Сарафан

Эта статья является кандидатом в хорошие статьи
Эта статья прошла проверку экспертом
Сарафан косоклинный шерстяной домотканый. Старооскольский уезд Курской губернии. Конец XIX — начало XX

Сарафа́н  — традиционная русская женская одежда в виде длинного платья без рукавов, надеваемого поверх рубахи. Исторически сарафан носили в северных, центральных и южных губерниях Европейской России, а также в Сибири, где он сохранялся в крестьянском быту до середины XX века[1].

Первые письменные упоминания о сарафане датируются XIV веком. Изначально этот термин обозначал длинную мужскую одежду знати восточного происхождения и лишь к XVII веку закрепился за женским костюмом. Наиболее обоснованные версии этимологии связывают термин с перс. sarāpā‎ («одетый с головы до ног») или тюрк. sapar («одежда»)[2][3].

История появления

Научные исследования позволяют датировать первые летописные упоминания о сарафане XIV веком. Этимология термина остаётся дискуссионной, наиболее обоснованная гипотеза происходит от персидского сочетания перс. sarāpā‎ (سراپا), что означает «с головы до ног» или «одетый полностью» (от sar — «голова» и — «нога»). Альтернативная версия предполагает заимствование из тюркских языков, где существовали схожие по значению и звучанию слова для обозначения длинной одежды. В указанный исторический период сарафаны преимущественно использовались как мужская одежда[1].

Документальное свидетельство употребления термина зафиксировано в Никоновской летописи в 1376 году. В крестьянской среде заимствованное слово использовалось достаточно редко, уступая местным наименованиям: костыч, штофник, кумачник, синяк, косоклинник. Первоначально сарафан характеризовался трапециевидным кроем и носился поверх рубахи, составляя парадный княжеский костюм с длинными откидными рукавами. Для его производства применялись дорогостоящие материалы: шёлк, бархат, парча. Сарафан постепенно перешёл из гардероба знати в народный костюм[3].

В XVII веке термин стал обозначать женскую одежду. Письменные источники этого периода описывают сарафан как цельное платье, надевавшееся через голову, с вариативностью конструктивных решений: с рукавами или без них, с застёжками или без них. Сарафаном также называли высокую юбку на лямках[1].

Социальный статус сарафана претерпел значительную эволюцию. Если в XVII веке он был универсальной одеждой для всех сословий, то после реформ Петра I ситуация кардинально изменилась. Распространение европейских модных стандартов среди дворянства привело к тому, что сарафан был вытеснен из аристократической среды. Он закрепился как элемент костюма непривилегированных слоёв населения, сохранившись преимущественно в крестьянском, купеческом и мещанском обиходе[4].

В XVIII веке Екатерина II ввела моду на сарафан при дворе, стремясь подчеркнуть уникальность русской культуры. В 1834 году Николай I указом официально включил сарафан в состав парадного платья придворных фрейлин. Несмотря на популярность при дворе, сарафан постепенно утрачивал свои позиции в городской среде. К середине XIX века он окончательно перешёл в разряд крестьянской одежды, в котором сохранялся вплоть до революции 1917 года. К середине XX века сарафан почти исчез из повседневного гардероба, превратившись в погребальный наряд[4][5].

Конструктивные особенности и материалы

Глухой сарафан

Данный тип женской одежды бытовал на территории России до конца XIX века под различными наименованиями: шушун, саян, ферязь, дубас. Эволюция кроя проявлялась в переходе от туникообразной конструкции к более сложным формам: лямки начали выкраиваться вместе со спинкой из заднего полотнища, тогда как передняя часть сохраняла цельнокроеную структуру[1].

Для изготовления использовались традиционные домотканые материалы: сукно красного цвета, шерсть чёрных и тёмно-синих оттенков, холст белого и синего цветов. Декоративное оформление включало отделку горловины, пройм и подола кумачом или крашеным холстом, иногда дополнявшуюся вышивкой или аппликацией[1].

Косоклинный сарафан

Конструкция предполагала два варианта: распашной покрой или наличие центрального шва спереди. Для пошива использовали три полотнища ткани — два для переда и одно для спинки. Объёмный силуэт достигался за счёт вставки косых клиньев в нижней части боковых швов. Полы фиксировались металлическими пуговицами, тесёмными петлями или стачным швом. Лямки различной ширины выкраивались из задней части или отдельного отрезка ткани[1].

Пик распространения данного типа сарафана относится к началу XIX века. Применялись как домотканые материалы (холст, шерсть), так и фабричные ткани: набойка, бархат, парча, тафта, шёлк, кумач. Конструкция предусматривала холщовую подкладку, выполнявшую утилитарные и формообразующие функции[1][6].

Прямой (круглый) сарафан

Середина XIX века ознаменовалась появлением прямого сарафана, отличавшегося технологической простотой кроя. Конструкция формировалась из 4—8 прямых полотнищ фабричной ткани, собранных в складки на линии груди. Лямки изготавливались из основного материала или тесьмы[1].

Данный тип получил широкое распространение благодаря простоте изготовления, меньшему весу и разнообразию цветовых решений. Первоначально его носили молодые женщины, позднее он вошёл в обиход всех возрастных групп[1].

Для повседневного использования применялись домашняя пестрядь и фабричные ткани сдержанных тонов. Праздничные варианты шили из набойки, кумача, ситца, сатина, шёлка, кашемира, парчи. Декоративная отделка включала позумент, бахрому, шёлковые ленты, тесьму, аппликации[1].

Сарафан с лифом

Разновидность круглого сарафана, состоявшая из двух конструктивных элементов: юбки, собранной в складки, и приталенного лифа. Застёжка центрального расположения выполнялась на пуговицах или крючках[1].

Территория распространения охватывала центральные регионы России. Конструктивные особенности данного типа оказали влияние на формирование безрукавных приталенных платьев[7][8].

Свадебный сарафан

Свадебный сарафан занимал особое место в традиционном костюме. Его шили из ярких тканей: алых, вишнёвых, малиновых. Наряд богато украшали, расшивали золотными нитями и дополняли драгоценными аксессуарами. Орнаменты были не просто украшением, они имели символическое значение и служили оберегами[8].

Центральным элементом свадебного обряда был ритуал переодевания. Невесту облачали из скромного «девичьего» сарафана в богатый «бабий» наряд. Эта церемония знаменовала переход девушки в новый социальный статус, который в традиционной культуре понимался как «смерть» в прежнем качестве и «рождение» в новом. Отныне она становилась полноправной замужней женщиной, что находило отражение в её новом костюме и поведении[9].

Полный свадебный комплект, включавший нижние юбки, кокошник и дополнительные детали, мог весить до 10 кг. Каждый элемент, цвет и материал строго регламентировались традицией, отражая социальный статус семьи и мастерство невесты. Особенно ценились свадебные сарафаны с золотной вышивкой по белому фону, которые демонстрировали благосостояние рода и часто передавались по наследству. Для придания формы использовалась плотная вощёная подкладка, повседневные варианты шили из более простых материалов — холста, бязи или шерсти[8].

Региональные особенности русского сарафана

Традиционный русский сарафан отличался значительным региональным разнообразием, что было обусловлено природно-климатическими условиями, особенностями культурного развития различных территорий России. Сложившееся к XIX веку районирование костюма демонстрирует устойчивые комплексы, каждый из которых характеризовался специфическими чертами покроя, декора и способов ношения[4][10]:

Регион Характерные особенности Преобладающие материалы и крой Специфические черты и наиболее известные типы
Северо-русский Преимущественно косоклинные сарафаны Набойка, кумач, парча Сочетание с душегреей и сложными головными уборами. Архангельская губерния: золотная вышивка, знаменитые «костычи» — сарафаны с глухим косоклинным кроем и богатой вышивкой
Южно-русский Простой крой, минимальный декор Шерсть, холст тёмных тонов Сохранение древних туникообразных форм. Курская губерния: «саян» — прямой сарафан из синего холста с богатой отделкой кумачом
Центральный Наибольшее разнообразие фасонов Широкий ассортимент тканей, включая фабричные Влияние городской моды. Московская губерния: «москвич» — прямой сарафан из дорогих фабричных тканей с отделкой галуном, бытовавший в Подмосковье
Поволжский Смешение русских и финно-угорских традиций Холст, кумач, парча Нижегородская губерния: «ферязь» — распашной сарафан с длинными откидными рукавами, украшенный металлическими пуговицами
Сибирский Сохранение архаичных форм Сукно, холст, меха Алтайский горный округ: «дубас» — глухой сарафан из синего сукна с характерной отделкой красной тесьмой

Образ сарафана в творчестве

Произведения русских художников XIX века представляют собой ценный источник для изучения народного костюма. Работы художников сохранили детали одежды, запечатлели сарафан в повседневной жизни[7].

Литературные и музыкальные произведения, а также фольклорные тексты (частушки, поговорки, песни) содержат многочисленные упоминания сарафана, отражающие его значение в народной культуре.

В 1920-е годы бытовала частушка, фиксирующая изменение отношения к традиционному костюму:

Сарафанов нонь не носим, нам от них убыточек:

Надо восемь метров ситца. Три катушки ниточек.

Народные поговорки подчёркивают гендерную дифференциацию костюма:

Молодец в кафтане, девка в сарафане.

Регламентируют нормы поведения:

Сарафан за кафтаном не бегает.

В частушках сарафан выступает как атрибут женственности, демонстрируя благосостояние семьи и мастерство рукодельницы:

Заиграй-ка, балалайка!

Балалайка — три струны!

А я в новом сарафане

Ну и где вы — плясуны?

В 1834 году в сборнике «Русские песни» было опубликовано стихотворение Цыганова Николая Григорьевича «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», впоследствии положенное на музыку Варламова Александра Егоровича[11].

Не шей ты мне, матушка,

Красный сарафан,

Не входи, родимушка,

Попусту в изъян!

Возрождение сарафана в современной моде

В 1970-е годы развитие текстильной промышленности, в частности распространение кримплена и плотного трикотажа джерси, способствовало возвращению сарафана в массовый гардероб. Функциональные преимущества модели — простота кроя, удобство ношения и комбинирование с другими элементами одежды — обеспечили её устойчивую популярность. Отсутствие рукавов — ключевая особенность сарафана. Это позволяет носить его с блузами, водолазками и другой одеждой, создавая разнообразные образы[8].

Сарафан сохраняет связь с традиционной культурой, оставаясь частью представлений о женском костюме. Его регулярное возвращение в моду подтверждает, что базовые формы в одежде не теряют актуальности. Как культурный символ сарафан объединяет разные стороны русской традиции: связь поколений, региональные особенности и социальные различия. Сегодня наряд продолжает жить в новых формах — в музейных коллекциях, в работах современных дизайнеров, соединяя прошлое с настоящим[12].

Галерея

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Русский традиционный костюм. Сарафан. Музей народных ремёсел и промыслов. Дата обращения: 6 сентября 2025.
  2. Древняя одежда народов Восточной Европы. Материалы к историко-этнографическому атласу / Рабинович М. Г.. — Москва: Наука, 1986. — 272 с.
  3. 3,0 3,1 По одёжке встречают. ФКУ «Цифровая культура». Дата обращения: 6 сентября 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 Кирсанова Р. М. Русский костюм и быт XVIII—XIX веков. — Слово, 2002. — 224 с. — ISBN 5-85050-246-7.
  5. Лось О. К., Курочкиной Е. Н. Традиционный русский костюм: использование в придворной культуре XVIII—XIX веков как символа национальной принадлежности // Известия Лаборатории древних технологий. — 2021. — Т. 17, № 1. — С. 138—152.
  6. Лебедева Н. И., Маслова Г. С. Русская крестьянская одежда XIX — начала XX века как материал к этнической истории народа // Советская этнография. — 1956. — № 4. — С. 18—31. — ISSN 0038-5050.
  7. 7,0 7,1 Сапожникова Т. Русский народный костюм. Глазами художника // Искусство. — 2006.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Зайцева, Д. С. Феномен советской моды: столкновение социалистической идеологии и модных желаний потребителей // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. — 2023. — Т. 9, № 3.
  9. Гура А. В. Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика. — Москва: Индрик, 2012. — 935 с. — ISBN 978-5-91674-150-6.
  10. Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX— начала XX веков. — Москва: Наука, 1984. — 216 с.
  11. Составление, предисловие и комментарий В. Калугина. Антология русской песни. — Москва: Эксмо, 2005. — 702 с.
  12. Малхасян А. С. Народный костюм как феномен социализации и воспитания в традиционном и современном обществе // Наука. Искусство. Культура. — 2025. — № 3 (47). — С. 130—141.

Ссылки