разорение», «Тише воды — ниже травы», «Наблюдения лентяя» и нескольких других заметках. Режиссёром и сценаристом выступил Виктор Рыжков, оператором стал Марк Волынец, а художником — Виктор Челышев. В главных ролях комедии выступает Абрам Незнамов. Также в спектакле заняты другие актёры, такие как Степан Каюков, Софья Фадеева, Николай Рыжов и многие другие.[8]
Память
Глеб Иванович Успенский оставил значительное наследие, и в его честь были установлены памятники и мемориальные доски. После его смерти на могиле был установлен памятник, созданный скульптором Леонидом Владимировичем Шервудом.
Кроме того, в честь Г. И. Успенского названы улицы в нескольких городах России, включая Санкт-Петербург, Севастополь, Иркутск, Нижний Новгород, Пермь, Тулу, Бугульму, Нижний Тагил, Мурманск и Рыбинск. В феврале 1924 года улица Волковая в Туле была переименована в улицу Глеба Успенского.
В 1952 году Тулоблисполком утвердил перечень памятников, связанных с жизнью Глеба Ивановича Успенского, на которых были установлены мемориальные доски. Эти памятники находятся по следующим адресам:
1. Дом деда Г. И. Успенского на улице Жуковского, 37 (г. Тула);
2. Дом родителей Г. И. Успенского на улице Тургеневской, 57 (г. Тула);
3. Дом, в котором жили сестра и мать Г. И. Успенского на улице Верхней, 43/18 (посёлок Крапивна, Тульской области).
К 150-летию со дня рождения Глеба Успенского в Туле было принято важное решение: постановлением главы администрации города Тулы от 17 июня 1993 года № 424 площадь на пересечении улиц Советской, Менделеевской и Чапаевского проезда была названа в его честь. В этом же году был установлен закладной камень.
28 октября 2015 года состоялось торжественное открытие памятника Глебу Успенскому. Автором памятника является Зураб Церетели, Народный художник СССР, Президент Российской академии художеств и Герой Социалистического труда. Этот памятник стал ещё одним символом признания вклада Успенского в русскую культуру и литературу, а также важной частью культурного наследия города Тулы[9].
Литература
Примечания
- ↑ Успенский Глеб Иванович . Информационное агентство «Рустим» (23 сентября 2020). Дата обращения: 9 ноября 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Глеб Успенский - писатель рубежа эпох . МБУ« ГБИЦ» Владимирская область (25 октября 2021). Дата обращения: 10 ноября 2024.
- ↑ Успенский Глеб Иванович . Тульская библиотечная система. Дата обращения: 10 ноября 2024.
- ↑ Успенский Глеб Иванович . Литературная карта Нижегородской области. Дата обращения: 10 ноября 2024.
- ↑ Слово о Глебе Успенском - писателе и человеке . Климовская детская библиотека (25 октября 2023). Дата обращения: 10 ноября 2024.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Глеб Иванович Успенский . Санкт-Петербургский государственный университет. Научная библиотека им. М. Горького. Дата обращения: 10 ноября 2024.
- ↑ 7,0 7,1 К 180-летию со дня рождения Глеба Успенского . Ростовская областная специальная библиотека для слепых. Дата обращения: 10 ноября 2024.
- ↑ Растеряева улица (1959) . Кино-Театр.Ру. Дата обращения: 10 ноября 2024.
- ↑ Увековечение памяти Г. И. Успенского . Государственный архив Тульской области. Дата обращения: 14 ноября 2024.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
- Страницы, использующие повторяющиеся аргументы в вызовах шаблонов
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 25 октября
- Родившиеся в 1843 году
- Умершие 6 апреля
- Умершие в 1902 году
- Умершие в Санкт-Петербурге
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Выпускники Черниговской гимназии
- Журналисты «Русского богатства»
- Умершие от сердечной недостаточности
- Русские писатели XIX века
- Персоналии:Калуга
- Члены Общества любителей российской словесности
- Крестьяноведы
- Похороненные на Литераторских мостках