Сарматская культура

Материал из «Знание.Вики»
Сарматская культура
Ранний железный век
Локализация степная полоса Евразии от Уральских гор до Дуная
Датировка VII в. до н.э. — IV в. н.э.
Тип хозяйства Кочевничество
Исследователи Б. Н. Граков, К. Ф. Смирнов, М. И. Ростовцев, П. С. Рыков, П. Д. Рау
Преемственность
Савроматская культура, Скифская кульутра Гунны

Сарма́тская культу́ра — археологической культура железного века, занимавшая обширную территорию от Западного Казахстана и Южного Приуралья до Северо-Западного Причерноморья и существовавшая с IV в до н. э. по IV в. н. э. Сарматские племена были ираноязычными[1].

История открытия

Первые памятники были обнаружены в XVIII веке. Во второй половине XIX века появляются случайные находки, изредка проводятся археологические раскопки. В начале XX века сарматские рядовые курганные захоронения были выделены В. А. Городцовым. До революции значительная роль в изучении сарматов принадлежит Н. И. Веселовскому и М. И. Ростовцеву. В советское время основными исследователями были Б. Н. Граков, В. И. Костенко, М. Г. Мошкова, П. Д. Рау и другие[1]. Основным источником информации о сарматской культуре являются многочисленные погребения. Стационарные поселения культуры не обнаружены, однако на Кубани известны вероятные меото-сарматские городища[2].

Локализация и хронология

Сарматская культура была распространена в VII в. до н. э. — IV в. н. э. в степной полосе Восточной Европы, Средней Азии и Приуралья. В ней традиционно выделяют четыре периода развития: савроматский (VII—IV вв. до н. э.), раннесарматский (IV—I вв. до н. э.), среднесарматский (I—II вв. н. э.), позднесарматский (II—IV вв.). Культура савроматов сформировалась к середине VII в. до н. э. на территории Южного Урала, в V в. до н. э. носители этой культуры расселились в междуречье Волги и Дона. Приблизительно в IV—III вв. до н. э. сарматские племена распространяются на территорию Подонья, Северного Кавказа и Приазовья. Во II в. до н. э. — II в. н. э. сарматы продвигаются далеко на запад, дойдя до Нижнего и Среднего Дуная. В этот период ими активно осваиваются степи Северного Причерноморья[3].

Карта распространения сарматской культуры

Савроматская культура

Археологическая куль­ту­ра существовала в VII—IV вв. до н. э. в сте­пях от До­на до Южного При­ура­лья, реки Эм­ба и Северо-Западного При­кас­пия. Вы­де­ле­на в конце 1920-х годов П. Д. Рау и Б. Н. Гра­ко­вым. Она вхо­дит в «ски­фо-си­бир­ский мир». От­ме­ча­ет­ся свое­об­ра­зие па­мят­ни­ков Северо-Западного При­кас­пия. Погребения представлены курганными могильниками. покойников хоронили в об­шир­ных ямах с де­ревянными пе­ре­кры­тия­ми[4].

Раннесарматская культура

Ран­не­сар­мат­ская куль­ту­ра (про­хо­ров­ская куль­ту­ра) сло­жи­лась в юж­но­ураль­ских сте­пях в IV веке до н. э. на ос­но­ве куль­ту­ры при­шель­цев с вос­то­ка и ме­стно­го суб­стра­та. За­тем рас­про­стра­ни­лась в Ниж­нем По­вол­жье и По­до­нье. Погребения представлены курганными могильниками. Тру­по­по­ло­же­ния вы­тя­ну­ты на спи­не, в основном, го­ло­вой на юг, в ямах с под­бо­ем, с за­пле­чи­ка­ми, уд­ли­нён­ных ямах, ка­та­ком­бах[5][6].

Среднесарматская культура

Археологическая культура была расположена от Южного При­ура­лья до Северного Кав­ка­за и Северного При­чер­но­морья. Свя­за­на с ми­гра­ци­он­ным им­пуль­сом с вос­то­ка и по­яв­ле­ни­ем в Ев­ро­пе ала­нов. Кур­га­ны в основном ин­ди­ви­ду­аль­ные. Тру­по­по­ло­же­ния вы­тя­ну­ты на спи­не го­ло­вой, главным образом, в южном сек­то­ре. Со­хра­ня­ет­ся на­пут­ст­вен­ная пи­ща в ви­де час­ти но­ги ба­ра­на с ло­пат­кой. Воз­ро­ж­да­ет­ся ряд тра­ди­ций сав­ро­мат­ской ар­хео­ло­ги­че­ской куль­ту­ры: диа­го­наль­ные по­гре­бе­ния в ши­ро­ких ямах, в том числе, квад­рат­ных в пла­не; на­ли­чие 2 кот­лов (час­то один из них с зоо­морф­ны­ми руч­ка­ми), це­лых зер­кал. Так же в погребениях располагались украшения и оружие[6].

Позднесарматская культура

Археологическая культура располагалась от Южного При­ура­лья до Ниж­не­го По­ду­на­вья (II—IV вв.). Тру­по­по­ло­же­ния вы­тя­ну­ты на спи­не го­ло­вой в северном сек­то­ре, в уз­ких (ре­же ши­ро­ких) пря­мо­уголь­ных ямах, под­бо­ях; в основном ин­ди­ви­ду­аль­ные кур­га­ны. В курганах помимо оружия и украшений находят керамические сосуды-курильницы[6][7].

Материальная культура

Керамика

Как правило, сарматы не использовали гончарный круг в производстве керамики. Лепные сосуды были плоскодонными или круглодонными. Наиболее распространённые формы — шаровидные сосуды, позднее — миски и кувшины. Часто встречаются привозные гончарные сосуды. Для местной керамики могут быть характерны зооморфные ручки (в виде барана, лошади или кабана).

Керамика раннесарматской культуры представлена курильницами в виде плошек, кубками на поддоне, горшками, круглодонными сосудами, изготовленными из глины с примесью талька, орнаментированной зигзагами, треугольниками, насечками, гирляндами. Для среднесарматской культуры характерны лепные плоскодонные горшки с низким горлом, раздутым туловом, преимущественно неорнаментированные. Позднесарматская керамика представлена плоскодонными, реже круглодонными неорнаментированными горшками из глины с примесью песка, лепными плоскодонными кувшинами с ручкой, курильницами[1][8].

Учёными было установлено, что помещённые в могилы керамические сосуды использовались в быту, и имеют соответствующие признаки:

1) наличие нагара на внутренних и внешних стенках сосудов;

2) жировые пятна и следы подтёков от убежавшей жидкой пищи;

3) следы ремонта;

4) старые сколы керамики (отбитые ручки, края сосудов и т. д.);

5) следы потёртости и бытовая полировка;

6) цветовые изменения поверхностей сосуда и слоёв излома черепка.

Курильница. Сарматская культура

Также существовала посуда, сделанная специально для обряда погребения, не имевшая признаков бытового использования[9].

Хозяйственная деятельность

Орудия труда, используемые сарматами, стандартны для всей территории их расселения. Наиболее частой находкой в погребениях как мужчин, так и женщин, а также детей являются небольшие (длиной 8—12 см) железные ножи с прямой или горбатой спинкой и коротким черешком. Деревянные рукояти ножей сохраняются редко. Так же, как мечи и кинжалы, ножи носили в деревянных ножнах, подвешивая их к поясу. В могильниках встречаются орудия для деревообработки[10].

Для проделывания отверстий в кожаных и, возможно, мелких деревянных изделиях сарматы использовали железные шилья с деревянными рукоятями и костяные проколки (иголки). Последние являются принадлежностью обычно женских погребений, впрочем, как и глиняные или каменные пряслица, надевавшиеся на конец веретена для утяжеления, чтобы помогать его вращению. Формы пряслиц разнообразны. Чрезвычайно редко попадаются в захоронениях сарматов такие орудия труда, как железные кирки, мотыжки, долота, тёсла, серповидные жатвенные ножи. Топоры, как правило, происходят из богатых погребений.

Украшения и одежда

Украшения сарматского времени представлены бронзовыми браслетами, подвесками, кольцами. Кроме украшений, в женских погребениях широко распространены туалетные принадлежности. Особенно часто в сарматских погребениях встречаются бронзовые зеркала[11]. Одежда сарматов была близка скифской. Известно множество бронзовых зеркал. Сначала они были большие плоские с плоскими ручками, затем с валиком по краю и штырём, на который насаживалась рукоять из дерева или кости. Позже зеркала становятся миниатюрными (d = 3—5 см) с боковой прямоугольной короткой ручкой с отверстием, с коническим выступом и широким бортиком по краю[12].

Вооружение и конское снаряжение

В начальный период сарматское вооружение было сходно со скифским и савроматским, а затем модифицируется с точки зрения эффективности в конном бою. В защитном вооружении продолжали использовать железные чешуйчатые панцири скифского образца. Наступательное оружие становится более массивным. Наконечники копий становятся железными и увеличиваются в размерах, удлиняется древко копья, достигая трёх и более метров. Постепенно бронзовые наконечники стрел с втулкой сменились железными черешковыми наконечниками. Кинжалы и мечи тоже делали из железа. Для их изготовления использовали сварку внахлёст и чаще практиковали цементацию. Первоначально рукояти мечей и кинжалов были узкими, с серповидным или ломаным навершием и прямым перекрестьем. Чтобы всадникам было удобнее, мечи удлиняли, а прямое перекрестье превращалось в узкий брусок. Затем появились мечи с кольцевидным навершием, а потом — мечи с рукоятью-штырём без металлических навершия и перекрестья. Среди находок стоит отметить кинжал из кургана Дачи. Обкладку ножен и рукоять кинжала сделали из золота и украсили сценой терзания верблюда хищной птицей — грифом. Рельефное изображение дополнили вставками цветных драгоценных и полудрагоценных камней (полихромный стиль). Иногда для украшения использовали стеклянные вставки. В конском снаряжении сначала использовали железные удила скифского типа и двудырчатые С-видные или прямые псалии. Потом псалии заменили свободно вращающимися кольцами, которые дополнительно крепились к удилам. Для защиты коней применяли чешуйчатые панцири. С III века до нашей эры по I век нашей эры широко использовали богатые наборы сбруи с серебряными фаларами (круглыми или полушарными бляхами)[1][13].

Погребальный обряд

Сарматские могильники — это курганы или бескурганные захоронения. В курганах совершались семейные усыпальницы с большим количеством погребений. Чаще всего погребение происходило в прямоугольной яме, иногда в подбоях и катакомбах. Ориентировка тела — на юг, запад или восток. Погребённые клались на подстилку из органики.

В качестве инвентаря в первую очередь необходимо выделить предметы вооружения, украшения, одежду, расшитую золотыми бляшками, бисером и бусами, керамические и металлические сосуды, а также в некоторых случаях — конское снаряжение[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Евгения Галимзянова. Сарматская культура // Энциклопедия «Всемирная история». — 2021.
  2. Мордвинцева В. И. Сарматская археологическая культура: от спекулятивной модели к сетевой // Вестник древней истории. — 2020. — Т. 80, № 4. — С. 1062—1083.
  3. Сарматы // Открытая археология.
  4. С. В. Демиденко. Савроматская археологическая культура // Большая российская энциклопедия. — 2004—2017.
  5. Симоненко А. В. Раннесарматские памятники Орель-Самарского междуречья // Нижневолжский археологический вестник. — 2019. — Т. 18, № 1. — С. 81—96.
  6. 6,0 6,1 6,2 С. В. Демиденко. Сарматские археологические культуры // Большая российская энциклопедия. — 2004—2017.
  7. Анатолий Степанович Скрипкин. Сарматская археология от Б. Н. Гракова до современности // Исторические исследования. — 2021. — № 16.
  8. Сарматская культура // ГАУН РБ «Башкирская энциклопедия».
  9. Краева Л. А. (дата обращения: 31.05.2024). Бытовое и сакральное использование керамики у сарматов Южного Приуралья и Западного Казахстана // СНВ. — 2015. — № 3.
  10. В. И. Соенов, Е. А. Константинова. Железные стамески гунно-сарматского времени из могильника Верх-Уймон (Алтай) // Вестник Тюменского государственного университета. — 2014.. — № 2. — С. 13—18.
  11. Сарматская культура // Музей историко-культурного наследия САО РАН и Нижнего Архыза.
  12. Археология / В. Л. Янин. — М.: МГУ, 2006.
  13. Балабанова М. А. (дата обращения: 31.05.2024). Хозяйственно-культурный уклад и образ жизни сарматских племен по данным античных письменных источников // Вестник ВолГУ. Серия 4, История.. — 2011. — № 1.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!